Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые
выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой
диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют
от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они
выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные
убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.
Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны.
Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении
психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием.
3
Глава 1 Теоретические аспекты использования психодиагностических методик в психологическом
консультировании
1.1 Психодиагностические методы и методики
Слово "психодиагностика" знакомо, наверное, каждому. Всевозможные психологические тесты
можно найти на просторах Интернета, в газетах и журналах, книгах… Но все ли они имеют
отношение к психодиагностике?
Психодиагностика (греч. psyche — душа и diagnostikos — способный распознавать) — область
психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, связанная
с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных
психологических особенностей и перспектив развития человека.
Психодиагностика как отдельное направление выделилось в начале ХХ века из
экспериментальной психологии. Термин психодиагностика появился в 1921 г. и принадлежит
швейцарскому психологу Герману Роршаху.
Долгое время психодиагностика отождествлялась с тестированием. Однако психодиагностика
прочно вошла в психологию после применения не тестирования, не психометрии, а проективных
методов, которые не ставили прямого диагноза.
Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.
На протяжении всей истории развития человечества постепенно создавались богатая научная
традиция и разнообразная практика познания психологии человека. Существенное место в этом
процессе всегда занимал психодиагностический метод, корни становления которого уходят вглубь
веков. При этом на любом этапе эволюции идей познания психодиагностика складывалась в
единстве трех взаимосвязанных направлений. Одно из направлений акцентировало надежность и
объективность выявленных и измеренных психических явлений. В фокусе внимания другого была
научная база, обосновывающая разработку психодиагностического инструментария, а также
концепции, объясняющие измеренные психические явления. И еще одно направление
формировало этику психодиагностики.
Разумеется, приоритет каждого направления менялся. На этапе наивной психодиагностики, к
которой имели самое непосредственное отношение физиогномика, френология, графология и
хиромантия, доминировала идея выявления и описания психических явлений. Так, древние
психодиагносты настойчиво пытались установить взаимосвязи внешних признаков человека и его
психологических характеристик. Например, физиогномика, опираясь на примитивные аналогии
между внешним видом животных и соответствующими характеристиками людей, связывала
выражение лица и особенности личности. Для френологии наиболее существенными были
соотношения психических особенностей человека и наружной формы черепа. Графология
развивала идею о зависимости почерка как разновидности выразительных движений,
отражающих психологические свойства и психофизиологические состояния пишущего, от его
душевных качеств. К одному из наиболее древних психодиагностических учений можно отнести
хиромантию, в которой отразилась в целом небезуспешная попытка найти связь между
индивидуальными особенностями человека, чертами его характера, пережитыми событиями и
кожным рельефом ладоней.
4
Ценность донаучной психодиагностики для совершенствования психологической культуры
современного психодиагноста неоспорима. Наивные психодиагносты, владея исключительно
методом наблюдения, оставили прекрасные образцы его применения. Вряд ли кто-либо из
нынешних психодиагностов-профессионалов составит серьезную конкуренцию Феофрасту (конец
IV — первая половина III в. до н. э.) в столь колоритном и точном описании характеров [5]. Еще
один непревзойденный психодиагност — немецкий сатирик Себастиан Брант (1437-1521),
психологическая наблюдательность которого поражает. Брант оставил сатирическое описание
разных личностных и поведенческих свойств. В несколько десятков строчек автор вкладывал
множество социальных и психологических смыслов описываемого свойства [11].
В последующем идея полного и точного описания психических проявлений была
трансформирована в идею точности измерения психических процессов, состояний и личностных
свойств, и, вероятнее всего, умственные способности стали первыми из них, к которым
обратилась психодиагностика. Первоначально психодиагносты ограничивались обыкновенными
вопросами относительно возраста, местожительства, даты рождения. Одновременно для
решения предлагались несложные математические задачи и головоломки, требующие не только
знания элементарных арифметических операций, но и находчивости, критичности, предвидения.
Постепенно подобные задания перерастали в тесты интеллекта.
1.2 Анализ понятия психологического консультирования
Психологическая помощь – это деятельность по применению психологических методов для
эмоциональной поддержки, просвещения, развития и повышения социально-психологической
компетентности человека. Психологическая помощь – это работа по разрешению различного рода
психологических проблем, поиск и выбор путей входа из кризисной ситуации.
Что такое психологическая помощь сегодня в общих чертах представляют все, однако незнание
глубины данного понятия мешает многим из нас понять необходимость и, главное, действенность,
этого явления. На сегодняшний день психологическая помощь представляет собой достаточно
широкое понятие и включает как профессионально оказываемую помощь специалиста-психолога
или психотерапевта, так и простую дружескую беседу, направленную на устранение тех или иных
психологических расстройств человека или душевных переживаний.
Так, часто, оказавшись в сложной ситуации, человек, иногда сознательно, а порой и неосознанно
начинает искать, кому можно излить душу, с кем поделиться своей проблемой или посоветоваться
по тому или иному вопросу. Это, собственно говоря, и есть поиск психологической помощи.
Отношение в нашей стране к психологической помощи довольно странное. К сожалению, в нашем
обществе укрепилось мнение, что к психологу ходят только больные или безвольные люди,
которые не в состоянии справиться со своими проблемами сами. Тем не менее,
профессиональная психологическая помощь может существенно облегчить человеку жизнь,
помочь разобраться в ситуации, которая оказалась для него затруднительной и в которую он
попал по своей воле или из-за сложившихся обстоятельств. И, наконец, оперативно найти выход
из создавшегося неприятного положения – всё это задачи психологического консультирования.
Основные виды психологической помощи — это психологическое консультирование и
психотерапия. Главное отличие одного от другого заключается в том, что консультирование
5
рассчитано на решение конкретной задачи, сложившейся вокруг человека, а психотерапия
направлена прежде всего на изменение личностных характеристик человека, обратившегося за
психологической помощью. Так, психотерапия призвана изменить те конкретные свойства или
черты характера, которые мешают ему полноценно жить, и которые сам клиент считает
неэффективными, или же которые в процессе диагностики выявил специалист. Это более
длительная процедура, ведь в результате психотерапии человек должен научиться лучше
понимать окружающих, быть гармоничной личностью и уметь слушать не только себя, но и
других.
Сложно разделить отдельные виды психологической помощи строго развести нельзя. Как
правило, их выделяют по тому, кто оказывает эту помощь. Психологически поддержать и оказать
помощь может и не профессионал – друзья и близкие человека, коллеги, наставники и др. Есть
люди, которые имеют способности и потребность помогать другим людям. Они часто интуитивно
находят нужные слова и используют приемы, которые применяются в психотерапии.
Психологическая помощь со стороны специалистов, получивших образование в этой области,
более структурирована и более эффективна. Эта работа касается глубоких причин
психологических конфликтов и проблем.
Глава 2 Эмпирические аспекты использования психодиагностических методик в психологическом
консультировании
2.1 Констатирующий эксперимент
В исследовании приняли участие подростки 15–17 лет. Для проверки гипотезы были
сформированы две выборки. В экспериментальную группу вошли 30 подростков, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации.
Для выявления особенностей была сформирована группа сравнения, которая состояла из 30
человек: 15 мальчиков и 15 девочек, – уравненных с экспериментальной группой по социальнодемографическим показателям.
Рассмотрим более подробно используемые методики.
Гиссенский опросник соматических жалоб предложен в 1967 году Е. Брюхлером и Дж. Снером.
Методика стандартизировалась на населении Германии и пациентах психосоматического
отделения Гиссенского университета. Гиссенский опросник соматических жалоб возник из
необходимости иметь в распоряжении врача стандартный перечень физических жалоб. Однако
психосоматический опросник (ПСО) – это не список симптомов, с помощью которого можно
идентифицировать органическое заболевание. Для этой цели список жалоб должен быть
значительно более детальным и иметь спецификацию для конкретной картины болезни. Область
применения ПСО иная – речь идет о психосоматической обусловленности или
взаимообусловленности физических недомоганий. Например, перечень недомоганий из шкалы
«желудочные заболевания» совершенно недостаточен для характеристики соматической
ситуации пациента. Эта шкала означает, прежде всего, что пациент свои физические недомогания
локализирует преимущественно в желудочно-кишечной области.
Опросник депрессивности Бека для оценки эмоционального уровня психологической
травматизации (Аарон Т. Бек, 1961).
6
Шкала депрессии Бека – это один из самых известных тестов, позволяющих определить степень
тяжести депрессивного расстройства. Методика подходит как для взрослых, так и для подростков,
а потому часто используется в практике школьного психолога.
Методика изучения временной перспективы (Ф.Зимбардо, 1997).
Включает в себя пять шкал, которые соответствуют пяти факторам. Пункты опросника (всего 56)
представляют собой утверждения об идеальных представлениях, убеждениях. В инструкции
респондентов просят указать насколько данное утверждение является для них характерным.
Используется стандартная пятибалльная шкала: от «совершенно не характерного» (1 балл) до
«очень характерного» (5 баллов).
Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева (1999).
Методика предельных смыслов (МПС) была разработана автором в попытках найти новые,
нетрадиционные подходы к эмпирическому изучению и диагностике таких трудно поддающихся
анализу структур субъективной реальности, как динамические смысловые системы сознания. В
методике был воплощен сравнительно новый методический прием изучения смысловых систем
через их отражение в индивидуальном мировоззрении.
Также в данной работе использована психодиагностическая методика исследования жизненного
пути личности Е.Ю. Коржовой «Психологическая автобиография» (1994).
Данная методика была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути
личности. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных событий в
жизни человека. Называя значимые события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я».
Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с
личностью особенности восприятия ситуаций, особенности психологической среды или
субъективных ситуаций в жизни человека. Направленность методики на исследование
жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести
«Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода.
Данная методика сохраняет достоинства индивидуально ориентированного анамнеза. Но,
несмотря на внешнее сходство с другими автобиографическими методиками, она существенно
отличается от них.
Изначально нами проводились методики, первого блока, определяющие уровень драматизации
подростов, далее, диагностировался уровень СКЖП.
2.2 Формирующий эксперимент
Психологическая коррекция в контексте настоящего исследования конкретизируется как процесс
целенаправленного изменения индивидуальных параметров регуляции СКЖП подростков, с
помощью психодраматических методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению
некоторых характеристик ее жизненного пути.
Психологическая коррекция СКЖП подростков, оказавшихся в ТЖС, по своей содержательной
направленности относится к области коррекции личностного развития. В разработку программы
были положены следующие цели.
7
1 . Исправить специфические отклонения, выровнять общее отставание в развитии смысловой
сферы и смысловой регуляции жизненного пути личности.
2. Отреагировать пережитые события.
С учетом полученных результатов были намечены основные задачи:
1. Активизировать систему смысловой регуляции СКЖП подростков, оказавшихся в ТЖС.
2. Повысить уровень общей осмысленности жизни подростков, оказавшихся в ТЖС.
3. Сориентировать смысл жизни подростков, оказавшихся в ТЖС, на общечеловеческие
ценности и понизить удельный вес индивидуальных потребностей в структуре источников смысла
жизни.
4. Усовершенствовать структурную организацию смысла жизни подростков, оказавшихся в
ТЖС.
5. Развить осознанную смысловую регуляцию жизненного пути и усилить активность
жизненной позиции подростков, оказавшихся в ТЖС.
6. Опосредовать систему СКЖП подростков, оказавшихся в ТЖС жизненными целями,
планами и программами.
Психокоррекционный этап исследования представляет собой применение метода психодрамы и
футуропрактики как средств самоопределения и понимая своих потребностей и смыслов
будущего, а также отреагирования травматической ситуации.
Тематическое содержание основной части:
1 стадия – отношение к своему имени;
2 стадия – отношение к своему телу;
3 стадия – отношение к своему полу и возрасту.
На каждой стадии (звене), равнозначно несущей в себе выражение всей психологической
структуры личности, регуляция СКЖП подростка была связана с распознаванием и переживанием
его чувств о произошедших событиях, отреагированием их через катарисический метод, что
позволяло в дальнейшем обрести общую картину ценностных отношений к «Я» и миру во
времени.
Суть работы состояла в том, чтобы постепенно, по принципу спирали, двигаясь от самых простых и
легких тем прийти к глубоким прошлым переживаниям о произошедших событиях. И в
результате, психодраматическими средствами воспроизвести на каждой из структурных стадий
значимую ситуацию, в которой проявлялось бы переживание подростка о событиях, и
последующий выход из сложившегося положения, это могла быть сцена прощения, или сцена
гнева, или сцена завершения отношений, наиболее значимым был вопрос действенного
воплощения собственных чувств в пространстве, либо, проговаривания их, что в результате,
должно было приводить к изменению состояния подростка.
8
Третий этап (формирующий). Данный этап направлен на работу с собственном будущим, он
связан с планированием и целеполаганием.
Тематическое содержание основной части:
1.стадия – отношение к своему социальному признанию и внутренней психической сущности;
2.стадия – отношение к своему прошлому, настоящему и будущему;
3.стадия – отношение к своим правам и обязанностям в обществе.
Все стадии на данном тапе направлены на формирование целостного адекватного представления
о себе в будущем. При этом, в психодраматических методах часто происходят обращение к
прошлому, к значимым, влияющим, на жизнь людям, и событиям, в первую очередь, происходит,
работа с оставшимися внутренними барьерами, мешающими быть смелыми в выборе целей и
планов, а также работа направлена на привитие ответственности за свои решения.
2.3 Контрольный эксперимент
Сравним результаты до и после по методике Гиссенский опросник соматических жалоб, с целью,
проследить динамику состояния травматизации до и после эксперимента.
На данном рисунке мы можем более четко видеть, что у респондентов экспериментальной группы
значительно понижен показатель давление жалоб, даже по сравнению с контрольной группой,
можно говорить, о том, подростки, после занятий ощущают значительное повышение жизненной
энергии, они достаточно самодостаточны, и хорошо чувствуют свое тело.
По остальным шкалам мы можем наблюдать, что значения приближены к значениям контрольной
группы.
Рассмотрим ниже результаты, опросника Бека, показывающие способы проявления депрессивных
расстройств у опрошенных.
Среднегрупповые значения и оценка различий по дополнительным шкалам опросника Бека до и
после проведения программы
Средний показатель по когнитивно-аффективной шкале у экспериментальной группы до занятий
равен 22, что является достаточно высоким результатом, после занятий показатель равен 10.
Уровень соматических проявлений депрессии, у экспериментальной группы до занятий находился
на уровне 19, после занятий группа набирает 7 баллов, как и контрольная группа.
Таким образом, говоря о травматизации, мы можем заметить определенную динамику в
процессе занятий. Показатели по шкалам экспериментальной группы, после занятий снижены, и
приближены к значениям контрольной группы, а по некоторым сферам, опережают её.
Однако говорить о полном «излечении» от переживаний в связи с травматическим событиям
рано, скорее сделан, первый и значительный шаг в сторону осознавания и принятия себя в
контексте произошедшего.
9
Изменение показателей по данным методикам позволяют нам, предположить, что
отреагирование чувств, в связи с травматической ситуацией, у испытуемых прошло достаточно
эффективно, что позволило респондентам принять сложившуюся реальность, выразить чувства,
накопившиеся в связи с длительным замалчиванием посредством психодраматического
катарсиса, и тем самым, выйдя из застревающего переживания, двигаться дальше, в сторону
регуляции СКЖП.
Заключение
Практическая психология в наиболее распространенном ее понимании представляет собой
психологическое обеспечение различных социальных сфер - здравоохранения, образования,
производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена
совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той
сферой, в которую они включены: медицинская, педагогическая, инженерная (труда), спортивная,
юридическая и т. д. психология. Эти отрасли психологии называются прикладными. Таким
образом, одно из определений практической психологии - это понимание ее как прикладной
дисциплины.