Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема психотипа личности является одной из актуальных в современной психологической науке. Личность формируется в обществе и зависит от системы ценностных отношений, которые сопровождают ее в течение всей жизни.
Исследование проблемы психотипа и формирования умения выстраивать коммуникацию и отношения с разными типами людей имеет важное теоретическое и практическое значение.
В первом аспекте оно связано с более глубоким психологическим исследованием личности, понятий самоосуществления, полной самореализации и психофизического благополучия на разных возрастных этапах [10, с. 13].
Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности с ценностным отношением к другим людям, особенно в профессиональных коммуникациях, поможет сделать более эффективным процесс взаимодействия клиентов (потребителей) и менеджеров (специалистов, работников) в ходе взаимной коммуникации в деловых ситуациях общения.
Проблема влияния психологических типов на профессиональную и деловую коммуникацию, на потенциальное возникновение межличностных конфликтов и их решения состоит в том, что люди с противоположными предпочтениями своих психотипов могут оказаться в ситуации совместного решения одной задачи, и их взаимодействие может оказаться в зоне риска. Чем лучше люди будут знать психотип свой и своего собеседника, тем конструктивнее будет их взаимодействие с другими людьми. При этом правильно взаимодействовать с людьми не так просто, так как к каждому нужен индивидуальный подход [1, с. 27].
Для того чтобы составить представление о психотипе индивида, достаточно знать и понимать основы оперативной психодиагностики, владеть умением анализа вербального и невербального поведения [4, с. 27].
Данное исследование особенно актуально в связи с личностно-ориентированной направленностью и необходимостью составить более полное психологическое описание разных психотипов потребителей в целом и посетителей аптек, в частности.
Целью исследования изучение психотипов посетителей и работников аптечной организации.
Задачи:
1)изучить понятие, виды и особенности психотипа;
2)описать психотипы посетителей и работников аптечных организаций;
3)подобрать психодиагностический инструментарий исследования;
4)проанализировать и интерпретировать результаты исследования;
5)провести сравнительный анализ психотипов посетителей и работников аптечных организаций;
6)разработать рекомендации работникам аптечной сети для эффективной работы с посетителями.
Объект исследования: потребители (посетители) и работники фармацевтической сети.
Предмет исследования: психотипы посетителей и работников аптечных организаций.
Методы и методики исследования:
1.Контент-анализ теоретической и специальной литературы;
2.Структурный;
3.Графический;
4.Анкетирование.
Объект исследования:
анкетирование сотрудников аптеки проведено в 2024 году, испытуемые в возрасте от 25 до 60 лет, в количестве 40 человек;
в анкетировании посетителей аптеки приняло участие 80 человек, из них 40 человек – мужского пола, 40 – женского. Средний возраст представителей выборки – 47,7 лет, возрастной диапазон представителей выборки составил 18-74 года.
Практическая значимость исследования состоит в прикладной направленности исследования и возможности применять ее в профессиональной коммуникации, а также при обучении студентов и слушателей фармацевтической отрасли.
Глава 1. Теоретические основы изучения психотипов работников и потребителей в фармакологии
1.1 Понятие и значение психотипов
Под психотипом (психологическим типом) принято понимать комплекс устойчивых черт характера, который определяет поведение человека и его реакции на внешние раздражители. [12, с. 21].
Прообразом научного осмысления и разработки проблемы психотипов считается о учение о различных типах темпераментов, основоположником которого является древнегреческий врач и ученый Гиппократ. Он верил, что в организме человека циркулируют четыре вида жидкостей: кровь, желтая желчь, черная желчь и мокрота. Каждый из них обладает своими уникальными свойствами, а сочетание этих четырех «соков» в разных пропорциях определяет особенности организма, а также предрасположенность к различным заболеваниям [14, с. 18].
Кроме того, сочетание и преобладание любой из этих четырех жидкостей также влияет на характер и поведение человека. Хотя названия и подробные психологические описания этих четырех типов были предложены Гиппократом несколько столетий спустя, древнеримский врач Гален первым создал комплексную классификацию, основанную на идее смешивания этих четырех жидкостей. Он считал, что преобладание желтой слизи характеризует холерический темперамент, крови — сангвинический, слизи — флегматичный и черной желчи — меланхолический. Данные представления легли в основу учения о темпераментах, тем не менее психотипы нередко сравнивают с темпераментами и считают данные феномены близкими или пересекающимися [14, с. 29].
В психологии до настоящего момента отсутствует единое определение психотипа, взгляды исследователей на данную проблему отличаются разнообразием.
Изучению психотипа в различных направлениях посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные исследователи: Б.Г. Ананьев [8, с. 2], А.Г. Ковалев [10, с. 3], Э. Кречмер [21, с. 4], Н.Д. Левитов [14, с. 3], К. Леонгард [13, с. 5], В.Н. Мясищев [15, с. 2], С.Л. Рубинштейн [23, с. 12], З. Фрейд [29, с. 2], К. Юнг [29, с. 3] и другие исследователи.
В зарубежной психологии можно выявить следующие направления исследования психотипа:
– структурно-биологическое, связанное с именем Э. Кречмера, в котором психотип является составной частью интровертированного характера индивидов; конституции и темперамента личности [1, с. 27];
– психоаналитическое (авторы З. Фрейд, К. Юнг и другие исследователи), объясняющее психотип с позиций бессознательных влечений человека, а также у Юнга и его последователей классифицирующее психотипы в зависимости от экстравертированности [29, с. 276];
– психоэтическое, связанное с теорией Р. Ребека и его пониманием врожденных качеств и инстинктов личности, ограниченными средой и внешними обстоятельствами [1, с. 27].
В отечественной психологии при рассмотрении проблем формирования и развития психотипа исследователи исходят из того, что характер личности детерминирован социальной средой (Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и другие исследователи) [10, с. 27].
Базовыми факторами, которые определяют психотип личности, являются воспитание и различные жизненные обстоятельства. Данную точку зрения разделяли Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев и другие исследователи [10, с. 28].
Психотип встроен в структуру личности и характеризуется синтезом природных свойств, психологическая значимость которых определяется комплексом определенных социальных взаимодействий, в который включается тот или иной индивид.
Так, Б.Г. Ананьев понимал под психотипом систему качеств личности, которая включает в себя субъективные отношения к социуму, деятельности, к самой себе и которая реализуются в общественном поведении, устойчивом образе жизни [10, с. 31].
Н.Д. Левитов считает под психотипом индивидуальные, психологические черты, пронизывающие всю деятельность личности и влияющие на поведение и отношение к обществу. При этом биологические особенности (темперамент, реакции, тип нервной деятельности) представляют собой значимую предпосылку для формирования психотипа, но не определяют его в полной мере [13, с. 33].
Рубинштейн С.Л. связывал формирование психотипа личности в зависимости от процесса личностного развития субъекта, «активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений» [23, с.19]. Существуют также биологические или генотипические предпосылки психотипа.
Ю.Б. Гиппенрейтер оценивает психотип как индивидуальное свойство человека и считает психотип сложной структурой, которая тесно связана с содержательной стороной поведения человека [25, с. 403].
А.В. Либин считает, что личность человека может быть рассмотрена с точки зрения формального подхода, в котором психотип определяет его характер. Характер, в свою очередь, формируется устойчивыми мотивационными тенденциями, типом самооценки и балансом положительного и отрицательного жизненного опыта [9, с. 43].
Существует еще одна теория, близкая по своей сути к психотипической, которая, тем не менее, не получила широкого распространения. В 70-80-х гг. XX века в СССР Аушра Аугустинавичюте на базе типологии Юнга предложила ряд гипотез о психологических типах, назвав свою типологию «соционика» [25, с. 138].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403036823/ (дата обращения 14.01.2024).
2.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403036823/ (дата обращения 14.01.2024).
3.Андрианова, Г. Н. Профессиональные коммуникации провизора в фармацевтическом консультировании [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Андрианова, А. А. Каримова; Андрианова Г. Н., Каримова А. А. - Екатеринбург: Уральский ГМУ, 2022. - 260 с.
4.Бадакшанов, А. Р. Государственное регулирование деятельности аптечных организаций и их структурных подразделений [Текст]: учебное пособие / А. Р. Бадакшанов, С. Н. Ивакина, Г. П. Аткнина. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2022. - 272 с.
5.Батышев А. С., Батышева Т. Т. Врач + пациент: философия успеха. - М.: ВК, 2021. - 522 с. // URL: http://nasdr.ru/wp-content/uploads/2019/06/BATYSHEV_A_S_BATYSHEVA_T_T_Vrach_Pacient_Filosofiya_uspeha.pdf (дата обращения 11.01.2024).
6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М.: Изд. «Университетская книга», 1998. - 397 с.
7.Бриггс И., Майерс П. MBTI: определение типов. У каждого свой дар. - М.: Карьера Пресс, 2024. – 187 с.
8.Индивидуальный подход к покупателю. // Актион URL.: https://remedium.ru/health/detail.php?ID=49333 (дата обращения 19.12.2023).
9.Исследование влияния поведения потребителей на эффективность работы аптечной сети. - Московский экономический журнал, 2019. Юлия Владимировна Воронцова, Артур Мовсесович Аракелян, Галина Владимировна Коржакова // URL: DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19040 (дата обращения 11.01.2024).
10.Как строить отношения с покупателями, сборник рекомендаций. Ольга Киртаева. Журнал «Новая аптека». // Акион URL.: https://www.book.zdrav.ru/files/book/24_pdf.pdf (дата обращения 19.12.2023).
11.Крегер О., Тьюсен Дж. Почему мы такие? 16 типов личности. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 215 с.
12.Кречмер Э. Строение тела и характера [Текст] // Психология индивидуальных различий. - М., 2022. - 290 с.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности / пер. В.М. Лещинская. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2019. - 541 с.
14. Личко А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - № 1. - СПб.: Речь. - 2023. - С. 9.
15. Макеев, В. А. Психология управления [Текст]: учебное пособие для вузов / В. А. Макеев; Макеев В. А. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 288 с.
16.Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.20-21.
17. Наркевич, И.А. Управление и экономика фармации [Текст]: учебник / И.А. Наркевич; Наркевич И.А. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 928 c.
18. Непопалов, В. Н. Общая психология [Текст]: учебное пособие / В. Н. Непопалов, В. С. Нургалеев. - Москва: Советский спорт, 2020. - 372 с.
19. Нефедов, И. Ю. Православные аспекты в биоэтике и фармбиоэтике [Текст]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов фармацевтического факультета / И. Ю. Нефедов, И. Ю. Нефедова; Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. - Самара, 2022. - 41 с.
20. Носс, И. Н. Качественные и количественные методы исследований в психологии [Текст]: учебник для вузов / И. Н. Носс; И. Н. Носс. - Москва: Юрайт, 2024. - 362 с.
21. Оковитый, С.В. Фармацевтическое консультирование [Текст]: учебник / под ред. С. В. Оковитого, А. Н. Куликова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 208 с.
22. Полинская, Т.А. Правовые основы организации фармацевтической деятельности [Текст]: учебник / Т.А. Полинская, М.А. Шишов, С.Б. Давидов; Полинская Т.А.; Шишов М.А.; Давидов С.Б. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 384 c.
23. Пономаренко В.В. Практическая характерология. Методика 7 радикалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 241 с.
24.Раздорская И. М. Кадровый менеджмент в контексте анализа типов личности сотрудников аптечной организации // Лабораторная и клиническая медицина. Фармация. 2021. Т. 1, № 1. С. 22 – 28. DOI: 10.14489/lcmp.2021.01.pp.022-028 (дата обращения 12.12.2023).
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2023. - 675 с.
26. Социальная медицина [Текст]: учебник для вузов / А. В. Мартыненко, Ю. А. Блинков, С. П. Бурцев [и др.] ; А. В. Мартыненко [и др.]; под редакцией А. В. Мартыненко. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2023. - 375 с.
27. Технология социальной работы [Текст]: учебник для вузов / Л. И. Кононова, С. А. Анисимова, Г. И. Климантова [и др.]; Л. И. Кононова [и др.]; ответственные редакторы Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. - Москва: Юрайт, 2023. - 503 с.
28. Трофимова, Е. О. Маркетинг в фармации: методология исследований фармацевтического рынка [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. О. Трофимова; Е. О. Трофимова. - Москва: Юрайт, 2023. - 121 с.
29. Фармацевтический маркетинг [Текст]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. И. Суслов, М. Е. Добрусина, А. А. Чурин, Е. А. Лосев; Н. И. Суслов, М. Е. Добрусина, А. А. Чурин, Е. А. Лосев. - Москва: Юрайт, 2023. - 319 с.
30. Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с. англ. - М.: ACT, 2022. - 571 с.
31. Юнг К.Г. Психологические типы [Текст] / Пер. с нем. Под общ. ред. В.В. Зеленского. - Мн.: ООО «Попурри», 2023. - 656 с.
32. Юстицкий В.В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 2021. - 315 с.