Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования связана с нарастающей с 1990-х годов в научном сообществе тенденцией переосмысления культурной парадигмы российского крестьянства второй половины XIX века. Начиная с трудов публицистов демократической печати 1860-х – 1880-х годов на первое место ставился «народный вопрос», содержанием и целью которого был поиск путей сглаживания культурной и экономической пропасти между крестьянством и прочими классами, проблемы «земли, воли и образования» крестьянства, идеализация крестьянской общины, проблема «хождения в народ».
В советский период также существовала тенденция нивелирования всех внешних и внутренних различий и идеализации крестьянства, что приводило к недостатку интереса к крестьянину как таковому, не включенному в понятие «класса».
Что же касается исследования непосредственно крестьянской культурной идентичности, то за исключением отдельных выдающихся авторов (В. Я. Пропп), к этому вопросу исследователи обращаются гораздо позднее, всплеск интереса к нему относится к 1990-м годам. Таким образом, актуальность исследования, как отмечалось выше, характеризуется общей тенденцией к глубинному проникновению в вопросы повседневно-бытовой жизни, традиционных представлений и в целом, картины мира российского крестьянства второй половины XIX века и ее специфических черт.
Совершенствование школьного образования в современном мире обусловлено переходом общества на модернизационный путь развития и подразумевает изменение целей обучения и методов их реализации интенсивным поиском нового в теоретической и практической педагогике. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение комплексных результатов освоения основной образовательной программы. Первой задачей социального заказа является подготовка выпускников учебных заведений к решению различных мотивационных, познавательных и коммуникативных проблем. Особое место в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования уделяется метапредметным компетенциям, которые наделяют «портрет обучающегося» такими важными составляющими, как, например, умение согласованно выполнять работу в коллективе, способность планировать, прогнозировать свою деятельность.
Смена основной парадигмы педагогической мысли на системно-деятельностный подход и соответствующий перенос опоры в образовании со «знаниевого» обучения на обеспечение развития универсальных учебных действий придает классической системе диагностики результатов обучения совершенно иное значение. На самом деле, идет речь об оценке освоения школьной программы непосредственно самими обучающимися через средства управления своей учебной деятельностью, которые определяют ее эффективность.
В новых образовательных стандартах выделено четыре блока, которые входят в состав основных видов универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, при этом три последних представляют собой метапредметные действия.
Объект исследования: бытовая культура российского крестьянства (конец XIX - начало XX в.).
Предмет исследования: формирование метапредметных компетенций при изучении вопросов повседневной культуры и быта российского крестьянства второй половины XIX века на уроках истории в IX классе.
Хронологические рамки исследования: исследование охватывает конец XIX - начало XX в.
История повседневности в отечественной историографии может считаться традиционной для исследования. Интерес к данной теме проявился еще в XIX в.
Отдельные стороны жизни крестьянской семьи и семейного быта нашли отражение в работах И.Г. Оршанского , А.Я. Ефименко , A.A. Леонтьева , C.B. Пахмана , А. Филиппова , И. Харламовой . К анализу народного быта, обрядов, праздников одним из первых обратился И.М. Снегирев , филолог A.A. Потебня свою деятельность посвятил изучению славянского фольклора, верований, обычаев и обрядов. Этнограф С.В Максимов , помимо русских верований, изучал общинный и артельный быт крестьян.
Цель исследования: разработка комплекса методических рекомендаций, способствующего развитию метапредметных компетенций при изучении вопросов повседневной культуры и быта российского крестьянства второй половины XIX века на уроках истории в IX классе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать особенности бытовой культуры российского крестьянства;
2) проанализировать изучение вопросов культуры и быта российского крестьянства второй половины XIX века на уроках истории;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авдеева Е.А. Записки о старом и новом русском быте. СПб.: типография Штаба Военно-Учебных заведений, 1842.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.П. Авдюкова. М.: Издательство Юрайт, 2017. 92 с.
3. Аксенова Н.И. Системно–деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.
4. Александров В.А. Сельская община в России (XVII – нач. XIX в.) / В.А. Александров; Ан СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1976.
5. Антоненко Е.Р. Формирование интеллектуально-познавательной компетентности как фактора развития культуры самостоятельной учебной деятельности обучающихся: дис. …канд. пед. наук. Владикавказ, 2010.
6. Анфимов А.М. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881 – 1904 гг.; Отв. ред. К.И. Шабуня. М.: Наука, 1980.
7. Анфимов А.М. Экономическое положение и классовая борьба крестьян Европейской России, 1881-1904 гг.; Отв. ред. К.И. Шабуня. М.: Наука, 1984.
8. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл: Academia, 2007. 526 с.
9. Асмолов А.Г. Системно–деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4.
10. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вестник образования. 2008. №1. С.65 –85.
11. Бабарыкин В. Сельцо Васильевское Нижегородской губернии // Этнографический сборник. Вып. 1. СПб., 1853.
12. Барыкина И.Е. История России. Поурочные рекомендации. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И. Е. Барыкина. М.: Просвещение, 2015.
13. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность: (традиции конца XIX начала XX в.) - М.- Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
14. Беловинский Л.В. Жизнь русского обывателя. Изба и хоромы. М.: Кучково поле, 2012.
15. Беляев И.Д. Крестьяне на Руси: Исслед. о постеп. изменении значения крестьян в рус. о-ве / Соч. И. Беляева. М.: типо-лит. Н.В. Любенкова, 1879.
16. Большой древнегреческий словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarus.info/grk.php
17. Боярчук А.В. Культурно-бытовые традиции крестьян во второй половине XIX в.: по материалам Московской губернии: автореф. дис. ... канд. ист.. наук: 07.00.02. М., 2011.
18. Быт великорусских крестьян-землепашцев: Описание материалов Этногр. бюро князя В. Н. Тенишева: (На прим. Владимир. губернии) / Авт.-сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. СПб.: Изд-во Европ. Дома, 1993.
19. Васильчиков А.И. Сельский быт и сельское хозяйство в России. / Кн. А. Васильчиков. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1881.
20. Вениаминов П. Крестьянская община: (Что она такое, к чему идет, что дает и что может дать России?) / П. Вениаминов; По материалам, с введ. и под ред. К. Качоровского. [СПб]: Трудовой союз, 1908.
21. Воейков Д.И. Экономическое положение крестьян в черноземных губерниях / [Д. Воейков, д. чл. И.Р.Г.О.]. [СПб.]: тип. В. Безобразова и Ко, [1881].
22. Воронцов В.П. Прогрессивные течения в крестьянском хозяйстве. / В.В. СПб.: тип. И.Н. Скороходова, 1892.
23. Вронский О.Г. Государственная власть и крестьянская община. Рубеж XIX – XX вв. – 1917 г. (на материалах губерний земледельческого центра страны): дис. ... д-р. ист. наук: 07.00.02. М., 2001.
24. Вронский О.Г. Крестьянская община на рубеже XIX – XX вв.: структура, управление, поземельные отношения. М.: [б. и.], 1999.
25. Всеволожская Е. Очерки крестьянского быта Самарского уезда // Этнографическое обозрение. № 1. СПб.: 1895.
26. Выготский Л.С. Психология развития человека - М: Смысл: Эксмо, 2006. 1134 c.
27. Галковская И.В. Технология реализации развивающей системы модульного обучения на примере гимназии. Сборник научных трудов. СПб. Изд-во: «Эпиграф», 2002.
28. Гальчук О.В. Педагогические возможности инновационных форм литературного образования старших подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2016. 23 с.
29. Головин К.Ф. Сельская община в литературе и действительности / [Соч.] К. Головина. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1887.
30. Горляков П.Ю. Понятие компетентности и особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 3 С. 119-123.
31. Григорьева А.К., Московкина И.И. Смысловое чтение учебного и научного текста: теория и практика: учеб. М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 176 c.
32. Громыко М.М. Место сельской (территориальной, соседской) общины в социальном механизме формирования, хранения и изменения традиции // Советская этнография. 1984. №5. С. 70-80.
33. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
34. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. / М. М. Громыко; Отв. ред. В. А. Александров, В. К. Соколова; АН СССР Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1986.
35. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа; Ин-т этнологии и антропологии Рос. акад. наук. 2-е изд. М.: Паломник, 2007.
36. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание»: Учеб. пособие для учащихся ст. кл. М.: Пушк. ин-т, 2001.
37. Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. / Учебное пособие для обучающихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001
38. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема»: учеб. пособие для обучающихся ст. кл. М., 1998
39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. И эксперим. психол. исслед. АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. 239 с.
40. Даль В.И.О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа / Соч.Владимира Даля. - 2-е изд., без перемен. – СПб; М.: М.О. Вольф, 1880.
41. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века: Юнеско, 1996. 31 с.
42. Довнар-Запольский М. В. Белорусская свадьба в культурно-религиозных пережитках // Этнографическое обозрение. № 2. СПб.: 1893. С. 47 – 63
43. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861–1880 гг. М.: Наука, 1978.
44. Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа: Из истории сел. хозяйства и крестьянства России в начале XX в. / С.М. Дубровский, проф. д-р ист. наук; Акад. наук СССР. Ин-т истории. М.: [Изд-во Акад. наук СССР], 1963.
45. Евреинов Г.А. Крестьянский вопрос в его современной постановке. СПб.: тип. А. Бенке 1903.
46. Ермолов А.С. Наш земельный вопрос. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1906.
47. Ермолов А.С. Наши неурожаи и продовольственный вопрос. [Соч.] А.С. Ермолова. Ч. 1-2. СПб.: тип. В. Киршбаума (отдел.), 1909. С. 152.
48. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Обычное право. Изд. 2-е. М.: URSS, 2010.
49. Ефименко А.Я. Исследования народной жизни. Обычное право. М.: Тип. В.И. Касперова, 1884. Вып. 1.
50. Ефременко А.В. Земская агрономия и ее роль в эволюции крестьянской общины. Ярославль: Ремдер, 2002.
51. Забылин М.М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: Репринт. воспроизведение изд. 1880 г. / Собр. М. Забылиным. М.: Совмест. сов.-канад. предприятие «Книга Принтшоп», 1989.
52. Загоскин Н.П. Лекции и исслед. по истории рус. Права Н.П. Загоскина, проф. Имп. Казан. ун-та. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1899.
53. Зайцев Б.П, Пинчуков П.П. Солнечные узоры. М.: Русский рабочий, 1978.
54. Зеленин К.Д. Описание рукописей ученого архива Императорского РГО. Издание императорского русского географического общества. Петроград, 1914-1916.
55. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2. С. 7-14.
56. Зырянов П.Н. Крестьянская община Европейской России, 1907 – 1914 гг.; Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. М.: Наука, 1992.
57. Иваница А. Домашний быт малоросса // Этнографический сборник. Т. 1. СПБ.: С. 370
58. Исаев А.А. Промыслы Московской губернии. / [Соч.] Андрея Исаева. Т. 1-2. М.: Моск. губ. зем. управа, 1876-1877 гг.
59. Истомина Э.Г. Золотые руки мастеров Подмосковья: истоки и традиции ремесел и промыслов. М.: Москвоведение: Моск. учеб., 2005.
60. Кавелин К.Д. Собрание сочинений К.Д. Кавелина: Т. 1-4. 3-я тыс. СПб.: Н.Глаголев, ценз. 1904. Т. 2.
61. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
62. Канке, В.А. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / В.А. Канке; отв. ред. М. Н. Берулава. М.: Издательство Юрайт, 2016. 487 с.
63. Карагодин А.В. Изучение пореформенного российского крестьянства в современном западном россиеведение: основные концепции, подходы, перспективы: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.09. М., 2001.
64. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб.: Тип. Н. Греча, 1829.
65. Карелин А.А. Общинное владение в России. Изд. 2-е. М.: ЛЕНАНД, cop. 2014
66. Кауфман А.А. Земля и культура. К вопросу о земельной собственности. М.: Народное право., 1906.
67. Качоровский К.Р. Народное право: [Историко-юрид. исследование] / К. Качоровский. М.: Молодая Россия, 1906.
68. Кашкаров М.П. Статистический очерк хозяйственного и имущественного положения крестьян Орловской и Тульской губернии. СПб.: тип. В. Киршбаума, 1902.
69. Кирилова Е. Апофеоз войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stihi.ru/2008/02/23/26
70. Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. М.: АСТ, cop. 2016.
71. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня традиции и обычаи. М.: Советская Россия, 1990;
72. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Традиции, обычаи и блюда русской кухни. М.: Терра-Кн. клуб, 1998.
73. Ковалев Д.В. Государственные аграрные преобразования и крестьянское хозяйство Подмосковья: Первая четверть XX века: дис. ... д-р. ист. наук: 07.00.02. М., 2004.
74. Ковальченко И.Д., Моисеенко Т.Л., Селунская Н.Б. Социально-экономический строй крестьянского хозяйства Европейской России в эпоху капитализма: (Источники и методы исследования). М.: Изд. МГУ, 1988.
75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Текст.: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р // Официальные документы в образовании. 2002. №4. С. 3-31.
76. Корнилов А.А Крестьянская реформа 19 февраля 1861 года..// Крестьянский строй: [сборник статей] / Изд. кн. П. Д. Долгорукова и гр. С. Л. Толстого при участии ред. газ. «Право». СПб.: Беседа, 1905.
77. Костомаров Н.И. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск: Русич, 2011.
78. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 352 с.
79. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Интернет – журнал «Эйдос». 2003.
80. Кривошапкин М. Русская свадьба с ее обрядами и песнями // Хмыровская коллекция. Журнал Светоч. – Р-90. – Т.3. – С. 1 – 110
81. Кучумова Л.И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.) М.: Знание, 1992.
82. Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи // Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник.1997. Вып. 2. М., 1997.
83. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности. М.: Политиздат, 1986.
84. Леонтьев A.A. Крестьянское право. СПб.: Закововедекие, 1909
85. Леонтьев А.А. Крестьянское право: Систем. излож. Особенностей законодательства о крестьянах. СПб.: кн. маг. «Законоведение», 1909.
86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
87. Лосицкий А.Е. К вопросу об изучении степени и форм распадения общины: Укрепления наделов в полн. собственность. Удостовер. акты. Выходы на хутора и отруба. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1916.
88. Макаров Н.П. Крестьянское хозяйство и его интересы. М: Универсальная б-ка, 1917.
89. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб.: Изд. Тов. Р. Голике и А. Вильворт, 1903.
90. Малыхин П. Быт крестьян Воронежской губернии Нижнедевицкого уезда. Этнографический сборник. Т. 1. СПб.: 1853. С. 219
91. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. №8. С. 22-28.
92. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Знание, 1996. 312 с.
93. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
94. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического прогресса Милов Л.В. М.: Роспэн, 2006.
95. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства В 2-х т. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
96. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 03100 - Педагогика и психология. М.: Академия, 2004.
97. Можаровский А.Ф. Из жизни крестьянских детей Казанской губернии: [Этногр. материалы]: Потехи, забавы, остроты, прозвища, стишки и песни: Собр. И очерки Александра Можаровского: [В прил. рус. нар. присловия]. Казань: тип. Г.М. Вечеслава, 1882.
98. Налимов В. П. Загробный мир по верованиям зырян // Этнографическое обозрение. № 1-2. СПб.: 1907. С. 1 – 2
99. Нецунская И.Н. Деятельность земских статистиков по обследованию крестьянского хозяйства в Московской губернии: 1876-1904 г.г.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2004.
100. Новые программы для единой трудовой школы (утв. Коллегией Наркомпроса 16 июля 1923 г.). Вып. 1: Первый и второй годы школы I ступени, первый год школы II ступени. М.–Петроград: Гос. изд-во, 1923.
101. Об общем сборнике статистических сведений по Курской губернии: Критич. разбор соч. г. Вернера: «Курская губ. Итоги статистического исследования». Курск 1887 г. Курск: Курское губ. земство, 1888.
102. Огановский Н.П. Аграрная реформа и кооперативное земледелие. Петроград: Мысль, 1919.
103. Огановский Н.П. Закономерность аграрной эволюции: Ч. 1. Саратов: Сотрудничество, 1909-1914 гг.
104. Оршанский И.Г. Исследование по русскому праву: обычному и брачному. / [Соч.] И.Г. Оршанского. СПб.: тип. А.Е. Ландау, 1879.
105. Оршанский И.Г. Исследование по русскому праву: обычному и брачному. СПб.: Тш. Е.А. Ландау, 1879
106. Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма): монография. М.: ООО «Паладин Д. С.», 2005.
107. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. 3-е изд. М.: Изд-во В. Шевчук, 2015.
108. Пахман С,В. Обычное гражданское право в России. В 2-х т. СПб.: Изд. Имперского Санкг-Петербургскогю университета, 1877
109. Пахман С.В. Обычное гражданское право в России; Под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. М.: Зерцало: Система Гарант, 2003.
110. Позднякова, Е.П. Развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 2010. 25 с.
111. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские: (В связи с историей, этнографией, педагогией и гигиеной) / [Соч.] Е.А. Покровского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: типо-лит. В.Ф. Рихтер, 1895.
112. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2015.
113. Потебня A.A. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов. М.: Унив. тип, 1865.
114. Похлебкин В.В. Кухни славянских народов. М.: Эксмо, 2013.
115. Преображенский Ф.А. Вопросы крестьянского самоуправления. Сельские учреждения и должностные лица. М.: Унив. тип., 1893.
116. Прогностическая концепция целей и содержания образования / [Ю. Б. Алиев, В. Г. Богин, И. К. Журавлев и др.]; Под науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева; Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. В образовании, Лаб. теорет. пробл. дидактики. М.: ИТПИМИО, 1994. 131 с.
117. Прокудина Ю.А. Формирование метапредметных знаний старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород, 2013. 25 с.
118. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: опыт историко-этнографического исследования. М: Лабиринт, 2004. С. 46 – 47
119. Пушкарева Н.Л. История повседневности как направление исторических исследований //Перспективы. Фонд исторической перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/history/istorija_povsednevnosti_kak_napravlenije_istorichesk ih_issledovanij_2010-03-16.htm
120. Риттих A.A. Крестьянский правопорядок. / Сост. А.А. Риттих. СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1904
121. Риттих А.А. Зависимость крестьян от общины и мира. / [Соч.] А.А. Риттиха. СПб.: тип. В.Ф. Киршбаума, 1903.
122. Русская изба: Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь: иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Мадлевская и др. СПб: Искусство-СПБ, 1999.
123. Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX — начало XX века [Карты] / Акад. наук СССР; ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; ред. коллегия: гл. ред. С.П. Толстов [и др.]. М.: Наука, 1967.
124. Сахаров И.П. Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым: Т. 1-2. 3-е изд. СПб.: тип. Сахарова, 1841-1849.
125. Сергеевич В.И. Лекции истории русского права проф. В. Сергеевича, 1886/1887 г. СПб.: Тип. Д. Жиневского, [1888].
126. Скоробогатый П. Очерки крестьянского суда / [Соч.] Петра Скоробогатого. М.: ред. «Юрид. вестн.», 1882.
127. Соловьев К.П. Жилище крестьян Дмитровского края (Сев. Часть Московского округа) // Труды музея Дмитровского края. Дмитров: Изд. Музея Дмитровского края, 1930.
128. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / сочинение Сергея Соловьева. 4-е изд. М.: Университетская типография (Катков и К°), 1866-1893.
129. Теория и методология истории: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.В. Малинов [и др.]. / под ред. А.И. Филюшкина М.: Издательство Юрайт, 2016. 323 с.
130. Терещенко А.В. Быт русского народа: Ч. 1-7. / соч. А.В Терещенки, СПб.: типография Министерства внутренних дел, 1848.
131. Труды комиссии по преобразованию волостных судов (словесные опросы крестьян, письменные отзывы различных мест и лиц и решения волостных судов, съездов Мировых посредников и губернских по делам присутствий). Т. 1 – 9. СПб., 1873 – 1874.
132. Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М.: Памятники ист. мысли, 2001.
133. Тютрюмов И. Крестьянская семья (очерк обычного права) // Русская речь. Спб., 1879. Кн. 4, 7, 10.
134. Успенский Д. И. Родины и крестины, уход за родильницей и новорожденным. По материалам Тульской губернии // Этнографическое обозрение. № 4. Спб.: 1895. С. 71.
135. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2016.
136. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273–Ф3: по состоянию на 2016 год: с комментариями юристов компании «Гарант» / [сост.: А. А. Кельцева, С. Е. Прыгунов]. М.: Эксмо, 2016. 300 с.
137. Филиппов А. Женщина в крестьянской семье // Русское богатство. 1880. № 3 – 4
138. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: отдействия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
139. Харламова И. Женщина в русской семье // Русское богатство. 1880. №3-4 . Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и обряды. М.: Унив. тип, 1837 -1839. Вып. 1 -4 .
140. Харузина В. Несколько слов о родильных и крестильных обрядах в Олонецкой губернии // Этнографическое обозрение. № 1 – 2. СПб.: 1906. С. 89
141. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1972. 129 с.
142. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2003. Центр «Эйдос» Электронный ресурс: www.eidos.ru/news/compet.htm.
143. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] URL:http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm
144. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] Интернет журнал «Эйдос». – 2005. – 12 декабря. URL:http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm
145. Чарушин А.А. Крестьянские сходы в бытовом их освещении. Архангельск: Губ. тип., 1911.
146. Чаянов А.В. Методы изложения предметов. М.: тип. Кушнерева, 1916.
147. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Акад. проект, 2015.
148. Челинцев А.Н. Русское сельское хозяйство перед революцией. / проф. А. Н. Челинцев. 2-е перераб. и доп. изд. М.: Новый агроном, 1928.
149. Чернышев И.В. Община после 9 ноября 1906 г: (По анкете Вольн. экон. ова). Ч. 1-2. Петроград: Вольн. экон. о-во, 1917.
150. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права: [Сб. ст.] / [Соч.] Б. Чичерина. М.: К. Солдатенков и Н. Щепкин, 1858.
151. Шатковская Т.В. Правовая ментальность российских крестьян второй половины XIX века: Опыт юридической антрометрии. Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ, 2000.
152. Щагин Э.М. Об опыте и уроках столыпинской агарной реформы // Власть и общественные организации России в первой трети ХХ столетия. М., 1993.
153. Щагин Э.М. Столыпинская аграрная реформа: ее результаты и судьба // Формы сельскохозяйственного производства и государственное регулирование. XXIV сессия Симпозиума по агарной истории Восточной Европы. М., 1995.
154. Щербина Ф.А. Русская земельная община // Русская мысль. 1880. Кн. 8.
155. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
156. Яковенко И.В. Метод проблемного обучения на уроках истории [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/413330/
157. Якубович А. Крестьянское самоуправление. / [Алексей Якубович]. - [СПб].: тип. И.П. Вощинского, ценз. 1883.
158. Якушкин Е.И. Обычное право. Материалы для библиографии обычного права. Ярославль: тип. Губернского правления, 1875-1909.
159. Ящуржинский Х. О погребальных обрядах: остатки язычества в погребальных обрядах Малороссии // Этнографическое обозрение. № 3. СПб.: 1898. С. 94