Фрагмент для ознакомления
2
Предисловие
В современном этапе развития дошкольного образования, одной из наиболее актуальных проблем является развитие сенсорного восприятия у детей. Умение воспринимать и понимать предметы и их свойства играет важную роль в жизни ребенка, поскольку оказывает непосредственное влияние на его познавательное развитие.
Особое значение сенсорное развитие детей имеет в младшем дошкольном возрасте, который является периодом наиболее интенсивного физического и психического развития. В этом возрасте, при наличии соответствующей среды, ребенок развивает речь и совершенствует движения. Формируются нравственные качества и черты характера. Сенсорный опыт ребенка обогащается благодаря осязанию, мышечному чувству, зрению, что позволяет ему различать величину, форму и цвет предметов. Познавательное развитие дошкольников осуществляется через развитие чувств, восприятия, ощущений и представлений.
Важно понимать, что низкий уровень сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста сказывается не только на их будущей учебной способности, но и имеет влияние на общую способность человека к любой деятельности. Сенсорные способности предполагают умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром, воспринимать и анализировать информацию для достижения определенных целей и решения задач в ходе различных видов деятельности.
Сенсорное развитие дошкольников всегда привлекает к себе внимание психологов, педагогов, физиологов. Вопросами особенностей сенсорного развития занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, В.П. Вартан, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, А.П. Усова и другие ученые. Значимость сенсорного развития детей дошкольного возраста описывается в работах таких педагогов, как Я.А. Коменский, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель. Профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития, так как именно в этом возрасте у ребенка закладываются мироощущение, способности к восприятию окружения.
В настоящее время на практике педагоги все чаще стали применять развивающие доски бизиборды. Данное приспособление было предложено Марией Монтессори, для развития мелкой моторики и сенсорных эталонов у младших дошкольников. Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет посредством развивающей доски бизиборд изучалось М.Н. Салдускиной и С.Е. Анфисовой. Однако разработано недостаточно научно-методического обеспечения, касающегося сенсорных эталонов у детей 3-4 лет. [3]
Данное пособие с последовательной методикой педагогической работы по использования развивающей доски бизиборда в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей 4 лет. и наглядными материалами для использования в практике и методическими рекомендациями под названием «Расту, развиваюсь, играю, изучаю» станет отличным помощником для педагогов и методистов ДО в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Так как пособие строится на хронологической последовательности каждого вида деятельности, педагогу не требуется дополнительного планирования, пособие используется в качестве мобильного помощника с подробным объяснением методов и приёмов использования развивающей доски бизиборда в формировании представлений о сенсорных эталонах у детей 4 лет
Цели и задачи комплекса
Целью проекта является развитие представлений о сенсорных эталонах у детей 4 года жизни с помощью развивающего стенда "бизиборд". Мы хотим помочь детям развить свои восприятия и способности, познакомив их с различными сенсорными материалами и заданиями.
Задачи проекта:
1.Создание развивающего стенда "бизиборд" с разнообразными сенсорными элементами. Будут представлены различные поверхности, загадки, задания на развитие мелкой моторики, способности к классификации и другие задачи, которые помогут детям разносторонне развить свои сенсорные представления.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 4 лет представлений о сенсорных эталонах.
3.Определить и апробировать содержание работы по формированию у детей 3-4 лет представлений о сенсорных эталонах посредством включения в образовательный процесс развивающей доски бизиборда.
4.Проведение индивидуальных занятий с детьми. Педагоги будут работать со всеми участниками проекта, помогая им развивать навыки и представления о различных сенсорных эталонах. Занятия будут основаны на игровом подходе, чтобы дети получали удовольствие от процесса и были более мотивированы к активному участию.
1.Пояснительная записка
1.1 Теоретические основы развитие представлений о сенсорных эталонах у детей 4 лет посредством развивающего стенда "бизиборд"
Сенсорное развитие играет одну из главных ролей в дошкольной педагогике. В этом возрасте органы чувств у детей совершенствуются, и они усваивают представления о мире вокруг себя. Сенсорное развитие включает в себя восприятие и формирование представлений о различных свойствах предметов, таких как форма, цвет, размер, положение в пространстве, запах, вкус и др. Различные ученые в области педагогики и психологии изучали вопросы сенсорного развития. Фридрих Фребель был первым, кто выразил необходимость такого развития и разработал дидактический материал, способствующий сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Мария Монтессори также придала большое значение сенсорному развитию в своей системе, включив понятие "сенсорной культуры". Отечественные ученые, такие как В.Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьяков, отмечали важность контакта с окружающей средой для развития сенсорных способностей детей. Е.И. Тихеева подчеркивала роль художественных образов в сенсорном развитии, так как они влияют на нравственное развитие ребенка.
Период дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия у детей. Именно поэтому проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекла внимание многих ученых-исследователей в истории психологии и педагогики.
В дошкольном возрасте дети ознакамливаются с окружающей действительностью, одновременно развивая свои способности. Особое значение уделяется развитию сенсорных способностей, которые позволяют улавливать и передавать нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
Сенсорное развитие направлено на развитие процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Врожденные органы чувств, с которыми ребенок рождается, являются лишь предпосылками для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие достигается только тогда, когда у детей целенаправленно формируются представления о цвете, форме, величине, признаках и свойствах различных предметов и материалов, их пространственном положении, а также развиваются все виды восприятия. Это создает основу для развития умственной деятельности.
Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались проблемами сенсорного развития детей дошкольного возраста, что было подтверждено психолого-педагогической литературой. Многолетняя работа педагогов и психологов показала, что дошкольный возраст является периодом активного созревания психических процессов, интенсивного развития умственных и сенсорных способностей. Именно поэтому сенсорное развитие является важным направлением формирования личности ребенка.
Сенсорное развитие имеет традиционное содержание, которое происходит от народной педагогики и развивается в теоретических трудах и практике педагогов, таких как М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель. Оно включает знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, звучанием предметов окружающего мира, а также ориентировку в пространстве. Вместе с тем, поставлена задача развития соответствующей чувствительности анализаторов (тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и других), что проявляется в различении признаков и свойств. Ребенок также учится правильно называть свойства предметов.
"В системе М. Монтессори, сенсорное воспитание считалось ключевой задачей дошкольного воспитания. Его основная цель заключалась в развитии различительной чувствительности органов чувств. Однако, последующие психологические исследования показали, что без направленного сенсорного воспитания, процессы восприятия у детей не достигают должного уровня, что в свою очередь тормозит умственное развитие ребенка в целом. Поэтому, ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Г.А. Урунтаева пересмотрели проблему сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста и их исследования стали основой для дальнейших исследований.
В результате экспериментальных исследований, предшествовавших разработке системы сенсорного развития, были выявлены закономерности развития восприятия в онтогенезе. Одной из ключевых составляющих этого развития стали перцептивные действия, которые ориентируют практическую деятельность человека. При развитом восприятии, такие действия включают обследование и сопоставление объектов с общественно выработанными сенсорными эталонами.
Понятие "сенсорные эталоны" было введено А.В. Запорожцем в его теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны представляют собой системы чувственных качеств предметов, которые человечество выработало в ходе общественно-исторической практики и которые ребенок усваивает в процессе своего развития. Они функционируют как внутренние образцы при обследовании объектов и выделении их свойств. Примерами сенсорных эталонов являются система цветов спектра, геометрических форм и речевых фонем. Усвоение и применение сенсорных эталонов отображает специфически человеческую природу развития детского восприятия и его взаимосвязь с общественным опытом. Именно с помощью таких материальных эталонов ребенок должен научиться сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Геометрические фигуры служат сенсорными эталонами при восприятии формы, а спектральная гамма цветов – при восприятии цвета.
Работа с эталонами является первым этапом восприятия. Практические действия с воспринимаемыми предметами приводят к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности. И, наконец, на третьем этапе, внешнее восприятие предмета превращается в умственное восприятие. А.В. Запорожец считает, что именно через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного опыта.
Исследования таких ученых, как А.В. Запорожец, Е.И. Корзакова, Н.Н. Поддъякова, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконина, уделяют значительное внимание сенсорному развитию в дошкольном возрасте. Их труды сыграли огромную роль в определении содержания, методов, приемов и условий сенсорного развития детей дошкольного возраста."
"Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни - это главная задача теории и практики дошкольного воспитания. Профессиональные педагоги должны разрабатывать и использовать самые эффективные методы и средства сенсорного воспитания в детском саду, чтобы сформировать у ребенка сенсорную культуру. Цель этого направления воспитания - помочь ребенку развить общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах предметов, созданных людьми.
Сенсорное воспитание - это процесс целенаправленного приобщения детей к сенсорной культуре общества. Он осуществляется через формирование системы перцептивных действий и сенсорных эталонов у дошкольников. Для этого педагоги организуют практическую и познавательную деятельность воспитанников, которая позволяет им сосредоточить внимание на свойствах предметов и освоить их. Эта деятельность способствует развитию способностей и формированию умений детей, таких как выделение качеств, свойств, отношений, умение распознавать форму, материал, цвет, величину, положение в пространстве и пропорции.
Основные задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста включают формирование системы обследовательских перцептивных действий (рассматривание, ощупывание), системы сенсорных эталонов (общих представлений о свойствах, качествах, отношениях предметов), умения самостоятельно применять перцептивные действия и сенсорные эталоны в практической деятельности, исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, развитие поисковых способов ориентировки и формирование правильной ориентировки в окружающем предметном мире.
Содержание сенсорного воспитания включает сенсорные эталоны, перцептивные действия и различные аспекты сенсорного воздействия на ребенка со стороны окружающей среды.
В зависимости от возраста и уровня развития ребенка, вида деятельности, основных закономерностей и особенностей развития его сенсорных способностей, сенсорное воспитание включается в деятельность дошкольника. Чем моложе ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт для его развития. Он становится особенно чувствительным к различным воздействиям и сенсорное воспитание имеет особое значение в этот период.
Многочисленные исследователи, такие как Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, М.Ю. Кистяковская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, А.П. Усова, А.М. Фонарев, С.В. Фонарева, Э.Л. Фрухт и другие ученые, занимались вопросами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Э.Г. Пилюгина подчеркивала особую важность раннего возраста (от 0 до 3 лет) в развитии сенсорного восприятия, без которого невозможно полноценное развитие умственных способностей ребенка. А.В. Запорожец и А.П. Усова отметили, что в раннем этапе развития ребенка происходит широкая ориентировка в предметной среде, включая ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, а также развитие звукового анализа речи, музыкального слуха и мышечного чувства."
В.Л. Белкина и Л.А. Венгер считали, что развитие полноценного восприятия окружающего мира является важной ступенью на пути формирования чувственного опыта у ребенка. Сенсорное развитие не только влияет на умственные способности детей, но также развивает их физическую и эстетическую составляющие. Важно понимать, что в дошкольном возрасте преобладают предметная и игровая деятельность, поэтому сенсорное развитие должно основываться на разнообразной деятельности ребенка.