Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что мотивация персонала говорит о высоком уровне доверия между сотрудниками и руководителями. Это состояние удовлетворенности трудом, хороших отношений между работниками и руководством. Важность изучения данной темы связана с тем, что современные организации находятся в поиске наиболее эффективных форм стимулирования труда своих сотрудников. В науке описаны и предложены различные виды мотивации (теория Маслоу, Герцберга), однако в связи с кризисом на рынке труда, волатильностью спроса и предложения все более острой проблемой становится поиск адекватных форм трудовой мотивации. Сотрудники не просто хотят получать высокую заработную плату, но также чувствовать, что они приносят пользу компании, выполняют важную роль, поэтому полностью вовлечены в трудовой процесс. Современным компаниям следует улучшать свои бизнес-стратегии, чтобы привлекать и закреплять талантливых работников.
Проблематика данного исследования заключается в том, что в настоящих реалиях современный бизнес активно развивается. Чтобы увеличить число клиентов и размер прибыли, необходимо улучшать качество работы сотрудников. Поэтому вопросы мотивации персонала приобретают большое значение. Актуальность темы связана с тем, что в условиях финансовой нестабильности многие организации для повышения эффективности своей деятельности направляют внимание на вопросы повышения производительности труда. Однако производительность труда напрямую связана с тем, насколько сотрудники мотивированы и вовлечены в трудовой процесс. Сегодня работники на многих предприятиях мотивированы лишь материальным стимулированием и не готовы долго работать в компании, если уровень их доходов начинает падать. Поэтому поиск современных эффективных форм мотивации является важной задачей для любой компании.
Объект работы –АО «НПО Ангстрем».
Предмет – совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала организации.
Цель работы – выявить актуальные факторы и формы совершенствования системы мотивации трудовой деятельности персонала в АО «НПО Ангстрем».
В связи с этой целью ставятся задачи:
раскрыть понятие и основные направления мотивации персонала
описать факторы мотивации персонала компании
проанализировать систему управления персоналом в АО «НПО Ангстрем»
выявить основные пути и инструменты повышения мотивации персонала
оценить предложенные мероприятия.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, моделирование, прогнозирование.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия в области управления персоналом. Вопросы мотивации и стимулирования труда изучены в трудах таких авторов, как Алтухов С.И., Барышева А.[ Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2022. – 208 с.], Бергер Д.[ Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации. – М.: АББ, 2019. – 761 с.], Васильева О.Н.[ Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2021. – 288 с.], Ветлужских Е.[ Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. – М.: Альпина Букс, 2023. – 233 с.], Иванова С.[Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2019. – 142 с.], Ильин, И.[ Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом. – М.: Фербер, 2019. – 246 с.], Каверин[ Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2022. — 224 с.], С.Б., Когдин, А.А., Колесников О.[ Колесников Д.И. Мотивация персонала в современной организации// Экономические науки. – 2020. – с.42-45], Маслоу, А.[ Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2023. — 478 с.], Рутицкая В., Трапицына С.Ю.[Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. – 240 с.], Уткин Э. А.[ Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2023. — 352 с.], Шапиро С.А.[ Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Инфра-М, 2019. – 226 с.]
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе анализируются теоретические аспекты системы мотивации персонала.
Во второй главе проводится анализ системы мотивации сотрудников АО «НПО Ангстрем».
В третьей главе разрабатываются меры по улучшению системы мотивации персонала АО «НПО Ангстрем».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Понятие и сущность мотивации трудовой деятельности персонала
Раскрытие теории и понимание сущности трудовой мотивации происходило этапами. Так, изначально, первые исследования мотивации появились в 17-18 веке и имели психологический аспект, который возникает при принятии решений в результате поведения людей[Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации. – М.: АББ, 2019. – с.185].
Далее в 19 веке под развитием теории Дарвина появились формы изучения инстинктов людей, которые влияют на поведение человека, что косвенно затем повлияло на формирование будущих идей.
В 20 веке теории мотивации связывались с изучением биологических потребностей людей (Павлов, Уотсон). Здесь теории высшей нервной деятельности показывались, как формируется поведение человека[Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2022. – с.54].
Современные теории мотивации сместили фокус на изучение проблемы цели деятельности человека. Так, Аткинсон считает, что мотивация невозможна без определенной цели действия. Фестингер показывает, что мотивация возникает как стремление познавать себя и мир.
Более высокая мотивация сотрудников приводит к большей вовлеченности и производительности[Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2022. — с.143].
Мотивацию сотрудников нелегко измерить. Однако есть три распространенных способа, которые компании используют[Макарова, И.К. Управление персоналом: учебник. — М.: Юриспруденция, 2020. – с.206]:
1. Обзоры эффективности
Обзоры эффективности могут помочь мотивировать сотрудников.
Плохие результаты проверки эффективности могут влиять на показатели низкой мотивации и вовлеченности сотрудников.
2. Опросы мотивации и вовлеченности сотрудников
Опросы - один из самых популярных способов измерения мотивации сотрудников.
3. Опросы удовлетворенности клиентов
Удовлетворенность клиентов часто зависит от того, насколько удовлетворены сотрудники. Кроме того, довольные сотрудники более мотивированы и вовлечены в работу.
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу - одна из самых популярных теорий потребностей.[Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2023. — с.188]. Эти потребности существуют в иерархическом порядке.
Мотивация сотрудников - это уровень приверженности, энергии и инноваций, который сотрудники компании сохраняют в течение рабочего дня. Это также трудно отследить; поддержание и улучшение мотивации на рабочем месте может стать проблемой для многих компаний. Поэтому предприятия должны найти способы поддерживать вовлеченность своих сотрудников, а также контролировать и развивать их мотивацию. Это может негативно сказаться на других сотрудниках, потенциально мешая всей компании выполнять работу на самом высоком уровне или достигать важных целей.
С другой стороны, мотивированный сотрудник полон энтузиазма, целеустремлен и гордится своей работой. Он быстро выполняет задачи, принимает меры и хочет хорошо работать как для себя, так и для компании.
Независимо от того, находится ли компания в лучшем состоянии или находится на пути к росту, мотивация персонала очень важна. Она влияет на доходы и объем производства.
Преимущества мотивации персонала:
-Более высокий уровень производительности
-Больше инноваций
-Более низкий уровень прогулов
-Более низкий уровень текучести кадров
Льготы и мотивация сотрудников идут рука об руку и в совокупности способствуют исключительно высоким показателям удержания персонала. Когда сотрудники получают льготы в дополнение к поощрительным стимулам, они высоко мотивированы и вряд ли будут искать другую работу. Особенно, если другие компании не могут соответствовать их потребностям.
-Отличная репутация и более сильный набор персонала для организации
Трудно выявить инструменты для измерения мотивации сотрудников[Петренко Е.П., Хрипкова Т.П., Сентябова Т.А. Материальное стимулирование — ключевой фактор управления мотивацией // Клиническая лабораторная диагностика. – 2020. - № 9. - С. 22]. Ежегодные обследования сотрудников проводятся слишком редко, их слишком трудно измерить, и они слишком длительны. К тому времени, когда запрашивается обратная связь в ежегодном опросе, сотрудники, возможно, не могут решить собственные проблемы. Это позволит проводить короткие и частые опросы, а отделу кадров - быстро собирать важные отзывы о том, что заставляет сотрудников реагировать на них. Как руководителю бизнеса или сотруднику отдела кадров, сотрудникам может быть трудно быть честными при личных собеседованиях, поэтому конфиденциальные вопросы – эффективный способ получить полную информацию.
Лучшие решения будут отображать полученные данные в результате мониторинга в режиме реального времени, позволяя быстро оценивать тенденции и выявлять проблемы до того, как они станут более серьезными. Это также позволяет понять, что мотивирует сотрудников и что, по их мнению, может их сдерживать,.
Мотивированные сотрудники - это актив организации, он прямо пропорционален успеху организации. Таким образом, мотивация сотрудников неосязаема, ее трудно измерить и трудно контролировать, но очень легко облегчить, если все сделано правильно.
Мотивация сотрудников - это совокупность энтузиазма, уровня энергии, целеустремленности и количества творческих способностей, которые сотрудник ежедневно привносит в организацию[Хохлова Е.Д. Современные подходы к мотивации персонала организации// Молодой ученый. – 2019. – с.365].
Мотивация бывает двух типов:
-Внутренняя мотивация
-Внешняя мотивация
Организация должна четко понимать, что сотрудники - это индивидуумы с разными чертами характера.
Внутренняя мотивация означает, что индивид мотивирован изнутри. У него есть желание хорошо работать на рабочем месте, потому что результаты соответствуют его системе убеждений[Худякова П.В.Современные представления о системе мотивации труда// Экономика и бизнес. – 2020. – с.161].
Внешняя мотивация означает, что мотивация индивида стимулируется внешними факторами - вознаграждениями и признанием[Худякова П.В.Современные представления о системе мотивации труда// Экономика и бизнес. – 2020. – с.162]. Таким образом, некоторые люди, возможно, никогда не будут мотивированы внутренне, и только внешняя мотивация поможет им выполнить поставленные задачи.
Более того, исследования показывают, что внешние вознаграждения иногда могут способствовать желанию человека овладеть новым набором навыков. Кроме того, вознаграждения, такие как бонусы, льготы, премии и т.д., могут мотивировать людей или обеспечивать ощутимую обратную связь.
Мотивированные сотрудники обеспечивают:
- позитивную атмосферу в организации
-ощущение безопасности на работе
- удовлетворенность клиентов
- лучшие результаты деятельности.
Теория мотивации Герцберга, или двух факторная теория, гласит, что есть два фактора, к которым организация может приспособиться, чтобы повлиять на уровень мотивации на рабочем месте.
1. Мотивирующие факторы: Наличие мотивирующих факторов побуждает сотрудников работать усерднее.
2. Гигиенические факторы: Отсутствие гигиенического фактора будет препятствовать сотрудникам работать.
Для применения этой теории на практике нужно:
1. В первую очередь исправить и изменить бюрократическую политику компании. Человеческие ресурсы соответствуют тому, что предлагают другие организации, и они знают, каковы ожидания руководства. Таким образом, имея в виду и то, и другое, нужно разрабатывать политику, которая является выгодной для всех.
2. Кроме того, менеджеры также являются наставниками, а не просто начальниками. Каждого сотрудника следует уважать и поддерживать.
3. Организационная культура играет здесь очень важную роль.
4. Компенсации, льготы и бонусы соответствуют рыночным стандартам.
5. Сотрудники будут удовлетворены и найдут свою работу значимой, если их рабочие места будут привлекательными.
6. Делегировать обязанности своим сотрудникам, дать им почувствовать, что их ценят. Уважать их индивидуальность, серьезно прислушиваться к их отзывам и особенно принимать меры там, где это необходимо.
Таким образом, мотивация сотрудников - это уровень энергии, целеустремленности и креативности, которые работники компании привносят в свою работу. Они ждут возможности овладеть новыми навыками, расширить свои возможности и взять на себя новые обязанности на работе. Они более продуктивны, реже покидают компанию и приносят позитивную энергию всей команде. Вот почему так много компаний стремятся найти наилучшие способы мотивации сотрудников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.01.2024) [Электронный ресурс] Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
2.Барышева А. Мотивация/ А.Барышева. – СПб.: Питер, 2022. – 208 с.
3.Беленькая В.И. Система мотивации сотрудников в организации: теоретический аспект/ В.И.Беленькая// СУГУ. – 2020. – 5 с.
4.Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации/ Д.Бергер. – М.: АББ, 2019. – 761 с.
5.Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования/ О.Н.Васильева. – М.: Ленанд, 2021. – 288 с.
6.Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика/ Е.Ветлужских. – М.: Альпина Букс, 2023. – 233 с.
7.Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник/ А.П.Егоршин. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 320 с.
8.Еранцева О.А. Актуальные вопросы мотивации персонала в условиях рынка/ О.А.Еранцева// Современный ученый. – 2019. – 3 с.
9.Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции/ С.Иванова. – СПб.: Дело, 2019. – 142 с.
10.Ивановская Л.В. Организация труда персонала/ Л.В.Ивановская. – М.: Проспект, 2022. – 640 с.
11.Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом/ И.Ильин. – М.: Фербер, 2019. – 246 с.
12.Каверин, С.Б. Мотивация труда/ С.Б.Каверин. — М.: Институт психологии РАН, 2022. — 224 с.
13. Кибанов А.Я. Социология труда/ А.Я.Кибанов. – М.: ИНФРА, 2019. – 584 с.
14.Колесников О. Нематериальное стимулирование: зачем оно нужно/ О.Колесников. – М.: Инфра-М, 2022. – 443 с.
15.Колесников Д.И. Мотивация персонала в современной организации/ Д.И.Колесников// Экономические науки. – 2020. – с.42-45
16. Макарова, И.К. Управление персоналом: учебник/ И.К.Макарова. — М.: Юриспруденция, 2020. – 366 с.
17.Маслоу, А. Мотивация и личность/ А.Маслоу. — СПб.: Евразия, 2023. — 478 с.
18.Пашуто, В.П. Практикум по организации, нормированию и оплате труда на предприятии: учебное пособие/ В.П. Пашуто. - М.: КНОРУС, 2020. - 240 с.
19. Петренко Е.П., Хрипкова Т.П., Сентябова Т.А. Материальное стимулирование — ключевой фактор управления мотивацией/ Е.П.Петренко // Клиническая лабораторная диагностика. – 2020. - № 9. - С. 22-23
20.Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала/ В.Рутицкая. – М.: Инфра-М, 2023. – 513 с.
21.Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации/ С.Ю.Трапицына. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. – 240 с.
22. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента/ Э.А.Уткин. — М.: ЭКМОС, 2023. — 352 с.
23.Хохлова Е.Д. Современные подходы к мотивации персонала организации/ Е.Д.Хохлова// Молодой ученый. – 2019. – с.364-366
24.Худякова П.В.Современные представления о системе мотивации труда/ П.В.Худякова// Экономика и бизнес. – 2020. – с.160-164
25. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала/ С.А.Шапиро. – М.: Инфра-М, 2019. – 226 с.