Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономического и политического противостояния России и Запада особо остро встает проблема поиска отечественными производителями новых и при этом устойчивых конкурентных преимуществ. Санкционные ограничения, устанавливаемые в отношении нашей страны иностранными партнерами, заставляют отечественные предприятия осуществлять ускоренный поиск возможностей сохранения своих рыночных позиций. Одним из важнейших, интегральных параметров, обеспечивающих организации лидирующее конкурентное положение, является высокое качество выпускаемой и реализуемой продукции. При этом технико-технологический потенциал российской промышленности находится на достаточно низком уровне, что связано с высокой степенью морального и физического износа основных производственных фондов, использованием устаревших технологий и их замедленной модернизацией, что ограничивает вовлечение в хозяйственный оборот высококвалифицированной рабочей силы. Ко всему прочему для нашей экономики практически полностью исчерпались резервы экстенсивного роста: падение высоких цен на мировых рынках энергоносителей, сокращение стимулирующего эффекта от девальвации национальной валюты, низкая цена рабочей силы, сдерживающая рост производительности труда и инвестиционной активности.
Членство России в ВТО создает необходимость ускоренного роста потребительских характеристик выпускаемой отечественными предприятиями продукции. В противном случае нашу страну ожидает неизбежная деконструкция обрабатывающих отраслей промышленности. Все вышеизложенные факторы обуславливают высокую актуальность проблемы повышения качества продукции отечественных предприятий.
В настоящее время в условиях модернизации отечественной экономики производство и реализация конструктивно сложной продукции невозможны без обеспечения ее высокой надежности, эргономично- сти и иных потребительских характеристик. При этом современный уровень научно-технического прогресса, расширенное использование в промышленном производстве прогрессивных производственных и управленческих технологий, передовых наукоемких материалов и оборудования создают условия для реализации технико-технологических резервов повышения качества продукции. С одной стороны, использование в производстве высокоэффективных наноматериалов предполагает проведение расширенной модернизации технологий и основных производственных фондов, что сопряжено с необходимостью привлечения значительных инвестиций, с другой стороны, внедрение высоко-производительных средств производства раскрывает существенные резервы экономии прямых затрат.
Следовательно, повышение качества продукции за счет технико-технологического обновления должно сопровождаться сокращением издержек на всех стадиях воспроизводственного процесса. Несмотря на то, что модернизация технологии создает основу для возникновения резервов качества, их использование происходит на стадиях разработки продукции, ее производства, реализации, эксплуатации, послепродажного обслуживания. По этой причине совершенствование всех стадий процесса воспроизводства создает предпосылки для наиболее сбалансированного и эффективного использования резервов качества продукции.
Актуальность темы исследования. В наше время объективная надобность в увеличении качества продукции обусловлено такой причиной как качество продукции – это один из основных факторов повышения эффективности производства и активного роста экономики в целом.
Эффективность производства ориентируется соотношением приобретенных результатов и произведенных издержек. Увеличить эффективность можно путём роста качества продукции.
Некачественная продукция несёт огромный экономический вред организациям и государственной экономике в целом.
По мере понижения качества продукции растет надобность дополнительных издержек труда в обществе, с целью удовлетворения необходимых потребности. Таким образом, при понижении прочности и срока эксплуатации технических устройств увеличиваются затраты на ремонт и техобслуживание. В случае если этот факт относится к бытовой техники, то растут потери рабочего и свободного времени, которые возникли за счёт надобности ее ремонтных работ. Увеличение качества гарантирует значимую экономию средств организаций и фирм – производителей продукции. Невзирая на начальные издержки, экономия средств так велика, что предприятия имеют все шансы пересмотреть стоимость своих товаров в отношении их уменьшения, что существенно увеличивает их конкурентоспособность, повышая, тем самым, долю таких продуктов на рынке с сохранностью и подъемом прибыли. Проведенные эксперименты показали, что рост инвестиций в повышение качества продукции на несколько процентов на этапе ее проектирования может дать увеличении прибыли на 20%. Окупаемость вложений в понятие качества продукции составляет примерно 900%.
Запросы к качеству продукции у покупателей растут, из–за изменения в их психологии. Качество считается одним из главных факторов конкурентоспособной борьбы продукции в случаях усиления конкуренции за рынки сбыта.
Цель исследования – предложить мероприятия по улучшению качества выпускаемой продукции на предприятии «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
Задачи исследования:
1) изучить роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
2) провести анализ качества выпускаемой продукции на предприятии «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» с помощью контрольного листка и диаграммы Парето.
3) разработать методы улучшение качества выпускаемой продукции предприятия «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» и оценить их эффективность;
4) рассчитать экономическую выгоду;
5) рассмотреть охрану труда на предприятии.
Объект исследования – качество продукции «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
Предмет исследования – улучшение качества продукции.
Работа по структуре состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Роль качества продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия
1.1 Качество продукции: понятие, показатели
Качество продукции определяется суммой его характеристик, которые позволяют товару или услуге удовлетворить запросы потребителей. Исходя из своего опыта и представлений о должном уровне производства, потребитель оценивает качество приобретенных товаров и делает выбор в пользу конкретного производителя .
Качество продукции — это зеркало предприятия, где объективно отражается уровень применяемых технологий, оборудования и эффективности управления. Качество продукции является не только техническим свойством: данная категория тесно связана с потребительской стоимостью. Если потребительная стоимость определяется полезностью данного продукта в целом, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкурентных условиях использования. Качество не только неразрывно связано с потребительской стоимостью, но и неотделимо от нее, хотя и не тождественно. Последнее понятие шире по значению и охватывает весь набор свойств, в том числе не связанных с удовлетворением потребностей. Качество характеризует степень общественной полезности, меру пригодности для удовлетворения конкретных потребностей.
Повышение качества позволяет:
- Увеличить экспорт товаров и услуг.
- Улучшить структуру экспорта.
- Повышать эффективность общественного производства, так как улучшение качества продукции в конечном итоге приводит к более эффективному использованию средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов
- Улучшать благосостояние населения, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата
Для предприятия постоянное производство высококачественной продукции очень много значит. Прежде всего, это формирование имиджа компании.
Рассмотрим теоретические аспекты измерения качества. Определение показателя качества требует найти его числовое выражение. Для этого на практике в зависимости от конкретного продукта используются следующие способы:
- Измерение — с помощью инструментов, устройств
- Регистрационный метод, который основан на обнаружении и подсчете числа определенных событий (например, сбой в тестах) или объектов
- Вычислительный метод основан на использовании специальных математических моделей для определения показателя качества продукции
- Сенсорные метод предполагает анализ восприятия человеческих чувств — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков, и способности лиц-экспертов.
- Социологический метод основан на сборе и анализе требований потенциальных клиентов .
- Экспертный метод реализуется командой, например, дизайнеров, дегустаторов.
- Сводный показатель качества характеризуют его уровень в отрасли. К таким показателям относятся: класс, тип продукты, содержание полезных веществ, соответствие мировым стандартам.
Имеется определенный эффект от увеличения качества продукции для любого субъекта, так например:
Для производителей продукции:
- Гораздо лучше употребляются ресурсы.
- Уменьшаются потери от рекламации и брака.
- Растет прибыль от реализации продукции наиболее высокого качества.
- Увеличиваются фонды финансового стимулирования благодаря росту прибыли.
- Моральное удовлетворение персонала организации.
Для покупателей продукции:
- Спрос удовлетворяется наименьшим числом изделий высокого качества.
- Расширяется, обновляется перечень товаров.
- Уменьшаются расходы в процессе использования продукции.
- Появляются наиболее подходящие условия труда в области потребления.
Для страны:
- Увеличиваются экспортные возможности и денежные поступления.
- Возрастает народно-хозяйственный эффект на одну единицу издержек.
- Набирает скорость научно-технический прогресс в промышленности.
- Наиболее полно удовлетворяются нужды населения.
Рассмотрим факторы, влияющие на качество продукции.
На каждом предприятии качество продукции зависит от множества факторов как внутренних, так и внешних. Внутренними являются те, которые относятся к способности компании производить продукцию хорошего качества. Они делятся на следующие группы: технические, организационные, экономические, социальные и психологические. Технические факторы наиболее существенно влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, новых материалов более качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.
Организационные факторы связаны с совершенствованием системы производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, производственными стандартами.
Экономические факторы обусловлены затратами на производство и реализацию продукции, а также способами организации ценовой политики, системы экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.
Социально-экономические факторы существенно влияют на создание здоровых условий труда, на моральное стимулирование работников — все это важные факторы производства конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рынка способствуют формированию качества продукции. Все воздействия окружающей среды можно разделить на следующие отдельные компоненты: экономические, политические, рыночные, технологические, международные и социальные.
1.2 Пути улучшения качества продукции на предприятии
Проблемой увеличения качества продукции обеспокоены во всех государствах мира. Исследования в этой области показывают, что решение проблематичных вопросов обеспечения роста качества продукции почти что во всех странах мира является национальным движением. Так к примеру, в США, Италии, Японии, Великобритании, Германии, Франции, управление качеством продукции находится на государственном уровне. Во многих государствах имеются ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, Национальные советы по качеству и надежности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и прочие организации. В данный момент Госстандарт РФ в сфере управления качеством оказывает помощь российским товаропроизводителям во введении интернациональных стандартов ИСО семейства 9000, которые предполагают наиболее высокую степень становления науки управления качеством.
Важную роль в становлении системы управления качеством сыграла Япония, изобретя «кружки качества». Поступление производственной информации снизу вверх перестало удовлетворять запросы производства. Для улучшения качества продукции стал актуален обмен информацией на встречах сотрудников разных уровней.
Важную роль в становлении системы управления качеством сыграла Япония, изобретя «кружки качества». Поступление производственной информации снизу вверх перестало удовлетворять запросы производства. Для улучшения качества продукции стал актуален обмен информацией на встречах сотрудников разных уровней.
Так в 1962 году, в Японии, возникли «кружки качества» и стали чрезвычайно живучим и повсеместным явлением и к концу 80-х их насчитывалось около 2 млн. «Кружки качества» - это небольшие рабочие группы (не более 10 чел.), состоящие из работников одного участка. Собираются они раз в неделю для обсуждения всевозможных вопросов связанных с качеством производства. По статистике работа таких ячеек смогла сэкономить японским компаниям 20-25 млрд. долларов в год. Более всего эти кружки были задействованы в электронной промышленности.
В некоторых японских компаниях «кружки качества» также работают и после трудового дня. Такая переработка оплачивается, правда, частично, и не так, как основная зарплата. Залогом успешной деятельности таких кружков является участие в собраниях руководителей .
Опыт Японии оказался до такой степени привлекательным, что на данный момент около 50 стран пользуется данной формой взаимодействия работников компании для улучшения качества продукции .
Японские компании, внедрившие СМК, сделали роль работников в повышении качества выпускаемой продукции довольно значительной. Происходит это потому, что в процесс контроля вовлечен весь штат сотрудников вплоть до президента компании. В противовес этой системе существует подход, когда качество контролируют отдельные должностные лица.
В 80-е гг. вместе с профессиональным обучением активных членов кружков качества первостепенное значение стало обретать развитие у сотрудников стремления к наиболее эффективной работе, причем не из-за санкций либо ради материального стимула, а для улучшения системы. Возникла необходимость в создании системы менеджмента качества. Экономическая стимуляция японских работников в функционировании «кружков качества» стоит на последней позиции среди остальной мотивации их участия в этом движении. На вознаграждение рационализаторских идей японская компания тратит денег в 30 раз меньше, чем скажем американская.
Уже в 80-е гг. менеджеры все чаще стали встречаться с ситуацией, когда рабочих начинает не удовлетворять выполнение одинаковых повторяющихся действий независимо от оплаты. Все чаще проявляется их желание (по мере роста общего уровня достатка) заниматься более интеллектуальным трудом, связанным с самостоятельным поиском наилучших способов выполнения более трудных (и интересных) производственных процессов. В таких условиях главнейшей функцией системы менеджмента качества становится изменение характера труда малых групп участия (включающих в себя и кружки качества), состоящая в передаче доли простейших рычагов управления непосредственно самим рабочим, для того чтобы они смогли наиболее самостоятельно выносить решения, осуществлять контроль и совершенствовать производимые операции в интересах улучшения качества производимого продукта и производительности производства.
При этом сам менеджер из планирующего и контролирующего работника превращается в консультанта, который направляет творческий потенциал работников в нужное (с точки зрения высшего руководства) русло. Главными принципами этой перестановки являются: наибольшее увеличение процента интеллектуальной работы в процессе труда, комплексность поставленных задач и самостоятельность поиска работником наилучшего темпа выполнения рабочих процессов при обязательном условии постоянного подъема уровня качества и темпов производства. Обязательным элементом перестройки направленности работы стало безостановочное усложнение производственных процессов, сопровождаемое увеличением функций работника, включая контроль качества продукции.
Значение увеличения доли интеллектуального труда в работе растет в условиях все возрастающей автоматизации производственных процессов. В компаниях образуются курсы повышения квалификации работников (тех, чей труд автоматизируется машинами) в целях освоения ими более сложных рабочих процессов, связанных с контролем автоматизированного оборудования.
Анализ доступных литературных источников позволяет сделать вывод, что в российской экономике износ основных производственных фондов превышает 55%, а средний возраст работников составляет свыше 50 лет, при этом крайне низкой является доля наукоемкой продукции. Ввиду подобного положения необходимость модернизации производственного оборудования представляется очевидной, поскольку невозможно производить качественную и конкурентоспособную продукцию на изношенных основных фондах. Обновление основных производственных фондов позволяет, в частности, расширить технологические возможности, повысить долю автоматического машинного времени, увеличить долговечность, износоустойчивость, ремонтопригодность деталей, узлов и комплектующих, сделать эксплуатацию станков и поточных линий более безопасной.
Однако не следует рассматривать технико-технологическое совершенствование как единственный фактор модернизации промышленности, поскольку подобный подход существенно ограничивает возможности хозяйствующих субъектов. Следует признать обоснованной позицию И. М. Кублина, А. Ж. Е. Махметовой, которые отмечают, что «модернизацию предприятий машиностроительного комплекса следует рассматривать как системно-комплексный механизм, предполагающий разработку новых видов продукции, обновление оборудования, развитие технологий работы с персоналом, улучшение системы маркетин- га и сбыта» .
Ввиду этих причин политика модернизации должна проводиться сразу по двум направлениям: с одной стороны, совершенствование продукта труда (качество продукции) и приведение его в соответствие с мировыми нормами и требованиями по показателям качества и техническим характеристикам, с другой стороны, постепенная трансформация индустриального общества в современное, предполагающая коренную перестройку политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Одним из важных направлений улучшения качества выпускаемой продукции является обеспечение роста качества энергообеспечения.
Подобное положение обусловлено тем, что используемые в нашей стране производственные технологии характеризуются достаточно высоким уровнем энергоемкости. Следует отметить, что к наиболее существенным проблемам повышения качества энергоресурсов относятся отсутствие механизма обеспечения качества электроэнергии, несовершенство нормативно-правовой базы, позволяющей юридически воздействовать на снижающего качество энергоресурса потребителя. Одной из причин
Фрагмент для ознакомления
3
1. О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124
2. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [А.Б.Николаев, С.В.Алексахин, И.А.Кузнецов и др.] ; под ред. А. Б. Николаева. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 288 с.
3. Астратова Г.В. Квалиметрия: методы количественного оценивания качества различных. Учебное пособие объектов. [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2014. – 160с.
4. Астратова Г.В. Менеджмент качества. Учебное пособие объектов. [Текст] /Г.В. Астратова, Л.В.Латыпова, В.В. Климук и др. - Сургут. : РИО СурГПУ, 2015. – 157с.
5. Афоничкин А. А., Пустынникова Е. В. Процессы интегрированного управления в корпоративных системах: моногр. Ульяновск : УлГУ, 2010. 349 с
6. Бочков В.Е., Руденко Ю.С., Семенов А.В. (отв. ред.). Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности. / Материалы VII междунар. науч. конф. / Отв. ред.: проф., д.э.н. В.Е. Бочков; проф., д.п.н. Ю.С. Руденко; проф., д.э.н. А.В. Семенов. // Сост.: В.Е. Бочков; Д.Н. Баранов, К.Г. Буневич, В.Т. Горбачев, С.И. Горелова, Н.И. Дорохов, И.Г. Ефименко, А.Ю. Лавриненко, А.С. Жидков, Н.А. Кобиашвили, Т.В. Лебедева, Б.В. Мелкумян, Ю.В. Николаева, В.А. Потатуров, Ю.С. Руденко, А.В. Семенов, В.К. Сибирский, Л.Б. Ситдикова – М.: Миэмп, 2011. – 712 c.
7. Еремеев М. А. Закономерности развития моделей стимулирования труда в новой экономике России // Поволжский торгово-экономический журнал. Саратов. 2013. № 4 (32). С. 63–75.
8. Камакин В. А., Киселев Э. В., Кожина С. М. Управление качеством продукции при механообработке на основе принципов автоматизации управления эксплуатационным качеством продукции // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. 2014. № 1 (28). С. 110–113
9. Каору И. «Японские методы управления качеством». — М.: 2009.
10. Кублин И. М., Махметова А.-Ж. Е. Системная модернизация предприятий машиностроительной промышленности: категорийно-понятийный подход // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Вып. 13. № 7 (94). С. 51–54
11. Левкина Е.В., Михеева С.В. Шпаргалка по управлению качеством. - М.: Аллель, 2008. - 64 с.
12. Малиновская И. Н. Совершенствование стимулирования труда на основе оценки качества производимой продукции // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Мат-лы Междунар. научно-практич. конф.: в 2 т. / Отв. ред. А. А. Горохов. М., 2011. С. 210–213
13. Оучи У. Г. «Методы организации производства: японский и американский подходы». — К.: 2011.
14. Паймук А. Д. Влияние качества продукции на конкурентоспособность предприятия: методический аспект // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 4. С. 62–65.
15. Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб: СПбГУИТМО, 2007. – 144 с.
16. Пустынникова Е. В. Процессы эффективного управления корпоративными структурами в экономических кластерах : автореф. дис. … д-ра экон. наук. Самара : ФГБОУ ВПО (СГАУ), 2012. 46 с.
17. Юсуфалиев О. А. Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 945-949.
18. ГИГАНТ ИНДУСТРИИ. - https://autogoda.ru/test-drives/gigant-industrii/
19. Завод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» получил награду Правительства Санкт-Петербурга в области качества. - http://motorstudio.hyundai.ru/information/news/zavod_khende_motor_manufakturing_rus_poluchil_nagradu_pravitelstva_sankt-peterburga_v_oblasti_kachestva
20. Опыт промышленно развитых стран в управлении качеством продукции. - http://biglibrary.ru/category38/book113/part9/
21. Опыт управления качеством продукции на предприятиях Японии. - http://moluch.ru/archive/114/28936/
22. Особенности и основные черты японской системы менеджмента. - http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?dir=1&tutindex=3&index=12&layer=2
23. Особенности управления качеством в Японии. - http://www.sergeeva-i.narod.ru/quality/page4.htm#_Toc158284909
24. Понятие качества - http://www.1mashstroi.ru/sistema_kashestva/Ponyatie_i_kategorii_upravlenia_kachestvom/
25. Проблемы повышения качества компании. - https://mbschool.ru/articles/proizvodstvo/problem_company
26. Российский завод Hyundai празднует полтора миллиона автомобилей. - https://topgearrussia.ru/news/36921_Rossiyskiy_zavod_Hyundai_prazdnuet_poltora_milliona_avtomobiley
27. Система управления качеством – пару слов из истории. - http://www.iksystems.ru/a503/
28. Современные концепции и модели управления качеством. - http://kachestvo-uprav.ucoz.ru/index/sovremennye_koncepcii_i_modeli_upravlenija_kachestvom/0-21
29. Японские модели управления качеством. - http://lektsii.net/3-172771.html