Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время мы наблюдаем появление в российском обществе нового типа личности, для которого типичны такие черты, как деловитость, уверенность в себе, независимость, яркая индивидуальность. Вместе с тем в обществе можно заметить «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений душевной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
Сегодня российское общество осознает всю насущность озвученной проблемы. Ситуация должна быть изменена, воспитание граждан нашей страны – одна из центральных задач системы образования, причем задач государственной важности. Действующий президент России В.В. Путин назвал патриотизм исконной ценностью нашего народа [5].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования патриотическое воспитание у дошкольников является одной из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». В стандарте указывается на то, что социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на усвоение норм и ценностей, которые приняты в социуме, в том числе моральных и нравственных ценностей; развитие уважения к членам семьи и чувства принадлежности к семье. В статье 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» указывается, что воспитание патриотизма и гражданственности – это один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений образовательной сферы.
Актуальность формирования представлений о малой родине, о своем регионе у детей дошкольного возраста обозначена в целевых ориентирах современного дошкольного образования, как задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям общества и семьи с учетом этнокультурной ситуации развития. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей развивается потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».
Проблемой патриотического воспитания дошкольников занимались: Т. Н. Доронова, С. Н. Николаева, Н. Г. Комаратова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева.
Современные научные труды х (В.Ю. Верещагин, Т.В. Беспалов, В.И. Лутовинов, С.Ю. Иванова)посвященные патриотическому воспитанию говорят о том, что данный вопрос остается актуальным в современном обществе.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование патриотического воспитание детей 6-7 лет с ОНР через знакомство с малой Родиной
Объект исследования – процесс патриотического воспитания на через знакомство с Родиной
Предмет исследования патриотического воспитание детей 6-7 лет с ОНР через знакомство с малой Родиной
Задачи:
1) Проанализировать понятия «патриотическое воспитание» психолого-педагогической и исторической литературе
2) Рассмотреть обенности патриотического воспитания детей 6-7 лет с ОНР
3) Изучить роль малой Родиной в формировании патриотического воспитания детей 6-7 лет с ОНР
4) Вывить уровень сформированности патриотического детей 6-7 лет с ОНР
5) Разработать программу по формированию патриотического воспитания детей 6-7 лет с ОНР через знакомство с малой Родиной
6) Подвести итоги работы по развитию патриотического воспитания
Методы исследования:
теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования;
эмпирические: наблюдение, тестирование;
База исследования: МБОУ №123
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотического воспитание детей 6-7 лет с ОНР через знакомство с малой Родиной (Рязань)
1.1Анализ понятия «патриотического воспитания» в научно-педагогической литературе
Анализируя базовое понятие исследования «патриотическое воспитание», необходимо рассмотреть каждое составляющее это понятия «патриотизм» и «воспитание». Определение понятия «патриотизм» можно найти во многих словарях русского языка. Так, например Бим-Бад Б.М. трактует «патриотизм» следующим образом: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [4].
С этими естественными основами патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образует добродетель патриотизма, которое издревле имело религиозное значение.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России дается следующее определение понятию: «Патриотизм» – это осознанная гражданская позиция, в которой приоритетом является индивидуальная свобода и условие всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан [8].
Термин «воспитания» сегодня все чаще употребляется в педагогической лексике. В условиях создания новой системы ценностей о нем говорят, как об орудии формирования гармонично-развитой личности.
Воспитание – это процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера его отдельных черт [13]. Процесс воспитания сложный и противоречивый с точки зрения общественной обусловленности.
Это процесс передачи новому поколению общественно-исторического опыта, который осуществляется всеми институтами: семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, культурные центры, общественные организации.
Совокупность всех институтов воспитания подрастающего поколения ведут к формированию современного гражданского общества. Долгое время происходил распад культурных ценностей, утрата идеалов в обществе, поэтому возобновление процесса патриотического воспитания является проблемой современной педагоги.
Патриотическое воспитание не должно носить спонтанный характер, поэтому необходима система мер по решению данной проблемы. Это пошаговый процесс формирования патриотического мировоззрения нового поколения, который начинается с самого раннего возраста человека. Значение патриотического воспитания заключается в восстановление и закрепление национальных традиций, культуры и истории своей родины.
Патриотизм является сложным и, во многом, противоречивым чувством, основанном на порой причудливом сплетении рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, личного и общественного.
Патриотизм — это сформированное эволюцией человеческое чувство, являющееся частью глубинного инстинктивного стремления к объединению и принадлежности к группе других людей.
Патриотическое воспитание школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности – это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых. [5]
Воспитание патриотизма школьников имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать этим объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма школьников, которая на основе отечественных произведений, народных песен и т.д. будет воспитывать в молодом поколении качества, во все времена, отличавшие национальный характер: доброта, открытость, достоинство, страдание, благородство.
Поскольку в воспитании большую роль играет преемственность развития, необходимо рассматривать возрастные особенности детей школьного возраста в единстве. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии «не срабатывают», более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на учебных занятиях.[22]
Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строго суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности школьников зависят от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.
Анализ понятия «патриотическое воспитание» является актуальным и интересным с точки зрения различных авторов. Разные авторы имеют разное мнение по этому вопросу и подходят к нему с разных точек зрения.
Один из подходов к патриотическому воспитанию привносит Г.С. Кныш, считая, что патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, готовности служить ей и отстаивать ее интересы. Данный автор считает, что роль государства в этом вопросе очень важна, и государство должно создавать условия для формирования патриотического воспитания у граждан.
Другой подход предлагает И.В. Шадрикова, которая считает, что патриотическое воспитание – это процесс формирования у человека чувства гордости за свою страну, уважения к ее истории и культуре. Она отмечает, что патриотическое воспитание должно быть базировано на знании исторических событий и достижений страны, а также на развитии патриотического воспитания и ценностей у молодежи.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной : (патриот. воспитание) : конспекты занятий / Н. В. Алешина. – Москва : Перспектива, 2011. – 296 с.
2.Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : метод. пособие / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2005. – 256 с.
3.Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду : планирование и конспекты / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2007. – 64 с.
4.Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 16-24.
5.Бабаева Т. И., Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Л. С. Римашевская, науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. - 256 с.
6.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
7.Вагнер Г.К.. Рязань : [фотоальбом / Г. К. Вагнер ; фот. А. А. Александрова и Д. В. Белоуса]. - Москва : Искусство, 1971. - 40, [14] с., [55] л. ил.
8.Главные праздники современной России и малой Родины / сост. С. Н. Петрушин, А. А. Фокин. – Челябинск : Край Ра, 2012. – 127 с.
9.Гладкий, Ю. Н. Регионоведение : учеб. для студентов вузов / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. – Москва : Гардарики, 2002. – 382 с.
10.Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [текст]// Дефектология. – 1994. - №2. – с. 3 – 8.
11.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60- 68.
12.Дергач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Дергач //Дошкольная педагогика. 2009. №2. С. 21–26.
13.Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. - 208 с.
14.Концепция развития и повышения эффективности патриотического (военно-патриотического) воспитания ДОСААФТ России в 2016-2020 годах [Электронный ресурс] : URL : http://www.dosaaf.ru/news/vdosaaf-rossii-razrabotan-proekt-kontceptcii-voenno/.
15.Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина // Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Просвещение, 1968. – С. 67-165.
16.Лутовинов В.И. Методические рекомендации по организации патриотического (военно-патриотического) воспитания. Под общей редакцией Н. В. Стаськова, доктора политических наук. М. : АНО СПО «СОТИС», 2018. 128
17.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта 57 дошкольного образования" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
18.Рязань в истории русской культуры [Текст]: сб. науч. трудов / под ред. А.Б. Гордона. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. - 292 с.
19.Соловьева Е.В. Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре / Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко. – М.: Дрофа, 2010. – 208 с.
20.Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования : автореф. дис. док. пед. наук. М., 2007. 34 с.
21.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/
22.Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи [текст]. – М.: ВЛАДОС, - 1992. – 90 с.
23.. Филичева. Т. Б., Чиркина, Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [текст]. - М.: ВЛАДОС, - 1993. – 290 с.
24.Шумилин, М.И. Культура Рязанской области [Текст] / М.И. Шумилин. - Рязань: Интерпрессервис, 1997. - 196 с