Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значимость налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в условиях рыночной экономики проявляется на примере его роли в финансовом механизме государственного регулирования экономики. НДС является основным источником доходов для государства, обеспечивая значительную часть бюджета. Этот налог выполняет важные функции, одна из которых - регулирование социально-экономических процессов в обществе. Благодаря НДС покрываются расходы государства, позволяющие осуществлять его функции и обязанности. Поэтому понимание роли налогов, в том числе НДС, имеет не только теоретическое значение, но и практическую важность для эффективного функционирования экономики и обеспечения потребностей государства.
Федеральный бюджет является основой экономической политики государства и отражает его финансовые отношения с гражданами и общественными институтами. Он представляет собой центральный инструмент для планирования и распределения финансовых ресурсов на уровне страны, а также определяет, какие доходы будут поступать в государственную казну, и как они будут использоваться для финансирования различных сфер деятельности, таких как образование, здравоохранение, оборона, социальная зашита и инфраструктура.
В России основными налогами, формирующими федеральный бюджет государства, являются: налог на прибыль, НДПИ, НДС, акциз. Налог на добавленную стоимость среди других налогов является одним из основных и наиболее значимых для федерального бюджета.
Высокая степень широкого применения НДС, а также его относительно высокий уровень ставок позволяют государству собирать значительные доходы в виде налоговых поступлений.
Поэтому анализ динамики и структуры налоговых поступлений для выявления факторов, влияющих на их увеличение особенно актуален в условиях экономического спада, вызванного мировым финансово- экономическим кризисом и вирусной пандемией.
Изучение налога на добавленную стоимость является предметом интереса для многих авторов и экспертов в области налогового права, налоговой политики и экономики.
Исследованию вопросов роли НДС в доходах государственного бюджета посвятили свои труды такие авторы, как Клейменова М. О., Кудряшова Е. В., Пепеляев С. Г.
Анализу влияния параметров налоговой системы на динамику ряда макроэкономических показателей посвящены работы Власенкова Е. А., Емельянова К. К., Зотикова Н. 3., Расчесова Е. В.
Несмотря на наличие разработок по исследуемой теме, существует недостаток исследований по выявлению направлений совершенствования исчисления и уплаты НДС в организации.
Цель данной работы - изучение роли и места налога на добавленную стоимость, разработка рекомендаций по совершенствованию системы исчисления и уплаты данного налога.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
- изучить сущность налога на добавленную стоимость и его экономическую природу;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование налога на добавленную стоимость в деятельности организации;
- раскрыть порядок и условия исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- изучить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в ООО «СУ-2» за период 2021-2023гг.;
- выявить мероприятия по оптимизации исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в ООО «СУ-2».
Объект исследования - ООО «СУ-2».
Предмет исследования - сущность и особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
Теоретическая и методическая основа исследования состоит из Конституции, Бюджетного и Налоговых кодексов Российской Федерации, прочих нормативных актов
Для решения поставленных задач были применены следующие методы: диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности; общенаучные методы: научной абстракции, моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения анализ нормативно-правовой базы, литературных источников, статистических данных, а также сравнительный метод
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в комплексном исследовании порядка исчисления уплаты НДС в организации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности оптимизации НДС в ООО «СУ-2».
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИСТОЧНИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1 Экономическая сущность налога, его роль в налоговой системе и формировании бюджета
Внедрение во второй половине двадцатого века налога на добавленную стоимость в развитых государствах, стало одним из основных событии экономической политики. НДС занял основное место в налоговых системах этих государств.
Предшественником НДС был налог с оборота, его разработал Сименсов в начале двадцатого века. НДС получил название облагороженного налога с оборота. Основной причиной для возникновения НДС стала значительная нехватка доходов. Связано это было с существенными затратами в связи с Первой мировой войной.
В 1937 г. часть стран Евросоюза сменили налог с оборота на единый налог на производство. После второй мировой войны, в 1948 г., был предложен механизм раздельных платежей, по которому производитель уплачивал налог с обшей суммы всех проданных товаров за вычетом налога, который входил в стоимость приобретенных ранее комплектующих, налоговый период составлял один месяц» [21, с.415].
Налог на добавленную стоимость, появился на основе двух инициатив:
1. Государства, являющиеся участникам Римского договора, первыми проявили инициативу внедрения НДС. В момент подписания данного договора страны участницы взымали налоги с продаж, это несло неудобства, особенно с обязательствами в рамках данного договора. Во второй половине XX века, государства участники данного договора, заменили действующие налоги на НДС.
2. Скандинавские страны, ставящие перед собой цель увеличения социальных расходов, увидели в НДС источник повышения доходов. Отказываясь идти по пути повышения налоговой нагрузки на доходы физических, скандинавские страны, так же внедряют НДС во второй половине XX века.
Порядок взимания НДС был создан в 1954 г. экономистом Франции М. Лоре. Данный налог был введен не сразу. Некоторое время, данная система подвергалась экспериментам. Лабораторией для изучения налога, для последующего его внедрения в государствах Европы, стало государство Кот-д’Ивуар. являвшееся французской колонией.
Изначально НДС рассматривался как модернизированный налог с продаж. Хотя после внедрения. НДС показал все свои преимущества перед предшественниками, и стал основным налогом, в налоговых системах государств, которые его ввели [25, с.95].
НДС в сегодняшнем виде, был введен во Франции в 1968 г. Первоначально, ситуация состояла в возникновении каскада стоимости товаров и услуг. Сущность каскада состояла в том, что при перепродаже товара возникал эффект дополнительной стоимости продукта. Поэтому его цена для потребителя сказалась существенно завышенной. Данная ситуация требовала кардинального изменения. Разрешение ситуации, по мнению французских экономистов, состояло в механизме раздельных платежей.
Сущность раздельных платежей состояла в том, что каждое предприятие, продавшее товар или услугу, сплачивала налог. Позднее стоимость данного налога могла быть принята к вычету. Вычет определялся суммой. уплаченной ранее поставщику. После первичного внедрения механизм показал себя довольно эффективно. Позднее механизм был доработан и приобрел современную форму. Теперь вычет налога происходил моментально, в момент приобретения товара. При продаже товара стало происходить его непосредственное начисление [19].
До 70-ых годов данная система находилась в состоянии апробации. Поскольку механизм доказал свою эффективность, он распространился повсеместно на территории Франции.
В 70 80-ых годах НДС стал активно распространяться в других странах. Представители других государств оценили опыт по внедрению НДС во Франции и стали повсеместно применять его в своей налоговой системе. Существенным преимуществом НДС руководители считали стимулирование свободных продаж. Таким образом, предприятия стали применять НДС. считая его более перспективным. К 90 - м годам этот переход практически завершился. Все члены - государства ЕЭС стали применять НДС в своем налоговом учете.
НДС в России был введен принудительным путем. До введения НДС, предприятия в России платили в бюджет налог с продаж. Он был эквивалентен НДС. Внедрение НДС прошло законодательным путем. Был принят закон о «Налоге на добавленную стоимость». По мнению правительства 90-ых годов введение данного закона должно было уравновесить доходы и расходы. Стремление к балансу возникло потому, что имело место кризисное явление и возникновение растущей инфляции. Предполагается, что инфляция увеличивает расходы и нарушает баланс. Доходы и расходы изменяются с разной скоростью. При введении НДС и растущей инфляции, бюджет остается сбалансированным.
Другим преимуществом НДС, российские специалисты видели в доступном администрировании. Социально - экономическая система постоянно находится в динамике. Поэтому государству довольно сложно учитывать и контролировать прямые налоги в полном объеме. Существенно проще при контроле уплаты НДС. Изначально размер ставки НДС составлял 28%. Это ставка была очень высокой для социально - экономической ситуации того времени. Поэтому постепенно ставка была снижена до 20%, а потом до 18%. С первого января 2019 года ставка составила 20%. НДС остается краеугольным камнем бюджета, бюджет получает за счет данного налога большую часть дохода.
В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми физическими и юридическими лицами. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действии. При этом основа НДС — это добавленная стоимость, то есть разность между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных материальных и ресурсных средств. По факту, источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает [7, с. 6].
По факту, интерес государств к данной системе обложения налогом является чисто практическим, так как страны за счет него пополняют свой бюджет. При этом сам НДС — это один из видов косвенных налогов, выполняющих фискальную и регулирующую функцию в отношении экономики страны, построенной на рыночных отношениях. Экономическое проявление данных функций осуществляется посредством контроля потребления продукции, сказания услуг и сдерживания монополий на выпуск и реализацию одного или нескольких групп товаров.
НДС является одним из основных источников дохода государства и имеет огромное значение для ее экономики. Благодаря существованию НДС государство производит регулирование налоговых сборов в казну страны с юридических лиц, а также нерезидентов страны, в которой ведется производственная деятельность, сказание услуг или реализация товаров. Потому на данном уровне НДС позволяет предотвратить появление большого количества импортной продукции на отечественном рыже, а также не допускать дефицита товаров по причине того, что они будут массово экспортироваться.
В налоговой системе НДС является косвенным типом сборов, то есть не обязателен для уплаты всеми людьми. Для его начисления выделена определенная категория лиц, которые должны платить за выполнение одного из вышеуказанных действий. При этом основа НДС — это добавленная стоимость, то есть разность между фактической стоимостью продукции и ценой затраченных материальных и ресурсных средств. По факту, источники изготовления, пока они не приобретены в частную или корпоративную собственность, принадлежат государству. А потому любой вывоз продукции за рубеж должен сопровождаться уплатой НДС. Также НДС уплачивается и в результате ввоза продукции, однако это выполняется по стандартам того государства, откуда он поступает.
При этом важно, что НДС — это многоступенчатый налог. Это значит, что на каждом этапе производства он должен уплачиваться в бюджет страны. Оценивая особенности производственной деятельности каждого государства, а также приоритеты в отношении экспорта, становится ясным, что НДС существенно пополняет казну государства, позволяя реализовывать социальные и государственные программы.
Сумма налога на добавленную стоимость является строго фиксированной в разных странах. При этом его размеры находятся в прямой корреляции с развитостью экономики страны. Если на Кипре НДС составляет 25%., то в Дании этот показатель составляет 15%. Это значит, что при импорте товаров на Кипр будет сниматься НДС размерностью 25% от стоимости партии. Если же такая страна, как Дания, будет импортировать в другие государства, то сна будет платить НДС по ставкам в целевых государствах по месту назначения. Однако если в Данию будет направляться импорт, то продающие компании будут должны заплатить всего 15%. Это значит, что Дания в плане товарных отношений является импортозависимой, хотя это в рамках европейского союза является основной тенденцией, так как все страны ЕС взаимно импортозависимы.
НДС начисляется на всю ввозимую продукцию, предназначенную для продажи. В разных странах этот налог является строго фиксированным и обязателен для уплаты юридическими лицами, а также гражданами других стран [10].
Это значит, что государство стремится получать налоги с тех субъектов, кто ориентирован в сторону торгового или сервисного бизнеса на территории страны. Попросту говоря, страна за счет НДС получает деньги от тех субъектов, от которых это возможно. Физические липа налогом на добавленную стоимость не облагаются, из-за чего для них не действуют данные стандарты. По сути, это имеет не особенно важный смысл, так как веста товарно-торговые отношения физическим липам на легальных условиях невозможно. Поэтому, как только физические лица становятся субъектами бизнеса, на них начисляется единая ставка НДС.
Примечательно, что есть одна категория бизнесменов и участников товарных отношений, на которых налог на добавленную стоимость не распространяется, так как они работают по направлениям, приоритетным для государства, руководство страны заинтересовано в результатах такой работы, то оно обязательно предоставит льготы юридическим лицам, а также крупным промышленным компаниям. Потому основную важность для западных государств представляют сферы услуг, в которых НДС не устанавливается. В странах СНГ пока что существует НДС для социальной сферы, то есть налог на добавленную стоимость сказанных услуг.
1.2 Особенности налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
Нельзя не отметить значимость налога на добавленную стоимость как одного из средства пополнения казны Российской Федерации. Так, исходя из данных Росстата, при изучении источников формирования федерального бюджета Российской Федерации, можно отметить, что за 2023 год поступления в казну за счет налога на добавленную стоимость в общей массе составили 7,502 трлн Руб. [2, с. 14].
В настоящее время ведутся продолжительные научные дискуссии, посвященные вопросам начисления и взимания налога на добавленную стоимость.
Так, начиная с 2019 года ставка начисления налога на добавленную стоимость составляет 20%.
Нахождение баланса между производителями товаров и услуг с одной стороны, и государством в лице Правительства РФ и налоговых органов с другой стороны, является одной из ведущих задач в сфере регулирования применения налога на добавленную стоимость.
Ключевой проблемой в балансе сторон при взимании налога на добавленную стоимость является нестабильность рыночных отношений, что приводит к дисбалансу в производстве товаров и услуг, которые как раз и облагаются налогом на добавленную стоимость [13, с. 49].
Так, налог на добавленную стоимость, представляя собой фискальный платёж, налагаемый на определенный произведенный товар или услугу
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (последняя редакция от 29.05.2024 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (последняя редакция от 26.02.2024 г.)// Справочно-правовая система Консультант Плюс.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ (последняя редакция от 01.01.2019 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
4. О налоговых органах РФ: Федеральный закон от 21.03.1991 N ФЗ-943- 1 (последняя редакция от 28.12.2022 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
5. О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: Письмо ФНС России от 16.07.2013 Ns АС-4-2/12705 (последняя редакция) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (последняя редакция) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
7. Абажуров Е. А. Проблемы налогов / Е. А. Абажуров. - Москва: Пресс. - Экономика и право- 2019. - С. 1-6.
8. Аналитический портал ФНС России. - [Электронный ресурс]. - URL: https: analytic.nalog.gov.ru.
9. Берсенев А.В. О сущности порядка исчисления НДС / А. В Берсенев Сибирская финансовая школа. - 2022 - №2(59). - C.97-98.
10. Борисов, А.Б. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй с практическими разъяснениями и постатейными материалами XL: Книжный мир. 2024. - 928 с.
11. Брызгалина А.В. Правовые основы налогового администрирования Хозяйство и право. -2023 -№3. - С. 3-17.
12. Брызгалина А.В. Учётная политика предприятия для целей бухгалтерского учёта на 2024 год / под ред. А.В. Брызгалина // Налоги и финансовое право- Москва: Юрайт. 2021. - 185 с.
13. Ванюшин М.Г. Контроль ИФНС за правильным исчислением и взиманием НДС: проблемы и пути их решения // Журнал -Молодежь и наука». -2019.-С. 126.
14. Власенкова Е.А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2021- №6(438). - С.75.
15. Голубев А. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. / А. Г. Голубев: Москва: Юрайт, 2019. - 336 с.
16. Гончаренко Л .И. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л.И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л И. Гончаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юраит. 2019. - 524 с.
17. Григолий, С.З. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры / С.3. Григолий // Вестник современных исследовании. - 2019. - №4.7 (31). - С. 78-83.
18. Гришина В.В. Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ / В.В. Гришина // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. - 2019. - С. 48-52.
19. Емельянов К.К. Оценка влияния бюджетной политики на состояние федерального бюджета Российской Федерации / К.К. Емельянов, Н. П. Карлова // Финансы, учет, банки - 2021. - С. 28-31.
20. Зотиков Н.З., Емельянов К.К. Государственный долг Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований / Н.З. Зотиков, К.К, Емельянов // Вестник университета. - 2021. - № 7. - С. 32- 42.
21. Калашникова, Е. Ю. Налоговые поступления как источник доходной части бюджета Российской Федерации / Е. Ю. Калашникова, Д. М. Анимукова — Текст: непосредственный Молодой ученый. - 2020. — № 22 (208).-С. 414-417.
22. Клейменов, М.О. Налоговое право: учебное пособие // М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия». - 2023. - С.215.
23. Коновалова А.Л. НДС. Российский и зарубежный опыт IV // Международная научно-практическая конференция «Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании». - 2021. - С. 1-4.
24. Майбуров И.А. и др. Цифровые технологии налогового администрирования: монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика, государственный аудит и финансы, и кредит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - с. 74
25. Майбуров И. А. Налоговая система России: выбор дальнейшего пути реформирования / И. А. Майбуров - Москва: Цифрус. 2019 - 129 с.
26. Майбуров, С. В. Налоги и налогообложение / С. В. Майбуров. - М.: ЮНИТИ, 2021.-415 с.
27. Малис Н. И. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. И. Малис // Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 388 с.
28. Мальцев А.Г. Применение автоматизированных систем при осуществлении камерального контроля налоговых деклараций по НДС // Самара, 2019. - С.1-6.
29. Мезенцева П.А. Достоинства и недостатки цифровизации налогового контроля добавленной стоимости Российские регионы в фокусе перемен: Сборник докладов XIV Международной конференции. - 2020. - № 814.-С. 735- 736.
30. Мезенцева П.А., Мезенцева Д.А. Анализ затрат по разработке автоматизированной системы контроля АСК «НДС-2» // Актуальные проблемы налоговой политики: Сборник материалов ХП1 Международной научнопрактической конференции молодых налоговедов, 2021. - С. 265-269.
31. Министерство Финансов Российской Федерации: [сайт]. Режим доступа: https:7minfm.gov.ru/ru/ - Текст: электронный.
32. Официальный сайт ФНС России. - [Электронный ресурс]. - URL: https: www.nalog.gov.ru m77.
33. Панин, В.А. Оформление результатов налоговой проверки / В.А. Панин Журнал «Российский налоговый курьер», 2024. - № 2. - С. 44-45.
34. Пармин В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата / В Г. Пармин. - Москва: Юрайт. 2019. - 360 с.
35. Пепелеяев С.Г., Попов, П.А., Кудряшов Е.В., и др. Налоговое право. Особенная часть: Учебник для вуза. М: Просвещение. 2019. - С.319.
36. Пышкина, Н. Л. Анализ практики и результатов использования автоматизированной системы контроля "НДС-2" / Н. Л. Пышкина, М.Ф. Якушев // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2020. - №7 (337). - С. 123-130.
37. Расчесов Е В. Рост доходной части федерального бюджета как фактор экономического роста / Е.В. Расчесов, С.Ю. Сиваков // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие», 2021. - С. 170-173.
38. Свиридова, Н. В. Налог на добавленную стоимость: содержание и экономическая обоснованность / Н. В. Свиридова, Е. А. Фатеева, А. С. Куранова // Вестник современных исследований. - 2019. - № 7.2(22). - С. 220- 223.
39. Тюрина Ю. Г. Роль налоговых проверок в системе налогового контроля Ю. Г. Тюрина // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения материалы IV Международной научно-практической конференции ФГАОУ ВПО-Волгоградский государственный университет»; Ответственный редактор Горшкова НВ- 2019. - С. 236-241.
40. Умбетова Д. А. Экономическая сущность НДС и его роль в налоговой системе / Д. А. Умбетова // Символ науки - 2019. - №4. - С.84-87.
41. Урчакова А. С. Налоговая политика государства: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Урчукова - Москва: Вершина. 2019. - 388 с.
42. Фесина Е.Л. Налоговые правонарушения и формы их проявления в условиях теневой экономики / Е.Л. Фесина // Вестник НЦБЖД. - 2023. - № 3(29). -С. 105.
43. Черник Д. Г. Теория и история налогообложения: учебник для академического бакалавриата / Д Г. Черник. Ю Д Шмелев; под ред. Д. Г. Черника - Москва: Юрайт. 2021. - 364 с.
44. Щербакова И. Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник Удмуртского университета Серия - Экономика и право». -2019.-№3.-С. 54-67.
45. Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. Бучаева С.А. Резервы налогового планирования: формирование налоговых эффектов в условиях цифровизации / Е.А. Яковлева, М.М. Гаджиев, С.А. Бучаева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2019. -№ 1(119). - С.3.