Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Основной целью управления социальной сферой, в целом, и учреждений, входящих в ее состав, выступает предоставление населению качественных и доступных социальных услуг. Однако, на современном этапе реализация данной цели усложняется требованиями, предъявляемые жителями муниципальных районов к организации предоставления таких услуг, желающими получать все виды услуг непосредственно по месту жительства. Это обусловливает необходимость внедрения новых организационных форм и реконструкции сети социальных учреждений муниципальных образований, что, по своим масштабам, сложности и социальной значимости, является важнейшей проблемой сложившейся системы управления. Многообразие условий, в которых живут жители муниципальных районов (географические, социальные, экономические и т.д.), характер их расселения, труда и быта, и другие особенности определяют специфику форм и методов управления социальными учреждениями в муниципальных образованиях.
Структурная перестройка, перераспределение функций и компетенций между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в современный период актуализируют проблему организации деятельности муниципальных учреждений социальной сферы, поиска форм и моделей управления им.
Анализ степени изученности выбранной темы. Социальная сфера – предмет изучения социологов, юристов, ученых в области социальной защиты и государственного и муниципального управления. В изучение практических проблем управления социальной сферой внесли свой вклад такие авторы, как Багомедов М.А., Базарова Т.С., Богомолов А.В., Колмыкова О.Н., Новикова К. А., Сафронова М.В., Синицына Г.В. и другие. На протяжении последних 10 лет российские исследователи и практики социальной сферы неоднократно обращались к проблеме эффективности управления социальной сферой. Кадыров Ф.Н., Шимановская Я.В. основное внимание уделяли разработке критериев и показателей эффективности управления социальной сферой. Путило Н.В. предпринимал попытки рассмотреть эффективность функционирования социальной сферы. Агеенко А.В., Бородатова Л.Ю., Козлова Е.А., Кузнецова Ю.А., Рагозина Л.Г., Тюнина О.В., Цацура Е.А., Ханжин Е.В. в своих работах рассматривали проблемы управление социальной сферой.
Объект исследований представляет собой реально существующие общественные отношения, возникающие в ходе управления социальной сферой.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, регулирующие порядок управления социальной сферой, комментарии к ним, которые помогают понять особенности управления социальной сферой.
Основная цель работы состоит в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать особенности управления социальной сферой.
В связи с поставленной целью в работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Рассмотреть социальную сферу как объект управления в современном обществе.
2. Изучить механизмы реализации управления социальной сферой.
3. Проанализировать управление регулированием трудовых отношений и занятости населения администрацией Ровенского района Саратовская область.
4. Изучить управление в сфере образования администрацией Ровенского района Саратовская область.
5. Рассмотреть управление в сфере здравоохранения администрацией Ровенского района Саратовская область.
6. Разработать рекомендации по совершенствованию управления в сфере образования в администрации Ровенского района Саратовской области. 7. Разработать рекомендации по совершенствованию управления в сфере здравоохранения в администрации Ровенского района Саратовской области.
В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Нормативной базой являются: Конституция РФ[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.], нормативно-правовые акты, в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы юридического познания.
Научная новизна. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления по вопросам оптимизации процесса управления социальной сферой. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования управления социальной сферой
1.1. Социальная сфера как объект управления в современном обществе
Социальная сфера, как один из самых активных элементов всех социальных процессов, является частью экономической системы, функциональным назначением которой является предоставление социальных услуг[ Тулузакова М.В. Стратегии преодоления социального неравенства как поиск социальной справедливости // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 3 (20). С. 26.].
К социальной сфере относится все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Традиционно, и не только в России, но и в других странах, основное социальное назначение местного самоуправления, прежде всего, связывают с такими базовыми составляющими социальной сферы, как: здравоохранение, образование, культура и организацию досуга, занятия физической культурой и спортом, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, сюда же можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные компоненты социальной сферы
Рассматривая составляющие социальной сферы, необходимо дополнение ее структуры такой составляющей, как социальное обеспечение. В условиях рынка, особенно остро встает вопрос социального обеспечения населения страны. Следует подчеркнуть, что для защиты определенного населения от возможных финансовых проблем только государство может гарантировать социальное обеспечение в существующих рыночных условиях. Она дает населению гарантированный минимум ресурсов, необходимых для существования и обеспечения достойного уровня жизни.
Социальная защита граждан является основополагающим направлением политики страны в результате того что реализация данного права способствует становлению личности, а также развитию самого государства. При этом само государство, воплощая в реальность социальную политику, предоставляет гражданам такие права как приобретение образования, получение медицинской помощи и так далее. Всевозможные программы направленные на улучшение жизни граждан чаще всего находят одобрение. Различные категории граждан, которым доступна социальная защита, довольно активно используют данное право. При этом само государство имеет определенный интерес в предоставлении социальной защиты гражданам в результате того что гарантия прав, а также свобод россиян это обязанность Российской Федерации.
Государство, разрешая основные задачи, а также проблемы в области социальной защиты россиян при помощи социальной политики, является гарантом предоставления социальной защиты, призвано поддерживать самые результативные отношения в вопросах доходов трудовой части россиян, а также нетрудоспособных граждан, разрабатывает комплекс условий, направленных на обеспечение здоровья граждан, на получение образования, а также разрешения проблем в жилищной сфере и так далее.
Социальная политика - это определенное направление единой политики Российской Федерации, относительно существующих отношений между всевозможными социальными категориями граждан, а также между социумом и гражданами, которые возникают в результате трансформации социальной структуры, увеличением благосостояния россиян, развитием качества жизнедеятельности, удовлетворением всевозможных потребностей, развитие образа жизнедеятельности граждан.
В литературных источниках можно найти несколько обоснований необходимости социальной защиты. И прежде всего это то, что социальная защита является основополагающим правом каждого человека. А также то, что именно социальной защите отводят определяющее значение в вопросах достижения самого объемного количества целей в сфере государственного развития и это прежде всего снижение объемов нищеты, развитие системы образования, а также здравоохранения, развитие вариантов жилищного строительства и так далее[ Быкова Т. А. Социальная политика в отношении граждан: опыт и перспективы развития // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы VI Международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (7-8 декабря 2019 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Издательство ВСГУТУ, 2019. – С. 3.].
Социальная политика - это область практического воплощения в жизнь всевозможных функции Российской Федерации в области формирования условий, при помощи которых у всех граждан страны появляется возможность воплотить в жизнь их потребности при учете поддерживаемых в социуме ценностей и как результат в основании социальной политики в любом случае будет человек в качестве главной цели, а также предмета и кроме этого субъекта. Нынешнее определение компонентов социальной защиты основано на том, что отечественную социальную политику нужно развивать исходя из создания наиболее комфортных условий, направленных на беспрепятственное развитие граждан страны[ Григорьянц Г.Н. Информационное сопровождение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы: опыт регионов Российской Федерации// Экономика и предпринимательство. 2020. №12. С. 637.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
3.Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2024, N 1 (Часть II), ст. 231.
4.Алексенцева Ю.А., Петрова С.А. Аналитические подходы к оценке качества условий оказания услуг организациями социальной сферы // Экономика и предпринимательство. 2020. №11. С. 1018-1024.
5.Алексенцева Ю.А., Петрова С.А., Ясинская И.А. Независимая оценка качества условий оказания услуг социальной сферы в условиях пандемии // Экономика и предпринимательство. 2020. №12. С. 1392-1397.
6.Байкин И. А. К вопросу о понятиях «социальная справедливость», «социальная защищённость», «социальная незащищённость» // Вестник МГТУ Станкин. 2018. № 2. С. 26–30.
7.Барсуков Д. П., Носкова Н. А. Государственная поддержка творческих инициатив организаций сферы культуры // Петербургский экономический журнал. - 2021. - № 4. - С. 39-40
8.Благова И. Ю., Маслова Д. И. Анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на потребительский спрос в сфере культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2021. - № 3. - С. 6-7.
9.Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. - М.: Юстицинформ, 2021. - 680 с.
10.Вахабов А.А. Социальное развитие как условие экономического роста // Наука и Мир. 2020. Т. 3. № 3 (43). С. 14-15.
11.Глобализация и социальная политика развитых стран. - М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2018. 423 c.
12.Гончарова Н. Л. Атрибуты рынка услуг лицам старше трудоспособного возраста // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 32 (6). С. 117-125
13.Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. - М.: ГУ ВШЭ, 2018. 464 c.
14.Григорьянц Г.Н. Информационное сопровождение независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы: опыт регионов Российской Федерации// Экономика и предпринимательство. 2020. №12. С. 637-642.
15.Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 2014. С. 20-21.
16.Домнина И. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 29-30.
17.Дубровина О.А. Социальная защита как показатель развития современного общества // Вестник научных конференций. Перспективы развития науки и образования: по материалам Международ. науч.-практ. конференции, 31 октября 2021 г. Тамбов, 2021. Ч. 2. № 2-2(2). С. 48-50.
18.Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2020. №5. С. 699-702.
19.Ершов Н. Н. Стратегическое управление сферой культуры региона: Автореферат дис. канд. экон. наук. - СПб., 2021. С.87
20.Жидяева Т.П. Инвестиционная привлекательность объектов социальной инфраструктуры региона // Научный альманах. 2021. № 10-1 (12). С. 151-153.
21.Жбанова Е.А. Социальная политика и развитие социального государства // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2020. 122 с.
22.Зайнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 2014. С. 6.
23.Зотов В. Б., Макашева З. М. Система муниципального управления. - СПб., 2022. С.87.
24.Зябликов Д.В. Социальная политика РФ и ее роль в повышении уровня жизни населения // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. №1. С. 141-150
25.Исанова М.Н. Факторы, влияющие на социальное развитие общества // Экономический вестник. 2020. №1. С. 19-22.
26.К проекту закона «О культуре в Российской Федерации». Материалы исследований. Под общей редакцией А. Я. Рубенштейна, Е. Э. Чуковской. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. 144 с.
27.Капицын В.М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 2017. № 8. С. 21.
28.Кольцов А.А. Оценка комплексного социально-экономического образования «город Курск» // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 1 [2]. С. 75-76.
29.Копылов В.В. Управление сферой культуры в муниципальном образовании // Управление. №12. 2014. С.32-33
30.Коробецкий И.А. Управление муниципальной системой образования. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 265 с.
31.Кочеткова, Л.Н. Теория «социального государства Лоренца фон Штейна // Философия и общество. Выпуск №3 (51). 2018. С.69-79.
32.Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. М.: ТК «Велби», 2021. 486 с.
33.Орлова И.С., Цинченко Г.М. Аутсорсинг государственных услуг в системе социального обслуживания населения // Управленческое консультирование. 2020. № 12. С. 176-183.
34.Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2017. С. 145.
35.Петрова Е.М. Социально-экономическое развитие территорий в контексте муниципальной реформы // European Social Science Journal. 2021. №11 (14). С. 487-494.
36.Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Избранные работы: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2017. С. 145.
37.Пахомова О.А. Модернизация системы управления социальной защитой // Научный альманах. 2021. № 10-1 (12). С. 327-331.
38.Петрова Е.М. Социально-экономическое развитие территорий в контексте муниципальной реформы // European Social Science Journal. 2021. №11 (14). С. 487-494
39.Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона // Экономист. 2013. № 1. С. 21-22
40.Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика: учебник. Саратов, 2018. С. 66.
41.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2022. С.14
42.Решетников А.В. Социальная сфера. М.: Юнити. 2022. 45 с.
43.Свиридов В. И., Петренко Н. Н. Рейтинговая оценка социальноэкономического развития Центрального федерального округа // Ученые записки РГСУ. 2022. № 6. С. 26-27.
44.Тулузакова М.В. Стратегии преодоления социального неравенства как поиск социальной справедливости // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2018. № 3 (20). С. 26-29.
45.Управление социальной сферой: учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. // А.З.Фахрутдинова, РАНГиГС, Сиб. ин-т упр.-Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2021. 187с.
46.Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альбина Паблишер, 2014. 288 с.