Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В исследовании литературного образования, особенно в первые годы обучения, акцент на взаимодействии детей с литературой значительно сместился. Литературное развитие младших школьников, особенно при знакомстве с авторскими сказками, представляет собой глубокую область научного исследования. Данное исследование посвящено изучению особенностей литературного развития детей младшего школьного возраста при знакомстве с такими сказками, причем это не просто процесс чтения, а процесс всесторонней литературной аккультурации.
Центральное место в этом исследовании занимает утверждение, что авторские сказки – это не просто пересказ знакомых сюжетов, а надежный сосуд культурного, нравственного и эстетического воспитания. В отличие от традиционных народных сказок, которые часто кристаллизуют коллективную историческую мудрость через фиксированные архетипы персонажей и предсказуемые моральные рамки, авторские сказки представляют динамичное взаимодействие сложных персонажей и инновационных сюжетов, которые отражают уникальное видение писателя. Такой индивидуализированный подход к созданию сказок не только обогащает эстетический опыт, но и расширяет этические и когнитивные возможности юного читателя.
Научная проблема, рассматриваемая в данном исследовании, сосредоточена на изучении влияния этих авторских повествований на когнитивное и нравственное развитие детей. Значимость данного исследования подчеркивается растущим признанием специализированных средств литературного образования в программах начального образования, которые призывают к тонкому пониманию техники повествования, развития персонажей и сюжетной изощренности. Область исследования (литературное развитие младших школьников под влиянием авторских сказок) включает в себя двойной запрос: эффективность этих сказок в воспитании более глубокого литературного восприятия и их роль в более широкой образовательной программе.
В частности, в исследовании авторские сказки позиционируются как ключевые в развитии языковых навыков (от расширения словарного запаса до сложного синтаксического структурирования) и в повышении уровня эмпатического понимания. В исследовании утверждается, что, изучая такие сказки, дети не только учатся языковой механике, но и постигают тонкости человеческого опыта и ценностей. Эта двойная направленность – языковая ловкость и нравственное развитие – обеспечивает комплексную основу для оценки литературного созревания юных учеников.
Используя многогранную методологию, в которой пересекаются качественный и количественный анализ, данное исследование направлено на тщательное изучение преобразующего воздействия авторских сказок на юные умы. Благодаря сочетанию непосредственного наблюдения за классом, текстового анализа и отзывов учащихся, исследование стремится сформулировать тонкое понимание того, как эти рассказы служат педагогическими инструментами, способствующими не просто грамотности, но глубокому чувству культурной грамотности.
И, наконец, исследование авторских сказок в контексте литературного образования младших школьников представляет собой важную научную работу. Сосредоточившись на этих повествованиях, исследование стремится осветить уникальный вклад авторского творчества в образовательный аспект, тем самым выступая за учебную программу, которая ценит глубокое чтение и критическое мышление – учебную программу, которая готовит детей не только к расшифровке текстов, но и к пониманию более широкого человеческого контекста, в котором они живут.
Объектом данного исследования является сложный процесс литературного развития младших школьников – область, созревшая для академического изучения благодаря своему потенциалу для содействия глубокому когнитивному и эмоциональному росту. Сфокусированное именно на работе с авторскими сказками, это исследование посвящено тонкостям того, как эти тексты катализируют развивающееся литературное восприятие и этическое созревание юных читателей. Предметом исследования является многогранное взаимодействие между юными читателями и литературными средствами, повествовательными структурами и тематическими сложностями, представленными в авторских сказках.
Цель данного научного исследования – раскрыть преобразующую силу авторских сказок в литературном развитии детей в рамках начального образования. Для достижения этой цели в исследовании поставлено несколько задач: во-первых, проанализировать когнитивное восприятие и обработку сложных повествовательных форм, присущих авторским сказкам; во-вторых, оценить влияние этих повествований на этические и эстетические чувства детей; в-третьих, оценить эффективность различных педагогических подходов к преподаванию этих сказок для развития более глубокой литературной оценки и навыков критического мышления; и, наконец, изучить потенциал этих повествований для повышения языковой компетентности, охватывающей как понимание, так и производство сложных языковых форм.
С помощью эмпирических методов – от продольных наблюдений в образовательных учреждениях до контролируемых экспериментов по оценке когнитивных и эмоциональных реакций на литературные стимулы – данное исследование стремится построить комплексную модель того, как авторские сказки могут служить в качестве динамичного образовательного инструмента. В исследовании будут использованы различные времена для формулирования текущих и будущих последствий полученных результатов, что позволит интегрировать временной спектр, усиливающий динамизм исследовательского повествования. Благодаря использованию пассивных конструкций текст приобретает объективный тон, что крайне важно для поддержания научной строгости. Кроме того, использование условного и сослагательного наклонений позволит обсудить гипотетические и будущие сценарии, обогащая спекулятивные аспекты исследования.
Фактически, цель данного научного исследования – не только проследить современное образовательное использование авторских сказок, но и спрогнозировать возможные пути их интеграции в начальное литературное образование, тем самым способствуя уточнению понимания их педагогической ценности.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе, синтезе теории литературы, когнитивной психологии и педагогической методологии для изучения литературного развития младших школьников через их взаимодействие с авторскими сказками. Отличительной особенностью данного исследования является то, что оно впервые проводит сравнительный анализ когнитивных и эмоциональных реакций на авторские и традиционные народные сказки, стремясь установить уникальное когнитивное воздействие, оказываемое сложностью повествования и моральной неоднозначностью, часто встречающейся в первых. Также в работе представлен новый диагностический инструментарий, предназначенный для количественной оценки тонкостей понимания и восприятия литературы, что способствует более тонкой оценке литературного развития.
Гипотеза исследования заключается в том, что знакомство с авторскими сказками, отличающимися сложными сюжетами и неоднозначными моральными качествами персонажей, значительно развивает когнитивные и эмпатические способности детей, причем в большей степени, чем традиционные сказки. Эта гипотеза основана на предположении, что многообразие элементов повествования и этические дилеммы, присущие авторским сказкам, стимулируют более глубокую когнитивную обработку и моральные рассуждения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азиметова Н.А. Развитие связной речи у младших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / Н.А. Азиметова // Преемственность в образовании. – 2018. – № 17(04). – С. 16-24.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Педагогика, 2001. – 234 с.
3. Бобровская, Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2011. – № 2. – С. 5-7.
4. Бойкина М. В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 4 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2017. — 80 с.
5. Брандаусова А. В. К проблеме жанрового определения литературной сказки // Актуальные исследования. 2022. №41 (120). С. 36-42.
6. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Изв. ЛИ СССР. Сер. лит. и яз. – 1977. – № 3. – С. 233-235.
7. Бритаева А.Б. Литературная сказка: проблема дефиниции // Известия СОИГСИ. – 2011. – № 6 (45). – С. 63-68.
8. Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы / М.П. Воюшина – Ленинград: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. – 58 с.
9. Голышева, И.А. Детская художественная литература как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / И.А. Голышева // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 563-565.
10. Граник, Г.Г. Биография писателя как средство возбуждения и поддержания познавательного интереса к писателю и его творчеству / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая // Мир психологии. – 2006. – № 3. – С. 23.
11. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 4-3 (34). – С. 70-74.
12. Жукова, М.В. Организация индивидуальной исследовательской работы младших школьников / М.В. Жукова. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2020. – 83 с.
13. Золотарева, А. А. Игровые технологии в образовательном процессе / А. А. Золотарева, Т. В. Емельянова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1, № 9 (25). – С. 466–468.
14. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2021. – 138 с.
15. Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – 3-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2021. – 138 с.
16. Краткая литературная энциклопедия. Т. 6. / Глав. ред. А. А. Сурков.,.– М.:Сов. энциклопедия, 1972. – С. 880-881.
17. Кривощапова Т.В.. Русская литературная сказка конца XIX- начала XX века: Учебное пособие по спецкурсу. – Акмола: Изд-во Акмолинского унта, 1995. – 80 с.
18. Кудряшев, Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы : пособие для учителя / Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1981. – 190 с.
19. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе / В.А. Лазарева. – М.: Ин-т инноваций в образовании им. Л.В. Занкова; Оникс 21 век, 2006. – 96 с.
20. Ларионова А.А., Мукина К.С. Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 9 (40).
21. Леонова Т.Г. О некоторых аспектах изучения литературной сказки //Литературная сказка. История, теория, поэтика. М.: Изд-во МПГУ, 1996. С. 4-6.
22. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка ХIХ века в ее отношении к народной сказке: поэтическая система жанра в историческом развитии. Монография. – Томск: Изд-во Томского университета, 1982. – 195 с.
23. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). – Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1992. – 128 с.
24. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2018. – Ч.1. – 223 с., Ч.2. – 223 с.
25. Мардашова Р.С. Детская литература как средство воспитания и обучения дошкольников и младших школьников: историко-педагогические аспекты / Р.С. Мардашова, Л.В. Рахматуллина // Казанский педагогический журнал. – № 6. – 2020. – С. 155-160.
26. Маслова С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура // Литературоведение. Филологические науки. – 2013. – С. 10-17.
27. Меркурьева, Т. В. Методика работы с авторской сказкой в соотнесении с фольклорными источниками на уроках литературного чтения в начальных классах : дис. ... канд пед. наук : 13.00.02. – М.: МГПИ, 2012.
28. Мещеряков В.П. Основы литературоведения / В.П. Мещеряков, А.С. Козлов, Н.П. Кубарева, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003 – 416 с.
29. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2‑й половины XX века: проблемы поэтики. – М.: Мегатрон, 1997 – 381 с.
30. Намычкина Е. В. Сказка как литературный жанр // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – № 2 (3). – 103-108.
31. Неелов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Монография. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 200 с.
32. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя / Т.А. Новикова. – Дмитров: Издательский дом «Вести», 2010. – 20 с.
33. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика. – дисс. док. филологич. наук. – М., 2001. – 387 с.
34. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2010. – 515 с.
35. Полозова, Т.Д. Как сформировать читательскую активность : книга для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с.
36. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М.: Изд. «Лабиринт», 2000. – 416 с.
37. Самоделова Е.А. Русская литературная сказка (Вступительная статья) // Русские сказки писателей XIX и XX веков. – М., 1995. – С. 5-34.
38. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 218 с.
39. Сосновская О.В. Теория и практика читательской деятельности / О.В. Сосновская. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 112 с.
40. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я»: методический словарь-справочник / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
41. Толкиен Дж. P.P. О волшебных сказках // Лист работы Мелкина и другие сказки. – М.:РИФ, 1991. – С. 173-186.
42. Федеральная образовательная программа начального общего образования,
43. Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 372). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044 (дата обращения: 10.01.2024).
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ФГОС НОО и ООО. – Москва : Вако, 2023. – 160 с.
45. Фетисова, А. А. Современные педагогические технологии : учебное пособие / А. А. Фетисова, Н. А. Спичко. – Москва : Диона, 2020. – 93 с.
46. Халуторных О.Н. Волшебная литературная сказка как феномен культуры (социально-философский анализ): автореф. дис. ... канд. филос. наук. -М., 1998. – 21 с.
47. Цикушева И.В. Жанровые особенности литературной сказки (на материале русской и английской литературы) // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – Вып. 1 (29).
48. Чернышова С.А., Тарасова А.И. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. – 2015. – № 22.1. – С. 72-74.
49. Якушина Л.С. Проблема чтения школьниками художественного произведения // Начальная школа: плюс-минус. – 2009. – №10. – С.31-37.