Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Сегодня полноценное развитие детей рассматривается уже с младенчества и становится актуальной проблемой. Важную роль в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка играют развитые навыки мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук имеет важное значение для общего физического и умственного развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики охватывает широкий спектр навыков у детей дошкольного возраста (развитие изобразительных, творческих, трудовых, музыкальных и исполнительских навыков), развитие речи и основных навыков письма. Многие исследователи подчеркивают важность развития мелкой моторики в речевом развитии.
Изобразительно-продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник идеально подходит для развития способностей детей среднего дошкольного возраста, которая раскрывает разные стороны развития ребенка.
Нетрадиционные техники рисования – это способ создания инновационных, оригинальных работ, в которых сочетается все: цвета, линии и сюжеты. Это прекрасная возможность для детей думать, пробовать, исследовать, экспериментировать и, самое главное, проявлять себя.
Проблема развития нетрадиционных техник рисования рассматривались различными педагогами, такими как: Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Н.В. Микляева, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и др.
Новые техники способствуют развитию мелкой моторики за счет использования различных визуальных материалов, требующих точных движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированными положениями (например, точное удержание кисти или карандаша). Ведь вместо традиционных: кистей и карандашей, ребенок для создания изображений использует пальцы, различные знаки, трафареты и приемы «кляксы». Построение сложных симметричных изображений облегчается приемом «монотипия».
Использование нетрадиционных способов рисования позволяет сохранить его интерес к этому делу, позволить ему проявить творческий подход, убрать страх неправильного выполнения задания, сформировать чувство собственного достоинства.
Применяя и сочетая в одном рисунке разные приемы рисования, дошкольники учатся думать и самостоятельно решать, какие приемы использовать для изображения того или иного рисунка.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу легкости, открытости, непринуждённости, помогают воспитать у детей инициативу и уверенность в себе, создают положительный эмоциональный настрой к деятельности. Рисование нетрадиционными техниками не утомляет дошкольников и поддерживает их активность на протяжении всего времени выполнения задания.
Результаты изобразительной деятельности не могут быть хорошими или плохими, а работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы развития мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать развитие мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста в ДОО.
3. Провести экспериментальную работу по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
4. Разработать систему занятий по развитию мелкой моторики средствами нетрадиционных техник рисования у детей среднего дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, обобщение, сравнение.
– эмпирические: эксперимент.
База исследования: ………………………………………………. . В экспериментальном исследовании принимали 18 детей среднего дошкольного возраста.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка информационных источников (29 информационных источников), приложений и иллюстративного материала содержащегося в тексте работы (таблиц – 2, графиков – 2).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики рук – важный этап общего интеллектуального развития ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста эта зависимость очевидна – по мере улучшения мелкой моторики развивается речевая функция. Чем лучше ребенок дошкольного возраста работает пальчиками и чем быстрее он растет, тем лучше происходит развитие речи и мышления. Укрепление мелкой моторики ребенка начнет активизировать его речевой центр, что в дальнейшем отразится на навыках письма, жестах и скорости действий.
Мелкая моторика развивается естественным путем, начиная с младенчества, и развивается на основе общей моторики. Сначала ребенок учится захватывать предмет, затем передает из руки в руку такие навыки, как «захват пинцетом». В дошкольном и раннем школьном возрасте двигательные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается количество видов деятельности, требующих согласованных действий обеих рук.
Средний дошкольный возраст – период активного познавательного, интеллектуального и личностного развития детей.
В среднем дошкольном периоде у ребенка активно развиваются внимание, знания, память, мышление, воображение и речь. Происходят изменения в роде труда, творческая игра постепенно превращается в труд. В такой игре дети приобретают основные профессиональные навыки и умения, узнают о физических свойствах предметов, значительно развивается их воображение. Во время игры ребенок научится пользоваться множеством инструментов и мебели. Он приобретает и развивает способность планировать свою деятельность, совершенствует физическую и умственную деятельность, воображение и концентрацию внимания.
В дошкольном возрасте запуск произвольного внимания связан с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анучина Н. Таланты детей - на кончиках их пальцев// Ребенок в детском саду №2, 2016, стр. 45-49.
2. Афонькина Ю. А. Диагностическая программа в системе предшкольного образования. Методическое пособие для педагогов-психологов образовательных учреждений. – Мурманск, 2016.
3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2017.
4. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму». – - М., ГНОМ и Д, 2018.
5. Беспанская Е. «Моторика детей 4-5 лет» - Поппури, 2019.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству». – М., Владос, 2017.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 2004.
9. Выготский Л.С «Воображение и творчество в детском возрасте». – М.,2001.
10. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2019.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – М.: Академический Проект, 2017. – 3-е изд., перераб. и доп. – 184 с.
12. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2018.
13. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2019.
14. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2020.
15. Казакова Р. Г. Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
16. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2019.
17. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Педагогика, 2006. – 495 с. – с.145
18. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2020.
19. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. М.: Педагогика, 2019. – с. 320.
20. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб: КАРО, 2020.
21. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
22. Плутаева Е. К. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2020. – № 3.
23. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2015 г.
24. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2019 .
25. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо - Пресс, 2011.
26. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2017.
27. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка», 2019 г.
28. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – В.: «Учитель», 2020.
29. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2020.