Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последние десятилетия заметно возрос интерес к геронтологическим
проблемам. Это связано с характерным для современного этапа человеческой истории явлением
«демографического старения». В ряде стран значительно увеличилась продолжительность жизни
человека. В результате этого старший возраст человека представляется психологам уже не как
короткий и тягостный отрезок жизни больных и бесполезных людей, а как длительный по своей
продолжительности и социально-психологической значимости период индивидуального пути
личности, не желающей существовать на обочине жизни.
Согласно классификации Европейского регионального бюро, пожилым возрастом для мужчин
принято считать период с 60 до 74 лет, для женщин – от 55 до 74 лет. С 75-летием наступает
преклонный возраст (старость). Период после 90 лет называют долгожительством (старчеством).
Процесс старения человека представляет собой не только физиологическое, психологическое, а
также социальное явление. Не удивительно, что психология пожилых людей обычно имеет свои
3
характерные особенности, так как на данный период вся жизнь имеет серьезные изменения. Люди
пожилого возраста характеризуются упадком жизненной активности. Жизнерадостная старость
связана с принятием своего жизненного пути. Если человек не принимает старость в позитивных
эмоциях, то его ожидает кризис пожилого возраста.
Глава 1. Теоретические вопросы психологических особенностей мотивации в период старения
1.1.Сущность и особенности мотивации и мотивационного процесса
Мотивация представляет собой систему внешних и внутренних движущих сил, которые побуждают
личность осуществить какую-либо деятельность, направленную на определенную цель при
затрачивании усилий и применении стараний, добросовестности и настойчивости.
Другими словами, мотивация – результат многоступенчатого взаимодействия внутреннего мира
человека – прежде всего его потребностей и стимулов, способных удовлетворить эти потребности, а
также ситуации, в которой осуществляется восприятие стимула и появляется активность,
направленная на его получение .
Трактовка «мотивации» у отечественных и зарубежных исследователей отличается. Например,для М.
Мескона, М. Альберта иФ. Хедоури мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности
для достижения личных целей или целей организации; осознанный выбор человеком типа
поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы)
факторов .
Другими словами, мотивация – это внутреннее побуждение к действию, обуславливающее
субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении. Та- кое определение
приводится в Педагогическом словаре В.И. Наумчик и др. В Философской энциклопедии мотивация
трактуется как реализация мотива в конкретной деятельности, как процесс выбора между
различными возможными действиями, регулирующий, направляющий действие на достижение
специфических для целевых состояний и поддерживающих эту направленность .
Одна группа отечественных ученых мотивацию понимают, как стремление человека удовлетворить
потребности (получить определенные блага) посредством деятельности. Для другой группы
мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями, активизирующее,
стимулирующее и направляющее его действия к достижению поставленной цели.
1.2.Психологическая характеристика личности в период старения
Увеличившаяся повсеместно в регионах мира с последней четверти ХХ в. продолжительность жизни
и сократившаяся рождаемость привели к демографическому сдвигу в структуре общества в пользу
старших возрастов.
Согласно данным ООН к 2050 г. ожидается, что количество человек
старше 60 лет составит более 22 % мирового населения, а абсолютное число людей старше 60 лет
превысит 2 миллиарда .
Благодаря научно-технологическим прорывам в медицине и косметологии, революционным
информационно-культурным сдвигам в общественном сознании человечество стало жить дольше,
разнообразнее и выглядеть моложе. И если какое-то время назад 60-летних считали «стариками,
собирающимися на покой», то сейчас многие 60-летние чувствуют себя вполне активными и имеют
4
такие интересы, которые не согласуются с прежним «стариковским набором» (немощь, зависимость,
депрессивность).
В Докладе о старении и здоровье Всемирной Организации Здравоохранения 2015 г. говорится, что
данная тенденция
требует от мирового сообщества «фундаментальных изменений – не только того, что мы делаем, но
и того, как мы осмысливаем само старение». В Докладе подчеркивается, что многие
распространенные суждения о пожилых людях основываются на устаревших стереотипах. Одно из
ключевых положений Доклада гласит: «Не существует «типичного» пожилого человека» .
А другая современная точка зрения предостерегает от опасности сводить все позитивное, связанное
с новыми обстоятельствами старения, только к стиранию возрастных границ и возможности
продолжения трудовой активности .
Ряд зарубежных и российских исследователей (В. Генри (1968), Д. Бромлей (1968), М. Ермолаева
(2002), А. Алеман (2012) и
др.) в качестве «водораздела» для обозначения границ пожилого возраста выбирает выход на
пенсию. В этих работах понятия «пожилой» и «старый» часто использовались как синонимы.
Другие ученые (Г. Крайг (1996), Н. Пряжников (1999), О. Краснова, А. Лидерс (2002) и др.) отделяли
пожилой возраст от старости, рассматривали подпериоды старости и неоднородность их
содержания.
Предлагались другие наименования вместо «пожилой возраст» и «старость», например, «третий» и
«четвертый возраст» (П. Ласлет (1974)).
Для обозначения границ более старшего возраста П. Ласлет, Н. Шахматов (1996) и др. рассматривали
функциональную способность (или неспособность) человека вести активную и независимую жизнь .
Специфические задачи личностного развития обусловили границы поздних возрастов в
периодизациях Э. Эриксона (1950), Б. Ливехуда (1976), В. Слободчикова (1996), Б. Рыжова (2012).
У разных исследователей начало пожилого возраста (и / или старости) варьировалось в диапазоне
45–55–60–65–73 лет (Ш. Бюллер (1968), Б. Ананьев (1974), Ильин (2012) и др.).
Также существовала точка зрения, что наступление старости вообще «нельзя приурочить к
определенной календарной дате» (И. В. Давыдовский, 1966).
Глава II. Эмпирическое исследование психологических особенностей мотивации в период старения
(ГБУ КО «Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»)
2.1. Методы и методики исследования
Поскольку целью данного исследования стало выявить особенности формирования мотивации в
период старения, мы определили базу и методики исследования.
Выборку исследования составили 30 пожилых людей в возрасте от 65 до 74 лет. Исследование
проходило в ГБУ Ко Кировский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов. Цели и задачи деятельности данного учреждения:
оказание социально-бытовых услуг одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и
инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию;
5
оказание материальной помощи гражданам, имеющим обстоятельства, ухудшающие их
жизнедеятельность;
предоставление во временное пользование технических средств адаптации, реабилитации и
ухода;
оказание консультативной помощи;
оказание психологической помощи, в том числе, в рамках телефона доверия;
информирование населения о деятельности социальных служб;
организация досуга граждан пожилого возраста и инвалидов, а также малообеспеченных
семей с детьми;
развитие волонтерского и добровольческого движения;
привлечение внебюджетных источников финансирования.
Численность обслуженных получателей социальных услуг за 1 квартал 2018 года – 2536 человек:
отделения социального обслуживания на дому – 572 чел;
из них:бесплатно-280 чел;
на условиях частичной оплаты -191 чел;
по тарифам на социальные услуги-101 чел;
отделения срочного социального обслуживания – 1964 чел.
В 2011 году была открыта «Мобильная служба» — предоставление срочных социальные услуги
разового характера. В состав «Мобильной бригады вошли парикмахер, юрист и специалист по
социальной работе.
С 28 декабря 2011 года Муниципальное Учреждение «Кировское отделение социальной помощи на
дому» переименовано в Муниципальное Казённое Учреждение «Кировское отделение социальной
помощи на дому».
17 апреля 2013 года в МКУСО « Центр социального обслуживания» состоялось открытие Клуба
общения для граждан пожилого возраста и инвалидов.Цель открытия: организация досуга данной
категории граждан.
С 17 мая 2013 года Муниципальное Казённое Учреждение «Кировское отделение социальной
помощи на дому» переименовано в Муниципальное Казённое Учреждение социального
обслуживания «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» МР
«Город Киров и Кировский район».
В августе 2013 году открыта служба «Социальное такси»- предназначена для предоставления
транспортных услуг нетрудоспособным престарелым гражданам, инвалидам, семьям с детьми
инвалидами и другим гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для посещения ими
социально-значимых объектов
2.2. Формы и методы повышения мотивации пожилых людей на примере ГБУ КО «Кировский центр
социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»
6
Социальная геронтология, рассматривая старость как возраст развития, показывает большие
различия в выражении индивидуальных признаков старения, не позволяющих точно определить
границу старения. В пожилом возрасте социальная ситуация развития связана с отдалением от
активного участия в производительной жизни общества – с выходом на пенсию. С возрастом, как
правило, происходит отстранение пожилого человека от окружающего мира, уменьшается
общительность и появляется сосредоточенность на своем внутреннем мире, именно поэтому
процесс старения идет быстрыми темпами.
Существуют две стратегии адаптации к старости:
сохранение себя как личности (развитие и поддержание общественных связей);
сохранение себя как индивида (выживание и обособление с угасающими со временем
психологическими функциями) .
Физическое состояние зачастую определяет место пожилого человека в семье и обществе.
Физическое неблагополучие – одна из важных причин разочарованности жизнью в старости. Исходя
из двух стратегий адаптации к старости выделяются личностные особенности. В соответствии со
второй стратегией - наступает сосредоточенность на себе, обидчивость, нетерпимость, чувство
одиночества, мнительность, заострение личностных черт. Такие люди видят мир как непонятный,
угрожающий. По данным американских ученых существуют разные мнения по поводу снижения
общей интеллектуальной активности при нормативном старении.
Исследования, полученные П. Балтесом, показали, что на общую картину динамики познавательных
функций в старости влияет образование, здоровье, работа и умственная тренировка .
При должном отношении к престарелым со стороны государства, общественных организаций,
общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной. Ритм старения во многом зависит
от образа жизни пожилых людей, условий труда, уровня жизни, их положения в семье, социальных и
психологических факторов. Среди пожилых можно выделить разные группы: бодрые; физически
здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие,
но уставшие от работы; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой
досуг, несчастные, отчаявшиеся в жизни .
Для того чтобы проводить качественную работу с пожилыми людьми, нужно знать их социальное
положение, материальные и духовные потребности, особенности психики и в этой работе опираться
на социально-психологические, социально-экономические, социологические и другие виды
исследований. Переход человека в группу пожилых значительно меняет его цель и смысл жизни,
взаимоотношения с обществом. Существенно изменяется и образ жизни людей. До этого времени
они были необходимы обществу, работали на производстве, занимались общественной
деятельностью. Выйдя на пенсию они, зачастую, теряют прочную связь с производством. Однако как
члены общества могут при желании оставаться сопричастными к определенным видам деятельности
общественной жизни. Тяжелее воспринимают выход на пенсию такие люди, чей труд высоко
ценился в прошлом, а сейчас признается ненужным. Часто при разрыве с трудовой деятельностью у
пожилых появляются хронические заболевания, снижается жизненный тонус, меняется психическое
состояние. Это происходит вследствие того, что посильный труд является источником долголетия,
одним из важнейших условий сохранения здоровья.
2.3. Анализ результатов исследования
Итак, в ходе исследования была проведена диагностика внимания, памяти и интеллектуальной
лабильности пожилых людей до и после занятий по программе «Пенсия на 5+».
7
Рассмотрим результаты методики «Интеллектуальная лабильность». По рисунку 2 видно, что у
пожилых людей до начала занятий низкие значения лабильности, и интеллектуальной успешности
(хср.=8,7), после проведенных занятий результаты у пожилых людей изменились (хср.=5,2), они
демонстрируют средние показатели лабильности и способности к обучению.
Заключение
Проблема старения является предметом особенного изучения международных организаций и
агентств ООН с начала восьмидесятых годов. Процесс «постарения населения», появился
относительно недавно. Он начался после демографической революции, быстро нарастающий спад
показателя рождаемости был одним из двух ее основных проявлений. Во Франции и Финляндия
демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, за ними последовали другие
страны Западной и Северной Европы. Процесс демографического старения в XX веке захватил все
европейские страны, затем многие страны на других континентах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие /под ред. Проф. В.П. Пугачева. - М.:
Гардарики, 2012. – С.12
2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2014. – С.360
3. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. ─
Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. ─280 с
4. Новая философская энциклопедия в 4 т. – М.: Мысль, 2010
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Высш. школа, 2016. – С.65
6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2010. – С.107
7. Дятлов В.А., Кибанов А.Я. Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: Академия, 2014. – С.465.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2014. – С.761
9. Резник С.Д., Левина С.Ш., Глухова И.В. Мотивация управленческого персонала встроительных
организациях. - Пенза: ПГУАС, 2003. – С.6
10. Управление организацией: Учебник / Подред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.
Соломатина, 2-е изд., М.: ИНФРА-М, 2013. – С.117
11. Управление организацией: Энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001. – С.346
12. Райзберг Б А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.:
Академия, 2015. – С.194.
13. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и
определений. - М: Экзамен, 2004. - С. 198.
14. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности
[Текст] / Д. А. Леонтьев // Психол. журнал. – Т. 21. – 2000. – № 1. – С. 15–25.
15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2002. – С.34
8
16. Маслоу А. Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. А, М, Татлыбаевой.- СПб.: Питер, 2014. –
668с.
17. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.
18. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2. – С. 46–58.
19. Всемирный Доклад о старении и здоровье 2015 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.portal.pmnch.org/ageing/publications/world-report-2015/ru
20. Ильин Е. П. Психология взрослости. – СПб. : Питер, 2012.
21. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996
22. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. –
Калуга, 1994
23. Алеман А. Мозг на пенсии. Научный взгляд на преклонный возраст. – М., 2016.
24. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития // Системная психология и социология. –
2012.- № 5.
25. Краснова О. В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные
записки. – 2005. – № 3.
26. Сапогова Е. Е. Экзистенциально-психологический анализ старости // Культурно-историческая
психология. – 2011. – № 3. – С. 75–81
27. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития
// Вопросы психологии. – 1996. – № 5. – С. 38–50
28. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2. – С. 46–58.
29. Краснова О. В. Выход на пенсию и идентичность женщин // Психологические исследования –
2014. – Т. 7. – № 35. – С. 6.
30. Лидерс А. Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании //
Психология зрелости и старения. – 2000. – № 2.
31. Ильин Е. П. Психология взрослости. – СПб. : Питер, 2012.
32. Биггз С., Хаапала И. Долгая жизнь, взаимопонимание и эмпатия поколений // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2. – С. 46–58.
33. Продолжительность жизни в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://reconomica.ru/экономика/статистика/средняя-продолжительность-жизни-в-рф
34. Ильин Е. П. Психология взрослости. – СПб. : Питер, 2012.
35. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. –М., 1996.
36. Рощак К. Психология старости [Текст]: хрестоматия / К. Рощак. – Самара: изд. Бахрах. – М,
2004. – 736 с.
37. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии [Текст]: учебник / Е.Н. Хрисанфова. – М.: Владос, 1999.
– 192 с.
9
38. Альперович В. Д. Социальная геронтология: пожилым и молодым о старости и старении. -
Ростов - н/Д.: Феникс, 2006. - 306 с.
39. Усова Е.Б. Возрастная психология: учебно-методический комплекс/ 2-е изд., испр. - Минск:
Изд-во МИУ, 2009. - 56с.
40. Шабанов, В. Развитие социального обслуживания пожилых людей - одно из ключевых
направлений социальной работы // Социальная работа. - 2004. - № 1. - С. 6-9.
41. Психология позднего периода жизни: учебное пособие. - Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2012. - 231 с.
42. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный
подход.Дис. .д. психол. наук.М., 2010.- 484 с.
43. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004. - 230с
44. Усова Е.Б. Возрастная психология: учебно-методический комплекс/ 2-е изд., испр. - Минск:
Изд-во МИУ, 2009. - 56с.