Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном обществе все большую роль играет знание английского языка, что предоставляет возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей работе возможности ресурсов сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) и пользоваться мультимедийными способами обучения.
Поэтому так важно совершенствовать методику применения компьютерных информационных технологий в обучении английскому языку. Современные информационные технологии становятся частью учебного процесса. Компьютерные технологии и урок английского языка - актуальное направление, которое требует современных подходов и инновационных решений.
Среднее учебное заведение не имеет возможности предоставить запас знаний на всю жизнь. Но оно в состоянии предоставить подростку главные базисные ориентиры, которые потребуются ему для самостоятельного развития. Среднее учебное заведение имеет возможность и обязано развивать познавательные навыки и способности учащегося, прививать ему основные навыки, требуемые для последующего самообразования.
Модернизация образования в РФ на современном этапе становления общества связана с инноваторскими процессами в организации обучения английскому языку. Приоритетным направлением развития современной школы стало гуманистическое направление обучения, при котором основное пространство обучения занимает личностный потенциал (принцип).
В основу этого направления обучения ставится учет потребностей и интересов обучающегося, реализация дифференцированного подхода к обучению. В последние годы все более актуальным становится вопрос об использовании современных информационных технологий в школе. Это не только современные технические методы, но и современные формы и способы преподавания, а также и современный подход к самому процессу обучения. Ведущую роль в обучении английскому языку играет становление коммуникативной культуры учащихся. Учитель должен стремиться создать условия практического овладения языком для любого ученика, избрать способы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся показать свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательные способности ученика в процессе изучения английского языка.
Современные педагогические технологии такие, как обучение с использованием элементов сотрудничества, проектные способы, внедрение современных информационных технологий, интернет-ресурсов могут помочь воплотить в жизнь личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей ребят, их уровня обученности.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают: исследование лексики, отработку произношения, изучение диалогической и монологической речи, изучение письменности, отработку грамматических навыков.
Возможности применения Интернет-ресурсов безграничны. Всеобщая сеть Интернет создает условия для возможности получить любую важную ученикам и учителям информацию из любой точки земного шара: страноведческий материал, анонсы из жизни молодёжи, заметки из печатных изданий и журналов и т.д. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать весь спектр дидактических задач: формировать навыки чтения, улучшать познания письменной речи, пополнять лексикографический запас учеников, создавать у подростков мотивацию к изучению английского языка.
Кроме того, работа ориентирована на исследование возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора учеников, чтобы поддерживать деловые связи и контакты с собственными сверстниками в англоязычных странах. Ученики получают возможность участвовать в викторинах, состязаниях, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, принимать участие в чатах, видеоконференциях.
Предметом работы являются современные информационные технологии в процессе изучения английского языка. Объектом работы является современный процесс обучения английскому языку.
Целью работы является рассмотрение современного урока английского языка.
Задачами работы является:
- рассмотрение современных технологий обучения английскому языку;
- проведение современного урока английского языка с внедрением инноваций (ИКТ);
- закрепление результатов исследования.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
Глава I Теоретические основы использования Интернет-ресурсов при обучении в профильных школах
1.1.Новые информационные технологии в обучении при преподавании английского языка
Центральными для нашего исследования являются понятия «мультимедийные технологии» и «цифровые технологии». Рассмотрим их подробнее.
Под мультимедийными технологиями отечественный исследователь понимают совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, анимацию, звуковые эффекты Иными словами, мультимедийность предполагает представление информации в различных формах одновременно (с помощью звука, графики, видео, анимации и т.п.). Стоит отметить, что сегодня Интернет выступает как качественно новое медиа, объединяя в себе все существующие (видео, текст, аудио, графику).
Термин же «цифровые технологии» на сегодняшний день трактуется неоднозначно. Изначально, этот термин использовался для обозначения технологий, содержащих двоичный код. Однако в связи с широким распространением персональных компьютеров и мобильных устройств, слово «цифровой» перешло в широкое употребление, и стало синонимом слов «электронный» и «компьютерный». Это подтверждает онлайн-словарь Merriam Webster, который определяет слово «цифровой» («digital») как электронный («electronic») и компьютеризированный («computerized»).
Термин «цифровые технологии» в рамках теории обучения языкам обозначает все виды технологий, связанные с использованием компьютеров и портативных электронных устройств (планшетов, смартфонов и пр.). К цифровым технологиям относятся электронные инструменты, устройства, системы и ресурсы, которые производят, хранят или обрабатывают информацию в различных форматах. Таким образом, в современном мире цифровые технологии являются синонимом электронных.
Итак, в нашем исследовании, под мультимедийными и цифровыми технологиями мы понимаем широкий спектр инструментов и ресурсов, содержащих информацию, представленную в различных форматах, на базе компьютерных и мобильных технологий. При в термин «цифровые технологии» мы включаем понятия компьютерных, информационных, информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий.
Сегодня, большинство исследователей (П.В. Сысоев, М.А. Бовтенко, А.В. Зубов и др.) признают, что мультимедийные и цифровые технологии обладают огромным дидактическим и методическим потенциалом. В рамках доминирующего на сегодняшний день компетентностного подхода к обучению, основной целью изучения иностранного языка является развитие коммуникативной компетентности и ее компонентов (в частности, информационно-коммуникативной/цифровой компетентности). Средством достижения этой цели служит развитие иноязычных навыков (грамматических, лексических, фонетических) и умений (чтения, письма, говорения, аудирования, общеучебных).
Итак, к цифровым и мультимедийным ресурсам, используемым сегодня в лингводидактике принято относить:
электронные словари, в т.ч. учебные (толковые, переводные, терминологические, справочные, иллюстрированные, интерактивные);
аутентичные материалы на изучаемом языке (в текстовом, графическом, видео, аудио, игровом форматах)
специальные учебные ресурсы для обучения ИЯ (электронные учебники и напечатанные задания, созданные с помощью компьютера, программы-оболочки; интерактивные УМ)
прикладные программы (MS Word, MS PowerPoint, веб-браузеры)
средства электронной синхронной (чаты, мессенджеры, видеоконференции) и асинхронной (электронная почта, форумы, учебные группы в соц. Сетях) коммуникации;
учебные Интернет-ресурсы (хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджект сэмпла, вебквест).
Данные технологии используются в обучении языку при различных формах организации деятельности обучаемых, таких как: аудиторная работа; внеаудиторная работа; дистанционное обучение и смешанное или комбинированное обучение, содержащее элементы аудиторного и дистанционного. Стоит отметить, что смешанное обучение (blended learning) на сегодняшний день считается наиболее перспективной формой обучения иностранным языкам. При грамотном подходе, оно позволяет сочетать непосредственное общение с учителем и группой и применение цифровых технологий на аудиторных занятиях с целью организации самостоятельной работы и дополнительного общения с помощью электронных средств коммуникации. Однако в средней школе основными формами организации учебной деятельности с использованием мультимедийных и цифровых технологий будет аудиторная (прежде всего) и внеаудиторная работа.
По режиму доступа мультимедийные и цифровые ресурсы принято делить доступные на отдельном компьютере (офлайн-ресурсы), в локальной сети или в сети Интернет (онлайн-ресурсы). Мультимедийные и цифровые и ресурсы в обучении ИЯ могут выполнять следующие функции:
обучающую (используются для презентации языкового материала);
тренирующую (используются для отработки навыков и развития коммуникативных умений);
контролирующую (используются для контроля сформированности навыков и умений);
комбинированную (сочетает в себе элементы указанных выше). При планировании урока/фрагмента урока/серии уроков с использованием цифровых и мультимедийный технологий следует пользоваться общими закономерностями планирования урока, то есть организовывать работу в три этапа: дотекстовый (задание, предваряющие использование цифровых технологий); текстовый (использование ЦТ); послетекстовый (задания, выполняющиеся после завершения работы с ЦТ). Разумеется, такие задания должны органично встраиваться в ход как конкретного занятия, так и серии занятий (учебного курса).
При планировании занятия также крайне важно выявить изначальный уровень подготовки учащихся в области владения ПК, например, при помощи входного тестирования. Прежде чем использовать цифровые ресурсы в ходе урока иностранного языка, учащиеся должны обладать общими и учебными навыками пользования компьютером на определенном уровне (в зависимости ступени обучения). Организационные формы работы на уроке ИЯ с применением ИКТ остаются прежними: индивидуальная, групповая и парная работа.
Английский язык - это учебный предмет, который в силу собственной специфики подразумевает более гибкое и обширное внедрение всевозможных технических средств изучения. Вследствие этого не удивительно, собственно, что в преподавании зарубежного языка новые возможности, открываемые мультимедийными устройствами, стали использоваться в различных сферах деятельности.
Ведущую роль тут, естественно, играют мультимедийные способы. Но хотелось бы вначале рассмотреть применение на уроке простых мультимедийных документов, которые может составить сам педагог в программе MicrosoftWord, и демонстраций (PowerPoint). Они несложны в выполнении и использовании, но роль их в интенсификации урока и увеличении его эмоционального влияния на учеников велика.
Достоинством документов Word, считается их сравнительно малая ёмкость и простота создания. Педагог имеет возможность разрабатывать их под определенную тему и группу, безгранично разнообразя варианты. При этом эти документы не утрачивают положительных качеств мультимедиа: они ярки, предоставляют возможность ученикам трудиться в том режиме, в котором им удобно и расширяют возможности работы.
Так, к примеру, электронный вид теста предоставляет ученикам возможность перемещать объекты в границах документа, расставляя их на нужные места, удалять их, объединять их в соответствии с требованиями и т.д.
Как правило, знаниями программирования владеют лишь только некоторые преподаватели информатики, педагоги иных дисциплин обладают знаниями работы на ПК, но большинство из них только на уровне среднего пользователя-любителя. Впрочем, кое-какие нехитрые навыки предоставят возможность создать составляющие самоконтроля в проверочном тесте. К примеру, ученикам предоставляют тест, который состоит из пробелов или же таблиц, в которые они обязаны впечатать собственные ответы.
Выполненное задание распечатывается на принтере или же “сбрасывается” на дискету для оценки педагогом, впоследствии чего ученикам предлагается нажать на кнопку “непечатываемые знаки” и сравнить собственные ответы с ключами, написанными тут же в режиме “скрытый текст”. Естественно, подобный метод не стоит использовать каждый день, но в другом задании возможно “запаролить” вход в ключи, сообщая пароль, лишь только после того, как самостоятельные работы уже сданы на проверку и т.д.
Ценность составленных учителем демонстраций заключается в том, собственно, что материал в них предоставляется ученикам компактно, в необходимой последовательности, в нём нет ничего бесполезного, всё “работает” на достижение целей и задач определенного урока, в отличии от готовых кинокартин и слайдов. При повторном просмотре демонстрации текст можно отключить, а ученикам будет дано задание озвучить слайды самостоятельно.
Таким образом, педагог избавляется от необходимости подготавливать для студентов текст и расходовать драгоценное время урока на “шумовую” информацию, собственно, что буквально неизбежно при использовании готовых презентаций, при этом материал демонстрации будет точно рассчитан по времени.
Но, естественно, более сильное влияние на учеников оказывают мультимедийные возможности. Они стали беспристрастной реальностью нашего времени, и педагог английского языка элементарно не может не воспользоваться возможностями, которые они дают для обучения английскому языку. Совместно с ними в среднее учебное заведение приходят современные формы и способы обучения, современная идеология мышления.
По ранее принятой в школе модели изучения:
- в центре технологии обучения - преподаватель;
- между учениками идет негласное состязание;
- ученики играют пассивную роль на занятиях;
- суть обучения - передача знаний (фактов).
Современная модель обучения, которая должна прийти ей на смену, основана на следующих положениях:
- в центре технологии обучения - ученики;
- в основе учебной деятельности - сотрудничество;
- ученики имеют важную роль в обучении;
- смысл технологии - развитие способности к самообучению и коммуникативной навыков учащихся.
Главные группы задач, решаемые с поддержкой мультимедиа, включают в себя:
- помощь в учебной работе учащимися;
- обеспечивание контакта с носителями языка;
- обеспечивание доступа всех членов учебно-воспитательного процесса к быстро возрастающим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
- обеспечивание взаимодействия между преподавателями, обмен педагогическими навыками и дидактическими материалами.
Более легкодоступным из мультимедийных средств стал, например, электронный учебник. По типу организации и виду доставки обучающемуся, мультимедийные учебники подразделяются на три категории:
1) на CD-ROM с или же без печатного приложения;
2) на веб-сайтах с или же без печатного приложения;
3) на CD-ROM, но с привязкой к определенным веб-сайтам, с печатным приложением или же без такого.
Чем же привлекают мультимедийные (электронные) учебники педагогов и учеников? Дело в том, собственно, что знания, обеспечивающие повышенный уровень профессиональной квалификации, непрерывно и постоянно изменяются. Электронные учебники дают возможность находить эти изменения и, таким образом, гарантировать повышенный уровень подготовки.
Плюсы электронных учебников:
-наглядность представления материала (использование цвета, картинок, звука, видео, анимации и т.д.);
-встроенные тест-системы обеспечивают моментальный контроль над усвоением материала.
Интерактивный режим позволяет ученикам самим держать под контролем скорость прохождения учебного материала.
Возможность постоянной корректировки учебника по мере возникновения новых данных (электронный учебник находится в одном конкретном пространстве виртуального места, доступ к которому имеют миллионы людей, чтобы, можно было изменить что-нибудь, достаточно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арендаренко Т.В. Методика применения презентаций Power Point в обучении английскому языку //http://www.petropavl.kz\skoipkppk\page6\english\s.shtm
2. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2013,.№.
3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам / Л.А.Беляева, Н.В.Иванова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №4. – С. 36-40.
4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2011, №4.
5. Бершадский, М. Информационная компетентность.//Народное образование. – 2012 – №4. – с.139
6. Богордицкая В.Н., Хрусталева Л.В. Учеб. Англ. Языка: Для 8 кл. шк. С углубл. Изуч. Англ. Яз. 4-е издание – М.: 2011
7. Браун, Д.Р. Модель решения проблем для развития информационной грамотности: комплексный подход.//Библиотека в школе- 2014.- №22 с. 6- 11
8. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 1–2. – С. 33–38.
9. Васильева В.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе // http://ipk.admin.tstu.ru
10. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе // http:// www.kontrolnaja.ru
11. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам //http://virtlab.ioso.ru/method.htm
12. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2012. с 33-41.
13. Гаврилов Б. В.. Плюсы и минусы компьютеризированного обучения иностранным языкам // http://linguact.hyperlink.ru/articles/gavrilov.html
14. Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2013 г.
15. Гальскова Н.Д. новые технологии общения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков / Н.Д.Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2009. – №7. – С. 9-15.
16. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: АРКТИ, 2014.
17. Гордиенко Е.В. Использование презентаций в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников //http://www.infovolga.ru
18. Григорьев С.Г., Гришкун В.В.Использование мультимедиа технологий в общем среднем образовании. Онлайн издание книги //http://www.ido/radn.ru
19. Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2011.
20. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2013.
21. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2013, № 5.
22. Еремин Ю. В.. Методические аспекты использования компьютерной техники в обучении иностранному языку //http://linguact.hyperlink.ru/articles/eremin.html
23. Ермаков, Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся//Народное образование – 2011. – №4
24. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / В.И. Загвязинский. – Издательский центр «Академия», 2001. – 192с.
25. Каспин И. В., Сегаль М. М.. Новые технологии в обучении иностранным языкам //http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html
26. Клевцова Н.И. Методико-дидактические принципы создания и использования мультимедийных учебных презентаций Power Point в обучении иностранному языку // http://bankrabot.com
27. Маслыко Е.А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранным языком //http://festival.1september.ru
28. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие для сред.проф.образования / Е.В.Михеева. – 4-е изд.стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 384с.
29. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е.В.Муковникова // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября». – 2008. – №6. – С. 4-7.
30. Муриева М.В., Бирагова Ф.Р. Постановка произношения как одно из условий овладения иноязычной коммуникативной компетенцией // Экономика и социум. 2015. № 6 (19). С. 80 - 83.
31. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2003. – 40с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам». №22).
32. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - 209 с.
33. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. - М.: Еврошкола, 2001. - 212 с.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 238 с.
35. Content management for e-leaming / Nuria Ferran Ferrer, Juli a Minguill o n Alfonso, editors. - New York: Springer, 2011. - 215 p.
36. Craig G. Human Development / G. Craig, D. Baucum. 8 ed. Upper Saddle River. - NJ: Prentice Hall, 1999. - 696 p.
37. Handbook of blended learning/ C. Bonk, Ch. Graham. - San Francisco: John Wiley & Sons, Inc. Published by Pfeiffer, 2004. - 20 p.
38. Holmberg B. Theory of Teaching-Learning Conversations / B. Holmberg // Moore M. G. Handbook of Distance Education. The Pennsylvania State University, 2007. - P. 69-75.
39. Kail R. Children and their development / R. Kail. 3rd ed. Upper Saddle River. - NJ: Prentice Hall, 2004. - 537 p.
40. Keegan D. The foundation of distance education / D. Keegan. L.: Croom-Helm, 1986. - 276 p.
41. Nuruzzaman A. The Pedagogy of Blended Learning: A Brief Review/ А. Nuruzzaman //International Journal of Education and Multidisciplinary Studies, 2016. - P. 125-134.
42. Palmer H. The scientific study and teaching of languages/ H. Palmer; edited by David Harper. - London: Oxford U.P., 1968. - 236 p.
43. Porter L. Developing an online curriculum: Technologies and Techniques/ L. Porter. // Embry-Riddle Aeronautical University, USA, Information Science Publishing, 2004. - 341 p.
44. Tinker R. E-Learning Quality: The Concord Model for Learning from a Distance / R. Tinker // NASSP Bulletin. - 2001. -V. 85 (628). - P. 36-46.
45. Web-teaching: a guide for designing interactive teaching for the World Wide Web / D. Brooks, D. Nolan, S. Gallagher. 2nd ed. - New York: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2001. - 331 p.