Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному компоненту в различных социальных отношениях. Эмоциональный интеллект занимает важное место в жизни человека, и включает в себя способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. ФГОС для всех уровней образования рекомендует уделять эмоциональному развитию детей много времени: педагоги в первую очередь должны развивать эмоциональный интеллект детей, потому что он способствует их физическому и психическому благополучию и помогает развивать регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия [1].
Под эмоциональным интеллектом в основном понимают форму социального интеллекта, включающую способность отслеживать свои и чужие эмоции, различать их между собой и использовать эту информацию для управления своими мыслями и действиями (Д. В. Люсин [32]). Эти компоненты эмоционального интеллекта влияют не только на отношения с другими людьми, но и на психологическое здоровье самого человека и эффективность его деятельности.
Область исследований эмоционального интеллекта относительно молода. В настоящее время существует несколько подходов к формулированию понятия эмоционального интеллекта, которые, с одной стороны, дополняют друг друга, а с другой – противоречат друг другу.
Эмоциональный интеллект помимо непосредственно эмоциональной составляющей включает в себя также множество компонентов, влияющих на деятельность и поведение. Эмоциональный интеллект играет значительную роль в формировании конструктивных социальных отношений. Особенно актуально это в подростковом возрасте, когда главной сферой их деятельности является интимно-личностное общение. Межличностные отношения представляют собой взаимоотношения между людьми, которые находятся в одной и той же социальной группе, проявляющиеся в стиле взаимодействия и методах общения в процессе совместной деятельности и общения. (Я.Л. Коломинский [25]).
Социометрический статус – это место, занимаемое субъектом в системе межличностных отношений в определенной социальной группе (С.Е. Захарова, А.Е. Холопова [19]).
В подростковом возрасте закладывается основа межличностных отношений, которая в дальнейшем будет определять поведение человека в отношениях с окружающими его людьми. Подросток стремится занять определенное место в группе сверстников, ему важно найти близких друзей, на которых можно положиться. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых.
Проблема исследования состоит в том как соотносятся уровень эмоционального интеллекта и типы межличностных отношений у подростков с разным социометрическим статусом.
Цель исследования: – изучить эмоциональный интеллект и типы межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом.
Объект исследования: эмоциональный интеллект.
Предмет исследования: – эмоциональный интеллект и типы межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у подростков с разным социометрическим статусом будут установлены различия в эмоциональном интеллекте и типах межличностных отношений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования эмоционального интеллекта и типов межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоционального интеллекта, типов межличностных отношений подростков и их социометрического статуса.
3. Выявить взаимосвязь эмоционального интеллекта с типами межличностных отношений подростков и социометрическим статусом.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования эмоционального интеллекта (Дж. Маейр [52], П. Сэловей [52], Д. Гоулман [15], Г.Г. Гарскова [14], Е.П. Ильин [22], Д.В. Люсин [33] и др.), работы по изучению социометрического статуса в группе (Я.Л. Коломинский [25], С.Е. Захарова [19], А.Е. Холопова [19], Г.М. Ибадуллаева [20], Ж.Э. Рычкова [43] и др.), исследования особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте (В.С. Агеев [2], Г.М. Андреева [5], Д.В. Иванов [21], В.Н. Мясищев [36], Б. Ф. Ломов [31], Я. Коломинский [25] и др.).
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, эмпирические методы (опрос, тестирование), методы количественного и качественного анализа.
Методики исследования:
1. Социометрический метод [38].
2. Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина [32].
3. Опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова [42].
4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [41].
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТИПОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
1.1. Понятие «эмоциональный интеллект» в психологии, его компоненты
В настоящее время изучению эмоционального интеллекта посвящено достаточно большое количество исследований, при этом, в большей степени интерес к данному психологическому образованию отражается в зарубежных трудах.
Термин «эмоциональный интеллект» в научных публикациях появился в 1990 году, благодаря исследованиям Дж. Маейра и П. Сэловейя [52]. В их понимании, эмоциональный интеллект выполняет функцию, направленную на способность личности понимать собственные эмоции и эмоции других людей.
К концу первого тысячелетия отмечается популяризация представлений об эмоциональном интеллекте. Известный американский психолог Д. Гоулман [15, с. 18] опубликовал книгу, в которой представил эмоциональный интеллект, как «способность индивида управлять собственными эмоциями, направлять свою мотивацию на достижение целей». Таким образом, автор связывал развитие эмоционального интеллекта с успешностью личности в различных сферах жизнедеятельности.
Как отмечает И.Н. Мещерякова [34] в рамках исследований эмоционального интеллекта можно встретить смешение таких понятий, как «эмоциональное мышление», «эмоциональная компетентность», «эмоциональный потенциал», что отражает сложность определения специфики рассматриваемого понятия.
Исследования эмоционального интеллекта в отечественной науке изначально носили прикладной характер, интерес как к самостоятельному значимому психологическому феномену определился в последние 20 лет. Среди психологов, занимающихся исследованием проблемы эмоционального интеллекта можно отметить Ю.В. Давыдову [16], Г.Г. Гарскову [14], Е.П. Ильина [22], Д.В. Люсина [32], И.Н. Мещерякову [35] и других.
Г.Г. Гарскова [14] одна из первых отечественных исследователей, кто предложил изучать личность посредством анализа ее эмоциональных проявлений. Таким образом, по мнению автора, можно управлять эмоциональной сферой с помощью интеллектуальных функций анализа и синтеза.
Е.П. Ильин [22, с. 243] в своей книге «Эмоции и чувства» предложил определение эмоционального интеллекта как «эмоционально-интеллектуальной деятельности», что выражало обобщенный подход к понимаю эмоционального интеллекта в зарубежных подходах.
Анализируя труды Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова [48] можно заключить, что эмоциональный интеллект – это способность к пониманию собственных и чужих эмоций, осознанию и регуляции эмоциональных состояний, а также возможности управления ими.
В монографии И.Н. Андреевой [7] «Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии» отражен подход к понимаю эмоционального интеллекта через выделение его структуры. Автор с помощью эмпирических исследований обнаружила гендерные различия в сфере формирования эмоционального интеллекта. Учитывая результаты различных исследований, И.Н. Андреева [7, с. 14] определила эмоциональный интеллект, как «совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями».
Таким образом, в настоящее время под эмоциональным интеллектом в отечественной науке принято понимать способность личности к осознанию эмоций, их интерпретации и умения ими управлять.
Т.С. Киселева [24] выделяет следующие составляющие эмоционального интеллекта:
– самосознание – выражается в способности к пониманию собственных сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов деятельности;
– самоконтроль, который отражает способность к направлению негативных чувств и эмоций в социально-приемлемое русло;
– мотивация, выраженная в желании работать ради самого процесса деятельности;
– эмпатия, характеризующая способность к пониманию и интерпретации эмоциональных состояний других людей;
– социальные навыки, направленные на развитие умения выстраивать продуктивные межличностные отношения.
Д.В. Люсин [33] в рамках изучения эмоционального интеллекта выделяет две основополагающие проблемы. Во-первых, это сложность измерения эмоционального интеллекта. Для решения этой проблемы используют анкетированные опросники и задачные тесты. Проведенные исследования показали, что между результатами опросников и задачных тестов нет значимой корреляционной связи. Следовательно, данные диагностические методики выявляют особенности сформированности разных способностей, отражающих развитие эмоционального интеллекта.
Во-вторых, существует предсказательная валидность эмоционального интеллекта. По мнению автора, нет экспериментальных данных, доказывающих взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и, например, успешности профессиональной реализации. В связи с чем, Л.В. Люсин [33] обозначает важной задачу конкретизации составляющих эмоционального интеллекта для возможности более точного измерения влияния развития изучаемого феномена с личностными чертами и характеристиками.
И.Н. Андреева [7] рассматривает эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации. Согласно автору, эмоциональный интеллект выступает предпосылкой для формирования организаторских способностей и эффективного профессионального поведения. При этом, под самоактуализацией понимается особый вид деятельности, направленный на процесс саморазвития и самосовершенствования посредством развития социальной компетентности.
Таким образом, обозначается связь эмоционального интеллекта и успешности процесса социализации, на которую также оказывает влияние сформированность морально-нравственных представлений и ценностей личности.
В исследованиях Е.Б. Лисовской [30] было выявлено, что эмоциональный интеллект и его компоненты, отражающие умение управлять эмоциями, имеет значимую прямую взаимосвязь с ценностными ориентациями личности. Также компоненты эмоционального интеллекта, выражающиеся в способности к пониманию собственных эмоций, коррелируют с самопринятием. На основании полученных результатов было выдвинуто предположение, что люди с высоким внутриличностным эмоциональным интеллектом, предпочитают ориентироваться на собственные взгляды, принципы и установки.
Анализируя работы Ю.В. Давыдовой [16], М.И. Шнайдер [50], можно отметить, что между зарубежными и отечественными исследователями нет единого мнения относительно того, каким образом эмоциональный интеллект оказывает влияние на формирование и развитие тех или иных качеств, характеристик и способностей человека.
Как отмечает М.И. Шнайдер [50] в некоторых американских исследованиях отмечается, что высокая эмоциональная чувствительность и развитость способности к пониманию собственных и чужих эмоций выступает фактором, оказывающим влияние на возникновение депрессии.
Согласно мнению Н.П. Александровой [4], эмоциональный интеллект выступает в качестве основы для достижения определенных результатов, а не является предпосылкой успешности самой по себе. Автор говорит о том, что для возникновения успешности необходимо реализовывать какую-либо деятельность, целенаправленно осуществлять определенные действия.
Многие исследования, проводимые в рамках изучения эмоционального интеллекта, направлены на выявление особенностей его развития.
Биологическими предпосылками эмоционального интеллекта считают следующие показатели:
1. Уровень эмоционального интеллекта родителей.
2. Унаследованные эмоциональные наклонности.
3. Согласованное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга.
4. Характеристики темперамента (относятся к врожденным эмоциональным наклонностям).
5. Особенности обработки информации.
6. Способность к эмоциональной идентификации.
К социальным предпосылкам развития эмоционального интеллекта относят следующие.
1. Синтония. Асинтоничность, появившаяся как следствие депривации потребности в эмоциональном контакте, затрудняет процесс выражения эмоций субъектом и понимания его партнерами по общению.
2. Степень развития уверенности в себе.
3. Уверенность в своей эмоциональной компетентности.
4. Образовательный уровень родителей.
5. Эмоционально благополучные отношения между родителями.
6. Андрогинность, которая может быть результатом семейного воспитания.
7. Локус контроля.
О.А. Бондарь [11] считает, что существенную роль в развитии эмоционального осознания и контроля над эмоциями играет улучшение процесса восприятия и эмоциональной оценки действительности. Основная составляющая развития эмоционального интеллекта - это активация фантазии.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2.Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы / В. С. Агеев. ‒ Москва: Изд-во Московского ун-та, 1990. ‒ 240 с.
3.Адушкина, А. К. Развитие эмоционального интеллекта подростков в условиях учреждения дополнительного образования средствами музыкальной терапии / А. К. Адушкина // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 9. –С. 47-51.
4.Александрова, Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2009. – № 1. – С. 71-75.
5.Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 375 с.
6.Андреева, И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.
7.Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И. Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011.– 50 с.
8.Безымянников, Е. Т. Связь эмоционального интеллекта и креативности с конформностью личности // Е. Т. Безымянников, Л. Р. Халикова. В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2023. – С. 100-102.
9.Белецкая, А. А. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом возрасте / А. А. Белецкая, А. В. Грищенко // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. № 1. – С. 187 – 183.
10.Беспалов, Д. В. Теоретический анализ подходов к пониманию деструктивного лидерства в малых группах / Д. В. Беспалов // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 89. – С. 24-32.
11.Бондарь, О. А. Становление понятия «эмоциональный интеллект» в психологии / О. А. Бондарь. В сборнике: Актуальные вопросы современной студенческой науки в гуманитарной сфере. Сборник научных статей обучающихся. – Сочи, 2023. – С. 105-109.
12.Борг, Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле / Д. Борг. – Москва: ВоПурра, 2012. – 304 с.
13.Бочкова, М. Н. Эмоциональный интеллект и социальное взаимодействие: зарубежные исследования / М. Н. Бочкова, Н. В. Мешкова // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7, № 2. – С. 49-59.
14.Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов. – Санкт-Петербур: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25-26.
15.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – Москва: Манн, Иванов и Фербер. 2021. – 541 с.
16.Давыдова, Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Ю. В. Давыдова. – Москва, 2016. – 22 с.
17.Дегтярев, А. В. Конструирование тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта у подростков с отклоняющимся поведением / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 3. – С. 244-253.
18.Еликова, М. Е. Взаимосвязь эмоционального интеллекта старших школьников и поведения в конфликте / М. Е. Еликова // Наука через призму времени. – 2020. – № 11 (44). – С. 49-53.
19.Захарова, С. Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82 – 93.
20.Ибадуллаева, Г. М. Психологические аспекты исследования социометрического статуса у подростков / Г. М. Ибадуллаева // Восточно-европейский научный журнал. – 2021. – №3 (67). – С. 41 – 53.
21.Иванов, Д. В. Межличностные отношения подростков / Д. В. Иванов // Самарский научный вестник. – 2013 – № 4(5). – С. 75 – 77.
22.Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752с.
23.Калинина, Т. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) / Т. В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. ‒ С. 430-433.
24.Киселева, Т. С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т. С. Киселева. – Москва, 2015. – 26 с.
25.Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. – Москва: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
26.Кочнева, Е. М. Социометрическая позиция школьника и его роль в структуре буллинга / Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина, А. А. Симанина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – С. 301-304.
27.Куракина, А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А. О. Куракина // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 11 (3). – С. 546-550.
28.Лескова, А. А. Психологические особенности младшего подросткового возраста / А. А. Лескова // Психолог в школе. – 2015. – 9 № 4 (16). – С . 9 - 13.
29.Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – Санкт-Петербур: Прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.
30.Лисовская, Е. Б. Самоактуализирующаяся личность / Е. Б. Лисовская // Научно-техническая революция и социальная психология. – Москва, 2011. – С. 76-84.
31.Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. – Москва: МОДЭК, 2011. – 423с.
32.Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д. В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – Москва: Институт психологии РАН, 2009. С. 264 – 278.
33.Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В Люсина, Д.В Ушакова. – Москва: Институт психологии РАН. – 2004. – С. 29 – 36.
34.Марихин, С. В. Личностные особенности подростков с различным социометрическим статусом / С.В. Марихин, А.Ю. Хлыстова // Вопросы педагогики. – 2023. – №9-1. – С. 49-51.
35.Мещерякова, И. Н. Развитие эмоционального интеллекта у студентов-психологов в процессе обучения в вузе: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / И. Н. Мещерякова. – Курск, 2011. – 27 с.
36.Мясищев, В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. ‒ Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. – 398с.
37.Новикова, М. А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования / М. А. Новикова, А. А. Реан // Вопросы образования. – 2019. – № 2. – С. 78-96.
38.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд-е 4-е., доп. и переработ. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. — 704 с.
39.Панкратова, И. А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков / И. А. Панкратова // Мир науки. – 2017. – Том 5. – С. 2 – 6.
40.Прохорова, К. А. Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте / К. А. Прохорова, Ю. А. Кочетова // Молодой ученый. – 2018. – № 20 (206). – С. 77-80.
41.Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Москва: Аспект Пресс, 2000. – 284 с.
42.Рукавишников А. А. Опросник межличностных отношений / А. А. Рукавишников. – Ярославль: НПУ «Психодиагностика», 1992. – 47 с.
43.Рычкова, Ж. Э. Взаимосвязь особенностей самосознания и социометрического статуса в старшем подростковом возрасте и в ранней юности / Ж. Э. Рычкова. Материалы международного молодежного форума – Москва: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2015. – С. 166 – 170.
44.Самородова, П. В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом / П. В. Самородова, С. В. Котовская. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 104-112.
45.Сачкова, М. Е. Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков / М. Е. Сачкова, О. В. Васькова // Социальная психология и общество. – 2013. – Т. 4, № 1. – С. 92-102.
46.Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 160 с.
47.Соловьева, Е. А. Психология человека и группы / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова. – Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2018. – 86 с.
48.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2004. – 176 с.
49.Сухова, А. А. Взаимосвязь уровня развития эмоционального интеллекта и особенностей межличностного взаимодействия в раннем подростковом возрасте / А. А. Сухова, И. С. Морозова // Наука, общество, личность: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции» (г. Петрозаводск, 18 октября 2021). – 2021. – С. 91-98.
50.Шнайдер, М. И. Основные направления исследований эмоционального интеллекта / М. И. Шнайдер // Гуманизация образования. – 2016. – № 4. – С. 58-64.
51.Ciarrochi, J. V. Emotional intelligence moderates there lationship between stress and mental health / J. V. Ciarrochi, F. P. Dean, S. Anderson // Personality and Individual Differences. – 2012. – V. 32. – P. 197-209.
52.Salovey, P. Emotional intelligence / P. Salovey, J. D. Mayer // Imagination, Cognition and Personality, 1990. – vol. 9. – P. 185-211.