Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время НАТО объединяет 42 страны участника и было создано для оказания помощи участникам, в первую очередь в области обороны.
С 2014 года НАТО уделяет относительно мало стратегического внимания партнерствам с государствами, не являющимися членами НАТО, по всему миру. После в 2014 года НАТО сосредоточило свое внимание на обеспечении спокойствия уязвимых государств-членов в Северо-Восточной Европе и восстановлении своего потенциала коллективной обороны. Было ясно, что Украина, государство-партнер, не гарантирует того же уровня защиты, что и союзники. Кроме того, по мере сворачивания операций НАТО за пределами региона некоторые ученые полагали, что Североатлантический союз и его государства-оперативные партнеры, например, в Афганистане, могут пойти разными путями и сосредоточиться на собственной региональной безопасности. В связи с этим военно-технологическое сотрудничество стран НАТО с 2014 года обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования выступает общественные отношения, связанные с военно-технологическом сотрудничеством стран НАТО с 2014 года.
Предметом данного исследования является нормы права и научные публикации в области военно-технологического сотрудничества стран НАТО с 2014 года.
Целью исследования курсовой работы является теоретическое изучение военно-технологического сотрудничество стран НАТО с 2014 года.
Задачами работы выступают:
- рассмотреть сущности понятия военно-технологического сотрудничества;
- исследовать факторы развития военно-технологического сотрудничества государств;
- проанализировать нормативное регулирование военно-технологического сотрудничества государств;
- рассмотреть историю военно-технологического сотрудничества стран НАТО;
- рассмотреть концепцию «smart defese» как основа военно-технологического сотрудничества стран НАТО;
- раскрыть основные направления и программы военно-технологического сотрудничества стран НАТО с 2014 года;
- изучить проблемы военно-технологического сотрудничества стран НАТО на современном этапе и причины их возникновения;
- исследовать перспективы развития военно-технологического сотрудничества стран НАТО.
Методологической основой исследования является метод научного познания, сравнительно-правовой и формально-правовой методы.
Структура работ включает введение три главы заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ
1.1 Сущность понятия военно-технологического сотрудничества
Военно-техническое сотрудничество — деятельность в сфере международных отношений, связанная с экспортом и импортом, включая поставку или закупку, продукции военного назначения, а также разработкой и производством продукции военного назначения.
Российское вооружение и военная техника в настоящее время разрабатывается по передовым технологиям и позволяет эффективно справляться с внешними угрозами.
В то же время адаптация западного оружия к плановой боевой работе за пределами полигона вызовет множество вопросов .
Кроме того, большое беспокойство продолжает вызывать отсутствие контроля за реализацией устаревших образцов вооружения, которые попадают на черный рынок, и используются в преступных целях в государствах бывшего советского союза и других странах.
Для минимизации данных рисков создаются международные союзы и объединения, заключаются международные договоры.
Военно-техническое сотрудничество в соответствии с законодательством Российской Федерации — деятельность в сфере международных отношений, связанная с экспортом и импортом, включая поставку или приобретение, продукции военного назначения, а также разработкой и производством продукции военного назначения.
Основными целями военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами являются:
- укрепление военно-политических позиций Российской Федерации в различных регионах мира;
- поддержание необходимого уровня экспортного потенциала Российской Федерации в области обычных вооружений и военной техники;
- развитие научно-технической и экспериментальной базы оборонных предприятий, их научно-исследовательских институтов и организаций;
- получение валютных средств для государственных нужд, развития военного производства, конверсии, уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, структурной перестройки предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- обеспечение социальной защиты персонала организаций, разрабатывающих и производящих вооружение, военную, специальную технику и имущество.
Сотрудничество выражается в организации купли-продажи вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), что в последнее время развивается лицензирования в изготовлении вооружений.
В последнее время идет работа по развитию направлений военно-технического сотрудничества нашего государства с другими странами. Заключение долгосрочных договоров.
Важнейшим элементом системы военно-технического сотрудничества является экспорт образовательных услуг в военной сфере. Сегодня около восьми тысяч иностранных специалистов получают знания в вузах Минобороны. Около трети из них — военнослужащие государств-членов ОДКБ.
Подготовка военнослужащих практическому использованию российского оружия является приоритетным направлением развития сотрудничества в военной сфере.
В целях укрепления военно-технического сотрудничества необходимо:
внесение корректировок в государственную политику в сфере военно-технического сотрудничества с учетом новых изменений на мировом рынке вооружений и внешнеполитической ситуации, происходящих процессов глобализации;
недопущение агрессивной конкуренции, политического давления на импортеров российского вооружения, необоснованной дискредитации российской военной продукции;
позиционирование Совета по военно-техническому сотрудничеству как института взаимодействия стран в целях достижения региональной и глобальной безопасности, в том числе в сфере предотвращения терроризма, наркотрафика и т.д.;
расширение участия российских субъектов военно-технического сотрудничества в международных кооперационных связях для продвижения российского вооружения или зарубежных систем с российскими комплектующими на мировой рынок, включая взаимный обмен отдельными технологиями и лицензиями;
применение гибкой системы ценообразования на продукцию военного назначения, широкое использование льгот и преференций при налогообложении предприятий оборонно-промышленного комплекса, освобождение от таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации, используемые для повышения эффективности деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса. военно-промышленный комплекс;
усиление позиций России в международных режимах контроля над вооружениями.
Таким образом, для России военное сотрудничество является необъемлемым элементом международной политики и заключается в организации безопасности государства от внешних угроз и поиске стратегических партнёров для решения общих задач мирового правопорядка.
Военно-техническое сотрудничество выступает инструментом давления на иные страны на международной арене, и включает в себя обмен вооружением, технологиями по его производству и лицензирование оборонной деятельности. А так же совместные проведение военных учений, заключение сопутствующих договоров и иная деятельность стран в области обороны.
1.2. Факторы развития военно-технологического сотрудничества государств
Военно-техническая сфера является важнейшим элементом общей глобальной системы безопасности. Этот взгляд на военно-техническое сотрудничество восходит к историческому противостоянию России и Запада, которое началось задолго до Первой мировой войны и продолжается по сей день. При этом укрепление военно-технического сотрудничества с Россией каждого иностранного государства подразумевает наличие прочных политических связей, что позволяет РФ вовлекать в свою геополитическую орбиту новые государства. С этих позиций систему военно-технического сотрудничества можно рассматривать как институциональный элемент политического общества, выполняющего функцию геополитической безопасности страны.
Предложенная интерпретация военно-технического сотрудничества с позиций социальной философии подтверждается историческим контекстом развития этого элемента. Необходимо выделить несколько факторов, лежащих в основе военно-технического сотрудничества как элемента социальной структуры современного российского политического общества.
Факторы развития военно-технического сотрудничества
Первый из них - объективно существующее относительно последовательное и системное представление о целях политики безопасности России, успешно трансформировавшееся в военно-политическую стратегию Вооруженных Сил, включающую 5 ключевых задач :
1) стратегическое сдерживание;
2) региональное доминирование, включая реакцию на нестабильность, терроризм или конфликты в соседних странах;
3) экспедиционные операции;
4) готовность на случай крупной наземной войны;
5) внутренняя стабильность.
За последние несколько лет в этой стратегии сохранялась преемственность, которая реализуется в рамках политических и социальных институтов.
Другие экономические, демографические и социальные факторы, лежащие в основе российского военно-технического сотрудничества как элемента политического общества, претерпели за последнее десятилетие существенные изменения, но в среднесрочной перспективе демонстрируют признаки сохранения стабильности. Общественность демонстрирует поддержку российского правительства, внешней политики и вооруженных сил.
С демографической точки зрения роста населения в России не ожидается; его демографическая ситуация никоим образом не была подорвана. В России создана относительно устойчивая система смешанной военной службы и контрактного комплектования Вооруженных Сил, т.е. происходит значительное усиление первого компонента политического общества (государственно-политических структур). Эти ключевые факторы, вероятно, будут определять возможности военно-технических сил России в будущем, в то время как она будет продолжать концентрироваться на достижении доминирования в ближнем зарубежье, уделяя особое внимание боеготовности и профессионализации вооруженных сил. Будучи институциональным компонентом российского политического общества, российское военно-техническое сотрудничество по-прежнему сосредоточено на возможностях, связанных со стратегическим сдерживанием, региональным доминированием и внутренней безопасностью.
Тем не менее, в последнее время произошло расширение зоны влияния России не только в ближнем зарубежье, но и в странах, традиционно входящих в геополитическую орбиту западных держав, в частности. Это государство исторически стало потенциальной угрозой для России с момента образования СССР. При этом, следуя логике структурного анализа политического общества, для достижения своих геополитических интересов Соединенным Штатам придется предоставить силы, способные конкурировать с Россией в различных сферах взаимодействия – от сотрудничества до конфликта. Учитывая обширные возможности стратегического сдерживания обычных и ядерных сил России, ключевой задачей будет то, как Соединенные Штаты смогут развить потенциал, способный служить ее интересам при любой интенсивности конкуренции (без эскалации). Здесь следует отметить, что все элементы российского военно-технического сотрудничества носят оборонительный характер, хотя силы стратегического сдерживания могут угрожать западным державам и их союзникам. В то же время российское политическое общество, структурным элементом которого является военно-техническое сотрудничество, способно четко идентифицировать угрозы, связанные с расширением Организации Североатлантического договора (НАТО) и наращиванием военного потенциала США/НАТО потенциал на границах с Россией. По мнению исследователей, существует вероятность того, что восприятие Россией угрозы может усилиться, и это приведет к непреднамеренным военным действиям. Однако внутри политического сообщества западных держав (в первую очередь США) нет адекватного понимания восприятия Россией угрозы, которую представляет размещение американских войск в Европе .
Региональное доминирование — второй элемент российской стратегии ВТР — представляет собой более непосредственную угрозу интересам США, учитывая, что основная желаемая сфера влияния России включает в себя бывшие советские республики, такие как Украина и Грузия, которые стремятся присоединиться к евроатлантическим институтам. Учитывая растущие возможности и интересы российского политического общества, противодействие западных стран развитию военно-технического сотрудничества между Россией не может существенно подорвать региональное доминирование России. Более того, западным странам довольно сложно противостоять российскому влиянию в тех государствах, которые традиционно входили в их геополитическую зону влияния. Примером усиления такого влияния является военно-техническое сотрудничество России со странами новых политических и экономических союзов (БРИКС, ШОС и др.) .
Наиболее значимым, на наш взгляд, является сотрудничество между Россией и Индией, поскольку политическое руководство последней рассматривает военно-технический экспорт из России как гарантию собственной безопасности. Некоторые эксперты отмечают, что Нью-Дели сознательно диверсифицирует своих поставщиков оружия, по крайней мере, с конца 1970-х годов. Основная цель этой политики — минимизировать политический и технический риск зависимости от одного поставщика. Важно отметить, что за счет диверсификации поставщиков Индия стремится развивать собственную оборонную промышленность и переходить к новым форматам сотрудничества: лицензионному производству, совместной разработке и производству, а также продаже военной техники. Индия хочет заменить модель покупателя-продавца моделью сотрудничества, и этот переход наиболее ярко проявляется в ее сотрудничестве с Россией.
В глобальном контексте необходимо указать переменные, которые могут негативно повлиять на динамику российско-индийского военно-технического сотрудничества. Одной из переменных является Закон № 1 о противодействии Америке посредством санкций (CAATSA), который был подписан в США в 2017 году. Хотя Индии удалось временно избежать ограничений этого закона, в отличие от Китая и Турции, США продолжают использовать Угроза ограничений призвана оказать давление на Нью-Дели и убедить индийское руководство в необходимости постепенного сокращения импорта вооружений из России. Естественно, пандемия коронавируса и вызванный ею экономический кризис неизбежно влияют на ситуацию. Очевидно, что из-за бюджетных ограничений Индии в период кризиса придется отменить ряд военных программ и перенаправить финансирование от иностранных поставщиков вооружения и военной техники местным компаниям. Сроки реализации соглашений с Россией также могут быть приостановлены. В то же время для России и Индии открывается окно возможностей для реализации совместных проектов, в частности тех, которые основаны на оборонно-промышленных коридорах, недавно созданных в индийских штатах Уттар-Прадеш и Тамил Наду. Один из таких проектов стартовал 3 марта 2019 года с открытия в округе Амети штата Уттар-Прадеш завода Indo-Russia Rifles, который будет производить автоматы Калашникова АК-203 под патрон 7,62х39 мм. Как страна, открытая для трансфера технологий в Индию, Россия получает в этом отношении определенное конкурентное преимущество .
Военно-техническое сотрудничество является проводником представлений российского политического сообщества о стратегических приоритетах геополитического места России в мире. Цели политического сообщества и его восприятие угрозы формируют стратегию военно-технического сотрудничества и его основные векторы. В настоящее время существует относительно последовательное понимание цели политики безопасности России, в отличие от 1990-х и даже 2000-х годов, когда взгляды внутри истеблишмента резко расходились. Достигнутый консенсус был назван "реалистической школой". Другие подходы к политике безопасности - "прозападные" или ультранационалистические - были в значительной степени дискредитированы или частично объединены.
В то же время само понятие безопасности в России гораздо шире, чем на Западе. Стабильность подразумевает внутриполитическую стабильность - иными словами, недопущение каких-либо народных волнений, сепаратизма, терроризма или других угроз нынешнему политическому порядку. Экономическая стабильность-предотвращение резких спадов-является средством достижения политической стабильности и, следовательно, самоцелью. Для этого российское политическое общество стремится к стабильности извне, прежде всего на своих границах, поскольку очевидна прямая связь между происходящими там событиями и стабильностью внутри Российской Федерации. В то же время Россия стремится поддерживать "дружественные" режимы. В частности, российская элита не считает влияние Китая угрозой безопасности, поскольку последний также не терпит цветных революций и не стремится к развертыванию сил или строительству военной инфраструктуры в регионе. Российские политические элиты считают, что страна должна быть лидером более широкого региона для достижения важной согласованной цели политики безопасности: повышения и укрепления статуса Российской Федерации как великой державы.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи, в частности, определить место военно-технического сотрудничества в структуре политического общества: в прагматическом контексте военно-техническое сотрудничество можно рассматривать как элемент системы безопасности самого политического общества - механизм воздействия на внешнюю среду таким образом, чтобы минимизировать риски дестабилизации политической системы.
Существует сильная общественная поддержка внешней политики России: более 40% населения считают внешнюю политику главным достижением правительства. Большинство людей говорят, что Россия должна быть великой державой. Общественность, по-видимому, в значительной
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее: Единый европейский акт. Договор о европейском союзе. М.: Право, 1994.- 210 с.
2. Кардашов В.А. Военно-техническое сотрудничество как необходимый элемент социальной структуры в условиях политического (российского) социума // Современные философские исследования. 2020. № 3, С. 23-28.
3. Кэтрин Челлстрем Элджин и Тайлер Хакер У НАТО проблема с боеприпасами, и Европе необходимо активизировать свои усилия [Электронный ресурс] // Deloitte. Https://www.defensenews.com/opinion/2024/02/01/nato-has-a-munitions-problem-and-europe-needs-to-step-up/
4. Малашенко Т. И. Военно-техническое сотрудничество России в Латинской Америке: Венесуэла // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2019. № 3 (23). С. 136-144.
5. Толкачев С.А. Развитие военно-промышленных корпораций США в 2000-е гг. [Электронный ресурс] // Капитал страны: Федеральное интернет-издание. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/177018 (дата обращения: 17.09.2013)
6. Шевченко Б.И. Военно-экономическая интеграция стран блока НАТО: состояние, тенденции, противоречия // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2016.№ . 7 С. 47-61.
7. Юмашева Е.В., Тимонов Д.А., Иванушкин С.А., Соловьёв А.А., Юмашев Д.В. Военно-техническое сотрудничество россии с иностранными государствами: современные проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 3. – С. 98-105;
8. ANNUAL THREAT ASSESSMENT OF THE U.S. INTELLIGENCE COMMUNITY [Электронный ресурс] // Deloitte.https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2023-Unclassified-Report.pdf
9. Bogzeanu, C. “’Pooling and Sharing’ and ‘Smart Defence’. Beyond the Concept”. International Scientific
10. Bommakanti K. India-Russia Military-Technical Cooperation: Beyond Commercial Relations. International relations. In: ORF Issue Drief,2017. № 4. 2017С. 10-22.
11. Buchholz A. Problems of the Ideological East-West Conflict // Bochenski J. M., Blakeley T. J. Studies in Soviet Thought. New York, 2019. P. 120-131.
12. Cimpean, S. “’Smart Defence’ and ‘Pooling and Sharing’ Concepts in NATO and EU,” International Scientific Conference “Strategies XXI” Vol. 2 (2016), 179
13. Conference, Strategies XXI, Centre for Defence and Security Strategic Studies. 2012 - 418. С.
14. Industry Outlook: Aerospace & Defense. Challenging Times, Emerging Opportunities [Электронный ресурс] // Deloitte. URL: http://www.deloitte. Com/assets/Dcom-Venezuela/Local%20Assets/Documents/ve_cb&at2009outlookaerospace&Defense_300309.pdf (дата обращения: 25.02.2024)
15. NATO SMART DEFENCE: OPERATIONAL DETERRENCE OR STRATEGIC ALLIANCE? [Электронный ресурс] URL https://www.cfc.forces.gc.ca/259/290/308/305/laporte.pdf
16. Velocci A.L. Roche Drops a Bombshell: U.S. Industry Overconsolidating // Aviation Week & Space Technology. 2002. Vol. 156
17. Younossi O. Et al. Lessons Learned from the F/A-22 and F/A-18E/F Development Programs. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2005