- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Пособие как вид социального обеспечения в РФ
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Юриспруденция
70 страниц
54 источника
Добавлена 29.09.2020 Опубликовано: studservis
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. Характеристика и значение социального обеспечения и пособий 6
1.1. Понятие социального обеспечения 6
1.2. Значение пособий20
2. Виды пособий 28
2.1. Пособие по временной нетрудоспособности 28
2.2. Пособие по безработице 37
2.3. Детские пособия 46
3. Проблемы и перспективы развития правового регулирования пособий 54
Заключение 60
Библиографический список 64
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы работы обосновывается тем, что в настоящее время наше общество находится
на стадии структурных преобразований и изменений общесистемного характера. Именно сейчас,
проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывается фундамент, основы
будущего экономического, политического, социального устройства. Объективно создается
реальная система гарантий законности в государстве.
Как отмечено было еще в 2013 году Президентом РФ В.В. Путиным, смысл конституционной
нормы о социальном государстве - во взаимной ответственности государства, общества, бизнеса,
каждого гражданина. Защита социально-экономических прав личности выступает значимым
приоритетом обеспечения национальной безопасности и требует соответствующего
законодательного регулирования, способствующего повышению эффективности механизма
реализации рассматриваемой группы прав и свобод человека и гражданина.
2
В ст. 7 Конституции РФ перечень гарантий социальной защиты начинается с тех, которые имеют
направленность на сохранение здоровья и семьи как фактора, определяющего способность к
самостоятельному жизнеобеспечению. Иные гарантии обладают социально-обеспечительной
природой, исходят от государства и охватывают государственную поддержку семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб,
установление государственных пенсий и пособий. Такой подход к распределению социальных
рисков обусловливает формирование многоуровневой системы защиты от них, включающей ее
обязательные и факультативные формы.
1. Характеристика и значение социального обеспечения и пособий
1.1. Понятие социального обеспечения
Отношения по социальному обеспечению складываются в сфере социального обеспечения
граждан и формируются в русле реализации государством его социальной политики. В сфере
социального обеспечения по формальному критерию можно выделить такой вид, как социальнообеспечительные правоотношения, которые «имеют социально-алиментарный характер,
складываются между гражданами и органами социального обеспечения, возникают на основе
сложного юридического состава и т.д. В связи с этим правоотношения по социальному
страхованию можно классифицировать по отраслевой принадлежности и выделить финансовые,
административные, гражданские, трудовые и социально-обеспечительные».
Воздействие политической, экономической и социальной функций сказалось на всех видах
общественных отношений, входивших в предмет права социального обеспечения, и, как
следствие, не только вызвало структурные преобразования в отрасли права, но и повлияло на
строение социально-обеспечительного законодательства. Изменения затронули
сформировавшиеся к тому моменту комплексные (межотраслевые) институты законодательства
(о пенсионном обеспечении, о медицинской помощи и лечении). Кардинально изменилось
внутреннее содержание комплексного (межотраслевого) института законодательства о пособиях
по государственному социальному страхованию. В связи с принятием ряда новых нормативных
правовых актов (о пособиях малообеспеченным семьям; о пособиях на детей-инвалидов в
возрасте до 16 лет; об улучшении материального обеспечения инвалидов и престарелых, не
получающих пенсий) указанный институт трансформировался в комплексный (межотраслевой)
институт законодательства о пособиях, объединяющий акты, которые закрепляли регулирование
общественных отношений по обеспечению граждан пособиями без учета источника их
финансирования.
Конституция РФ правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения относит к
совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты РФ, реализуя право на
регулирование указанных отношений, принимают собственные законы и другие нормативные
правовые акты, которые не могут снижать федеральный уровень стандарта в социальном
обеспечении.
Отношения по социальному обеспечению имеют публичный характер, которым свойственно
императивное правовое регулирование, в связи с чем применение норм гражданского права,
3
имеющих самостоятельный, совершено иной предмет (ст. 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации) и метод правового регулирования, недопустимо.
Исходя из п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно
которому в случаях, когда предусмотренные п. п. 1 и 2 ст. 2 названного Кодекса отношения прямо
не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним
обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское
законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), к отношениям по
социальному обеспечению не допускается также применение норм Гражданского кодекса
Российской Федерации и по аналогии закона. Так, в некоторых законах, регулирующих вопросы
социального обеспечения, содержится норма, предусматривающая предоставление
определенных видов социального обеспечения независимо от даты обращения за ними.
Процессуальные отношения по социальному обеспечению выступают формой реализации
указанных субъективных прав и юридических обязанностей. Например, они включают отношения,
связанные, с одной стороны, с обращением субъекта за тем или иным материальным благом,
составляющим предмет обязательств по социальному обеспечению, а также с совершением
правообязанными субъектами, с другой стороны, действий, направленных на предоставление
данных благ.
В зависимости от институциональных норм регулируемые ими отношения по социальному
обеспечению могут составлять следующие классификационные группы, в том числе:
1) отношения по социальному страхованию, которое исходя из вида страхового риска включает:
- пенсионное страхование;
- обязательное медицинское страхование;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (страхование профессиональных рисков);
- страхование на случай временной нетрудоспособности, материнства, смерти;
2) отношения по пенсионному обеспечению, включая отношения, связанные с государственным
пенсионным обеспечением, и отношения по предоставлению трудовых пенсий;
3) отношения по предоставлению пособий;
4) отношения по социальному обслуживанию.
Эти же отношения образуют организационно-правовые формы социального обеспечения.
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как
урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав
граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения предусмотренных законом
материальных благ.
1.2. Значение пособий
4
Государство в силу действующего принципа всеобщности социального обеспечения возлагает на
себя обязанность по предоставлению средств нуждающимся гражданам во всех случаях, за
некоторым исключением, когда они оказываются в трудной жизненной ситуации с точки зрения
действующего законодательства. Однако в законодательстве осуществляется уровневая и
содержательная дифференциация социального обеспечения, отражающаяся в его формах и
видах, что не противоречит принципам социальной справедливости, в частности принципам
равенства, заслуг, потребности. К примеру, членам семьи, потерявшей кормильца в результате
участия его в боевых действиях, пенсия (денежная форма социального обеспечения) назначается
в более высоком размере, чем лицам, потерявшим кормильца в связи с его смертью от общего
заболевания. Инвалиду I группы, лишенному возможности передвигаться без посторонней
помощи, предоставляются специальные средства передвижения (инвалидная коляска,
автомобиль), право на размещение гаража в непосредственной близости от жилища, а инвалиду
III группы, наряду с выплатой пенсии, оказывается содействие в подыскании подходящей по
состоянию здоровья работы по имеющейся у него профессии, специальности (натуральные
формы и виды обеспечения).
Социальная справедливость находит отражение и во внутриотраслевых принципах права
социального обеспечения. Так, в статье 4 Федерального закона «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» указаны следующие принципы социального
обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность,
профилактическая направленность.
Для того чтобы принципы права не стали простой декларацией, необходимо создание
определенных условий, применение специальных механизмов реализации, особого
юридического инструментария, к которому, в частности, относятся льготы (меры социальной
поддержки), способствующие правомерной и более полной реализации прав личности.
Общая цель правовых льгот, выступающих в качестве определенного способа правового
регулирования, выравнивания социального положения различных слоев, формы поддержки,
помощи, заключается в согласовании (гармонизации) интересов личности, социальных групп и
государства (общества). Это дает возможность рассматривать их в качестве одного из важнейших
юридических средств реализации общеправовых принципов, и в частности, принципа социальной
справедливости. Это юридическое средство позволяет наполнить реальным содержанием права
человека и гражданина, провозглашенные российским законодательством, является одним из
инструментов механизма их реализации.
В настоящее время существует некоторое несоответствие между социальным обеспечением и
социальной справедливостью, поскольку посредством основных видов социального обеспечения
не в полной мере реализуются такие принципы социальной справедливости, как принципы
равенства, потребности, заслуг. Льготы создают дополнительные возможности для реализации
указанных принципов, поэтому их существование на данном этапе обоснованно и справедливо.
В качестве механизма реализации общеправовых принципов равноправия, социальной
справедливости льготы способствуют выравниванию фактического положения субъектов, не
равных в силу социально-экономических причин, созданию приблизительно равных
возможностей использования ими благ, предоставляемых обществом, являются определенным
способом социальной поддержки отдельных слоев населения (инвалидов, многодетных семей,
пенсионеров и т.п.), средством адаптации к изменившимся условиям жизни. Посредством льгот
абстрактные правовые возможности превращаются в возможности реальные, воплощаются в
5
жизнь извечные правовые идеи равенства, гуманизма, обеспечивается достижение справедливой
упорядоченности общественных отношений, что особенно важно в настоящее время в условиях
действия рыночных механизмов. Реально справедливое общество есть общество, построенное на
правильном соотношении благ, - соотношении, в основе которого лежит как образец идея
справедливости.
2. Виды пособий
2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
Социальные гарантии, положенные работнику, с которым произошел несчастный случай на
производстве, перечислены в п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ. К ним относятся:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- возмещение дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и
профессиональной реабилитацией (в том числе расходы на лечение, приобретение лекарств,
медицинскую реабилитацию в санаторно-курортных организациях, оплату дополнительного
отпуска на весь период такой реабилитации);
- единовременная и ежемесячные страховые выплаты.
Пособие в связи с несчастным случаем на производстве. Пособие по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве выплачивается за весь период
временной нетрудоспособности до полного выздоровления работника (ст. 9 Закона N 125-ФЗ).
Такое пособие оплачивается с первого дня за счет средств ФСС РФ (п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).
Обычный больничный лист первые три дня оплачивает работодатель.
Как и в случае обычной болезни, для назначения пособия по временной нетрудоспособности
пострадавший работник должен принести в бухгалтерию больничный лист. Посмотрим, на что
нужно обратить внимание при его заполнении, как его оплатить и нужно ли выплаченные по
такому больничному суммы облагать страховыми взносами и НДФЛ.
Расчет пособия, страховых выплат и оформление листка нетрудоспособности происходит
следующим обраом.В листке нетрудоспособности, который выдан в связи с несчастным случаем
на производстве, в строке «Причина нетрудоспособности» должен быть отмечен код «04». Этот
код указывает на причину нетрудоспособности работника - несчастный случай на производстве и
его последствия. При получении такого больничного бухгалтер должен внести в него дату
составления акта о несчастном случае на производстве по форме N Н-1 (п. 66 Порядка).
При расчете размера пособия не важен страховой стаж работника, то есть пособие выплачивается
исходя из 100% среднего заработка работника независимо от его страхового стажа. Даже когда
этот стаж составляет шесть месяцев и меньше (п. 1 ст. 9 Закона N 125-ФЗ).
Но максимальный размер «несчастного» пособия за полный календарный месяц не может
превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (п. 2 ст. 9
Закона N 125-ФЗ). Он устанавливается законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год
6
(п. 12 ст. 12 Закона N 125-ФЗ). Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты составляет
в январе 2016 г. 65 330 руб., в феврале - декабре 2016 г. - 69 510 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального
закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2016 год», далее - Закон N 363-ФЗ). Соответственно, четырехкратный размер такой
выплаты составит в январе 2016 г. 261 320 руб., а в феврале - декабре 2016 г. - 278 040 руб.
Если размер «несчастного» пособия, рассчитанный из среднего заработка работника, превышает
максимальный размер пособия, выплата осуществляется исходя из указанного максимального
размера. В этом случае размер дневного пособия определяется путем деления максимального
размера пособия за полный календарный месяц на число календарных дней в календарном
месяце, на который приходится временная нетрудоспособность. А размер пособия, подлежащего
выплате, исчисляется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней,
приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце (п. 3 ст.
9 Закона N 125-ФЗ).
Сумма пособия не облагается страховыми взносами, включая взносы «на травматизм» (ст. 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее -
Закон N 212-ФЗ), пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
На расходы по выплате пособия организация вправе уменьшить взносы в ФСС РФ. Если сумма
выплаченного работнику пособия больше, чем сумма начисленных взносов в ФСС РФ, то разницу
организация может возместить из Фонда (п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств
на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от
02.03.2000 N 184, далее - Правила).
Страховыми взносами, а также взносами «на травматизм» не облагаются все виды установленных
законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного
увечьем или иным повреждением здоровья (абз. 2 пп. 2 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ). При этом
освобождению от обложения подлежит компенсация морального вреда как в случае ее выплаты
по соглашению сторон трудового договора, так и на основании судебного решения. Главным
условием для этого должно быть наличие подтвержденного в установленном порядке
причинения увечья (иного повреждения здоровья работника) вследствие неправомерных
действий (или бездействия) работодателя. Такая позиция содержится в Информации ФСС РФ от
04.03.2016, а также в совместном Письме ПФР и ФСС РФ от 29.07.2014 N НП-30-26/9660, N 17-03-
10/08-2786П.
2.2. Пособие по безработице
Учитывая тяжелую экономическую ситуацию, сейчас практически любой человек может остаться
без работы. Причин тому множество, но суть одна: найти работу очень сложно, а потому знать, кто
имеет право получать помощь по безработице, полезно будет каждому.
В общих чертах порядок получения пособия следующий:
• Собрать полный пакет документации, необходимой для получения помощи;
7
• Обратиться в территориальный центр занятости с соответствующим заявлением;
• Посещать службу согласно графику, который утвердит вам ее специалист (обычно дважды
в месяц);
• Приходить на собеседования на те предприятия, куда даст направления центр занятости.
Согласно нормам ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее –
Закон) безработные – это все трудоспособные граждане РФ, которые были зарегистрированы в
центре занятости для осуществления поиска работы. Таким образом, если вы на данный момент
не имеете официального места трудоустройства, но при этом не находитесь на учете в службе
занятости, то вы не считаетесь безработным. Иностранец получить статус безработного не может.
Под пособием по безработице понимается выплачиваемая государством денежная помощь тем
людям, которые лишились работы и встали в центре занятости на учет. Сроки, а также размеры
выплаты зависят от статьи, по которой работник был уволен, рабочего стажа и ряда иных
факторов. На биржу могут стать не только лишь сокращенные работники, но даже те, кто никогда
не был официально трудоустроен, в том числе нетрудоустроенные выпускники профессиональных
учебных заведений.
Итак, согласно ст.30 Закона право на получение данной помощи имеют:
• Работники, уволенные по личной инициативе;
• Работники, уволенные по инициативе своего работодателя, в том числе и за виновные
действия;
• Люди, которые никогда не были официально трудоустроены;
• Те, кто желает восстановить трудовую деятельность после сделанного перерыва в год и
более.
Многих интересует, можно ли будет стать на учет и получать пособие безработице, если работник
был уволен за собственные виновные действия (например, прогул либо пьянство на рабочем
месте)? Даже в этом случае вам не откажут в присвоении статуса, но от основания увольнения
зависит размер получаемого помощи.
Некоторые категории лиц не могут получить данный статус:
• Граждане до 16 лет. Общее право на труд граждане РФ получают в 16 лет, поэтому лица
младшего возраста не могут быть признаны безработными, ведь они еще не получили права
работать;
• Пенсионеры по старости либо по выслуге лет;
• Отказавшиеся от 2 вариантов подходящей работы в течение 10 дней со дня
подтверждения регистрации в службе;
• Не появившиеся в центре занятости в течение 10 дней с момента регистрации или не
пришедшие на регистрацию для присвоения статуса;
8
• Осужденные к уголовному наказанию в виде лишения свободы либо исправительным
работам;
• Предоставившие недостоверные данные об отсутствии заработка либо иные сведения,
необходимы для присвоения статуса.
Если по одной из вышеуказанных причин вам отказали в постановке на учет, то повторное
обращение возможно через месяц.
Итак, как получить пособие по безработице в 2018 году? Порядок довольно простой.
Зарегистрироваться гражданин РФ может независимо от места своего фактического проживания,
обратившись в любой орган службы занятости. Это особенно удобно для тех, кто живет не по
прописке. Для этого следует взять с собой следующие документы:
• Паспорт;
• Для инвалидов – программу реабилитации;
• Дипломы об образовании, а также о повышении квалификации;
• Трудовую книжку в случае наличия таковой;
• Документы, подтверждающие прекращение работы (копию приказа или распоряжения об
увольнении);
• Справку о средней зарплате в последние 3 месяца трудовой деятельности.
Особое внимание должно уделяться справке с бывшего места работы. Она должна быть сделана
на фирменном бланке организации. Необходимо проверить, чтобы в справке была представлена
исчерпывающая информация о датах приема и увольнения, правильные должности.
2.3. Детские пособия
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается
государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В ст. 19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации определяет равенство супругов в вопросах
материнства, отцовства, воспитания, образования детей и других вопросах жизни семьи.
Воплощение в жизнь разделения семейных обязанностей между мужчиной и женщиной должно
происходить через предоставление семейных льгот как мужчинам, так и женщинам. Для этого
следует устранить гендерную асимметрию в отношении мужчин, сложившуюся при
предоставлении государственных пособий на детей.
При установлении конкретных мер социальной защиты гражданам с семейными обязанностями
возможность их использования предоставляется федеральным законодателем, как правило,
обоим родителям.
9
Так, Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 11)
право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо,
его заменяющее; право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет предоставлено матери либо отцу, фактически
осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию
(ст. 13) и др.
В то же время в региональном законодательстве, регулирующем порядок выплат пособий на
детей, в настоящее время существует дисбаланс прав мужчин и женщин.
Действительно, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать
особенности законодательства о социальных пособиях на детей, действующего на территории
соответствующего региона. Однако наличие существенных различий в правах на такие пособия
мужчин-отцов и женщин-матерей позволяет говорить в рамках данной статьи о возможности
корректировки данных норм с целью искоренения такого дисбаланса.
Так, например, в Законе Рязанской области «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим
детей» и Постановлении Правительства Рязанской области «Об утверждении порядка назначения
и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей» определяется, что право на
ежемесячное пособие на ребенка имеет одинокая мать.
Согласно нормам указанных выше нормативно-правовых актов данное пособие назначается и
выплачивается:
- если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись
произведена в установленном порядке по указанию матери;
- при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она
записана в книге государственной регистрации актов гражданского состояния в качестве матери.
Однако в ст. 127 Семейного кодекса Российской Федерации указывается, что усыновителями
могут быть совершеннолетние лица обоего пола.
В Кодексе лишь оговаривается запрет (ст. 128 СК РФ) на возможность быть усыновителем лицу, не
состоящему в браке, если его разница в возрасте с усыновляемым ребенком менее шестнадцати
лет. Но все-таки по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть
сокращена.
Также Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет, что лицам, состоящим в союзе,
заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в
соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лицам,
являющимся гражданами указанного государства и не состоящим в браке, не разрешается быть
усыновителями на территории РФ.
3. Проблемы и перспективы развития правового регулирования пособий
В рамках данной работы не представляется возможным проанализировать все проблемы,
связанные с пособиями, рассмотрим такой актуальный вопрос как проблемы назначения
социальных пособий работающим не полный рабочий день. Федеральный закон «Об основах
10
обязательного социального страхования» в качестве одного из основных принципов
обязательного социального страхования называет устойчивость финансовой системы
обязательного социального страхования, обеспечиваемую на основе эквивалентности страхового
обеспечения средствам обязательного социального страхования. Таким образом, в системе
обязательного социального страхования должна обеспечиваться адекватность размера страхового
обеспечения страховым взносам. На это неоднократно указывали в своих решениях арбитражные
суды, рассматривая, в частности, споры об отказе ФСС принять к зачету суммы выплаченных
страхователями пособий по беременности и родам и по временной нетрудоспособности. Но
всегда ли закон обеспечивает соблюдение указанного принципа эквивалентности или
адекватности?
С другой стороны, одним из признаков обязательного социального страхования является его цель.
Так, согласно Федеральному закону «Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательное социальное страхование
на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых
государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию
гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в
связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Рассмотрим соблюдение указанного принципа и целевой направленности обеспечения по
обязательному социальному страхованию в правовых нормах, устанавливающих правила и
размеры обеспечения пособиями лиц, работающих неполное рабочее время.
Статья 14 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что, если застрахованное лицо на момент наступления
страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели,
неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия,
определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. Это
важный момент, учитывая, что с 1 января 2013 г. исчисление среднего заработка осуществляется
за два года, предшествующих году наступления страхового случая, в целях определения размера
всех пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за
ребенком в возрасте до полутора лет). Таким образом, если работник в текущем году работает на
условиях неполного рабочего времени, а в течение предшествующих лет работал на условиях
полного рабочего времени, то среднедневной заработок, исчисленный исходя из последних двух
лет, будет уменьшен пропорционально уменьшению продолжительности рабочего времени.
Это, конечно, соответствует цели представления пособия по обязательному социальному
страхованию. Пособие должно замещать утраченный заработок здесь и сейчас, поскольку
зарплата, начисленная в предыдущие годы, на текущий момент снижена по воле работника
согласно ст. 93 Трудового кодекса РФ. Но здесь возникает один нюанс. Работник может работать
на условиях неполного рабочего времени, но это не означает, что зарплата будет при этом
начисляться исключительно строго пропорционально отработанному времени. Статья 132 ТК не
ограничивает заработную плату верхним пределом, а ст. 9 и 57 ТК позволяют устанавливать
трудовым договором условия (в том числе размер оплаты труда), улучшающие положение
работника по сравнению с локальными нормативными актами работодателя. Это создает
возможность ситуации, при которой уменьшение рабочего времени может не повлиять на
заработную плату или снизить ее не пропорционально степени уменьшения продолжительности
рабочего времени. (Например, работнику по трудовому договору установлено 35 часов в неделю,
11
а заработная плата осталась прежней, причем в текущем году ее индексация не проводилась. Или
работник уволился от прежнего работодателя, устроился на другую работу на условиях неполного
рабочего времени, но с заработной платой выше, чем у прежнего работодателя. Такое, к слову
сказать, случается нередко в случаях переезда в экономически более благополучные регионы
страны. Или работник работает 5 часов в неделю, а платят ему полставки. Подобных вариантов в
жизни может быть много.) Следовательно, в рассматриваемом случае следовало бы
предусмотреть правила деления среднедневного заработка, исчисленного за предшествующие
два года, не на долю установленного рабочего времени, а на долю замещаемой работником
ставки с точки зрения размера ее оплаты в период наступления страхового случая. Другими
словами, следовало бы при исчислении пособия применять не пропорцию - размер среднего
дневного заработка - продолжительность рабочего времени, а размер среднего заработка - доля
текущего заработка относительно суммы, получаемой до года наступления страхового случая с
лицом, работающим неполное рабочее время.
Заключение
Итак, организационно-правовые формы социальной защиты населения характеризуют
финансовую и управленческую стороны социальной защиты населения. К ним относятся:
обязательное социальное страхование, бюджетное финансирование, обязательное
государственное страхование, дополнительное добровольное страхование, предупреждение
чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, корпоративное
финансирование, частное финансирование. Социальное обеспечение и охрана здоровья
оказываются на основании обязательного социального страхования, бюджетного
финансирования, дополнительного добровольного страхования, корпоративного и частного
финансирования; охрана труда, вознаграждение за труд, обеспечение жилыми помещениями -
силами бюджетного, корпоративного и частного финансирования, содействие занятости
организуется посредством бюджетного и корпоративного финансирования; благотворительность
существует в организационно-правовой форме частного финансирования; обеспечение по
обязательному государственному страхованию жизни и здоровья для военнослужащих и
сотрудников правоохранительных органов организуется за счет бюджетного финансирования;
социальная защита лиц, пострадавших в результате природных и техногенных катастроф,
предусматривается в форме бюджетного финансирования, а также обязательного страхования
имущества (посевов, техники и др.).
Видами (мерами) социальной защиты населения являются денежные выплаты (пенсии, пособия,
компенсации, субсидии и др.), натуральные предоставления (медикаменты, продукты питания,
одежда, обувь и т.д.), услуги (медицинские, психологические, в сфере занятости и др.).
Основной целью государственного социального страхования является обеспечение
государственных гарантий в системе социального страхования работников и их материальной
поддержки в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Соответствующие
государственные гарантии определены в виде выплат пособий по социальному страхованию.
На основании п. 2 ст. 8 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением по отдельным видам
обязательного социального страхования, в частности, является:
- пособие по временной нетрудоспособности;
12
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние
сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- социальное пособие на погребение.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона N 165-ФЗ застрахованные лица имеют право на своевременное
получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными
законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В случаях, установленных
федеральными законами, право на страховое обеспечение могут иметь члены семьи
застрахованного лица и лица, находящиеся на его иждивении.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН
// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994.
2. Конвенция N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах
социального обеспечения» // Авторское право. Международная Организация Труда.
3. Конвенция N 183 Международной организации труда «О пересмотре Конвенции
(пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Заключена в г. Женеве 15.06.2000 // СПС
«КонсультантПлюс».
4. Конвенция N 121 Международной организации труда «Об обеспечении в связи с
несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием» \\ Заключена в г.
Женеве 08.07.1964 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией
труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1421.
5. Рекомендация N 121 Международной организации труда «О пособиях в случаях
производственного травматизма». Принята в г. Женеве 08.07.1964 на 48-ой сессии Генеральной
конференции МОТ // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией
труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1424 - 1427.
6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
13
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания
граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст.
7007.
11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства
РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
12. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
13. Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» // Собрание
законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 146.
14. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание
законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
15. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации
некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных
актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ, 03.07.2006, N 27, ст. 2878.
16. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание
законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803.
17. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 48.
Ст. 4563 // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
18. Закон города Москвы от 23 ноября 2005 г. N 60 «О социальной поддержке семей с детьми
в городе Москве» // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. 14 дек. N 70.
19. Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 г. N 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях
гражданам, имеющим детей» // Рязанские ведомости. 2005. 5 февр. N 24 - 25.
20. Закон Рязанской области от 15 ноября 2011 г. N 105-ОЗ «О материнском (семейном)
капитале в Рязанской области // Рязанские ведомости. 2011. 16 нояб. N 215.
21. Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 130-З «О мерах социальной
поддержки граждан, имеющих детей» // Нижегородские новости. 2004. 1 дек. N 222 (3154) //
Правовая среда. 2004. N 65 (561).
22. Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 г. N 103-ОЗ «О социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Воронежской области» // Молодой коммунар. 2008. 18 нояб. N
126.
14
23. Закон Брянской области от 20 февраля 2008 г. N 12-З «Об охране семьи, материнства,
отцовства и детства в Брянской области» // Официальная Брянщина. 2008. 21 февр. N 3.
24. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 «Об утверждении Положения об
особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности
и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» //
Собрание законодательства РФ, 18.06.2007, N 25, ст. 3042.
25. Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 «О порядке обеспечения пособиями
по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы
лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» // Собрание законодательства РФ, 22.10.2001, N 43,
ст. 4106.
26. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 N 275 «О порядке предоставления
информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной
жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на
ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим
право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату
указанных пособий» // Собрание законодательства РФ», 21.04.2008, N 16, ст. 1700.
27. Порядок назначения, исчисления и выплаты компенсационных выплат отдельным
категориям граждан утвержден Правительством РФ 3 ноября 1994 г. во исполнение Указа
Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О размере компенсационных выплат отдельным категориям
граждан» // Собрание законодательства РФ, 06.06.1994, N 6, ст. 589.
28. Постановление ФСС РФ от 22.02.1996 N 16 «О мерах по реализации Федерального закона
«О погребении и похоронном деле» // Библиотека Российской газеты, N 3, 1997.
29. Постановление Правительства Рязанской области от 25 февраля 2005 г. N 35 «Об
утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей»
// Рязанские ведомости. 2005. 1 марта. N 43.
30. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 «Об утверждении Правил подсчета и
подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам» // Российская газета, N 58, 22.03.2007.
31. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н «Об утверждении Порядка и
условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» //
Российская газета, N 15, 27.01.2010.
32. Постановление Европейского суда по правам человека от 7 октября 2010 г. Дело
«Константин Маркин против России» (Konstantin Markin v. Russia) (жалоба N 30078/06) (I Секция)
(извлечение). URL: http://www.consultant.ru.
33. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П // СЗ
РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.
34. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N 28-П «По делу о
проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской
15
Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» // Вестник Конституционного Суда
Российской Федерации. 2012. N 1.
35. Постановление ВС РФ от 24.12.1992 N 4214-1 «Об утверждении правил возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием
либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» //
Российская газета, N 16, 26.01.1993. Утратил силу.
36. Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 14.06.2012 по делу N 33-
5427 // СПС «КонсультантПлюс».
37. Антонова Н.В. Социальное пособие на ребенка: некоторые проблемы правового
регулирования // Журнал российского права. 2018. N 3. С. 66 - 75.
38. Булыга Н.Н. Вопросы, возникающие при установлении неполного рабочего времени //
Трудовое право. 2012. N 7. С. 51 - 64.
39. Гусев А.Ю. Определение понятия «застрахованные лица» для решения вопроса о
назначении пособий // Российский судья. 2017. N 11. С. 26 - 27.
40. Детские пособия с 1 февраля 2018 года // Главная книга. 2018. N 4. С. 71.
41. Егоров В. Пособие по беременности и родам: чем больше, тем конституционнее // ЭЖЮрист. 2017. N 35. С. 6.
42. Захаров М.Л. Законодательство о страховых пособиях: современное состояние и
тенденции дальнейшего развития // Журнал российского права. 2016. N 3. С. 67.
43. Исаева Е.А. Тенденции развития законодательства о родительских отпусках в странах
Европы // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2011. N 4 (18).
44. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы гендерного равенства в социально-обеспечительных
отношениях в связи с предоставлением детских пособий // Социальное и пенсионное право. 2012.
N 2.
45. Косатенкова Е.И. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком: актуальные проблемы и
пути их решения // Юрист. 2017. N 11. С. 43 - 45.
46. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М., 2009. С. 525, 535
- 537.
47. Лютов Н.Л., Герасимова Е.С. Международные трудовые стандарты и российское трудовое
законодательство. М., 2015. С. 108 – 113.
48. Марина Ланцбург: «Мы идем в сторону свободы. Свободы выбора» // Аргументы и факты.
Здоровье. 2014. 22 мая. N 21.
49. Нестеров С.Е. Пособия и больничные в 2018 году // Оплата труда: бухгалтерский учет и
налогообложение. 2018. N 2. С. 56 - 65.
50. Никитина Т. Принимали - веселились, подсчитали - прослезились... // ЭЖ-Юрист. 2012. N 6.
С. 15.
16
51. Право социального обеспечения: Учебник / Отв. ред. М.В. Филиппова. М., 2012. С. 82 - 84.
52. Путило Н.В., Мельник Т.Е. Обеспечение социальной функции государства // Концепции
развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2014. С. 37 -
58.
53. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства //
Журнал российского права. 2014. N 8. С. 5 – 15.
54. Щур-Труханович Л.В. Законодательное изменение порядка исчисления и выплаты пособий
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за
ребенком: содержание и последствия // СПС «КонсультантПлюс». 2012.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней