Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию личностных характеристик у подростков, склонных к девиантному поведению 7
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 7
1.2. Понятие девиантного поведения в психологии 18
1.3. Причины и специфика проявления девиантного поведения у подростков 27
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Методологические принципы исследования 38
2.2. Организация исследования 39
2.3. Характеристика выборки исследования 39
2.4. Методы и методики исследования 40
2.5. Методы математико-статистической обработки данных 41
Глава 3. Результаты эмпирического исследования личностных характеристик подростков, склонных к девиантному поведению 42
3.1. Результаты диагностики склонности к девиантному поведению у подростков 42
3.2. Результаты диагностики агрессивности у подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению 44
3.3. Результаты диагностики тревожности у подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению 45
3.4. Результаты диагностики самооценки у подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению 47
3.5. Результаты диагностики склонности к риску у подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению 48
3.6. Результаты сравнительного анализа значений показателей личностных характеристик подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению 50
3.7. Результаты корреляционного анализа значений показателей личностных характеристик подростков исследуемых категорий 53
Практические рекомендации 60
Выводы 64
Заключение 68
Список литературы 70
Приложения 75
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию личностных характеристик у подростков, склонных к девиантному поведению
1.1. Психологические особенности подросткового возраста
Переход к подростковому возрасту, начало которого приходится примерно на 11 – 12 лет является критическим. У каждого подростка временные границы подросткового возраста не устанавливаются четко, они индивидуальны. Характерной особенностью подросткового возраста является половое созревание.
Физиологические изменения, происходящие в подростковом возрасте, требуют построения нового телесного "Я". Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которые принимает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным как для самого подростка, так и для окружающих, делает невозможным сохранение статуса ребенка.
Тревога подростков по поводу своей внешности во многом обусловлена субъективным сексуальным соответствием (комплаенсом), то есть желанием выглядеть адекватно своему полу. Было установлено, что как у мальчиков, так и у девочек существуют сексуальные стереотипы тела, которые влияют на субъективную оценку их привлекательности, а следовательно, и на общий уровень самооценки. В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя как самостоятельного субъекта, что выражается в появлении "чувства взрослости" [33].
Когнитивная сфера подростка существенно меняется. Происходит развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Внимание становится произвольным, может контролироваться самим учеником. Индивидуальные различия во внимании обусловлены индивидуально-психологическими различиями. Например, повышенной возбудимостью или утомляемостью, перенесенными соматическими заболеваниями, травмами.
Подросток становится способным к аналитическому и синтетическому восприятию вещей. Восприятие теперь может быть не только поверхностным, но и неслучайным, в зависимости от интереса к чему-либо. У младших подростков память находится на низком уровне, но со временем значительно улучшается, становится произвольной. Наблюдается отказ от дословного запоминания учебного материала, подростку достаточно повторить учебный материал для запоминания. Появляется автоматизация мнемонических приемов. Наблюдается развитие логической памяти, появляется интерес к способам улучшения процесса запоминания. На этом уровне развития ребенка происходит тесное взаимодействие памяти и мышления, что позволяет памяти включать новый материал в систему знаний, а также устанавливать все более сложные ассоциации.
Главным результатом развития мышления является овладение подростком процессом формирования понятий. Мышление становится теоретическим. Подросток способен самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их. Есть желание осваивать новые предметы, которые носят абстрактный характер. Развиваются мыслительные операции аналогии, классификации, обобщения. Проявляется рефлексивная природа мышления. Усиливается критическое мышление.
Значительные изменения происходят в процессах воображения. Взаимосвязь теоретического мышления и воображения служит благоприятной основой для начала творческой деятельности ребенка: сочинения стихов, песен, написания рассказов, создания различных украшений. В своих фантазиях подросток осознает свои потребности, интересы, влечения и эмоции, связанные с ними. Это позволяет ребенку определить свой личностный потенциал и будущий жизненный путь.
Важно также отметить, что в подростковом возрасте значительно развивается речь ребенка. Подросток способен правильно и быстро читать тексты, улучшается письменная и монологическая речь. Подросток способен пересказывать различные художественные произведения, а также самостоятельно готовить устные презентации, вести рассуждения и выражать свои мысли, подчиняясь принципу логики. Ребенок в этом возрасте способен самостоятельно писать эссе и изложения. Развитие речи происходит за счет усвоения знаний и увеличения словарного запаса, также зависит от уровня развития мышления и памяти [22].
Подростковый возраст, один из самых сложных, критических периодов в формировании и становлении личности. В основе кризиса - конфликт между новыми психологическими потребностями, возникающими в данном возрасте, и отсутствием возможности и/или неспособностью их удовлетворить.
В подростковом возрасте формируется новая субъективная реальность, под воздействием которой меняются представления индивида о себе и других. Причем, у подростков наблюдается усиление критичного отношения к особенностям своей личности [29].
Представления подростков о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» - типичного ровесника одной половой принадлежности с собой, но никогда подросток полностью не приравнивает себя к этому «мы». Образ своего Я подростки оценивают намного трогательней и нежней группового образа «мы». Подростки-мальчики полагают, что они менее сильные, менее общительные и жизнерадостные, однако более добрые и способные к пониманию другого человека, чем их сверстники. Для девочек характерно приписывание себе меньшей общительности, но большей искренности, справедливости и верности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2012. – 237с.
2. Ахметзянова А.И., Кедрова И.А. Психологические особенности личности подростков, детерминирующие их девиантное поведение // Акмеология. – 2016. – № 4. – С. 201-209.
3. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Изд-во МПСИ, 2002. – 416 с.
4. Берко А.А. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодой ученый. –2023. –№ 28 (475). –С. 118-119.
5. Бессарабова И.С. Причины формирования девиантного поведения подростков в семье / И.С. Бессарабова, С.Б. Думов, М.С. Наволокина. В сборнике: Общество, экономика и право: вызовы современности и тенденции развития. электронный сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 341-346.
6. Вертинская А.А., Янькова Е.Ю. Девиантное поведение подростков: общая характеристика. В сборнике: Образовательная платформа. сборник материалов Международного конкурса курсовых, научно-исследовательских и выпускных квалификационных работ. Кемерово, 2021. – С. 19-20.
7. Градинарова А.Е. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 284-286.
8. Гребенкин Е.В. Девиантное поведение (социоросскультурный анализ): учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГГ1У, 2007. – 86 с.
9. Девиантное (отклоняющееся) поведение подростков: многообразие, опыт, трудности, поиск альтернатив / Под общ. ред. Ю.А. Клейберга. – М., 2010. – 196с.
10. Девиантное поведение: проблемы профилактики, диагностики и коррекции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием / ред. Н.А. Польская. – Саратов: Наука, 2020. – 370 с.
11. Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблагополучия и пути их решения. – М.: Перо, 2019. – 86с.
12. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. – М., 2004. – 140с.
13. Зазерская Е.В. Сущность и специфика девиантного поведения несовершеннолетних. В сборнике: Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук. Сборник материалов областного профильного семинара. Елец, 2023. – С. 173-177.
14. Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учеб. пособие. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2020. – 159 с.
15. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 288 с.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2017. – 290 с.
17. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. – СПб.: Изд-во Владос-Пресс, 2019. – 288 с.
18. Колесов В.И., Холопова Е.Ю. Психология девиантного поведения: социальные признаки поведения человека. В сборнике: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России. В 3-х частях. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2021. – С. 56-62.
19. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
20. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социальногуманитарные знания. – 2020. – №1. – С. 145-154.
21. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
22. Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях развития цифровой образовательной среды. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения. сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. – С. 102-109.
23. Куприянова М.В., Богданова Т.М. Девиантное поведение у подростков. Профилактические мероприятия в медицине // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 12-19.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
25. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: ИД Горо-дец, 2016. – 386 с.
27. Монахова К.В. К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на воспитание ребенка // Молодой ученый. – 2020. – № 35 (325). – С. 195-197.
28. Нестерова Д.А. Особенности девиантного поведения подростков. причины, признаки, факторы // Студенческий вестник. – 2021. – № 14-1 (159). – С. 64-69.
29. Петровский В.А. Психология. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
30. Простяков В.В. Психолого-педагогические причины и условия, влияющие на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Юридическая психология. – 2018. – №1. – С.24-26.
31. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. – 316с.
32. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282с.
33. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
34. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А. Б. Фоминой. – М.: Наука-пресс, 2019. – 115 с.
35. Симонова М.М. Анализ теорий девиантного поведения личности: социологический подход // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 1. – С. 135-144.
36. Слюсарева И.П. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей / И.П. Слюсарева, А.Г. Грицай // Молодой ученый. – 2021. – №47 (389). – С. 425-428.
37. Социально-педагогические технологии работы с подростками девиантного поведения: учебное пособие для студентов вузов и СПО / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Т.В. Зеленкова, М.Б. Земш, Т.М. Гулевич, Е.В. Литошенко, А.А. Лосева, Е.А. Петрова, Н.А. Филина, Х.Г. Юсупова; под общей ред. И.А. Ахметшиной. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2022. – 197 с.
38. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. – 336 с.
39. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
40. Otweus, Z. Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltem wissen sollten - und tun konnen. / D. Olweus. – Bern; Gottingen; Toronto; Seatle: Huber, 2002. – 128р.