Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению – одна из самых актуальных в раннем и дошкольном детстве. При том что адаптация ребенка является неотъемлемой частью умственного и психического развития ребенка. С самого рождения каждый этап возрастного развития дает свои возможности, актуализируя индивидуальные особенности адаптации ребенка к окружающему миру.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования транслирует необходимость организации экологичной, эффективной адаптации ребенка к ДОО. Ведь на данном этапе ребенок активно познает и наблюдает окружающий мир, в котором люди включены в различные виды деятельности и т.д. Знакомство и расширение социального пространства позволяет детям сформировать представления о разных явлениях, действиях взрослых в дошкольном учреждении и за пределами семьи и детского сада и в целом об устройстве общества и жизни, формируется интерес и ощущение безопасности. Как отмечают отечественные авторы – А.В. Запорожец, В.С. Мухина, в младшем дошкольном возрасте ребенка еще привлекает процесс деятельности, внешние моменты объектов и явлений: яркая игрушка, звуки, одежда мамы, яркие инструменты, дети еще не могут сами организовать игру, совместный процесс. Первые этапы адаптации требуют особой включенности воспитателя во взаимодействие с детьми, в дальнейшем именно психоэмоциональное благополучие становится показателем эффективной адаптации и социализации ребенка, что создает предпосылки гармоничного личностного развития.
Адаптацию детей к ДОО важно выстраивать на основе позитивного отношения взрослого и положительных эмоций детей, на основе их психоэмоционального благополучия.
Проблемами адаптации ребенка к социуму в дошкольном возрасте занимались такие авторы, как: Л.С. Выготский, В.С. Мухина, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.В. Макшанцева, H.М. Аксарина, Е.О. Севостьянова и др.
Особенности взаимосвязи эмоциональной сферы, адаптации, умственного развития раскрывались в исследованиях: Л.С. Выготского, Г.М. Бреслава, Н.Д. Соколовой, Ю.Н. Белехова, Н.В. Давиденко, А.Н. Акулович, С.В. Алехиной и др.
Разработке проблемы психологического благополучия личности посвящены работы: Н.М. Брадбурна, Э. Динера, К. Рифф и др., в отечественной психологии – работы Б.С. Братуся, И.В. Дубровиной, А.Е. Созонтова, П.П. Фесенко и др. Проблемой психоэмоционального благополучия детей занимались такие авторы как: Е.А. Козлова, А.Г. Чувашова.
Значимое место в адаптации ребенка принадлежит родителям. Если в процессе адаптации происходит экологичное взаимодействие дошкольной образовательной организации и родителей ребенка, реализуется индивидуальный подход, подбор нужных «инструментов» для помощи дошкольнику в процессе адаптации к новым условиям.
Несмотря на то, что в отечественной и зарубежной науке вопросы адаптации дошкольников и взаимосвязи ДОО с семьей на этапе адаптации рассматривались неоднократно, тем не менее, данный вопрос не может быть закрыт, т.к. в новых условиях появляются новые задачи воспитания, обучения, развития детей. В настоящее время образование транслирует гуманистические ценности, оно ориентировано на создание максимально экологичных условий для одновременного воспитания и обучения, игры и взаимодействия дошкольников, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка при взаимодействии с его семьей как с системой. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы по преодолению дезадаптации детей является работа с их эмоциональной сферой, в игре и общении, в эмоциональном взаимодействии реализуемая как в индивидуальной форме, так и в работе с семьей или окружением ребенка.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Взаимодействие ДОО и семьи по проблеме адаптации дошкольников к условиям детского сада».
Объект исследования – процесс адаптация дошкольников к условиям детского сада
Предмет исследования – специфика взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Цель исследования – теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка влияния взаимодействия ДОО и семьи на процесс адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие, описать условия и показатели адаптации ребенка к условиям детского сада.
2.Отразить аспекты взаимодействия ДОО и семьи в процессе адаптации дошкольников к условиям детского сада
3.Провести эмпирическое исследование аспектов взаимодействия ДОО и семьи по проблеме адаптации дошкольников к условиям детского сада
4.Дать рекомендации по взаимодействию ДОО и семьи по проблеме адаптации дошкольников к условиям детского сада.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования, изучение медико-педагогической документации, данных о развитии детей.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности детей.
Структура работы: введение, два раздела, выводы по разделам, заключение, список использованных источников и приложения.
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
1.1.Понятие, условия и показатели адаптации ребенка к условиям детского сада
Ситуация поступления ребенка в дошкольное учреждение – это стресс, это переломный этап для ребенка в которой происходит трансформация привычек, условий принятых раньше в семейном взаимодействии в ситуации прибытия из семейный среды в непривычную и незнакомую для ребёнка условия среду [2]. Условия и распорядок жизни в ДОО зачастую, значимым образом отличается от домашних. Это чёткий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения и иные требования, контакты со сверстниками и новыми взрослыми, новая обстановка и условия. При поступлении в детский сад все это сочетание событий «обрушивается» на ребёнка одновременно и при отсутствии внимания к ситуации, может вызвать невротические реакции, страхи, отказ от еды, нарушения сна, психическую регрессию и т.д.
Стрессовая ситуация, в которую попадает ребенок ,вызывает множественные вегетативные реакция: нарушения сна, аппетита, появление страхов и соматических нарушений (заболеваний, которые при неблагополучном течении могут перейти в хронические). Таким образом организм реагирует на стресс ,и сложность и глубина проблем во многом будет зависеть от успешности адаптации ребенка к ДОО.
Адаптация очень важный и требующий внимания феномен, от которого зависит и психологическое и физическое развитие ребёнка. Е.О. Смирнова говорит о том, что изменение социальной среды оказывает влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Гиперсензитивные, тревожные, «домашние» и многие другие дети, нередко с трудом, тяжело переживают разлуку с мамой, даже очень непродолжительную. Это ярко выражается в эмоциональных реакциях: дети легко пугаются, плачут, отказываются от еды, уходят от попыток вовлечь их в какие-то игры или занятия.
Повышение возрастного «порога» начала посещения дошкольного учреждения с полутора до трёх лет и интенсификация нагрузки в дошкольном учреждении, также привлекает внимание исследователей к проблеме адаптации в ДОО младшего дошкольника, подчёркивает Р.Р. Калинина [15].
По мнению А.Г.Бобылевой адаптация в целом рассматривается как процесс включения личности в новую для неё сферу и приспособление к новым обстоятельствам, условиям и требованиям [5].
В период адаптации ребёнка в дошкольном учреждении могут проявить себя следующие трудности:
дети боятся входить и/или выходить из группы;
не умеют самостоятельно кушать / одеваться / вставать и застилать постель, не едят определённую пищу, не умеют самостоятельно мыть руки / садиться на унитаз или на горшок,
дети не знают как общаться с окружением, с посторонними взрослыми и / или сверстниками, их речь не слишком развита, либо дети не говорят, т.к. замыкаются в себе и др.
Со всеми этими проявлениями педагоги сталкиваются в период адаптации детей к ДОО.
Комплексные исследования показывают, что адаптационный процесс можно разделить на три этапа:
1)период наиболее острых реакций, когда организм реагирует на уровне психофизиологии; дети очень нестабильны эмоционально, пропадает или нарушается аппетит, сон, происходит объективное снижение веса, ребенок начинает болеть (респираторными заболеваниями), возможен регресс в речевом и иногда психическом развитии. Длится данная стадия около месяца. Нужно подчеркнуть, что регресс этот временный.
2) Подострая стадия – ребёнок уже начинает более адекватно реагировать на ситуацию, встречаются отдельные сдвиги по каким-то параметрам, сохраняется некоторое замедление развития в пределах средних нормативов развития. Отставание здесь – это также временное явление.
3)Последняя стадия – компенсации – здесь происходит оптимизация режима развития ребёнка. Он восполняет в своем развитии то, что временно притормозилось. К концу года он преодолевает временную задержку развития, которая отмечалась на этапе адаптации [25].
Острая стадия тоже делится на три варианта по степени остроты и степени тяжести ее протекания. Адаптация может быть лёгкой и эффективной –все изменения и сдвиги оптимизируются за 10-15 дней. Ребёнок прибавляет в весе, включаются адекватные реакции на окружающий мир, он включается в контакт, не отмечается учащения инцидентов заболеваний. Острая стадия может проходить на уровне средней тяжести – в данном случае нормализация сдвигов происходит в течение одного-полутора месяцев: ребёнок теряет в весе, может наступить какое-то заболевание (чаще всего острое респираторное) не слишком длительное по продолжительности, диагностируется стресс.
Тяжёлая адаптация продолжается от 2 до 6 месяцев, ребёнок начинает часто болеть, теряет в весе, значительно меняется его поведение, привычки, реакции. Заметны признаки стресса, психическое и физическое истощение.
Адаптация требует напряжения, ощущения готовности, тревоги, либо ощущения равнодушия, апатии когда психика не успевает обрабатывать происходящее вокруг. Адаптация происходит на всех уровнях организма, но наибольшим образом ощущается она на уровне эмоций. Ребенок эмоционально и спонтанно реагирует на воздействия окружающего мира. Положительное, доброжелательное отношение, соответствующий развитию ребенка темп, положительные эмоциональные отношения, формирующиеся между ребенком и происходящими вокруг событиями создают благоприятные условия для адаптации. Негативные события, отрицательные эмоциональные прецеденты, затрудняют адаптацию, закрепляют эмоциональную негативную связь с событиями, связанными с ДОО.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384) [Электронный источник]. – URL:http://krhroo.ucoz.ru/index/fgos_doo/0-87(дата обращения: 09.12.2023).
2.Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2017. – № 6. – С. 46-51.
3.Андреева Н. В. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста / Н.В.Андреева, А.Н.Ибо и др.// Вопросы дошкольной педагогики 2019 №10 (27) декабрь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 124 с.
4.Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры / авт.-сост. Е.А. Долженко, А.А. Долженко, О.В. Богаткина и др.; под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 124с.
5.Бобылева, А.Г. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / А.Г. Бобылева // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». – № 1 (12). – 2017.
6.Белова, О.В. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период / О.В. Белова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 154 с.
7.Буршит, И.Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И.Е. Буршит // Символ науки. – 2016. – № 1. – С. 139-141.
8.Велигонова, Т.Н. Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом / Т.Н. Велигонова // Ребёнок в детском саду. – 2018. – № 9. – С. 28-30.
9.Гнеушева, Л.А. Родители не зрители / Л.А.Гнейшева, Т.В.Гнеушева, Г.Г.Фикс // Совушка 2019 №01 (15). Электронный научно-практический журнал. — Сургут. — 426 с.
10.Доронова, Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова, Т.И. Ерофеева. – М.: Обруч, 2017. – 294 с.
11.Долженко, Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. ФГОС ДО / Е.А. Долженко. - М.: Учитель, 2021. - 103 c.
12.Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Губанова. – М.: Просвещение, 2018. – 80 с.
13.Костина, В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / В.П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 34-36.
14.Калинина, Р.Р. Ребенок пошёл в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р.Р. Калинина // Дошкольное воспитание. - 2019. – № 4. – С. 2-9.
15.Кабанова, Н.В. Современное понимание детской игры в контексте дошкольного образования / Н.В. Кабанова // Концепт. – 2016. – Т. 10. – С. 111 – 115.
16.Караваева, Т.В. Игры с мячом как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада / Т.В. Караваева // Молодой учёный. – 2019. – С. 5-7.
17.Кочетова, Ю.А. Стиль детско-родительского взаимодействия как фактор психологического благополучия старших дошкольников / Ю.А. Кочетова, М.В. Валуева // Международный научный журнал. – Казань: Молодой ученый. – iv, 687 с.
18.Козлова, Е.А. Ранние предикторы психологического благополучия детей: лонгитюдное исследование: автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Е.А. Козлова. – Новосибирск, 2018. – 25 с.
19.Климовцов, Д.И. Стили семейного воспитания дошкольников: взаимодействие родителей и детей / Д.И.Климовцова // Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Тула, 15–16 ноября 2022 г.). — Чебоксары: Среда, 2022. — 452 с.
20.Кокорева, О.И., Условия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации по коррекции произвольного внимания у детей с нарушениями речи / О.И.Кокорева, В.ВПохмельнова // Материалы VIII Международной научно-практической конференции (Тула, 15–16 ноября 2022 г.). — Чебоксары: Среда, 2022. — 452 с.
21.Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение / И.В. Лапина. – Волгоград: Учитель.– 2020. – 127 с.
22.Максимова, С.В. Методические рекомендации по работе с родителями в рамках реализации программы '»Сетевая модель преемственности» / С.В.Максимова. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. — 179 с.
23.Роньжина, С.А. Программа работы с детьми в период адаптации к детскому саду / С.А. Роньжина. – Смоленск: Книголюб, 208. – 45 с.
24.Ротова, Н.Н. Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду: буклет - Презентация на тему / Н.Н.Ротова // Совушка 2019 №01 (15). Электронный научно-практический журнал. — Сургут. — 426 с.
25.Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2017 – 160 с.
26.Савицкая, Н.М. Маркеры игрового пространства / Н.М.Савицкая, Л.О.Сафонова, О.И. Лаврентьева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4) март. – Казань: Молодой ученый. – 138 с.
27.Чувашова, А.Г. Психологическое благополучие детей дошкольного возраста: диагностическая модель исследования / А.Г. Чувашова // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – Т. 5 (71). – 2019. – № 2. – С. 106-112.