Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-планирование подразумевает собой важный аспект управления
предприятием и организацией, благодаря которому можно предопределять и
прогнозировать функциональную эффективность внутренней и внешней среды
предприятия в будущем. Часто основной проблематикой препятствующей
эффективному планированию в рамках уже работающей организации является
трудность организационной отладки процессов в звене планирования, так как
недостаточно чётко распределены функциональные обязанности, цели и задачи
между исполнителями, что снижает эффективность бизнес-планирования.
Главная задача бизнес-планирования заключается в научном обосновании целей
стратегического развития предприятия и выборе наилучших способов их
реализации, вложение инвестиций в проекты, установление важных
экономических, маркетинговых и финансовых показателей эффективности,
которые позволят достичь прогнозируемых целей при максимальном потреблении
ограниченных ресурсов или, наоборот, в обосновании неэффективности
реализации проектов в целях исключения невыгодных инвестиционных затрат и
ухудшения финансовой ситуации.
1 1. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОСПОЧВА»
1.1 Общая характеристика ООО «РосПочва»
ООО «РосПочва» основана в 2007 году. В начале деятельности на рынок был
выведен новый уникальный продукт — удобрение, под одноименным названием.
Уже в 2008 году новый продукт получает признание покупателей и получает
бронзовую медаль «БРЕНД УДМУРТИИ» в категории непродовольственных
товаров. Продолжая развивать рынок, увеличивая производственные мощности и
охват рынка в 2009 году, удобрение получает серебряную медаль «БРЕНД
УДМУРТИИ». В 2010 году достигнута новая высота: Золотая медаль. На
сегодняшний день компания реализует свою продукцию на территории Удмуртии
и соседних регионах и продолжает активно развиваться.
Компания «РосПочва» - крупнейший производитель органического удобрения в
регионе. Уникальное производство жидких органических удобрений «РосПочва»
организовано совместно с головным предприятием компании ООО «ГИД-Агро», в
сферу деятельности которого входит разведение сельскохозяйственных животных
и реализация продукции животноводства.
Производство жидких органических удобрений осуществляется на единственной в
Удмуртии биоэнергетической установке для переработки навоза в д. Гуртлуд
Сюмсинского района. В результате анаэробной переработки навоза производитель
органического удобрения получает продукт, который содержит все необходимые
биологически активные вещества и ценные элементы:
азот,
фосфор,
калий,
кальций,
магний.
Производитель удобрений гарантирует комплексное воздействие своего продукта
на почву, которое проявляется в изменении ее структуры и физических свойств в
лучшую сторону. При использовании жидких органических удобрений
«РосПочва» исчезает необходимость применения различных ядохимикатов, так как
технология производства удобрений основа на уничтожении, содержащихся в
навозе:
патогенной микрофлоры,
паразитов,
семян сорняков.
Использование удобрений компании «РосПочва» обеспечивает следующие
преимущества:
высокую энергию прорастания семян,
ускорение развития корневой системы,
обильное цветение плодово-ягодных культур,
ускорение наступление периода плодоношения,
продление периода продуктивной вегетации овощных культур.
В течение сезонов 2005-2012 гг. на кафедре агрохимии и почвоведения Ижевской
Государственной Сельскохозяйственной Академии проводились научноисследовательские работы по изучению удобрения «РосПочва».
По данным ИжГСХА, внесение удобрения «РосПочва» позволило значительно
повысить урожайность картофеля, моркови, лука, капусты цветной и
белокочанной. Проявилось положительное действие удобрения на качество
продукции: возросло содержание крахмала в клубнях картофеля, аскорбиновой
кислоты в луке и моркови, значительно снизилось содержание нитратов.
Было выявлено, что удобрение «РосПочва» содержит все ценные элементы навоза
и биологически активные вещества: гиббереллины, ауксины (стимуляторы роста).
Вся продукция производителя удобрений «РосПочва» отвечает самым высоким
требованиям, предъявляемым к качеству и упаковке удобрений.
1.1.1 Продукция
Продукцией компании «РосПочва» является жидкое удобрение —
концентрированный навоз.
Современное универсальное органическое удобрение «РосПочва» гарантирует
большой урожай с высокими вкусовыми качествами.
Универсальное органическое удобрение компании «РосПочва» разработано с
учетом оптимального соотношения всех важнейших микроэлементов, благодаря
чему:
исключается накопление нитратов,
обеспечивается высокая урожайность,
улучшаются питательные и вкусовые качества.
Современное универсальное удобрение рекомендуется использовать вне
зависимости от вида почвы в целях:
специальной обработки семян,
подкормки рассады,
удобрения ценных культур всех видов,
удобрения почвы в межсезонье,
приготовления компостов.
Рассада, выращиваемая с использованием универсального удобрения, получается
хорошо развитой, очень выровненной.
За пару часов до внесения универсального удобрения компании «РосПочва»
необходимо провести полив, промочив земляной ком.
Если требуется добиться высокой урожайности плодовых деревьев и ягодных
кустарников, необходимо обеспечивать их всеми важными микроэлементами.
Продуктивность многолетних растений с годами снижается по причине того, что
они поглотили из почвы все питательные вещества. Восполнить их способны
жидкие органические удобрения, предназначенные для плодово-ягодных растений.
1.2 Анализ внешней среды ООО «РосПочва»
По оценке Министерства сельского хозяйства, в Российской Федерации, органикой
в настоящее время в нашей стране удобряют всего лишь 6% земель. Большая часть
– это навоз, который вносится в землю без предварительной обработки. По данным
факультета почвоведения МГУ, объем рынка органических удобрений в РФ
составляет 30 млн. тонн в год (около 420 млн. долларов США). Экспертно дефицит
качественных экологически чистых органических удобрений в России оценивается
в объеме не менее 300 тыс. тонн в год. Каковы перспективы производства
органических удобрений и есть ли им место в современном агробизнесе?
В целом, органические удобрения имеют природное происхождение, в том числе,
продукты жизнедеятельности животных и человека, в которых содержатся
необходимые для питания растений вещества: азот, калий, фосфор, кальций и др.
К таким удобрениям относятся возобновляемые ресурсы, как навоз, помет птиц, ил,
торф, растения-сидераты, компост, солома.
Как отмечают ученые, применение органических удобрений способствует
повышению естественного плодородия почвы, снижению процессов ее деградации.
Насыщая ее полезными веществами и микроэлементами, они положительно
влияют на урожайность и значительно повышают стрессоустойчивость растений.
Плюсом органических удобрений является отсутствие негативного влияния на
почву. При неправильном использовании, минеральные удобрения способны
нанести вред и привести к деградации плодородного слоя. Органика же исключает
такой риск.
1.3 Формулирование проблем и целей ООО «РосПочва»
Можно сказать, что рынок биологических удобрений в нашей стране развит
довольно слабо. Несмотря на высокую потенциальную потребность сельского
хозяйства в этих видах удобрений, предприятия АПК (за редким исключением) не
используют их.
Это связано, в первую очередь, с их недоступностью для сельхозпроизводителей,
так как у нас в стране отсутствуют необходимые производственные мощности для
удовлетворения нужд таких предприятий в этих видах удобрений.
Предприятия АПК в настоящее время в качестве органических удобрений
предпочитают использовать различные виды навоза, которые в избытке
скапливаются возле свинокомплексов, коровников и проч., вывозимые на поля
осенью и весной, минеральные удобрения и довольно редко сидеральные
удобрения.
Собственно, сама эта ситуация и создает проблемы экологического и
производственного характера для сельскохозяйственных предприятий.
Увеличение доз минеральных удобрений, вносимых на поля, уже не дает
положительного эффекта, а засаливание почв и их повышенная минерализация
блокирует поступление микроэлементов в растения, а в связи с этим растения не
могут усваивать и макроэлементы.
Невостребованные макроэлементы (азот, фосфор, калий) либо вымываются водой
с полей в водоемы, либо улетучиваются в атмосферу (аммиачный азот), а также
переходят за счет химических реакций в недоступные для растений формы,
вызывая еще большее засаливание почв. Ситуация ухудшается и за счет
применения ядохимикатов, которые тормозят фотосинтез растений и,
соответственно, потребление ими минеральных веществ из почвы.
Все это отрицательным образом сказывается на урожайности культурных растений
(обратный эффект от применения удобрений) и на экологической ситуации.
Использование неподготовленных соответствующим образом органических
отходов животноводства и птицеводства отравляет жизнь населения близлежащих
населенных пунктов за счет сильного неприятного запаха.
Аммиачный азот, в избытке содержащийся в свежем навозе и курином помете, к
моменту когда он нужен растениям (особенно до начала цветения в период роста
вегетативной массы) улетучивается или вымывается водой - если такие удобрения
вносились осенью. Но если навоз вывозился на поля непосредственно перед
посевной - ранней весной, то велика вероятность гибели или сильного угнетения
растений от его переизбытка.
2 БИЗНЕС-ПЛАН СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРОДУКТА ООО «РОСПОЧВА»
2.1 Резюме проекта
Проект предполагает начало производства почвогрунта по усовершенствованной
технологии за счет применения азотного удобрения.
Цель проекта – за счет усовершенствованной технологии производства
почвогрунтов добиться низкозатратного, высококачественного и
высокорентабельного производства почвогрунтов.
Преимущества новой технологии:
1) низкие трудозатраты за счет автоматизации производства;
2) низкие энергозатраты;
3) наименьшие потери используемого сырья при производстве грунта;
4) быстрота и качество выполнения производственных операций;
5) возможность быстрой переналадки оборудования для производства.
2.2 Описание продукта
Продукт представляет собой плодородный почвогрунт, изготовленный на основе
азотного удобрения.
В качестве основной технологии производства плодородного почвогрунта
используется процесс метанового сбраживания на Биоэнергетической установке
"БЭУ 051012-02".
Органическое удобрение в виде навоза, предоставляемого фермами КРС,
загружается в реактор ёмкостью 35м3, где он нагревается до температуры
брожения 52-55 градусов и начинает бродить /разлагаться/ и выделять газ, который
идёт на нагрев воды в котле для обогрева реактора.
Процесс брожения занимает в зависимости от поставляемого сырья 30-45 суток
(густота, наличие опила, размеры соломистых включений). Чтобы не
образовывалась корка и осадок сырье перемешивается.
2.3 План маркетинга
2.3.1 Анализ конечных потребителей
Потребителей продукции ООО «РосПочва» можно классифицировать следующим
образом:
1) по юридическому критерию: юридические и физические лица всех форм
собственности и организационно-правовых форм (преимущественно крестьянские
и фермерские хозяйства – 234 организации);
2) по отраслевому критерию: хозяйства и частные фермеры, занимающиеся
растениеводством;
3) по географическому критерию: преимущественно хозяйства и частные фермеры
Удмуртской Республики, а также регионов-соседей. В перспективе планируемый
охват – на уровне Приволжского Федерального округа и страны в целом.
2.3.2 Анализ конкурентов
Конкурентами по производству плодородного почвогрунта могут быть:
1) Производственный кооператив "Темп-2" (Юридический адрес: 634508, Томская
область, Томский район, д. Кисловка, ул. Советская, 2-2.)
2) ООО «Сокол» (Удмуртия, ул. В. Сивкова, д. 186).
3) ООО «Дубрава люкс» (Краснодар, ул. Новороссийская, д. 102, оф.6)
4) ЗАО «Росторфинвест» (Москва, у. Красная Сосна, д. 24).
Из представленных конкурентных организаций на территории Удмуртской
Республики только одна организация производит аналоговую продукцию.
Остальные компании территориально расположены в других регионах, что
способствует быстрому развитию проекта нашей организации на территории
Удмуртской Республики.
2.4 Финансовый план
Потребность в инвестициях: основные средства 6220 тыс. руб., оборотные средства
333 тыс. руб. Общая потребность в инвестициях составляет 6 553 тыс. руб.
Часть финансирования - 69% осуществляется за счет собственных средств. Кредит
банка на сумму 2000 тыс. руб. под 12%. Общая схема финансирования
представлена в табл.2.9 и рисунке 2.3.
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И РИСКОВ БИЗНЕС-ПЛАНА СОЗДАНИЯ
НОВОГО ПРОДУКТА ООО «РОСПОЧВА»
3.1 Расчет показателей экономической эффективности проекта
Принимаем ставку дисконтирования для проекта 16%. Ставка дисконтирования в
квартал составляет 3,78%.
В таблице 3.1 приведен расчет чистого дисконтированного дохода. ЧДД равен 3440
тыс. руб., что означает преемственность проекта по данному критерию.
На рисунке 3.1 приведен график изменения ЧДД и дисконтированного суммарного
денежного потока в процессе реализации инвестиционного проекта.
Рисунок 3.1 - Динамика изменения ЧДД, дисконтированного CF
В таблице 3.1 приведен расчет индекса доходности ИД . Он равен 1,54.
Внутреннюю норму доходности инвестиций определяем методом итераций. Она
равна 66,9%.
Срок окупаемости равен 1,96 года. Критерием экономической эффективности
инвестиционного проекта является значение срока окупаемости, не превышающее
срок реализации проекта.
3.2 Возможные риски проекта
При реализации данного проекта предприятие может столкнуться со следующими
видами рисков:
в 1 год реализации проекта: 1) отрицательный результат получения плодородного
почвогрунта;
во 2 и 3 года реализации проекта: 2) технические риски; 3) финансовые риски; 4)
маркетинговые риски; 5) политические риски; 6) юридические риски.
Характеристика рисков и мероприятия по их снижению:
1) Отрицательный результат получения почвогрунта может быть вызван неверным
направлением исследований, ошибками в постановке задачи исследования,
расчетов, в оценке сроков завершения исследований, в оценке необходимых
ресурсов. Для снижения угрозы наступления данных рисков к работе привлекается
научный консультант с большим опытом работы. Таким образом, вероятность
наступления данного риска может быть оценена на 10%.
2) Причинами возникновения технических рисков могут быть: ошибки в
проектировании; недоработки в технологии производства изделия и неправильный
выбор оборудования; ошибочное определение мощности; нехватка
квалифицированной рабочей силы; отсутствие опыта работы с импортным
оборудованием; срыв поставок сырья, материалов, комплектующих.
3.3 Анализ устойчивости проекта к рискам
3.3.1 Расчет границ безубыточности
Расчет точки безубыточности производится по формуле:
Тб = Пост расходы / (Цена 1 изделия - Переменные затраты на 1 изделие)
На рисунке 3.2 показан график иллюстрирующий определение точки
безубыточности для 4 квартала. Ее значение равно 58,6 т в квартал.
На рисунке 3.3 приведена точка безубыточности за весь период реализации
проекта. Ее значение снижается, что связано с уменьшением условно-постоянных
расходов за счет выплаты кредитов.
3.3.2 Метод вариации параметров
Для данного проекта был приняты следующие пессимистические варианты:
объем производства снижается на 15%;
цена снижается на 10%;
капитальные затраты повышаются на 20%;
затраты на материалы повышаются на 20%;
Для каждого из этих параметров был произведен расчет ЧДД.
Изменение ЧДД показано на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Изменение ЧДД при различных неблагоприятных воздействиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «РосПочва» основана в 2007 году. Компания «РосПочва» - крупнейший
производитель органического удобрения в регионе. Производство жидких
органических удобрений осуществляется на единственной в Удмуртии
биоэнергетической установке для переработки навоза в д. Гуртлуд Сюмсинского
района. В результате анаэробной переработки навоза производитель органического
удобрения получает продукт, который содержит все необходимые биологически
активные вещества и ценные элементы
По оценке Министерства сельского хозяйства, в Российской Федерации, органикой
в настоящее время в нашей стране удобряют всего лишь 6% земель. Большая часть
– это навоз, который вносится в землю без предварительной обработки. По данным
факультета почвоведения МГУ, объем рынка органических удобрений в РФ
составляет 30 млн. тонн в год (около 420 млн. долларов США). Экспертно дефицит
качественных экологически чистых органических удобрений в России оценивается
в объеме не менее 300 тыс. тонн в год.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, И.М. Планирование деятельности фирмы. Текст / И.М.
Алексеева М.: Экмос, 2012. 168 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы. Текст / М.М.
Алексеева М.: Финансы и статистика, 2014. 248 с.
3. Баринов, В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Текст / В.А.
Баринов М.: Форум-Инфра, 2010. 204 с.
4. Берл, Густав. Мгновенный бизнес-план. Двадцать быстрых шагов к успеху
Текст / Г. Берл // Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 2013. – 183 с.
5. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт.
Под редакцией проф. В. М. Попова. Текст М.: ФИС, 2013. 166 с.
6. Вартанов, А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия:
организация и методология. Текст / А.С. Вартанов,– М.: Финансы и статистика,
2012. – 235с.
7. Виханский, О.С. Менеджмент: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. и по
направлению 521600 Экономика / О.С.Виханский, А.И.Наумов. - 4-е изд., перераб.
и доп. - М.: Экономистъ, 2008. - 669 с.
8. Головань, С.И. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Текст / С.И.
Головань// Ростов на Дону: Феникс, 2012.
9. Грибалев, Н.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению.
Текст / Н.П. Грибалев, И.П. Игнотов. // С. Петербург: Белл, 2013. – 203с.
10. Громков, А. Бизнес-план: рекомендации по составлению. Текст / А.
Громков. М., 2012. 245 с.
11. Гомонко Э.А. Управление затратами на предприятии: учебник / Э.А.
Гомонко, Т.Ф.Тарасова. – М.: КНОРУС, 2010. – 320с.
12. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на
стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 c.
13. Липсиц, И.В. Бизнес-план – основа успеха. Текст / И.В. Липсиц М.:
Машиностроение, 2012. – 80с.
14. Маниловский, Р.Г. Бизнес-план. Методические проблемы. Текст / Р.Г.
Маниловский М.: ФИС, 2014. 420 с.
15. Уткин, Э.А. Бизнес-планирование. Курс лекций. Текст / Э.А. Уткин – М.:
2014. 244 с.
16. Черняк, В.3. Бизнес-планирование. Учебник для вузов. Текст /В.З. Черняк
М.: ЮНИТИ, 2013. 347 с.
17. http://www.gaap.ru/biblio/corpfin/finman – Электронная библиотека
18. www.fcsm.ru – Федеральная служба по финансовым рынкам
19. www.pravitelstvo.gov.ru – Правительство Российской Федерации
20. www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации
21. www.nalog.ru – Министерство Российской Федерации по налогам и сборам