Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Ежегодно в дошкольные организации поступает значительное количество детей с задержкой психического развития различного генеза. По данным педагогической статистики с каждым годом доля детей с задержкой психического развития в детской популяции увеличивается.
Система специального образования развивается в направлении дифференциации предоставления коррекционно-образовательных услуг. Для специальных коррекционных дошкольных образовательных организаций, дошкольных отделений детских домов, интернатов, домов ребенка, вариативных социальных учреждений нового типа востребованы учебно-методические комплексы для детей с задержкой психического развития, которые составляют значительную часть контингента.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями и нуждаются в создании специальных педагогических условий, предоставляемых им в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Специальное дошкольное образование базируется на системе общих и специфических требований и психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие детей.
Базовым структурным компонентом образовательного стандарта для детей с ЗПР является определение содержания и методов дошкольного воспитания и обучения. Это создает основу для разработки коррекционно-педагогических и развивающих технологий.
Для ребенка дошкольного возраста основными линиями развития являются развитие восприятия, как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предмета, а также формирование системы сенсорных эталонов. Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе.
Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
У детей с задержкой психического развития недостаточная целенаправленность восприятия ведет к его фрагментарности и недостаточной дифференцированности, соответствует общепсихологической оценке детей, которые «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят». Недостатки восприятия связаны с несформированностью аналитико-синтетической деятельности. У детей с ЗПР имеется сенсорное недоразвитие. Это выражается в том, что в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться результативной пробой. У детей с ЗПР без специального обучения не наблюдается зрительных форм ориентировки в задании. Это отрицательно отражается на характере предметных, предметно – игровых действиях, чаще всего подменяемых манипулированием.
Страдает зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно – кинестетического), но главное, их слаженной работе, что составляет основу сенсорно - перцептивной способности. Недостаточность зрительно – моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблемой развития восприятия цвета и формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР занимались Е.Д. Хомская, Л.И. Переслени, Т.А. Власова, Г.С. Шевченко, У.В. Ульенкова и др. Но тема развития восприятия цвета и формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР разработана недостаточно. Осуществление квалифицированной коррекции данного вида отклоняющегося развития в ранние сроки осложняется отсутствием научно-методического и дидактического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
Объектом исследования является процесс развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования стала аппликация как средство развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования.
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если будут:
- рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- изучена аппликация, как средство развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- организована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством аппликации;
- проведен анализ результатов исследования по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования – доказать эффективность использования аппликации в развитии зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования.
- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- изучить аппликацию, как средство развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- организовать и провести опытно-экспериментальной работу по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством аппликации;
- провести анализ результатов исследования по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования. В исследовании принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. На первом этапе исследования была проведена оценка зрительного восприятия у детей с ЗПР, далее проведена работа по развитию зрительного восприятия у детей, на последнем этапе исследования была осуществлена повторная оценка развития восприятия.
Практическая значимость исследования. Данная методическая работа адресована для воспитателей и учителей – дефектологов детских садов компенсирующего и комбинированного вида в целях квалифицированной коррекции данного вида отклоняющегося развития в ранние сроки.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1.Сущность характеристика восприятия
Важнейшее значение для отражения окружающей действительности, ориентировки в ней, регуляции деятельности играют психические процессы. Б.Г. Ананьев отмечал, что «любой психический процесс формируется «как определённая констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.), действий с разнообразными операциями (перцептивных, мнемических, логических и т.д.) и мотиваций (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации)» [1, c.96]. Таким образом, без участия психических функций не могут осуществляться психические процессы, в том числе и процессы восприятия.
Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе.
Значение восприятия в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны – имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Процесс восприятия изучался разными авторами и его понятие сформировано недостаточно. В понятийно-терминологическом словаре восприятие представлено как «психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира» [46, c.86]. В психологическом словаре восприятие трактуется в качестве «процесса формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств» [28, c.39].
Л.С. Рубинштейн писал: «Восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Оно всегда является более или менее сложным целым, качественно отличным от тех элементарных ощущений, которые входят в его состав 44».
По определению Л.Д. Столяренко, восприятие – непосредственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков [47]. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. По мнению Е.И. Рогова, воспринимающая деятельность почти никогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается в совместной работе нескольких органов чувств (анализаторов) [43]. В зависимости от того какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации о свойствах воспринимаемого объекта, различают виды восприятия. Различают также сложные виды восприятия: восприятие пространства и времени.
Восприятие рассматривается большинством исследователей, как чувственный процесс, включающий осознание (опознание отдельных признаков и узнавание предмета и явления в целом). Восприятие представляет собой целостное отражение различных предметов, ситуаций, явлений, которые возникают в процессе непосредственного влияния физических раздражителей на поверхность рецепторов различных органов чувств.
Таким образом, восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, активный процесс отражения окружающего мира, деятельность субъекта, связанная с обследовательскими перцептивными действиями. Эти действия включают в себя моторный компонент : движение глаз , ощупывание. При помощи перцептивных действий идет поиск объекта, выделение наиболее характерных его признаков, опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей.
Специального органа восприятия у человека нет. Материал для восприятия дают анализаторы. Раздражители бывают комплексные со свойствами разной модальности (яблоко, лимон) и комплексные со свойствами одной модальности (звуки речи, мелодия), в данном случае раздражитель действует только на один анализатор.
При действии комплексного раздражителя со свойствами разной модальности в работу вступают сразу несколько анализаторов и в коре головного мозга возникают сразу несколько ощущений. В результате синтетической деятельности коры различные ощущения связываются и дают целостный образ. Значит в данном случае физиологической основой восприятия являются межанализаторные связи.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980, т. I – 230 с.
2. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Т.в. Ахутина, Л.В. Яблокова, Н.Н. Полонская / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. - Оренбург: АСТ, 2012 - 304 с.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: Воронеж, 2011. – 438с.
4. Бабиева, Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева, А.Н. Гришина, Ю.С. Плохова // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
5. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов / Н.В. Бабавина. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 218с.
6. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева. – Ярославль : Академия развития, 1997. – 237 с.
7. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И.М. Бгажнокова // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 51-54.
8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 136 с.
9. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] : Кн. Для воспитателя дет. сада. — М. : Просвещение, 1988. — 224 с.
10. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Борякова. - М.: Академия, 2013. – 64 с.
11. Борякова, Н.Ю. Сенсорное воспитания в системе педагогической помощи детям с нарушениями речевого развития/ Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева // Социально-гуманитарные знания, 2014. – № 2. – С. 199-205.
12. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
13. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 441 с.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Эксмо, 211. – 533 c.
15. Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. - М: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2005. - 400 с.
16. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание – 2013. – №1. – C. 18-23.
17. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2015. – 204 с.
18. Грабенко, Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
19. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 1999. — 344 с.
20. Гусакова, М. А. Аппликация [Текст] : Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». — М. : Просвещение, 1987. — 128 с.
21. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 2012. – 329с.
22. Джин Вант Хал. Творческое воспитание. Искусство и творчество в вашей семье [Текст] / Джин Вант, Хал ; пер. с англ. Е. Куприяновой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 320 с.
23. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – СПб.: Каро, 2013. – 336 с.
24. Запорожец, А. В. Восприятие, движение, действие // Познавательные процессы: ощущения и восприятия / под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1982. – 100 с.
25. Исследование процессов переработки сенсорной информации в зрительной системе человека в норме и па-тологии методом регистрации вызванных потенциалов / Л.И. Фильчикова, Л.А. Новикова, Н.Н. Зислина и др. // Современные аспекты клинической физиологии зрения: сб. науч. тр. – М., 1985. – С. 55–67
26. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. - М.: Академия, 2007. - 304 с.
27. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество [Текст] — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 192 с
28. Кондаков, И.М. Психологический словарь / И.М. Кондаков. – М.: Юрайт 2005. – 690с
29. Корчикова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка») [Текст] — Ростов н/Д : Феникс, 2002. — 175 с.
30. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М.: Эксмо, 2002. – 287 с.
31. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] — М. : Переиздание«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. — 208 с.
32. Лыкова, И. А. Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности[Электронный ресурс] — М. : ИД «Цветной мир», 2014. — 144 с
33. Малик, О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками : развиваем самостоятельность [Текст] — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 96 с
34. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. кукушкина, Н.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013.- 42 с.
35. Манжосова, Г.В., Илюхина, В.А. Батуев, А.С. Психофизиологические критерии адаптации детей к тактильному взаимодействию с дельфинами / Г.В. Манжосова, В.А. Илюхина, А.С. Батуев // Психологический журнал. 2008. — № 2.— С. 107–120
36. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2008. – 95 с.
37. Мацина, С.Г. Сенсомоторное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием игр с песком / С.Г. Мацина // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 47-50.
38. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: Владос, 2013. - 128 с.
39. Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Горшкова Т.А., Романова М.В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Пачурин, С.М. Шевченко, Т.А. Горшкова, М.В. Романова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №8-3. - С.146-152.
40. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. – М.: Академия. - 439с.
41. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Пер.с англ.и фр. / Пиаже Жан. - СПб.: Питер, 2011. - 192с.
42. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 383 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 720 с.
45. Сакович, Н.А Технология игры в песок / Н.А. Сакович. – СПб.: Питер, 2014. – С. 115-190.
46. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 1997. – 400 с.
47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – М.: Проспект, 2015. – 464 с.
48. Ульенкова У. В. Дети с ЗПР / У.Ульянкова. - Н. Новгород, 2012. - 228 с.
49. Улба П.П. Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста / П.П. Улба: Автореф. дис. . канд. мед. наук. Тарту, 1987. - 26 с.
50. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1995. 57 с.
51. Усова Е.В., Сазонова Н.С., Рассодина З.А. Синдром алкогольной эмбриопатии / Е.В. Усова // Журн. невроп. и психиатр. – 1981. - №10. - С. 1553-1556.
52. Устинова Э.В. Характеристика семей учащихся с лёгкой интеллектуальной недостаточностью Э.В. Устинова // Всесоюзн. конф. по организации психиатр, и неврол. помощи детям. - М., 1980. с.161-162.
53. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / К. Фопель. - М., 1998. - Ч. 1 - 3. - 480 с.
54. Фролова Н.В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников
/ Н.В. Фролова: Автореф. дис. . канд. психол. наук. Бийск, 1995. - 20 с.
55. Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии / М.Н. Фишман. - М.: Педагогика, 1989. - 144 с.
56. Фурманов И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов. - Минск, 1996. - 194 с.
57. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - М., 1990. - 160 с.
58. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте / О.В. Халецкая. - Н. Новгород, 1995. - 37 с.
59. Худик В.А. Диагностика детского развития: методы исследования / В.А. Худик. - Киев.: Ocbina, 1992 - 220 с.
60. Шалимов В.Ф. О пограничных формах психических расстройств у детей в возрасте 6-7 лет, поступающих в общеобразовательные школы / В.Ф. Шалимов // Рос. психиатр, журнал. – 2000. - №2. - С.56-61.
61. Шаумаров Г.Б. Возможности применения (WISC) для диагностики задержки психического развития / Г.Б. Шаймаров // Тр. МНИИП МЗ РСФСР. Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. Вып.З. - М., 1978. - с.116-125.
62. Шац И.К. Клинико-психологические, социально-педагогические и коррекционные аспекты школьной дизадаптации при психических расстройствах у детей / И.К. Шац // Соц. и клин, психиатрия. – 2003. - №2. - С. 47-51.
63. Шварков С.Б., Голубев B.JI. Клинико-физиологический анализ психогенных тиков у детей / С.Б. Шварков // Журн. невроп. и психиатр. – 1984. - №10. - С. 1514 -1520.
64. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю.С. Шевченко. - М., 1997. - 206 с.
65. Шивирёв Н.А. Диагностика интеллектуальной недостаточности у дошкольников в процессе их дошкольной диспансеризации / Н.А. Шивирев: Дис. канд. мед. наук.-М., 1978.-268 с.
66. Шипицина Л.M. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии / Л.М. Шипиципа // Вестник психосоц. и коррекционно-реа&илитац. работы. – 1995. - №3. - С. 29-35.
67. Шошин П.Б. Зрительное восприятие. Дети с ЗПР / П.Б. Шошин. – М.: Педагогика, 1984. – 192 с.
68. Штрыголь Д.В. Нарушения психического и соматического здоровья у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью / Д.В. Штрыголь // Рос. психиатр, журнал. – 2001. - №6. - С. 43-47.
69. Шурыгин Г.И. Нарушения нервно-психического развития у детей, родители которых страдают алкоголизмом / Г.И. Шурыгин: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. Л., 1983.- 18 с.
70. Юркова И.А. Динамика отдельных клинических вариантов психического инфантилизма у детей / И.А. Юркова // Журн. невропат, и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1959. - №7.- С.863-867.
71. Юркова И.А. О некоторых клинических особенностях психического инфантилизма / И.А. Юркова // Дети с временными задержками развития. - М., 1971. - с.25-31.
72. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Гориянова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей / Б.Р. Яременко. - СПб., 2002. - 128 с.
73. Chnstianopulos К., Ikonomou E., Voytira V. Learning disabilities and accompanying psychiatric disorders// Abstracts of 11th International Congress European Society for Child and Adolescent Psychiatry. Hamburg, 1999. - II/76.
74. Graubard P.S. Children with behavioral disabilities// Exceptional children in the schools/ Ed. L.M. Dunn. Ed. 2-nd - New York: Holt, Rinehart, Winston, 1973. -246 p.
75. Jensen P.S., Grogan D., Xenakis S.N., Nain M.W. Father absence: Effects on child and maternal psychopathology// J. Amer. Acad. Child Adolesc. Psychiatr. -1989. Vol. 28, № 2. - p. 171-175.
76. Mc.Clellan J., Trupin E. Prevention of psychiatric disorders in children// Hosp. Commun. Psychiat. 1989. - V. 40, № 4. - p. 334-335.
77. Richman N. Behavior Problems in Pre-school children Family and Social Factors// Brit. J. Psychiatr. - 1977. - V. 181, № 11. - p. 523-527.