Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность коммерческой организации направлена на систематическое получение прибыли от продажи выпускаемой продукции, товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Известно, что результатом предпринимательской деятельности может быть получение прибыли, отсутствие прибыли и получение убытка.
Чистая прибыль организации как база для начисления дивидендов (доходов учредителей), других направлений использования формируется в системе бухгалтерского учета. Одним из важнейших показателей, влияющих на чистую прибыль как финансовый результат деятельности организации за определенный период, являются доходы.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что налог на прибыль организаций является одним из самых существенных налогов, уплачиваемых предприятиями и организациями, которому со стороны государства оказывают немало внимания, так как налог на прибыль организаций занимает особое место в национальной бюджетно-налоговой системе. Поэтому от эффективности механизма его взимания зависит результативность мер фискального воздействия государства на экономическую активность в стране, а также, если на предприятии правильно сформировать налоговую политику, то она поможет на законных основаниях снизить налоговые платежи по налогу на прибыль организаций.
Целью дипломной работы является исследование механизма формирования налога на прибыль организаций на предприятии и разработка предложений по его совершенствованию.
Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы налога на прибыль организаций, его экономическую сущность и значение.
2. Дать организационно-экономическую характеристику предприятия.
3. Проанализировать действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций в бюджеты различных уровней предприятием и оценить анализ его налоговой нагрузки.
4. Разработать мероприятия по совершенствованию налога на прибыль организаций АО «Старт Плюс».
Объект исследования: налог на прибыль организаций в АО «Старт Плюс».
Предмет исследования: оптимизация по уплате налога на прибыль в АО «Старт Плюс».
Анализируемый период три года с 2015 по 2017 год.
Методической основой дипломной работы послужили такие методы как: горизонтальный, вертикальный, трендовый методы, метод финансовых коэффициентов, методы сравнений и аналогий.
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебные пособия: Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Жидкова Е.Ю., Миляков Н.В., Ковалев В.В., Шеремет А.Д., Майбуров И.А., Войтоловский Н.В. и другие; периодическая литература: журналы - «Налоговый вестник», «Финансы», «Финансы и статистика», «Гражданин и право»; материалы предприятия, включающие годовую бухгалтерскую отчетность, устав предприятия и налоговая декларация.
1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Сущность и экономическая роль налога на прибыль
Налог на прибыль организаций фактически является налогом на финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде, влияет на расчет показателей деловой активности организации. На базе этой информации акционер принимает решение о покупке или продаже акций компании, кредитор делает вывод о том, насколько рискованно давать компании заемные средства и будут ли они обеспечены залогом, инвестор решает, куда лучше вложить свои средства и насколько такие вложения
При отражении налога на прибыль в бухгалтерском учете и отчетности отражается именно возникновение обязательства перед государством, а не выбытие активов. А в этом случае экономическая сущность налога на прибыль также сводится к определению сущности обязательства перед государством. При этом обязательство может интерпретироваться либо как обязательство по распределению прибыли в пользу государства, либо в качестве специфической статьи финансовой отчетности.
Одним из самых важных федеральных налогов РФ является налог на прибыль организаций. Был введен на всей территории России с 1 января 1992 года. Он поступает в федеральный бюджет и региональные бюджеты РФ. Взимается с плательщиков в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, является крупнейшим, наряду с налогом на добавленную стоимость, источником налоговых поступлений. Этот налог с точки зрения макроэкономики является самым важным элементом, образующим систему налогов и сборов Российской Федерации.
Налогоплательщиками на прибыль являются российские и иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ либо получают доходы от источников в РФ.
Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов и занимает важное место после косвенных налогов среди доходных источников бюджета. Налог на прибыль организаций формирует собственные налоговые доходы федерального и регионального бюджетов. Механизм распределения доходов от взимания налога на прибыль организаций между бюджетами разных уровней бюджетной системы заключен в системе ставок этого налога.
Тем же временем налог на прибыль играет существенную роль в экономике любой страны, государства, любого региона и т.д. Данный вид налогообложения применяется без исключения во всех развитых странах мира. Он является тем налогом, с помощью которого государство наиболее активно может повлиять на развитие экономики и «управлять» ею.
Согласно ст. 284 НК РФ итоговая ставка налога на прибыль организаций установлена в размере 20%, где:
1) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 3%, зачисляется в федеральный бюджет;
2) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ, в т.ч. Вологодской области.
При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% - льготной ставки [1].
Основные показатели налога на прибыль представлены в виде налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (табл. 1)
Таблица 1 - Консолидированный бюджет РФ, млрд. рублей
Показатель 2015 2016 2017
Доходы, всего 26 922,0 28 181,5 30 640,0
Нефтегазовые доходы 5 862,7 4 844,0 5 971,9
Ненефтегазовые доходы, всего, в т.ч. 21 059,4 23 337,5 24 668,1
НДС 4 234,0 4 571,3 5 137,6
Акцизы 1 068,4 1 356,0 1 521,3
Налог на прибыль 2 599,0 2 770,3 3 290,1
Налог на доходы физических лиц 2 807,8 3 018,5 3 252,3
Ввозные пошлины 565,2 563,9 588,5
Страховые взносы на обязательное социальное страхование 5 636,3 6 326,0 6 523,9
Прочие 4 148,8 4 731,5 4 354,4
По данным таблицы .1 видно, что сумма налога на прибыль с каждым годом растут с 4 234,0 млрд. рублей в 2016 году до 5 137,6 млрд. рублей в 2017году, что говорит о проведении эффективной налоговой политике и развитии экономики страны.
Рассмотрим роль влияния налога на прибыль организаций на примере бюджета Вологодской области (см. табл. 2).
Таблица 2 - Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за 2017 год в Вологодской области
Администрируемые доходы Поступило в консолидированный бюджет РФ в том числе :
в федеральный бюджет в консолидирован ный бюджет субъекта РФ
млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года млн. руб. в % к соотв. периоду предыдущ. года
Всего поступило доходов 70 679,5 116,8 14 810,2 115,7 55 869,3 117,1
Налог на прибыль 23 485,7 159,9 8 033,2 247,5 15 452,5 135,1
НДФЛ 19 702,8 107,0 X X 19 702,8 107,0
НДС 1 059,5 24,9 1 059,5 24,9 X X
Акцизы 8 081,8 123,0 4 001,9 102,5 4 079,9 152,8
Налог на имущество физических лиц 620,6 89,4 X X 620,6 89,4
Налог на имущество организаций 10 082,8 112,6 X X 10 082,8 112,6
Транспортный налог 1 362,4 103,7 X X 1 362,4 103,7
Земельный налог 1 307,7 102,4 X X 1 307,7 102,4
НДПИ 34,4 115,7 6,7 109,1 27,7 117,5
Остальные налоги и сборы 4 941,9 114,9 1 709,0 123,3 3 232,9 110,9
На основании таблицы 2 видно, что за 2017 год сумма налога на прибыль выросла 59,9 %, по сравнению с предыдущим годом, что об улучшении деятельности коммерческих предприятий.
Несмотря на имеющееся сходство сумм налога на прибыль, перечисляемых государству, с суммами дивидендов, выплачиваемых собственникам, имеет место существенное отличие. Прибыль, подлежащая распределению между собственниками, определяется по данным бухгалтерского учета, а для расчета налога на прибыль финансовый результат выявляется по данным налогового учета. Таким образом, финансовый результат, определяемый в интересах собственников организации, отличается от финансового результата, выявляемого в интересах государства. Другими словами, прибыль, которая может быть распределена между собственниками, как правило, не тождественна прибыли, с которой взимается налог на прибыль.
В 1922 г. В.Э. Патон разделял точку зрения, согласно которой налог на прибыль является распределением прибыли организации в пользу государства, а не расходом текущего периода. В защиту своей точки зрения автор приводит следующие аргументы:
1. Сумма налога не пропорциональна полученным выгодам. Так, предприятия, получающие одинаковый набор государственных услуг, перечисляют в бюджет разные суммы налога на прибыль. И более того, предприятия, получающие больший объем услуг от государства, перечисляют в бюджет меньшую сумму налогу на прибыль (в том случае, если предприятия получили отсрочку на уплату налога или освобождение от его уплаты).
2. Невозможно определить конкретный вклад правительства в успешную деятельность организации. Правительство создает одинаковые условия для ведения финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий, но в этих условиях одни предприятия прибыльны, а другие убыточны.
3. Предприятие не способно контролировать услуги, предоставляемые правительством. Государство принуждает платить налоги, самостоятельно устанавливая сумму налоговых платежей и сроки их уплаты. При этом предприятие не может контролировать номенклатуру и качество оказываемых ему услуг [2].
На основе приведенных аргументов В.Э. Патон делает вывод: "Самая разумная интерпретация ситуации - это то, что налог является принуждением к изъятию чистой прибыли (или капитала, если чистая прибыль отсутствует)" [2, с. 180].
Несмотря на имеющееся сходство сумм налога на прибыль, перечисляемых государству, с суммами дивидендов, выплачиваемых собственникам, имеет место существенное отличие. Прибыль, подлежащая распределению между собственниками, определяется по данным бухгалтерского учета, а для расчета налога на прибыль финансовый результат выявляется по данным налогового учета. Таким образом, финансовый результат, определяемый в интересах собственников организации, отличается от финансового результата, выявляемого в интересах государства. Другими словами, прибыль, которая может быть распределена между собственниками, как правило, не тождественна прибыли, с которой взимается налог на прибыль.
1.2. Организация расчетов с бюджетом по налогу на прибыль
В РФ налог на прибыль организаций был включен в налоговую систему с первых дней ее формирования. Он является единственным налогом, который с момента его принятия в 1991 г. претерпевал в течение всего хода экономических реформ в России серьезные принципиальные изменения.
В соответствии с Главой 25 Налогового кодекса РФ с 1 января 2002 года организации обязано определять облагаемую базу по налогу на прибыль по данным налогового, а не бухгалтерского учета [9].
Организацией разработана учётная политика организации для целей налогообложения, утверждённая соответствующим приказом руководителя.
На основании НК РФ гл. 25 «Налога на прибыль организации» к элементам налога относят: Рассмотрим в виде схемы (рисунок 1.)
Рис .1. Элементы налога на прибыль организаций
С точки зрения НК РФ для расчета конечного финансового результата, т.е. чистой прибыли, следует определить доходы и расходы, которые влияют на расчет налога на прибыль и чистую прибыль. Классификация доходов в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности организации представлена на схеме.
Рис. 2. Классификация доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль
Классификация расходов в зависимости от их характера и направлений деятельности организации представлена на схеме (рисунок 3).
Рис.3. Классификация расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль
В целях исчисления налога на прибыль объектом налогообложения выступает разница между доходами и расходами. Налог на прибыль = объект налогообложения * 20% [10].
Согласно п. 22 ПБУ 18/02 организация Организации определяет величину текущего налога на прибыль путём расчёта суммы текущего налога на прибыль на основе данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с п. п. 20 и 21 ПБУ 18/02 (то есть исходя из величины условного расхода или условного дохода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств);
Бухгалтерский стандарт, регулирующий отражение в учете расчетов организации по налогу на прибыль, устанавливает отдельные правила обобщения информации о постоянных и временных разницах между учетом и налогообложением. Необходимые сведения о постоянных разницах определяются на основании первичных учетных документов либо в регистрах бухгалтерского учета, а также в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно (п. 5 ПБУ 18/02). Другой порядок предусмотрен п. 13 ПБУ 18/02 в отношении временных разниц: они отражаются обособленно в аналитическом учете соответствующего счета учета по видам активов и обязательств, в оценке которых возникли вычитаемые и налогооблагаемые разницы.
Для большинства крупных предприятий сложность применения ПБУ 18/02 заключается в том, что в данном бухгалтерском стандарте акцентировано внимание на разницах, которые выявлены между финансовым результатом деятельности и налогооблагаемой прибылью. Иными словами, сравниваются доходы и расходы, учтенные на счете 90, с аналогичными показателями, которые формируют налоговую базу [14].
Однако, определив разницы на этапе возникновения затрат, предприятие не нарушит методологию учета, установленную ПБУ 18/02, так как все выявленные расхождения, как и сами расходы, не «потеряются» и после распределения будут учтены при определении финансового результата деятельности компании. То же можно сказать и о налоговом учете. Оказывающей услуги организации в силу требований ст. 318 НК РФ следует разделить расходы на прямые и косвенные, но это нужно лишь для правильного заполнения налоговой декларации. При расчете налога предприятие вправе списывать сумму прямых расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли в полном объеме, так же как и косвенные затраты, включая их в состав расходов, связанных с производством и реализацией текущего периода (п. 2 ст. 318 НК РФ). Поэтому если по правилам налогового учета, установленным гл. 25 НК РФ, предприятие одни затраты вправе учесть, а другие нет, то можно сразу выявить разницы и начислить отложенные налоги. Ниже приведен образец упрощенной формы аналитического регистра. Он может быть использован для отражения информации о возникающих разницах и отложенных налогах[5[.
В процессе исследования видов налоговых разниц, методов их исчисления и практического применения информации о них предложены следующие признаки и единицы классификации (рис. 4).
Рис. 4 Классификация налоговых разниц для целей налогового учета и контроля
В научной отечественной и зарубежной литературе при рассмотрении налоговых разниц останавливаются, как правило, на двух их видах: постоянных и временных [10, с. 10; 6, с. 439 - 440]. Постоянные разницы являются результатом принципиальных различий в подходах к исчислению учетной и налогооблагаемой прибыли и возникают в случае, когда:
- доходы и расходы, формирующие учетную прибыль (убыток), не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли;
- доходы и расходы, которые учитываются при определении налогооблагаемой прибыли, не признаются для целей бухгалтерского учета.
В общем виде процесс формирования конечного финансового результата деятельности предприятия можно представить в виде схемы (рисунок 5) [9].