Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Исследование проблемы создания и применения сюжетно-ролевых игр как средств формирования нравственных норм поведения у детей дошкольного возраста считается наиболее актуальной в современной дошкольной педагогике. Именно в этом возрасте наблюдается становление ребенка как личности, формируются первые навыки социального поведения, происходит знакомство с общественными и нравственными нормами. Как отмечает А. М. Щетинина, среди важнейших человеческих потребностей именно общение является основой его успешного развития и социализации любой личности [Щетинина 2004:31].
Доказано, что уже с самого раннего возраста любое человеческое существо испытывает потребность в коммуникации. Эмоциональный обмен сменяется потребностью совместных действий и далее в стремлении к сотрудничеству и укреплению взаимодействий. В этой связи именно игровые стратегии являются первостепенными в процессе воспитания и социализации любой личности.
Во многом по этой причине вопросы необходимости применения игровых технологий в процесс воспитания и социализации дошкольников являются одними из самых востребованных в психолого-педагогической науке, как в отечественной, так и зарубежной психологии. Игровые подходы к воспитанию, в том числе нравственности, становятся мощным стимулом развития когнитивных способностей и познавательной сферы детей в целом. В ходе проигрывания возможных эпизодов взрослой действительности дети совершают для себя открытия новых сторон окружающей их жизни, усваивают моральные нормы и образцы поведения.
Вопросам теоретического осмысления необходимости сформированности нравственных норм поведения в структуре личности, в том числе в рамках изучения проблем общения детей-дошкольников в группе сверстников и сообществе взрослых. Этим вопросам посвящали свои работы Н. Н. Авдеева, Г. М. Андреева, Л. Н. Галигузова, В. В. Давыдов, Н. В. Клюева, Л. П. Колчина, Н. Д. Левитов, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Т. А. Репина, Е. В. Романин, С. Е. Рощин, Т. Г. Румянцева, И. А. Фурманов и многие другие.
Форматы коммуникации в рамках изучения закономерностей формирования и развития нравственных норм поведения у детей изучали в своих работах Л. Н. Галигузова, Ю. Б. Гиппенрейтер, С. В. Проняева, Е. О. Смирнова, Е. В. Субботский и другие.
Значительный вклад в исследование роли сюжетно-ролевых игр в формировании концепта нравственности ребенка внесли Л. Н. Башлакова, З. М. Богуславская, Т. И. Ерофеева, С. В. Корницкая, М. И. Лисина, В. А. Петровский, А. Г. Рузская. Здесь процесс воспитания рассматривался в том числе с точки зрения влияния характера коммуникации детей на взаимоотношения со сверстниками, педагогами и родителями.
Практически все вышеназванные исследователи разделяют мнение: усвоение нравственных норм - не только важный, но и определяющий фактор формирования индивидуально-психологических особенностей и развития всех процессов психики детей дошкольного возраста.
Данным вопросом занимались представители многих психолого-педагогических направлений как в теоретическом, так и прикладном аспекте. В последнем случае мы имеем выбор самых разнообразных форматов игровых технологий и жанров по формированию нравственных норм поведения дошкольников: беседы, семинары, упражнения, игры, тренинги, эксперименты.
Тем не менее, несмотря на существующее количество исследований и разнообразных упражнений, проблематика вопросов эффективности применения и разработки наиболее целесообразных сюжетно-ролевых игр остается недостаточно изученной.
Среди главных причин этого - многообразие подходов к развитию нравственных норм поведения дошкольников, отсутствие систематизации предложенных способов разработки сюжетно-ролевых игр с точки зрения их эффективности и популярности среди дошкольников, а также релевантных результатов апробации применения таких способов.
К вышеназванным причинам можно добавить замечание С. В. Проняевой и согласиться с автором, что мы можем наблюдать некоторое противоречие, связанное с принятием факта о важности развития навыков и умений коммуникативного характера при формировании нравственных норм поведения личности и в то же время неразработанностью педагогических методов и технологий для воспитания и развития многих из этих умений и навыков [Проняева, 1999].
Исходя из всего перечисленного, определим цели и задачи нашего исследования.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка наиболее эффективных технологий сюжетно-ролевых игр как средств формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста в ходе применения технологий сюжетно-ролевых игр.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство формирования нравственных норм поведения для детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по проблематике исследования.
Определить особенности формирования нравственных норм поведения у детей дошкольного возраста.
Определить особенности формирования нравственных норм поведения у детей дошкольного возраста.
Изучить влияние сюжетно-ролевых игр на формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста.
Провести практическое исследование по использованию сюжетно-ролевых игр в процессе формирования нравственных норм поведения у детей дошкольного возраста, систематизировать полученные итоги и предложить рекомендации по наиболее эффективной работе формирования и закрепления нравственных норм поведения в группе детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: научное описание, анализ литературы, синтез, обобщение, классификация и сравнение;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент;
- статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Эмпирическая база исследования: воспитанники дошкольного учреждения ___________. Общая величина участников эксперимента – 50 человек, из которых 30 являются мальчиками и 20 девочками.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 55 источников.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
1.1 Понятия «нравственное воспитание», «нравственные нормы» и «нравственное поведение» и их значение для развития детей в дошкольном возрасте
Нравственное воспитание будущих граждан нашего государства во все эпохи занимало ведущее место в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ утверждает направления нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка.
Нравственное воспитание, нравственные нормы и нравственное поведение представляют собой устойчивые формы построения повседневной жизни любого индивида в быту, общении и различных видах деятельности. Эти формы взаимосвязаны и взаимообусловлены, должны быть полезны для общества и не сводятся лишь к формальному соблюдению правил этикета [Абраменкова].
Основной задачей нравственного воспитания дошкольников в системе дошкольного образования является формирование у воспитанников нравственного сознания, обеспечивающего устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, адекватные современному образу жизни. В процессе систематической работы происходит активизация жизненной позиции личности, вырабатывается важная привычка следовать чувству общественного долга в действиях, отношениях и поступках [Алексеев].
В педагогическом энциклопедическом словаре понятие «воспитание» рассматривается как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется [Алексеев].
Понятие «воспитания» многозначно, его определяют как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие и т. д. [Алиева, Ш. Г].
По мнению Е. С. Рапацевич, воспитание в социальном, широком смысле это «функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой» [Бим-Бад, с. 165].
В более узком, педагогическом понимании, это «специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности» [Архангельский, Н. В, с. 27].
В. А. Сластенин ссылался в своих работах на исследования А. П. Пинкевича, который трактует воспитание как преднамеренное, планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности [Сластенин].
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [Сластенин].
Анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания демонстрирует, что единого подхода к содержанию нравственного воспитания не существует. Однако, можно выделить некоторые подходы к содержанию процесса нравственного воспитания, такие как когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абраменкова, В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка [Текст] / В. В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2005. – Вып. 1. – С. 103-113.
2.Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 332 с.
3.Алиева, Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников [Текст] / Ш. Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – № 2. – С. 711–715.
4.Аммосова, В. В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста / В. В. Аммосова. // Начальная школа плюс до и после: журнал. 2012. №3. С. 74-78.
5.Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 376 с.
6.Андриенко, Е. В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А.Сластенина. 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 638 с.
7.Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979. – 461 с.
8.Базарова, Я.М. Сюжетно-ролевая игра как основа формирования личности ребенка дошкольного возраста/Я.М. Базарова // Наука и образование сегодня. – 2020. - № 12. – С. 117-119.
9.Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
10.Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М.: Большая рос. энцикл., 2002. – 527 с.
11.Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О. С. Богданова, Л. И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
12.Бодалев, А. А. Психология межличностного общения. Рязань: РГПУ, 2004. 219 с.
13.Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: РЕЧЬ, 2016. 144 с.
14.Волков, Б. С., Волкова Н. В., Гурбанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б.С. Волков: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проспект; Фонд «Мир», 2005. 352 с.
15.Волков, Б. С. Детская психология: психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М.: АПО, 1994. – 84 с.
16.Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
17.Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст]: собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.
18.Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс; Апрель Пресс, 2000. – 1008 с.
19.Гидденс, Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 44.
20.Гуревич, К. М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007. 468 с.
21. Дуткевич, Т. В. Детская психология [Текст] / Т. В. Дуткевич. – М.: ЦУЛ, 2012. – 222 с.
22.Ковалев, С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2008. 208 с.
23.Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 416 с .
24.Кон, И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
25.Кон, И. С. Какими они себя видят? / Кон И. С. // Популярная психология для родителей под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1988. 45 - 56 с.
26.Крысанова, О. А. Методология психологических исследований: учеб. пособие / О. А. Крысанова; Федер. агентство по образованию. Самара: Изд-во Самарский университет, 2006. 312 с.
27.Кузеванова, О. В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика. 2012. № 6.
28.Кузнецова Е.В. Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре/Е.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 692-694.
29.Кулагин, Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. - СПб.: Речь, 2004. 216 с.
30.Ларионова С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) // http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10130/1/uch00261.pdf (дата обращения 11.03.2024).
31.Леонтьев, А. Н. Деятельность и личность. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2009. 400 с.
32.Лисина, М.И. «Общение, личность и психика ребёнка»: М.; Воронеж, 1997.
33.Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М.: ЮРАЙТ-М, 2001. – 607 с.
34.Марьенко, И. С. Нравственное становление личности [Текст] / И. С. Марьенко. – М.: Педагогика, 1985. – 104 с.
35.Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 2003.
36.Малыхина А.С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры/А.С. Малыхина // Молодой ученый. – 2020. - № 22. – С. 539 – 542.
37.Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 2009. 546 с.
38.Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений. М.: Эксмо, 2010. 192 с.
39.Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Просвещение, 2008. 304 с.
40.Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов [Текст]: учеб. пособие / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.
41.Петраш И.А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы/И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: сб. материалов Всероссийской научно-методической конференции (Оренбург, 29–31 января 2018 г.) – 2018. – С. 2378 – 2382.
42.Петрова С.Н. Модель взращивания культурного ребенка 2-8 лет на основе привития общечеловеческих ценностей в условиях дошкольной образовательной организации // Методист. – 2020. - № 2. – С. 1-57.
43.Проняева, С. В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Екатеринбург, 1999. 167 с.
44.Рапацевич, Е. С. Педагогика [Текст]: большая современная энцикл. / Е. С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 719 с.
45.Руденский, Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2010. 213 с.
46. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
47.Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 2008. 800 с.
48. Смирнова, Е. О., Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: ВЛАДОС, 2013. 143 с.
49. Соловьева, Н. А., Кашина Н. М. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2017. С. 27-29.
50.Столяренко, A. M. Психология и педагогика [Текст] / А. М. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 544 с.
51.Чахчахова, Е.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Е.А. Чахчахова, Львова О.Н.// Актуальные проблемы развития науки и современного образования: с. материалов Международной научно-практической конференции (Чита, 20-23 апреля 2017 г.) – 2017. – С. 533 – 534.
52.Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
53.Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6–20.
54.Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей детских садов / С. Г. Якобсон. – М.: Воспитание дошкольника, 2003. – 112 с.
55.Юшкова Л.А., Золотова Е.П. Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста/Л.А. Юшкова, Е.П. Золотова // Социокультурные проблемы современного человека. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. Новосибирск. – 2019. – С. 228-233.