Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Женский характер в литературном произведении
1.1. Понятие женского характера с точки зрения разных наук
1.2. Типология женских образов и их реализация в литературном произведении
1.3 Методические аспекты изучения типологии женских характеров в русской литературе (на примере цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»)
Глава 2. Типология женских характеров в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»
2.1 История создания цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»
2.2 Образ романтичной героини и образ сильной женщины
2.3. Образ женщины из народа
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Разработка конспекта уроков по изучению типологии женских характеров в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обусловлена необходимостью изучения типов женских характеров в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи», что будет способствовать более точному пониманию смысла его художественных текстов. Нельзя не сказать также о недостаточной изученности данного аспекта на уроках литературы в 11-м классе по творчеству И.А. Бунина.
Женский образ на страницах народной, мировой литературы в целом и русской литературы, в частности, всегда имеет особое значение и несет многозначные смыслы. Разные женские судьбы, характеры и образы можно наблюдать еще в мифологических текстах, фольклорных жанрах, что продолжается в современной литературе.
Начиная с народной литературы образ женщины воплощается в разных ролях и ипостасях, таких как, невеста, подруга, жена, мать, злая колдунья или добрая волшебница, жертва или победительница, деловая женщина или домохозяйка и т.д.
По своему содержанию женский образ не является однозначным – он может быть как великодушным, стойким, смелым, решительным, так и жестоким, малодушным, слабым и т.п. При этом с того времени, как «женский вопрос» вошел в русскую литературу, он занял прочное место в литературе XIX, а затем и XX вв.
В творчестве каждого крупного или выдающегося автора XIX в. созданы собственные женские образы и передано собственное видение и воплощение «женского вопроса» в окружающей действительности. Естественно, возможно создать общую типологию женских образов, отражающие требования эпохи по выдвижению на историческую арену того или иного персонажа.
Однако, внутри творчества каждого автора, учитывая его художественную индивидуальность и творческий метод, можно увидеть галерею женских образов, обусловленных его мировосприятием и отношением к действительности. Поэтому можно говорить о недостаточно полной изученности темы воплощения женских характеров в творчестве каждого писателя.
Цель исследования: изучение своеобразия созданных А.И. Буниным женских образов и характеров в цикле «Темные аллеи».
Объект исследования – цикл рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.
Предмет исследования – система женских образов (характеров) в цикле рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.
В соответствии с объектом, предметом и целью были выделены следующие задачи:
1. исследовать феномен представления женского образа (характера) в русской литературе конца XIX-начала XX вв.;
2. выявить основную типологию женских образов;
3. проанализировать своеобразие женских образов в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи»;
4. рассмотреть изучение творчества И.А. Бунина в школьных программах по литературе для 11-х классов и разработать конспект уроков по изучению типологии женских характеров в цикле И.А. Бунина «Темные аллеи».
Для реализации цели и задач и задач исследования использовались такие методы как:
•историко-теоретический;
•структурно-типологический.
Новизна работы заключается в авторской трактовке классификации женских образов-характеров в творчестве И.А. Бунина на примере цикла произведений И.А. Бунина «Темные аллеи».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества И.А. Бунина в 11 классе, на факультативных занятиях по литературе конца XIX-начала XX века в 11-х классах общеобразовательных учреждений.
Апробация:
1.элективный курс по литературе «Использование женских образов в творчестве И.А. Бунина» в количестве 2-х уроков проведен в 11 Б классе.
Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи» включает в себя произведения малых эпических жанров, такие как рассказы, новеллы, лирические миниатюры и другие. Эти произведения характеризуются кратким изложением и ограниченным действием, где основной упор делается на одно художественное событие, а персонажи представлены ограниченным кругом действующих лиц. Большинство текстов в составе цикла «Темные аллеи» также следуют подобной схеме.
Согласно мнению ученых-исследователей бунинского цикла, «Темные аллеи» нередко называют «энциклопедией любви» вслед за самим автором [46]. Для писателя этот цикл являлся его любимым произведением, которое отражало всю его жизнь и творчество. Он в полной мере раскрыл себя как писатель, философ и стилист, виртуозно владеющий языком. «Темные аллеи» дают наиболее полное представление о Бунине как о человеке, который жил, любил, страдал и творил.
Это означает, что главная идея произведения заключается в том, что любовь между мужчиной и женщиной является важнейшей составляющей человеческой жизни, состоянием высшего счастья и напряжения. В текстах «Темных аллей» эта идея реализуется через отношения главных героев.
Однако до конца 80-х годов прошлого столетия обширные исследования «Темных аллей» в отечественном литературоведении были редкостью. Только единичные работы были посвящены этому циклу.
В конце 80-х годов XX века внимание ученых-литературоведов к «Темным аллеям» значительно возросло. Книга была изучена с различных сторон, включая жанровые и композиционные особенности, язык и поэтику, тематику и проблематику произведений, роль заглавий и многое другое.
Особое внимание следует уделить монографиям О.Н. Михайлова «Жизнь Бунина: лишь слову жизнь дана» и Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 – 1953», где были проведен глубокие и обстоятельный анализ произведения «Темные аллеи» [54].
В этих работах рассматриваются различные аспекты произведений, включая личную жизнь писателя и его философскую концепцию [46].
Монография Ю.В. Мальцева «Бунин, 1870 - 1953» интересна тем, что основное внимание здесь уделяется бунинской философской концепции, его восприятию мира в произведениях, в том числе и в «Темных аллеях». Анализируются все аспекты произведений - и формальная, и содержательная [50]. Отдельные образы героинь описываются в качестве подтверждения идеи автора.
Большое внимание уделяется и особенностям языка И.А. Бунина. Достаточно полно исследовался индивидуально-авторский стиль писателя на примере «Темных аллей». Для нашей работы это исследование интересно с точки зрения приема детализации описания персонажей.
В этом плане интересны такие работы, как «Диалектика бунинского поэтического стиля» В.Й. Славецкого, «Некоторые черты стиля И.А. Бунина и М. Горького: (на материале произведений о буржуазной цивилизации)» Г.М. Благасовой, «Стилевые особенности прозы И.А. Бунина» Б.Е. Бунджуловой, «Из наблюдений над языком и стилем И.А. Бунина» А.П. Аверьянова, «О стилевых исканиях И.А. Бунина» M.JI. Сурпина.
Кроме того, внимание к женским образам и характерам на страницах цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина было достаточно фрагментарным. В этом аспекте данное произведение рассматривали несколько авторов: В.Н. Афанасьев [4], И.П. Карпов [35], Г.Ш. Чамсединова [81].
В.Н. Афанасьев, посвятив изучению творчества И.А. Бунина значительную монографию, не мог не упомянуть и последнее его произведение.
Однако, оценивал его неоднозначно и считал недостаточно интересным с точки зрения художественных особенностей. Автор разделил все рассказы на две части: в одной изображается «всепоглощающая» и «одухотворенная» любовь, в другой – «чувственная» и «плотская». Эту последнюю группу исследователь обозначил как менее значимую [4, с. 47].
И.П. Карпов поддерживает данную точку зрения, выделяя в произведении двух персонажей - «Он и Она, мужчина и женщина» [35, с. 28]. По этой причине автор делает вывод, что героини предстают лишь вариациями одного женского типа женского.
Исследуя портретные черты героев, автор в том числе описывает некоторые типы женщин. К ним относятся -«тип женщины-простолюдинки, крестьянки, крепостной, проститутки», «восточной женщины», русской женщины с восточными чертами.
Однако, исследователь считает, что этот цикл произведений нельзя обозначить как «энциклопедия любви», так как подобный статус «подразумевает полный, разносторонний охват жизненного явления» [35, с. 231], а здесь любовь «не становится основой для совместного существования мужчины и женщины, которое продолжается в семье» [35, с. 234].
Г.Ш. Чамсединова в своей статье «Философия любви» предпринимает попытку раскрыть некоторые особенности бунинской концепции любви, основанной на мировоззрении писателя [81, с. 117].
Для более полного понимания сути философско-эстетических аспектов любви в рассказах писателя возникает образ луны как символа одиночества, трагедии и предопределенности. Автор описывает особенности художественного изображения женских персонажей рассказов «Чистый понедельник», «Холодная осень», «Качели» и некоторые другие, однако не выделяет определенные типы.
В целом, как видно, мы не найдем полноценного описания типологии женских персонажей в произведении И.А. Бунина «Темные аллеи».
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что И.А. Бунин - гений русской прозы. Обращение к исследованию женских образов, их портретной характеристике помогает лучше понять смысл и идейно-тематическую направленность произведения, передать чувства и эмоции героев. Исследование данной темы актуально и в современном литературоведении.
Глава 1. Женский характер в литературном произведении
1.1.Понятие женского характера с точки зрения разных наук
Женский характер – это сложное и многогранный понятие, которое изучается и анализируется с разных точек зрения различных наук. Философия, психология, социология, биология и гендерные исследования предлагают разные подходы к пониманию этого феномена.
Философия подходит к изучению женского характера с точки зрения трактовки сущности личности женщины и основных черт ее характера.
В психологии женский характер исследуется с целью понять особенности мышления, эмоциональности и поведения женщин.
Согласно некоторым теориям, женщины обладают большей способностью к эмоциональной выразительности, сопереживанию и интуиции, что отражено, в частности, в исследованиях эмоционального интеллекта. Однако важно не забывать, что индивидуальные различия между женщинами могут быть гораздо более значимыми, чем различия, обусловленные полом [12, с. 231].
Социология, в свою очередь, исследует женский характер с точки зрения социокультурных норм и ценностей общества. Изучаются роли и стереотипы, с которыми женщины сталкиваются в рамках своей культуры, и как это влияет на их характер. Важными факторами являются такие аспекты, как семейное воспитание, образование, профессиональная реализация и традиционные гендерные роли.
Биология также играет роль в изучении женского характера. Гормональные различия, структурные особенности мозга и наследственность могут влиять на психические и физические характеристики женщин [13, с. 231].
Однако, как и в психологии, говорить о однородности женского характера на биологическом уровне было бы преждевременно, так как здесь также имеются большие индивидуальные отличия.
Наконец, гендерные исследования позволяют рассматривать женский характер как социально конструируемую идею, формирующуюся под влиянием насилия культуры, истории и неравенства полов. Понимание этого понятия требует учета контекста и признания права женщин на самоопределение.
В итоге, понятие женского характера представляет собой множество факторов, включая психологические, социологические, биологические и гендерные аспекты.
Этот термин не может быть упрощен и обобщен, поскольку каждая женщина уникальна и может обладать совершенно различными чертами характера. Важно уважать разнообразие и индивидуальность каждой представительницы женского пола.
В рамках психологии существует множество типологий женских типов и характеров. Например, С.С. Либих выделил и описал четыре основных психических модели женщин [46].
К ним относятся:
Женщина-Мать – счастье данного типажа состоит в том, когда есть о ком позаботиться, когда есть слабые, больные и зависимые. Женщина-Мать привыкла спасать человека, помогать ему, направлять его, решать за него все проблемы, брать на себя ответственность, приносить ради него жертвы и заботиться о нем. Иногда такие девушки сталкиваются с пьянством и изменами, но относятся к этому грубо, как к розыгрышу непослушного мальчика.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Адамович Г. В. Еще о Бунине // Адамович Г. В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. С. 106–124.
2.Акимов Р. В. Книга любви «Темные аллеи» как итоговое произведение И. А. Бунина (Проблемы жанра, стиля, поэтики): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003. – 250 с.
3.Астащенко, О.А. Принципы художественной организации текста И.А. Бунина [Текст] / О.А. Асташенко: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.0.01. – М., 2003. – 250 с.
4.Афанасьев В. Н. И. А. Бунин. Очерк творчество. – М.: Просвещение, 1966. – 250 с.
5.Бабореко А. К. Бунин: Жизнеописание. - М.: Мол. гвардия, 2004. – 250 с.
6.Байдин, В. Женщина в Древней Руси [Текст] / В. Байдин // Русская женщина и православие. – Спб., 1997. – С. 38-46.
7.Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М. Бахтин. – М., 1979. – 423 с.
8.Белоусов К. И. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2005. – № 8. – С. 40-46.
9.Благасова Г. М., Курбатова Ю. В. Концепция любви в творчестве 62И. А. Бунина эмигрантского периода (на основе книги «Темные аллеи»)//Творчество И. А. Бунина XIX–XX веков. – Выпуск 3. Белгород: Издание Белгородского университета, 2004. – С. 15–19.
10.Блинкина-Мельник М., Сколько героинь в цикле «Тёмные аллеи». Критика и семиотика. 2013/2(19). – С.149-174.
11.Большев А. О. Литературная формула любви // Нева. - 2013. - №4. - С.158–170.
12.Большев А. О. Морфология любовной истории. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. – 250 с.
13.Бройтман С. Н., Магомедова Д. М. Иван Бунин // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1.М.: Наследие, 2000. С. 540–585.
14.Бунин И. А. Воспоминания. М.: Захаров, 2003. – 250 с.
15.Бунин И. А. Из писем к Тэффи // И. А. Бунин: proetcontra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2001. С. 73–76.
16.Бунин И. А. Публицистика 1918–1953 годов. М.: Наследие, 1998. – 250 с.
17.Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных: В 2т. Франкфурт-на-Майне, М.: Посев, 2005. – 250 с.
18.Бунин И. А., Кузнецова Г. Н. Бунин и Кузнецова: Искусство невозможного: дневники, письма. М.: Грифон, 2006. – 250 с.
19.Бунин И. Сборник рассказов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 376 с.
20.Бунин, И.А. Собр. соч.: в 9 т. [Текст] / И.А. Бунин. – Т. 7. – М.: Художественная литература, 2009. – 399 с.
21.И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. I / сост. и ред. О. Коростелеви Р. Дэвис. М.: Русский путь, 2004.
22.И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. II / сост. и ред. О. Коростелеви Р. Дэвис. М.: Русский путь, 2010.
23.Бунин, И.А. Собр. соч.: в 9 т. [Текст] / И.А. Бунин. – Т. 7. – М.: Художественная литература, 2009. – 399 с.
24.Вейман Р. История литературы и мифология. – М., 1975. – 344 с.
25.Волков А. А. Проза Ивана Бунина. - М.: Московский рабочий, 1969. – 250 с.
26.Вязова Е.С. Желтый цвет: от декаданса до авангарда // Символизм в авангарде: сб. материалов / Ин-т искусствознания РАН, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920-х годов. М., 2003. С. 69-82.
27.Головина Е. В. Репрезентация образа женщины в рассказе И. Бунина «Чаша жизни» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 9 (63): в 3-х ч. Ч. 3. С. 80-82.
28.Головина Елена Викторовна ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА. Источник Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2017. № 3(69): в 3-х ч. Ч. 1. C. 12-15.
29.Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»: (психол. заметки) // Русская литература. 1996. № 3. С. 226–235.
30.Евстафьева Н. П., Ломакович С. В. Человек и история в новелле И.А. Бунина «Чистый понедельник» (к 80-летиюприсужденияНобелевскойпремии) // Русская филология. 2013. № 3–4. С. 32–34.
31.Ефремов В. А. Ассоциативные аспекты ритма лирической прозы (на материале цикла И. А. Бунина «Темные аллеи») // Научныйдиалог. - 2012. - № 8. - С. 88–105.
32.Жеребкина, И.А. Подчиниться или погибнуть, парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века [Текст] / И.А. Жеребкина // Русская женщина и православие. – Спб., 1997. – С. 71-84.
33.Захарова В. Т. «Темные аллеи»: поэтика импрессионистического психологизма // Захарова В. Т. Проза Ив. Бунина: аспекты поэтики. - Н. Новгород: НГПУ, 2013. С. 92–96.
34.Казьмина М. А. Типология женских образов в прозе И. А. Бунина//Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов: к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат,1995. С. 155–167.
35.Кардапольцева, В.Н. Женские лики России [Текст] / В.Н. Кардапольцева. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. – 158 с.
36.Карпов, И.П. Автор и герой на rendezvous [Текст] / И.П. Карпов // Чехов А.П. Дама с собачкой. И.А. Бунин. Чистый понедельник. А.И. Куприн. Суламифь: Тексты, комм., иссл., мат-лы для самостоятельной работы, моделирование уроков. Научно-методическое пособие для вуза и школы. – М.: Владос, 2000. – 352 с.
37.Карпов, И.П. Авторология русской литературы (И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.М. Ремизов) [Текст] / И.П. Карпов: Монография. Йошкар-Ола: Марево, 2003. 447 с.
38.Карпов, И.П. Монологизм страстного сознания (Поэтика женского тела в «Темных аллеях» [Текст] / И.П. Карпов // Проза Ивана Бунина: Книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 334 с.
39.Карпов, И.П. Проблемы типологии авторства в русской прозе конца ХIX – начала ХХ века: И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов [Текст] / И.П. Карпов: дис. … д-ра филол. наук: 10.01.01. – М., 1998. – 418 с.
40.Климова, С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры [Текст] / С.М. Климова. – Спб.: Алетейя, 2004. – 329 с.
41.Кочетова В. П. Неистовый Бунин // Бунин И. А. Окаянные дни. М.: Советский писатель, 1990. С. 3–9.
42.Кретов А. А. Морфологический анализ сборника рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов: к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат, 1995. С. 131–147.
43.Круглова А. А. «Темные аллеи» И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кострома, 2009.
44.Круглова А. А. «Темные аллеи» И. Бунина: Поэтика заглавия//Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.2008. № 1. Т. 14. С. 116–118.
45.Крутикова Л. В. Иван Бунин // История русской литературы: В 4т. Т. 4. - Л.: Наука, 1983. С. 635–666.
46.Кузьмищева Н. М., Кузьмищева О. В. Архетипическая наполненность образов и коллизий в рассказах И. А. Бунина из цикла «Тёмные аллеи»/ «Созвучий жито», сборник работ по русской литературе 1910–1930 годов под ред. Подберезкиной П. Е. и др. - М., 2013. - С. 89.
47.Ли С. Ч. Бунинский Эрос в «Темных аллеях» И. А. Бунина//Наука и школа. 2014. № 2. С. 87–90.
48.Либих С.С., Здравомыслов В.И., Анисимова 3.Е. Функциональная женская сексопатология. – Пермь, ТОО фирма «Репринт», 1994. – 272 с.
49.Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
50.Лихачев Д. С. «Темные аллеи» // Звезда. 1981. №3. С. 182–184.
51.Мальцев Ю. В. Иван Бунин. М., Посев, 1994, стр. 146.
52.Мельник М. М. Сколько героинь в цикле И. Бунина «Темныеаллеи» // Критика и семиотика. 2013. Вып. 2(19). С. 149–174.
53.Мещерякова О. А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2002.
54.Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Тула: Приокское книжное изд-во, 1987.
55.Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870–1953// Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья, 1920–1940. М.: Наследие; Наука, 1993.С.81–143.
56.Михайлов О. Н. Иван Царевич // Бунин И. А. Темные аллеи. М.:Мол. гвардия, 2002. С. 3–12.
57.Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М., 2013 г.
58.Мышалова Д. В. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи» // Грани. – 1994. – № 171. – С. 124–130.
59.Новая философская энциклопедия: В 4 т. / ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов и др. – М.: Мысль, 2010. – 1379 с.
60.Новейший философский словарь / гл. Ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск: Скакун, 2022. – 659 с.
61.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и образование, Оникс, 2011. – 736 с.
62.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
63.Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М., Воронеж, 1998 г., стр. 76-78
64.Осетров, Е.И. Живая древняя Русь [Текст] / Е.И. Осетров. – М.: Просвещение, 1985. – 304 с.
65.Пономарев Е. Р. Русский фон «Темных аллей» И. А. Бунина//Вестник СПбГУКИ. 2005. № 1 (3). С. 78–85.
66.Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
67.Российское зарубежье во Франции 1919–2000: Биографический справочник: В 3 т. / под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. – М.: Наука, 2008–2010. – 768 с.
68.Русские писатели: биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. – М.: Просвещение, 1990. – 675 с.
69.Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян [Текст] / Б.А. Рыбаков. – М.: Наука, 1980. – 406 с.
70.Рябов, О.В. Русская философия женственности (XIX-XX века) [Текст] / О.В. Рябов. – Иваново, 1999. – 360 с.
71.Рябов, О.В. Идеал «Мадонны» или идеал «содомский»: Два лика женственности в русской философии [Текст] / О.В. Рябов // Женщина в российском обществе. – 1998. - №2. – С. 88-92.
72.Саакянц А. А. И. А. Бунин и его проза // И. А. Бунин. Повести и рассказы. М.: Правда, 1982. С. 3–20.
73.Саакянц А. А. Проза позднего Бунина // И. А. Бунин. Собр. соч.: В 6 т. Т 5. М.: Художественная литература, 1988. С. 571–593.
74. Саркисян Р.А. Поэтика цикла рассказов И. Бунина «Темные аллеи»: автореферат дисс... кандидата филологических наук: по специальности 10.01.03 Русская литература / Саркисян Рузанна Александровна; [работа выполнена и место защиты:] Ереванский гос. ун-т. - Ереван, 2016. - 24 с.
75.Славянская мифология. Энциклопедический словарь [Текст]. – М.: Эллис Лак, 1995. – 416 с.
76.Сливицкая О. В. Основы эстетики Бунина // И. А. Бунин: pro et contra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2001. С. 456–478.
77.Сливицкая О. В. Повышенное чувство жизни: мир Ивана Бунина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004.
78.Сливицкая О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А. Бунина // Русская литература. 1999. № 1. С. 89–110.
79.Смирнов Н. П. Талант, трагедия, награда // Нашсовременник.1970. № 10. С. 114–118.
80.Смирнова А. И. И. А. Бунин // Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920–1940 годы): Учебное пособие: В 2 ч. Ч.1.Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 36–55.
81.Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.
82.Солоухина О. В. О нравственно-философских взглядах Бунина//Русская литература. 1984. № 4. С. 47–59.
83.Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского языка в 30 - 90-е гг. XIX в. – М. -Л.: Наука, 1965. – 568 с.
84.Степун, Ф. Иван Бунин [Текст] / Ф. Степун // Бунин И.А. Собр. соч. в 8 т. – Т. 1. – М., 1993. – 539 с.
85.Сухих И. Н. Русская любовь в темных аллеях (1937–1945. «Темные аллеи» И. Бунина) // Русский канон: Книги XX века. М.: Время, 2013.С.482–505.
86.Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с.
87.Федякин С. Р. Слово Бунина // Бунин И. А. Избранные сочинения. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – С. 5–18.
88.Фрумкина Р. М. Психолингвистика. – М.: Академия, 2001. – 320с.
89.Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. – М.: Наука, 1984. – 175 c. 32.
90.Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М., 1999. – с. 90-92.
91.Хованская З. И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975. – 214 с.
92.Цю Юйнхуа. Пунин (Бунин). 邱运华. 蒲宁. Чэнду: Сычуаньское народное издательство, 2003. – 231 с.
93.Чамсединова Г.Ш. Философия любви (по «Темным аллеям» И.А. Бунина) // Известия ДГПУ. – 2015. – № 4. – С.116 – 121.
94.Человек: философско-энциклопедический словарь / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Наука, 2000. – 216 с.
95.Шраер М. Д. Бунин и Набоков. История соперничества. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2015.
96.Штерн М. С. Проза И. А. Бунина 1930–1940-хгодов: жанровая система и родовая специфика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 1997.
97.Штерн М. С. Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» (опыт 69системного анализа) // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе: сб. науч. тр. Свердловск: Свердловский гос. педагогический ин-т, 1990. С. 23–30.
98.Щербицкая И. В. Стилистические особенности цикла И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2008. – 26 с.
99.Этика: Энциклопедический словарь / под общ. ред Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 437 с.
100.Ярцева В. Н. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. – 2-е репринтное издание. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 687 с.