Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Во ФГОС НОО придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся иинтереса к занятиям художественным творчеством в контексте культуротворческого и эстетического воспитания школьников. Особо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художественную, творческую и другую деятельность. Младший школьный возраст имеет особое значение в процессе развития творческих способностей. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. В контексте ФГОС актуализируется проблема формирования творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.
В этой связи одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является значительное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.
Анализируя историю использования театрального искусства в учебно-воспитательном процессе школы можно отметить, что на всех этапах развития общеобразовательной школы педагогическая практика настойчиво и целеустремленно искала пути, формы и методы более эффективного использования средств театрального искусства в целях общего художественного развития, проявления творческого потенциала и самовыражения личности ребенка.
Предмет: методическое пособие в помощь учителю.
Объект: методическое пособие в помощь учителю начальных классов по организации деятельности театрального кружка для младших школьников
Цель: Рассмотреть особенности написания методическое пособие в помощь учителю начальных классов по организации деятельности театрального кружка для младших школьников
Задачи:
1. Провести анализ историко-педагогического аспекта использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе
2. Рассмотреть концепции развития художественно-творческих способностей младших школьников
3. Выделить требования к методическому пособию и методической разработке,
4. Проанализировать основные этапы и направления исследования художественно-творческих способностей младших школьников
5. Разработать методическое пособие развития художественно-творческих способностей младших школьников средствами театрального искусства
5. Реализовать методики развития художественно-творческих способностей: результаты и условия ее эффективности
Глава 1 Теоретические особенности разработки методического пособия в помощь учителю начальных классов по организации деятельности театрального кружка для младших школьников
1.1 Историко-педагогический аспект использования средств театрального искусства в общеобразовательной школе
Специфика способов воспроизведения действительности и художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства.
В литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово, в театре - через воплощение живыми людьми -актерами, действий героев, которые должны быть продуктивными и целесообразными.
В диссертационном исследовании, под понятием "театральное искусство" имеется в виду вид искусства, в основе которого лежит художественное отражение жизни, осуществляемое посредством драматического действия, исполняемого актером для зрителя.
В истории театральной работы с детьми еще в самом начале XIX века поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании. Известен полемический спор, возникший вокруг статьи Н.И.Пирогова "Быть и казаться", где автор выступает против использования театра в воспитательных целях и подчеркивает вред публичности спектаклей, но считает, что без участия зрительного зала "можно... и даже должно позволять детям от 12 до 14 лет выучивать избранные роли из различных пьес. с целью упражнения в языке и способе выражать отчетливо мысли".
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников./ Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. – №4. – С. 80 – 81.
2. Агапова, И. А., Давыкова, М. А. Школьный театр. Создание, организация работы, пьесы для постановок / И. А. Агапова, М. А. Давыкова. – М.: Вако, 2006. – С. 5 ? 17.
3. Акулова, О. В. Театрализованные игры./ О. В. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
4. Богданова, О.А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности./ О.А. Богданова // Методист. – 2006. – №1 – С.49 – 51.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей./ Д.Б. Богоявленская. – М.: Высшее образование, 2002. – 319 с.
6. Буренина, А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля./ А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2002. – 114 с.
7. Вульфов, Б.З. Организатор кружковой и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности./ Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
9. Генералова, И.А. Структура и содержание программ общекультурной направленности на примере программы «Театр»./ И.А. Генералова // Начальная школа плюс до и после.– 2013. – №7. – С. 21 – 24.
10. Генералова, И.А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация./ И.А. Генералова //Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №5. – С. 84–87.
11. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта. //
Психология мышления. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Прогресс, 1965.
12. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность младших школьников: методич. рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. – М.: Вако, 2007. – 256 с.
13. Гук, Т.А. Школьный театр «Вдохновение»./ Т.А. Гук. // Директор школы. – 2006. – №2. – С.107 – 108.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. / В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
15. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей./Е. Б Евладова. – М.: Владос, 2002. – 65с.
16. Елькина, М. Путешествие в мир Театра / М. Елькина, Э. Ялымова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. ? 224 с.
17. Ершова, А.П. Режиссура урока, общения и поведения учителя./ А.П. Ершова, В.М. Букатов. – М.: МПСИ, Флинта. 1998. – 232 с.
18. Жукова, Р.А. Театрализованная деятельность. 1-2 классы. Разработки занятий./ Р.А. Жукова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 112 с.
19. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
20. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися./ 3.А. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 119 с.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 174 с.
22. Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности./ Н.В. Колесникова // Народное образование. – 2002. – №4. – С.3 – 8.
23. Колчеев, Ю. В. Театрализованные игры в школе./ Ю.В. Колчеев, Н. И. Колчеева. – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
24. Конобеева, Т.А. Проблемы планирования и организации внеурочной деятельности младших школьников./ Т.А. Конобеева // Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 52 – 55.
25. Косинец, Е. И. Театральная педагогика в современной школе./ Е. И. Косинец, Т.А. Климова, А.Б. Никитина // Газета «Искусство» ИД «Первое сентября». – 2012. – №08. – С.2.
26. Кочурова, Е.Э. Методика внеурочной работы./ Е.Э. Кочурова // Начальная школа. – 2016. – №4. – С. 56 – 59.
27. Кудрявцев, В.Т. Творческая природа психики человека./ В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1990. – №3. – С. 113 – 120.
28. Куприянов, Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей./ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова; под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 240 с.
29. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей./ В.О. Кутьев. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
30. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. – СПб.: Речь, 2011. – 160 с.
31. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 198 с.
32. Матюшкин, А. М. Загадки одарённости: проблемы практической диагностики./А. М. Матюшкин. – М.: Школа-Пресс, 1993. – 341 с.
33. Михайлова, А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников./ А.П. Михайлова. – М.: Просвещение, 1975. – 174 с.
34. Молчанова, А.В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации./А.В Молчанова.// Начальная школа. – 2015. – №8. – С. 46 – 51.
9. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество./ В. С. Мухина. – М.: Академия, 1999. – 544 с.
35. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.
36. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями./ Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 128 с.
37. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике./ В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 c.
38. Пономарев, Я. А. Психология творчества./Я. А. Пономарев. – М.: Наука, 1976. – 302 с.
39. Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
40. Развитие творческой активности школьников./Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика , 1991. – 160 стр.
41. Рубина, Ю.И. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства./ Ю.И. Рубина. – М.: Просвещение, 1983. – 176 с.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.
43. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1980. – 208 с.
44. Севостьянова, И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников./ И.Н. Севостьянова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 51 – 55.
45. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания./ В.С. Селиванов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
46. Селиванова, Е.Д. Театрально-литературные композиции в школе./ Е.Д. Селиванова. – М.: Просвещение, 1982. – 72 с.
47. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
48. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения./М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1971. – 205 с.
49. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр – творчество – дети»: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства./Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.// Дошкольное воспитание. – 1998. – №8. – С.9 – 18.
50. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник. / Под общ. ред. Т. А. Барышевой. – СПб.: Питер, 2008. – 296 с.
51. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001. – 288 с.
52. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты./ Е. Е. Туник. – СПб.: Речь, 2002. – 194 с.
53. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1 -11 классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений./ Сост. А.П. Ершова. – М.: НИИ художественного воспитания, 1990. – 73 с.
54. Федеральный государственный стандарт общего начального образования второго поколения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. Ed/qa.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
55. Хрестоматия по возрастной психологии./Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
56. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения./ А.В. Хуторской. – М.: Владос, 2000. – 320 с.
57. Чинкина, Н.Ш. Театрализованно-игровая деятельность младших школьников./ Н.Ш. Чинкина, М.Р. Багманов // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №7. – С. 72–75.
58. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников./Э. Г. Чурилова – М.: Владос, 2001. – 160 с.
59. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека./ В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2002. – 160 с.
60. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы./ В.И. Шепелева. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 117 с.
61. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет./ А. В. Щеткин. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 127 с.
62. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева. – М.: Флинта,1997. – 368 с.
63. Эльконин. Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин ? М.: Педагогика, 1999. ? 360 с.