Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На сегодня состояние эффективности государственного управления является далеко не лучшим, что подтверждается оценками как представителей гражданского общества, так и публичной администрацией. Сформировалось мнение, что совершенствованию государственной службы препятствует ряд проблем, поскольку основное внимание уделяется установлению правил, но не укоренению служебных управленческих ценностей при отсутствии должной стратегии и системы развития служебной деятельности. Предпринимаются значимые попытки усовершенствования регламентации деятельности государственных служащих и процессов их взаимодействия. Но эти попытки не принесут должного результата, если не будут учитываться основополагающие принципы государственной службы, прежде всего принцип служения обществу, людям на основе этических норм правового (конституционного) государства. Такое служение опирается на этические нормы, которые ценились ранее и сейчас воспринимаются как нормы профессиональной корпоративной этики.
Государственная служба как вид деятельности имеет свои существенные особенности, отличающие ее от любой другой, не государственно-властной, деятельности. Именно на данной службе морально-этическая составляющая важна как никогда, поскольку государственные служащие олицетворяют государство, выступая посредниками между исполнительной властью в широком смысле и народом (гражданским обществом). Такая деятельность невозможна без опоры на этические и нравственные основы.
Этическим вопросам в государственной службе уделяли внимание уже древние философы. Так, Платон перечислял свойства идеального государства: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Этими же качествами, по его мнению, должны обладать и правители, открывая их в своей душе. Правители должны иметь способность созерцать и реализовать идею всеобщего блага. Можно предположить, что Платон пытался показать важность служения народу, ставя общественный долг выше исполнения государственных обязанностей в узких целях «корпоративного» правления.
Что касается положения в современной России, то первой полноценной попыткой ввести моральные нормы как средство регулирования деятельности государственных служащих явилось принятие Морального кодекса строителя коммунизма, в течение нескольких десятилетий служившего главным источником, устанавливавшим этические нормы на псевдозаконодательном уровне. Данный кодекс можно смело назвать сводом принципов морали коммунистического строительства, именно он закреплял идеал советского человека, к которому должны были стремиться советские граждане.
Не так давно наша система государственной службы начала развиваться, адаптируясь под новый политико-экономический строй, и это можно считать действительно значительным шагом в сравнении с периодом ХХ в. Необходимо отметить, что на данный момент значение этических и нравственных норм недооценивается, а иногда принимается просто за антикоррупционные нормы. Справедливо заметить, что в настоящее время государственная политика хотя и не направлена на исправление подобных недочетов, но какая-то часть моральных норм все-таки закрепляется в государственных программных документах.
Основой всех нравственных норм можно считать: законодательные акты, закрепляющие моральные и нравственные принципы на всех уровнях и во всех ветвях власти; внутреннюю оценку собственного поведения государственным служащим, которая формируется в течение его жизни в процессе получения образования, социализации, а также на основе оценок окружающих; обычаи, традиции и религиозные нормы.
Этические нормы, конечно, служат средством противодействия коррупции, а должное этическое воспитание государственных служащих является важной гарантией в этом процессе.
Моральные принципы, моральные нормы в сфере служебного поведения были утверждены указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 .
Помимо этого, существует небольшое количество федеральных законов, которые закрепляют не только основные положения, касающиеся служебной деятельности, но и качества, которыми должен обладать государственный служащий. Например, в п. 8 ч. 1 ст. 18 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в качестве одного из требований к служебному поведению гражданского служащего указан запрет на совершение поступков, порочащих его честь и достоинство.
Каким бы идеальным ни было законодательство, урегулировать все возможные аспекты и учесть все ситуации, которые могут возникнуть, невозможно, а значит, остается достаточно пространства для принятия свободного решения самими служащими. В таких решениях каждый из них опирается на собственный опыт и свое видение мира и общества. Отсюда можно сделать вывод, что, если невозможно спрогнозировать все ситуации, нужно научить служащих правильно делать тот или иной выбор, привить им определенные ценности и ценностные ориентиры. Всю образовательную часть данного процесса можно поделить на несколько составляющих: повышение правовой культуры граждан, т. е. знание законодательства - своих прав и обязанностей; привитие духовно-нравственных ценностей, т. е. понимания, какие последствия влекут те или иные действия, которые будут касаться не только самого служащего, но и окружающих его людей; повышение правовой культуры граждан.
Наиболее общие вопросы профессиональной этики госудаственного служащего, которые включают в себя вопросы правового регулирования профессиональной этики госудаственного служащего, хорошо рассмотрены Т.В. Кузнецовой, Л.В. Санкиной и мн. др.
Вопросы по направлению использования новых технологий в профессиональной этике и этикете госудаственного служащего рассматривались в публикациях С.Л. Кузнецова, Г.Ю. Максимович и Л.В. Санкиной, О.Б. Назаренко, и многих др.
Так же тема практики и направлений совершенствования профессиональной этики и этикета госудаственного служащего была рассмотрена и проанализирована в работах В.И. Андреевой, М.И. Барсукова, М.В. Кирсановой, М.В. Стенюкова и др.
Работы перечисленных выше исследователей содержат фундаментальные основы профессиональной этики и этикета госудаственного служащего. Но, на наш взгляд, степень изученности профессиональной этики и этикета госудаственного служащего ОМВД недостаточно проработана и обобщена из-за постоянно меняющихся условий работы сотрудников ОМВД в современных условиях.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, складывающихся в сфере профессиональной этики и этикета госудаственного служащего.
В качестве предмета исследования определены особенности профессиональной этики и этикета госудаственного служащего ОМВД.
Цель исследования – на основе действующего законодательства и с учетом существующих в научной юридической литературе подходов проанализировать и определить сущность, особенности профессиональной этики и этикета госудаственного служащего, провести анализ практики профессиональной этики и этикета госудаственного служащего и как результат представить направления развития профессиональной этики и этикета госудаственного служащего ОМВД.
Достижение указанной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач:
1. Рассмотреть понятие профессиональной этики и этикета.
2. Изучить моральные и правовые аспекты служебной этики и этикета государственных служащих.
3. Раскрыть роль профессиональной этики и этикета в деятельности сотрудника ОМВД
4. Проанализировать административно-правовое значение кодексов этики государственных служащих ОМВД.
5. Представить направления совершенствования профессиональной этики и этикет госудаственного служащего (на примере ОМВД).
В процессе написания данной работы привлекались труды таких авторов, как В.Н. Келасьев, О.В. Кузнецова, М.И. Лепихов, Т. В. Лодкина, К.Н. Новикова, А.Н. Савинов, И.А. Волков, С.И. Кобзева, О.В. Кузнецова, А.М. Лушников, Н.Л. Лютов, Р.А. Митрофанов, П.А. Михайлюк, К.Н. Новикова, Т.А. Пахалина и других.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частнонаучные (сравнительное правоведение, формально-юридический анализ и др.) методы познания.
В качестве теоретической основы исследования определены статьи, монографии, другие научные труды разнообразных ученых по вопросам, которые являются предметом данного исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения данной работы призваны расширить теоретические представления по вопросам направлений развития профессиональной этики и этикета госудаственного служащего анализ ОМВД. Содержащиеся в работе выводы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях для изучения отдельных аспектов заявленной темы.
На основании цели, задач и при учете особенностей темы исследование содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О системе государственной службы Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
5. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
6. Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 25.08.2021) "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // "Собрание законодательства РФ", 19.08.2002, N 33, ст. 3196.
7. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)) // "Официальные документы в образовании", N 36, декабрь, 2011
8. Методические рекомендации "Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих" (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 N 34) // Документ опубликован не был.
9. Письмо Минтруда России от 10.07.2013 N 18-2/10/2-3836 "Об Обзоре рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки" // "Бюллетень Федеральной службы судебных приставов", N 8, 2013.
10. Аванесова М. А., Филь Е. В., Бунтовский С. Ю. Роль профессиональной этики в государственной службе и ее принципы // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. В. И. Меньщикова. Тамбов: Бизнес – наука – общество, 2019. С. 14–17.
11. Акимова Е. Ю. Проблема имиджа государственных служащих в современном обществе // Ярославский педагогический вестник. 2020. Т. 2, № 1. С. 235–240.
12. Астенова О. А., Осипова Д. В. Этика государственных гражданских служащих как фактор, влияющий на корпоративную культуру // Аллея науки. 2019. Т. 5, № 4 (20). С. 547–553.
13. Алахтаева, В.Г. Этические аспекты государственной гражданской службы как важнейшая составляющая профессиональной служебной деятельности госслужащего // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2020. С. 132-135.
14. Аширбагина Н. Л., Ковалев А. И., Фрик О. В. Этико-организационные аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник СибАДИ. 2021. № 3 (49). С. 111–118.
15. Алихаджиева И. С. Проституция в дискурсе российских средств массовой информации Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент / Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics, Sociology and Managment. 2020. № 10(3). С. 207–216.
16. Бойков, В. Н. Профессиональная культура государственной службы // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 23–28.
17. Бунтовский С. Ю., Скрипник А. Д., Таран В. В. Значение и место профессионально-служебной этики в деятельности государственных служащих РФ // Проблемы развития экономических систем: вызовы современности: материалы III Международной научно-практической конференции / отв. ред. В. И. Меньщикова. Тамбов: Бизнес – наука – общество, 2019. С. 78–81.
18. Гериханов, С.С. Особенности этики государственного служащего // Актуальные проблемы права, 2023. С.34-37.
19. Дымченко А. В., Косаренко С. В. Ответственность госслужащего как этическая категория // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Воронеж: Воронеж. ин-т ППС МРФ по делам ГОЧС и ЛПСБ, 2020. Т. 1. С. 622–625.
20. Дроздова С. Ю. Профессиональная этика и проблема функционирования этических кодексов в современной госслужбе // Институциональная модернизация регионов: экономические, социальные и управленческие вызовы: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Чебоксар. филиал РАНХИГС, 2020. С. 147–153.
21. Евстратчик С. В., Меньшикова Г. А. Практический опыт реализации права на доступ к информации о деятельности органов внутреннего контроля за государственными служащими // Право и информация: вопросы теории и практики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. СПб.: Президентская библиотека, 2021. С. 77–87.
22. Корохова И. В. Механизмы внедрения норм служебного этикета в деятельность государственных и муниципальных служащих // Через тернии к звёздам: юбилейный сборник студенческих научных работ. Ставрополь: Фабула, 2021. С. 88–93.
23. Киржанова С.А. О некоторых вопросах исследования проблем профессиональной этики государственной гражданской службы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1. С. 80–87.
24. Кобылкин Р.А. Конфликтная составляющая ценностных установок сотрудников органов внутренних дел: социально-философский анализ // Проблемы правовой аксиологии. Философия права. 2019. №4 (91). С. 58-62.
25. Литвинцева Е. А. Мораль как регулятор служебного поведения государственных гражданских служащих // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. Т. 13, № 6. С. 43–56.
26. Мингазова З. Р., Валиева А. Р. Деловая репутация работника государственного аппарата: анализ правовой институционализации // Экономика и управление. 2019. № 1 (139). С. 125–128.
27. Магаева Т.А. Особенности государственной службы как вида профессиональной деятельности // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2021. №12. С. 103-121.
28. Мигулева Е.С. Проблемы формирования нравственности государственных гражданских служащих // Инновационная наука. 2019. №3. С. 193-196.
29. Мазур, Е. Ю. Коммуникативная культура в профессиональной деятельности государственных служащих // Мировые цивилизации. 2021. № 2. С. 1.
30. Небродовская-Мазур, Е. Ю. Особенности влияния рефлексивности на профессиональную идентичность молодого прокурорского работника // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: Сборник материалов Всероссийской научной конференции, Ярославль, 08–20 октября 2020 года / Отв. редактор А.В. Карпов. – Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью "Филигрань", 2020. С. 175-179.
31. Новиков А. Б., Рагозина Н. А. Исполнительная деятельность в конституционной концепции правового государства // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 8, № 10А. С. 84–89.
32. Павлова Е.В. Управленческая культура: состояние, проблемы, перспективы развития // Идеи и идеалы. 2022. № 1(27). С. 146-152.
33. Раснянская Ю. А. К вопросу о регулировании этического поведения государственного гражданского служащего // Ученые записки. 2019. № 1 (29). С. 68-71.
34. Роль СМИ в формировании положительного имиджа государственного служащего / Е. В. Сорокина, Д. О. Селентьева, В. А. Сурина, Е. А. Черкасова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4-1. С. 142–145.
35. Спицына А. О. Совершенствование реализации этических требований к государственным и муниципальным служащим // Наука, образование и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Омега Сайнс, 2019. С. 186–188.
36. Сивохина А.С. Актуальные проблемы поступления на государственную службу // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации: в 6 частях / отв. ред. К.А. Плясов. Москва, 2019. С. 99-102.
37. Турлий Е. В., Бунтовский С. Ю. Актуальность этических норм и правил поведения в государственной службе Российской Федерации // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности / под общ. ред. С. В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2019. С. 229–231.
38. Тхаркахо А. А., Гоциева М. И., Бунтовский С. Ю. Этические нормы в регулировании государственной службы и их роль в противодействии развитию коррупции // Аллея науки. 2019. Т. 5, № 9 (25). С. 650–653.
39. Филимонов, О.В. Профессиональная этика в механизме государственного управления // Труды Академии управления МВД России, 2020. №2(46). С.67-71.
40. Федоров Г. В., Пивоварова О. П. Роль этики в осуществлении государственной службы в Российской Федерации // Проблемы социально-экономического развития в новых экономических условиях: взгляд молодых исследователей: сборник статей участников Международной научно-практической конференции IV Уральского вернисажа науки и бизнеса / под общ. ред. Е. П. Велихова. Челябинск: Энциклопедия, 2020. С. 322–325.
41. Фионова Л.Р. Роль права в формировании и развитии этики государственной службы // Теория и практика общественного развития. 2022. № 11. С. 15–19.
42. Фахрутдинова А. З. Тексты М. Вебера В контексте формирования этики государственных служащих. Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 4 (70). 2019. № 4. С. 154-160.
43. Хохлов Н. Н. Этические аспекты профессионализма в административно-управленческой деятельности // Достижения современной науки и образования: материалы V Международной междисциплинарной конференции. Пятигорск: ЭльДирект, 2019. С. 109–112.
44. Черногор Н. Н., Залоило М. В., Иванюк О. А. Роль этических и нравственных норм в обеспечении соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции // Журнал российского права. 2021. № 9 (249). С. 130.
45. Черепанов, В. В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебное пособие для студентов вузов / В. В. Черепанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2021. – 575 с.
46. Чернова Е. В. Основные категории нравственных основ государственной службы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2020. № 2-3. С. 139–141.
47. Шуралева, С. В. Систематизация этических правил поведения государственных гражданских служащих в российском и международном праве // Вестник Пермского университета. 2019. №1(15). С. 342-351.
48. Шарофзода, Р.Ш. Морально-нравственные императивы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2022. № 1 (53). - С. 76-85.
49. Шарофзода, Р.Ш. Риски профессиональной правоохранительной деятельности в контексте интеграции правовых и моральных норм и ценностей // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. 2022. № 2 (54). С. 46-54.
50. Щебет Е. Ю. Трудности и противоречия реализации этических ценностей и норм в государственной и муниципальной службе // Достижения современной науки и образования: сборник статей и тезисов докладов V Международной междисциплинарной конференции. Пятигорск: ЭльДирект, 2019. С. 113–115.