Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях потребность формирования индивидуальности человека cраннего возраста становится все более актуальной. Родители все чаще стремятся предоставить своим детям возможность развиваться в самых разных областях. Желаемым становится не только получение общего образования на базе школы, лицея или гимназии, но и всестороннее развитие личности ребенка.
Таким образом, в современной России становятся популярными разного рода центры раннего развития для детей дошкольного и школьного возрастов, где они могут обучаться навыкам актерского мастерства, вокалу, танцам, рисованию, спортивным играм и другим направлениям в сфере творчества, науки и спорта.
Дополнительное образование отличается уникальностью психолого-педагогических отношений между учениками и преподавателями. Дополнительное образование детей включает в себя не только сам образовательный процесс, но и культурно-досуговые мероприятия. Дополнительное образование детей сориентировано на решение задач воспитания и обучения в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому теоретическое изучение эффективности организации предпринимательской деятельности в сфере дополнительного образовательного процесса доказывает свою значимость и своевременность. На современном этапе предпринимательской деятельности в России касательно сферы дополнительного обучения большое внимание уделяет вопросам развития этой сферы.
Дополнительное образование детей в своих имеющихся направлениях затрагивает все области жизнедеятельности ребенка и сформировано в условиях, при которых не существуют какие-либо ограничения стандартами образования, следовательно, оно представляет собой площадку для расширения потенциала развития личности. Дополнительное образование не является обязательным, а также не зависит от возрастной группы учеников или от получения подтверждающих образовательных дипломов и сертификатов, не связано с имеющимися государственными образовательными программами и стандартами, с обязательным исполнением всех программных правил, со строгим расписанием занятий.
Теоретическое осмысление сферы дополнительного образования с точки зрения педагогики представлено такими авторами как Э. М. Александровская, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, А. Д. Ботвинников, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. И. Журавлев, М. Б. Коваль и другие.
В научной литературе встречаются также исследования в области оказания дополнительных платных услуг, однако изучение эффективности организации предпринимательской деятельности в сфере дополнительного культурно-образовательного процесса не нашло достаточного отражения в научной литературе.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является Создание предприятия малого бизнеса в сфере дополнительного образования (на примере ООО «СМВ-Академия»).
Исходя из цели выпускной квалификационной работы можно определить следующие основные задачи:
1. Провести анализ рынка дополнительного образования в России.
2. Разработать методологию создания баскетбольной академии на примере ООО «СМВ-Академия».
3. Разработать методологические положения и рекомендации по созданию баскетбольной академии на примере ООО «СМВ-Академия».
4. Оценить экономическую эффективность проекта.
Объектом выпускной квалификационной работы является частная коммерческая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере дополнительного образования.
Предметом исследования является оценка эффективности деятельности организации, оказывающей услуги в сфере дополнительного образования.
Поставленная цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный бизнес-план будет использован в качестве рабочего документа при реализации проекта создания предприятия малого бизнеса в сфере дополнительного образования.
1. АНАЛИЗ РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Роль и значение малого предпринимательства в национальной экономике
С переходом на рыночные отношения в России, стали появляться мелкие и крупные предприятия. В научной литературе в связи с этим начали появляться такие термины, как «предприниматель», «малый бизнес», «малые и средние предприятия», «предпринимательство» и другие.
Малое и среднее предпринимательство — неотъемлемый элементов современной системы государства. Как показывает опыт развитых стран, предпринимательство играет весьма важную роль в экономике. Важно отметить, что малое и среднее предпринимательство решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы, так как их развитие влияет на экономический рост на ускорение научно-технического прогресса, на создание дополнительных рабочих мест, на насыщение рынка товаром и необходимого качества .
Предпринимательство представляет собой деятельность предпринимателя, осуществляемую путем использования частной собственности с целью получения прибыли. При этом существуют ограничения по численности персонала и прибыли для того, чтобы считать предприятие малым.
Предпринимательство характерно для определенных видов предпринимательства в производстве, торговле, а также в сфере услуг. Предпринимательство представляет собой деятельность предпринимателя, осуществляемую путем использования частной собственности с целью получения прибыли, при этом существуют ограничения по численности персонала и прибыли для того, чтобы считать предприятие малым .
Под предпринимательством подразумевает ведение бизнеса физическим или юридическим лицом, для которого характерны небольшие объемы производства, ограниченная численность работников, определенный лимит прибыли в год, а также определенная доля участия других компаний в уставном капитале .
Предпринимательство играет одну из существенных ролей в экономике, и его значение выражается в:
1. Создании новых рабочих мест.
2. Создании условий конкуренции.
3. Адекватных и мягких процессах ценообразования на товары и услуги.
4. Поступлении финансовых средств в экономику страны. Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность гражданина, связанная с систематическим извлечением прибыли.
Предпринимательская деятельность должна пройти обязательную процедуру верификации со стороны государства, иными словами, гражданин может выступать в качестве предпринимателя только после внесения его налоговой службой в гос. реестр. Из чего можно сделать вывод, что прежде, чем производить и реализовывать кондитерскую продукцию, гражданин обязан зарегистрировать свою деятельность на рынке кондитерских изделий.
Известно, что одним из важных факторов процветания экономики страны является наличие хорошо развитого предпринимательства. Этого же мнения придерживался Адам Смит, известный шотландский экономист, который еще в 18 веке выдвинул теорию о том, что только частная инициатива может сделать государство сильным.
На сегодняшний день роль предпринимательства в экономике России огромная.
Помимо создания новых рабочих мест, предприниматели обеспечивают разнообразие ассортимента товаров и услуг, то есть потребителю предоставляется право выбора, где и какой продукт купить.
Высокая конкуренция вынуждает предпринимателей совершенствовать свою продукцию и вводить на рынок новинки продукции. Кроме этого, предприниматели платят налоги в казну. Документально, эти деньги идут на развитие страны. То есть предпринимательство в экономике выполняет функцию роста прибыли государства.
Предпринимательство в самом общем виде представлена следующими группами и видами (рис. 1.1).
Говоря о роли предпринимателя в деятельности компании, необходимо выделить несколько важных аспектов:
1. Видение компании.
2. Создание ценности компании.
3. Позиционирование компании.
4. Определение стратегии.
5. Привлечение капитала.
6. Найм и контроль ключевых сотрудников.
7. Личностное развитие.
Большинство предприятий, входящих в бизнес и тесную взаимосвязь с другими хозяйствующими субъектами предпочитают сохранить свою автономность, однако, вхождение в производственную бизнес предоставляет фирме ряд преимуществ, такие как:
1. Появление новых управленческих идей и решений.
2. Усиление управленческой составляющей организации и достижение целей с использованием новых методов влияния на факторы внутренней и внешней среды.
3. Выбор наиболее эффективного направления развития с использованием опыта других членов сети в условиях многовариативности развития предпринимательской деятельности.
4. Повышение эффективности использования ресурсов с помощью общественного распределения и потребления между членами сети .
Предпринимательские структуры отличаются высокой степенью доверия организаций между собой. Предприятия объединяются на основе следующих принципов:
1. Формирование и эффективное использование единой информационной базы путем взаимодействия головных структур с субъектами сети и участников сетевого предпринимательства между собой. Обмен и накопление информации позволяет использовать существующий опыт и вносить свой информационный вклад в развитие сетевого бизнеса. Для того, чтобы малый бизнес активно развивался в нашей стране, необходимо развивать информационное обеспечение предпринимательской деятельности. Доступность к информации субъектов малого бизнеса должна быть легкой и удобной. Информационное обеспечение должно организовываться на уровне органов управления, предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций.
Создание и эффективное функционирование информационно-аналитических центров позволит сетевому бизнесу обеспечить активное включение предпринимателей и повышения их уровня знаний о нюансах и особенностях предпринимательской деятельности, что приведет к повышению их активности и развитию бизнеса в России.
2. Усовершенствование процессов и технологий производства и реализации продукции, работ, услуг путем внедрения инновационных технологий, новых предпринимательских и управленческих решений, систем информационного обеспечения и т.д.
3. Формирование общей политики деятельности в сфере финансов, внешнеэкономических отношений и т.д. Деятельность на основе общей информационной и финансовой политики позволяет участвовать в совместных предпринимательских проектах, приобретать необходимые ресурсы и т.д.
4. Повышение квалификации персонала, обеспечение достаточного уровня социального обеспечения и эффективного стимулирования персонала.
Предпринимательская деятельность — это открытая эффективная структура организации бизнеса, которая, как правило, является результатом индивидуальной или коллективной организации бизнеса с привлечением собственности и ресурсов. Предприниматели осуществляют свою деятельность на основе собственных балансов и представляют собой комплекс взаимосвязанных узлов.
Под «предпринимательской структурой», по их мнению, понимается устойчивая, структурированная и организованная совокупность автономных фирм, осуществляющих свою деятельность по производству и реализации продукции, работ или услуг на основе бессрочных контрактов, кооперация которых способствует снижению издержек на производство и реализацию, а также, снижению негативных эффектов факторов внешней и внутренней среды .
Данное определение является наиболее точным и чаще всего используется в качестве базового в институциональной экономике. Сетевое предпринимательство является важной составляющей экономики нашей страны.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, как и указывается в части 3 ст. 4 ФЗ № 209, категория субъекта малого и среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим значением двух последних из перечисленных показателей .
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Структура инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства выглядит следующим образом (рис. 1.3).
Рассмотрим основные функции, которые выполняет организация бизнеса в предпринимательской сфере:
1. Предпринимательская структура является средством аккумуляции капитала и его эффективного передвижения в различные виды деятельности экономики, исходя из актуальности и привлекательности того или иного вида бизнеса на текущий момент .
2. Предпринимательская структура позволяет получать прибыль от использования капитала, собственности, денежных эквивалентов, ресурсов и т.д.
3. Предпринимательская структура является эффективной формой организации персонала
4. Выступает эффективным способом формирования мотивации и стимулирования кадров предприятий сети с точки зрения организационной, социальной и экономической составляющей сетевого предпринимательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
2. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
3. Об образовании в Российской Федерации : Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
4. О лицензировании образовательной деятельности : Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966// СПС «Консультант Плюс».
Книги и печатная периодика
5. Алиева Е. Н. Малый бизнес как фактор устойчивого развития региона / Е. Н. Алиева, Л. Н. Липатова // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. – 2020. – № 1. – С. 7–11.
6. Белицкая О. В. Методы оценки конкурентоспособности организаций социально-культурной сферы / О. В. Белицкая, И. Н. Шамрай, Л. Н. Кондратьева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 1. – С. 12–15.
7. Гудашова Л. Е. Предпринимательство в России: проблемы и особенности / Л. Е. Гудашова. – Москва : Синергия, 2013. – 39 с.
8. Добрынина Г. А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект / Г. А. Добрынина // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – С. 125–126.
9. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова // Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2004. – С. 187¬¬–188.
10. Золотарева А. В. Принципы организации дополнительного образования детей в России / А. В. Золотарева // Дополнительное образование Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1. – С. 194–197.
11. Ивантер З. И. Детский клуб: как открыть и сделать прибыльным / З. И. Ивантер. – Москва, 2012. – 160 с.
12. Каракчиева И. В. Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей / И. В. Каракчиева // Наука, техника и образование. – 2015. – С. 14–20.
13. Корнильцева А. А. Перспективы российского малого и среднего предпринимательства в 2018 г. / А. А. Корнильцева // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. – 2017. – № 4. – С. 62–66.
14. Косарецкий С. Г. Рынок услуг дополнительного образования в России: видимое и скрытое / С. Г. Косарецкий, И. А. Груздев, А. А. Моисеева, М. Е. Гошин // Семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования». – Москва, 2017. – 12 с.
15. Котельникова Е. Оценка эффективности предпринимательской деятельности / Е. Котельникова // Финансы: конспект лекций. – 2008. – 75 с.
16. Лапа Е. А. К вопросу о понятии и сущности стратегий развития компании / Е. А. Лапа // Московский экономический журнал. – 2020. – № 1. – С. 107–111.
17. Малышев О. М. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы / О. М. Малышев, А. П. Соломонов // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 6 (022). – С.135–140.
18. Невский И. А. Проблемы использования существующих методов и показателей при оценке эффективности деятельности российских малых предприятий / И. А. Невский // Российское предпринимательство. – 2007. – № 8 (1). – С. 29–34.
19. Плосконосова Е. А. Экономическая теория: учебное пособие /
Е. А. Плосконосова // Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – 2002. – 120 с.
20. Поплавская А. А. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы / А. А. Поплавская, И. А. Груздев, А. В. Петлин // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. – 2018. – № 4. – С. 262–263.
21. Рубцова О. Л. Особенности предпринимательской деятельности в сфере образования / О. Л. Рубцова // Проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – С. 220–223.
22. Сливинский Е. В. Проблемы конкурентоспособности малого бизнеса в условиях глобализации / Е. В. Сливинский // Colloquium-journal. – 2020. – № 3. – С. 60–76.
23. Учебно-методический комплекс дисциплины организация предпринимательской деятельности // Кафедра оценки бизнеса. – 2014. – 40 с.
24. Черноскутова М. В. Особенности современного дополнительного образования детей в России / М. В. Черноскутова // Уральский Федеральный Университет. – Екатеринбург, 2015. – С. 506–508.
25. Щетинская А. И. Теория и практика современного дополнительного образования детей / А. И. Щетинская. – Оренбург, 2006. – 27 с.
26. Калашян А. А. Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей с применением упрощенной системы налогообложения / А. А. Калашян // Молодой ученый. 2022. – № 33 (428). – С. 89-91.
27. Шарафутина С. Ф. Особенности налогообложения и организации бухгалтерского учета при применении упрощенной системы налогообложения / С. Ф. Шарафутина // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – С. 838-841.
28. Cameron P. A. Preschool environments, relationships and creativeskills: A case study / P. A. Cameron // Walden UniversityScholarWorks. – 2010. – 1 p.
Источники на электронных носителях
29. Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей в современной системе образования Российской Федерации / Л. Н. Буйлова. – URL: http://docplayer.ru/47347488-Dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения 06.05.2023).
30. Дащинская З. П. Дополнительное образование детей: краткий обзор актуальных нормативных правовых актов / З. П. Дащинская // Федеральный центр образовательного законодательства. – URL: http://xn--g1anri.xn--p1ai/obrazovatelnoe-pravo/analitika/obzory/detail.php?ELEMENT_ID=7563&sphrase_id=3548 (дата обращения 06.05.2023).
31. Звягин А. С. Осуществление образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем / Порталы и сайты образовательных организаций. – Москва, 2016. – URL: https://eduface.ru/consultation/pravo (дата обращения 06.05.2023).
32. Кудинов С.Н. Роль и место дополнительного образования в современной модели образования / А. Н. Борисов, А. И. Рябинин, В. А. Костенко,
С. В. Безуглов // Инновационный центр развития образования и науки. – URL: http://izron.ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pedagogiki-i-obrazovaniya-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunar/sektsiya-1-obshchaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-spetsialnost-13-00-01/rol-i-mesto-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-modeli-obrazovaniya/ (дата обращения 06.05.2023).
33. Buchmann С. Education and Stratification in Developing Countries: A Review of Theories and Research / С. Buchmann, E. Hannum // Annual Review of Sociology. – 2001. – № 27. – URL: https://www.annualreviews.org/doi/full/10.1146/annurev.soc.27.1.77 (дата обращения: 06.05.2023).
34. Kremer М. Improving Education in the Developing World: What Have We Learned from Randomized Evaluations? / М. Kremer, A. Holla // Annual Review of Economics. – 2009. – № 11. – URL: https://www.annualreviews.org/doi/full/10.1146/annurev.economics.050708.143323 (дата обращения: 06.05.2023).
Интернет-ресурсы
35. Анализ рынка образовательных и развивающих услуг для детей в России / Аналитический отчет DiscoveryResearchGroup. – Москва, 2017. – URL: https://drgroup.ru (дата обращения 06.05.2023).
36. Все о системе дополнительного образования в Российской Федерации / Справочник абитуриенту. – Москва, 2019. – URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya (дата обращения 06.05.2023).
37. Теоретические и методические основы содержания дополнительного образования детей / Центр дополнительного профессионального образования «Экстерн». – Москва, 2019. – URL: https://xtern.ru/courses/Basic-Education (дата обращения 06.05.2023).
38. Официальный сайт «NBA Academy». – URL: https://nbaacademy.nba.com/event/regular-season-games/ (дата обращения 06.05.2023).
39. Официальный сайт «Jr. NBA». – URL: https://www.jrnba.ca/ (дата обращения 06.05.2023).
40. Официальный сайт «Basketball Stars of America». – URL: https://basketballstarsofamerica.blogspot.com/ (дата обращения 06.05.2023).
41. Официальный сайт «Skyhawks Sports Academy». – URL: https://www.skyhawks.com/store/kits/ (дата обращения 06.05.2023).
42. Эффективность, результативность и производительность менеджмента. Методы их оценки / Научно-популярный журнал Буквы.Ру. – Москва, 2013. – URL: http://bukvi.ru/uipravlenie/nanadgment/effektivnost-rezultativnost-i-proizvoditelnost-menedzhmenta-metody-ix-ocenki.html (дата обращения 06.05.2023).