Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся в технологическом образовании 14
1.1. Сущность и особенности формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся на уроках технологии 14
1.2. Педагогические условия формирования творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии 23
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Экспериментальная проверка педагогических условий по формированию творческо-конструкторской деятельности обучающихся на уроках технологии 29
2.1. Констатирующие этапы эксперимента по выявлению начального уровня сформированности творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии 29
2.2. Формирующий этап формирования творческо-конструкторской деятельности на уроках технологии 36
Выводы по второй главе 49
Заключение 52
Список используемой литературы и источников 57
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования.
Комплексное развитие личности школьника обеспечивается различными факторами, в первую очередь, теми возможностями, которые существуют у него от рождения, а также условиями организационного, методического и психолого-педагогического характера, которые создаются для того, чтобы обучение проходило успешно.
Одной из важнейших задач современного образовательного процесса является комплексное творческое развитие школьников, прежде всего, направленное на формирование креативных навыков, в свою очередь дающих возможность развиваться в различных сферах жизни, создавать собственные творческие продукты, постоянно тренировать творческое мышление и применять его на практике.
Творческо-конструкторская деятельность является важным компонентом технологического образования школьников, который необходимо внедрять на всех этапах обучения. Также нужно отметить, что требования к этому виду деятельности на современном этапе очень высоки, что приводит к тому, что образовательные учреждения России не в полной мере могут обеспечить их выполнение из-за отсутствия нужных ресурсов.
При этом стремление к конструированию появляется у школьников уже на ранних этапах обучения, что определяется мотивацией к познанию окружающего мира, вызванной активным психическим развитием на всех возрастных этапах школьного детства и юношества.
Принципиально важно разрабатывать методы и формы совершенствования педагогических условий для проведения уроков технологии в школе в таком ключе, чтобы творческо-конструкторская деятельность осуществлялась практически на каждом занятии, в рамках интересов и потребностей школьников.
Цель дипломной работы – провести анализ формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся в технологическом образовании.
Объект дипломной работы – творческо-конструкторская деятельность обучающихся.
Предмет курсовой работы – формирование творческо-конструкторской деятельности обучающихся в технологическом образовании.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и особенности формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся на уроках технологии.
2. Выявить педагогические условия формирования творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии.
3. Раскрыть констатирующие этапы эксперимента по выявлению начального уровня сформированности творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии.
4. Проанализировать формирующий этап формирования творческо-конструкторской деятельности на уроках технологии.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 117» Выборгского района Санкт-Петербурга, 40 учащихся 5–8 классов.
Гипотеза исследования: разработанная программа дополнительных занятий на уроках технологии будет эффективна для развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся
Методики исследования:
1. «Неоконченный рисунок» (Э.П. Торренс).
2. «Дорисовывание» (Э.П. Торренс).
3. «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
4. «Тест «Домик» (Н.И. Гуткина).
5. «Круги» (Э. Вартег).
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством методических занятий. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением экспериментальной проверки педагогических условий по формированию творческо-конструкторской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка используемой литературы и источников.
В первой главе, «Теоретические аспекты формирования творческо-конструкторской деятельности обучающихся в технологическом образовании», раскрывается сущность и особенности формирования творческо-конструкторской деятельности, обучающихся на уроках технологии, а также определяются педагогические условия формирования творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии.
Во второй главе, «Экспериментальная проверка педагогических условий по формированию творческо-конструкторской деятельности обучающихся на уроках технологии», описываются констатирующие этапы эксперимента по выявлению начального уровня сформированности творческо-конструкторской деятельности школьников на уроках технологии, а также проводится формирующий этап формирования творческо-конструкторской деятельности на уроках технологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Творчеством следует обозначать любую деятельность человека, направленную на оригинальное созидание чего-то нового, ранее не известного обществу. Важность творчества для общества и человека неоценимо, поскольку оно является одним из базовых аспектов постоянной эволюции и научно-технического прогресса. Каждый человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно развивает свои творческие способности и креативность, которые позволяют ему находить выходы из сложных жизненных ситуаций, формировать оригинальные подходы к решению любых задач, повышать свое качество жизни за счет расширения ряда возможностей.
2. Интересный взгляд на творчество как один из небольших компонентов жизни и сознания человека демонстрирует в своей философской концепции С. Жижек. Он считает, что все, что делает человек, включая и творчество, ему нужно для того, чтобы скрыться от постоянных несчастий, т.к. нормальный человек, по мнению философа, не может быть счастливым. Только глупец способен на счастье, он и не имеет возможности заниматься творчеством. Отсутствие счастья как нормальное состояние для каждого думающего человека, по сути, является основой творчества и вообще движения вперед.
3. Ряд исследователей отмечает, что именно творческие способности и креативность как глобальная философская характеристика является основой для формирования возможности человечества в целом выживать под воздействием различных трансформаций, вырабатывать адаптивные механизмы, которые позволяют быть устойчивым к негативным обстоятельствам. В частности, научные изобретения и открытия основаны на в той 16 проявлении коллективных творческих способностей и креативности человечества. Также в научной литературе существует проблема дифференциации понятий «креативность» и «творческие способности», поскольку эти явления зачастую путают, считая их синонимами.
4. Под конструированием в научной литературе понимается продукт воображения человека, который формируется в сознании без опоры на определенные образцы, с учетом заданных условий или без них, а также с использованием материалов, выбранных субъектом для реализации собственного воображения. Фактически в процессе конструирования создается определенная модель, которая зачастую, при условии работы по конструированию в деятельности школьников, представляет собой продукт игры, посредством которой определенные предметы или элементы формируются в единую систему, где все расположено в той последовательности, которую выбрал субъект конструирования.
5. Для того, чтобы осуществлять грамотное конструирование, школьнику необходимо сначала провести анализ предметов окружающего мира, которые могут стать как основой для создания образа конструируемого продукта, так и материалом для его последующего создания. В некоторых случаях необходимо использовать отдельные элементы предметов, а потому школьник должен уметь мысленно делить предмет на части, представлять, каким образом он эти части сможет использовать. Как отмечают исследователи, конструирование имеет очень важное значении для психологического становления личности, поскольку в процессе работы каждый школьник должен самостоятельно принимать решения, организовывать свой труд, развивать те творческие способности и креативность, которые заложены в нем, но не были актуализированы в других видах деятельности.
6. Педагогические условия необходимы для того, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно в определенной образовательной ситуации, был обеспечен всеми необходимыми для обучения ресурсами, мог их использовать и при этом были реализованы все дидактические принципы обучения и сформирована благоприятная психологическая атмосфера в рамках проведения учебных занятий.
7. Если рассматривать как основу психолого-педагогические условия, то можно говорить о том, что они должны оказывать позитивное влияние на формирование и развития личностного потенциала обучающихся, тех их психологических качеств личности, которые важны для успешного обучения. В частности, речь идет о самодисциплине, самоорганизованости, стремлении к познанию и т.д.
8. В качестве педагогических условий формирования творческо-конструкторской деятельности на уроках технологии исследователи называют различные функциональные задачи, решение которых учитель должен обеспечить посредством проведения теоретических и практических занятий в рамках образовательной программы по данной дисциплине.
9. В рамках реализации педагогических условий на уроках технологии для формирования творческо-конструкторской деятельности важно применять те методы, которые, с одной стороны, предполагают творческий подход к обучению конструированию, а, с другой, основаны на коммуникативных формах взаимодействия, например, коллективная работа или работа в паре с учителем.
10. Экспериментальное исследование было проведено на базе ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 117» Выборгского района Санкт-Петербурга. В экспериментальном исследовании приняло участие 40 старших дошкольников в возрасте от 11 до 13 лет, которые перед началом исследования были разделены поровну, по 20 человек, на контрольную и экспериментальную группы.
11. Для проведения экспериментального исследования на этапах первичной и контрольной диагностик было использовано 5 диагностических методик, среди которых «Неоконченный рисунок» (Э.П. Торренс), «Дорисовывание» (Э.П. Торренс), «Солнце в комнате» (В. Синельников, В. Кудрявцев), «Домик» (Н.И. Гуткина), «Круги» (Э. Вартег).
10. На этапе первичной диагностики все показатели развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся, которые вошли в контрольную и экспериментальную группу, оказались на низком уровне. Кроме того, в контрольной и экспериментальной группах не выявлено ни одного достоверного различия по показателям развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся, что позволяет говорить о равенстве групп по этому признаку перед началом исследования. На данном этапе экспериментальной работы школьники с трудом справлялись с рядом заданий, которые предлагают диагностические методики, поскольку в реальном технологическом обучении они не применяют свои творческо-конструкторские способности, т.к. занятия подобного рода закончились в начальной школе, и навык оказался утраченным.
12. Современные УМК по технологии основаны на дифференцированном подходе на базе гендерного признака, однако данный подход нельзя считать универсальным, поскольку представители обоих полов должны развивать свои творческие способности в конструкторской деятельности. С этим связано то обстоятельство, что для развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся в средней школе необходимо проводить совместные занятия, которые будут направлены, во-первых, на формирование творческих способностей, а, во-вторых, на развитие конструкторских навыков школьников.
13. Программа развития творческо-конструкторской деятельности на уроках технологии состоит из 10 занятий, каждое из которых длится 1 академический час и посвящено конкретному типу конструирования. Данные занятия проводятся вместо стандартных занятий, в течение 2-х месяцев, без дифференциации по гендерному признаку, поскольку подобный тип обучения не предполагает специальных способностей, которые свойственны мальчикам или девочкам.
14. Программа развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся построена по принципу «от простого к сложному». Сначала школьники осуществляют творческое конструирование по образцу, потом образец убирается и задаются основные параметры для конструирования изделия, а на последнем этапе обучающиеся конструируют свое произведение, основываясь исключительно на собственном замысле.
15. Сравнительный анализ результатов развития творческо-конструкторской деятельности обучающихся контрольной и экспериментальной групп показал, что в контрольной группе результаты остались низкими, а в экспериментальной – стали очень высокими, что обусловило наличие достоверных различий, выявленных по всем показателям в ходе контрольной диагностики.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аристрахова, Ю.Б, Демина, О.В., Бутылина, С.А. Творческие способности человека как предмет научного исследования: проблемы и перспективы изучения и развития посредством конструирования / Ю.Б. Аристархова, О.В. С.А. Бутылина // Вестник Тамбовского государственно университета. – 2024. – № 2. – С. 60–73.
2.Гаврищенко, И.М., Смыслова, А.С., Трофимова, Н.В. Методики и принципы конструирования на уроках технологии в средней школе: теоретические и методологические аспекты исследования проблемы / И.М. Гаврищенко, А.С. Смыслова, Н.В. Трофимова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2023. – № 11. – С. 135–146.
3.Девятков, А.В., Макарычев, А.С. Славой Жижек: власть, политика, сопротивление / А.В. Девятков, А.С. Макарычев // Актуальные проблемы Европы. – 2012. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavoy-zhizhek-vlast-politika-soprotivlenie (дата обращения: 16.04.2024).
4.Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 16.04.2024).
5.Жуковская, М.И., Петрова, Ж.С. Современные аспекты исследования психологических факторов формирования творческих способностей человека: проблемы и перспективы исследования / М.И. Жуковская, Ж.С. Петрова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2024. – № 2. – С. 65–79.
6.Захарова, О.Г. Определения понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова // Материалы II международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – 2017. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 16.04.2024).
7.Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Юрайт, 2020. – С. 108–120.
8.Иванова, С.М. Математические методы в психологии / С.М. Иванова. – Липецк: Аккорд, 2021. – 490 с.
9.Карлова, Ю.В., Маренкова, С.И., Сувалова, Н.К. Технология как школьный предмет / Ю.В. Карлова, С.И. Маренкова, Н.К. Сувалова // Образовательные технологии. – 2024. – № 3. – С. 33–45.
10.Киселева, Н.А. Тест «Круги» / Н.А. Киселева // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2022. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/04/03/test-krugi (дата обращения: 19.04.2024).
11.Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-sposobnosti?ysclid=lva3qeieh5665003707 (дата обращения: 19.04.2024).
12.Корчнева, И.М. Антология современной философской мысли / И.М. Корчнева. – Братск: Сфера, 2022. – 390 с.
13.Коряковцева, О.А. Технология социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие для среднего профессионального образования / О.А. Коряковцева. – М.: Юрайт, 2022. – 420 с.
14.Кричевская, А.М., Володина, И.М. Организация сотворчества в дошкольном образовательном учреждении: принципы и технологии / А.М. Кричевская, И.М. Володина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 40–54.
15.Куманович, М.А., Володина, А.А., Умановская, Е.Г. Современные и классические подходы к изучению понятия «креативность» и «творчество» в научной литературе / М.А. Куманович, А.А. Володина, Е.Г. Умановская // Сборник статей Белгородского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2022. – С. 60–72.
16.Литовкина, А.В., Дручинина, Е.С. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте / А.В. Литовкина, Е.С. Дручинина // Молодой ученый. – 2016. – № 7 (111). – URL: https://moluch.ru/archive/111/27950/ (дата обращения: 16.04.2024).
17.Малахова, В.А., Артемьева, И.В. Конструирование на уроках технологии / В.А. Малахова, И.В. Артемьева. – Таганрог: Комета, 2024. – 158 с.
18.Методика «Солнце в комнате» // Педагогика. Арт-педагогика. – 2023. – URL: https://vk.com/wall-217407391_94?ysclid=lva6tkxld269526156 (дата обращения: 19.04.2024).
19.Мирошникова, С.А., Седова, Е.Н., Николаев, А.А, Современные подходы к организации занятий по конструированию в школьном образовании / С.А. Мирошникова, Е.Н. Седова, А.А. Николаев // Известия Саратовского государственного университета. – 2023. – № 10 (327). – С. 16–29.
20.Онфре, М. Несчастья (и величие) философии / М. Онфре // Скепсис. Научно-просветительский журнал. – 2007. –URL: https://scepsis.net/library/id_1429.html (дата обращения: 16.04.2024).
21.Петрова, И.Ю. Конструирование в рамках образовательного процесса: проблемы и тенденции работы в рамках технологического обучения / И.Ю. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы современного образования». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 85–106.
22.Подрядчикова, Е.Н., Головина, М.И., Хвостова, А.А. Принципы и педагогические условия формирования творческих способностей в дошкольников: теория и методология исследования / Е.Н. Подрядчикова, М.И. Головина, А.А. Хвостова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2024. – № 2. ؘ– С. 152–165.
23.Рычкова, Л.С., Сапранкова, М.В., Ботова, Н.Д. Особенности творческого развития детей дошкольного возраста / Л.С. Рычкова, М.В. Сапранкова, Н.Д. Ботова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tvorcheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.04.2024).
24.Самозванова, А.А., Люльева, И.М., Шаровская, Е.С. Конструирование и особенности его применения в образовательном процессе: актуальные проблемы исследования / А.А. Самозванова, И.М. Люльева, Е.С. Шаровская // Сборник статей Барнаульского государственного университета. Вып. 3. Педагогика и управление образованием. – Барнаул: Издательство Барнаульского государственного университета, 2024. – С. 44–68.
25.Спиридоненкова, О.Н. Тест Торренса Э.П. / О.Н. Спиридоненкова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/11/test-torrensa-e-p (дата обращения: 19.04.2024).
26.Хамеметова, П.А., Варзонина, М.В., Чумакова, Е.Н. Современные аспекты формирования творческих способностей дошкольников: теория и практика исследования / П.А. Хамеметова, М.В. Варзонина, Е.Н. Чумакова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 5. – С. 60–73.
27.Чуркина, А.М. Сотворчество в педагогике / А.М. Чуркина. – Пермь: Азимут, 2022. – 310 с.
28.Чурсина, А.А., Голованова, И.М., Смертина, Л.Д. Технологическое образование школьников / В.В. Чурсина, И.М. Голованова, Л.Д. Смертина. – Майкоп: Смена, 2023. – 560 с.
29.Шамина, Т.С. Сущность и структура понятия «творческие способности»: системно-содержательный анализ / Т.С. Шамина // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2021. – № 4(55). – URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/2April2021/SUShNOST%20I%20STRUKTURA%20PONYaTIYa%20_TVORChESKIE%20SPOSOBNOSTI_%20SISTEMNO-SODERZhATELNYY%20ANALIZ.pdf (дата обращения: 19.04.2024).
30.Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций. Учебное пособие / С.Р. Яголковский. – М.: Издательский дом Государственного университета «Высшая школа экономики», 2020. – 340 с.
31.Ядова, С.М. Принципы и методы развития творческих способностей в различные возрастные периоды жизни человека / С.М. Ядова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной педагогики». – Кировск: Кировский государственный университет, 2024. – С. 46–58.
32.Яковецкая, Н.А., Бутенко, Г.В., Самарин, Е.А. Развитие навыка конструирования школьников как педагогическая проблема / Н.А. Яковецкая, Г.В. Бутенко, Е.А. Самарин // Педагогический вестник. – 2022. – № 12. – С. 106–125.