Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в нашей стране, вследствие реформирования систем государственной власти, актуальными становятся проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей, что влечет за собой определенные изменения в сфере образования.
В настоящее время мы можем наблюдать кризис воспитания подрастающего поколения - происходит разрушение зародившихся в народах традиций, теряется связь между поколениями. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к потере ценностных ориентиров, бездуховности общества. Одним из способов предотвращения данной кризисной ситуации является восстановление системы преемственности народных традиций посредством воспитания детей в духе и н на материале национальной культуры.
Этнокультурное воспитание - это процесс, в котором воспитание ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.
Целью этнокультурного воспитания является:
- приобщение ребенка к культуре своего народа;
- развитие национального самосознания;
- развитие устойчивого интереса к изучению особенностей различных этических групп;
- содействие формированию принятия иных культурных национальных ценностей и воспитание доброжелательного отношения к представителям данных наций.
Край земли – так переводится с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу. На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная. Народная культура — это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.
Актуальность проблемы этнокультурного воспитания ребенка, в рамках исследования «Сказка как средство ознакомления детей дошкольного возраста с бытом и культурой Крайнего Севера» обусловлена потребностью современного общества в формировании нового типа личности.
В процессе формирования этнокультурной компетентности дошкольников приоритетным направлением является приобщение ребенка к добру и красоте, сближение детей с родной культурой и родным краем, привитие добросовестного отношения к природе и желания участвовать в сохранении и приумножении культурного наследия своей нации, поскольку именно от нас зависит то, какими вырастут наши дети.
С детства ребенку нужны картинки, звуки, цвета. Все это несет в себе изобилие народного творчества и быта народов Севера. Мифы, загадки, поговорки, пословицы – настоящая сокровищница народной мудрости. Песня передает гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражаются черты личности народа. В целях ознакомления дошкольников с народным творчеством разных этносов, помимо сохранения истории, традиций, культуры народа, происходит также и развитие у детей основных психологических процессов, таких как внимание, память, эмоции, мышление, познавательная активность, коммуникативные навык.
Большим потенциалом в процессе ознакомления дошкольников с бытом и культурой своего народа обладают сказки. Сказки являются источником представлений о мире, времени, природе, позволяют ребенку увидеть и почувствовать добро и зло. Многовековая история народов Крайнего Севера привела к созданию самобытной культуры. Своеобразна система фольклора народов Севера, однако и ей присущи разнообразные жанровые формы: легенды, сказки, предания, песни и пр. среди малых форм выделяются пословицы, поговорки, загадки. Их структура проста, язык выразителен и точен.
Для проживающих на территории Крайнего Севера, культура, традиции и быт северных народностей становится ближе и понятнее, поэтому, сохранение и более глубокое понимание национальных ценностей, естественная передача их подрастающему поколению, популяризация и пропаганда северной национальной культуры среди обучающихся, является целью моей педагогической деятельности. Изучение народных традиций способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, уважению традиций, толерантности, что так актуально в современном мире.
Предмет исследования: сказка как средство ознакомления детей дошкольного возраста с бытом и культурой народов Крайнего Севера.
Объект исследования: образовательная деятельность, направленная на ознакомление детей дошкольного возраста с бытом и культурой народов Крайнего Севера.
Цель данного исследования: определить сказку как средство ознакомления детей дошкольного возраста с бытом и культурой народов Крайнего Севера.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить понятие, виды и особенности сказки;
Охарактеризовать культуру и быт народов Крайнего севера Ямало-Ненецкого автономного округа;
Определить особенности применение сказки как средства ознакомления дошкольников с бытом и культурой народов Крайнего Севера;
Исследовать уровень знаний детей дошкольного возраста о быте и культуре народов Крайнего Севера;
Определить направления работы по применению сказки как средства ознакомления детей дошкольного возраста с бытом и культурой народов Крайнего Севера;
Оценить результаты проведенной работы.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что использование в работе с дошкольниками сказок народов Крайнего Севера будет способствовать формированию у детей знаний о быте и культуре народов Крайнего Севера.
Теоретико-методологической основой исследования явились научные труды:
• по дошкольной педагогике, по теории и методике педагогических исследований, взгляды отечественных педагогов (С.А. Козлова[ Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений / [С. А. Козлова и др.] ; под ред. С.А. Козловой. - Москва : Academia, 2002. – 187 с.], Э.К. Суслова[ Суслова, М. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М. В. Суслова, Н. П. Чеботарева, Ю. А. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 600-603.], Н.А. Ветлугина[ Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной ; Н. А. Ветлугина и др. - М. : Просвещение, 1989. – 78 с.] и др.);
• современные взгляды ученых на необходимость ознакомления с культурой народов России (Е.С. Бабунова[ Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст] : монография / Е. С. Бабунова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2008. - 368 с. И др.], Л.В. Трубайчук[ Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольных учреждениях [Текст] : коллективная монография / [Трубайчук Л. В. и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Челябинский гос. пед. ун-т", Каф. педагогики и психологии детства. - Челябинск : ЧГПУ, 2011. - 157 с.] и др.).
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение:
• эмпирические методы: педагогический эксперимент.
Базой исследования явилось детский сад «Сказка».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования знаний детей дошкольного возраста о быте и культуре народов Крайнего Севера
1.1.Средства обучения, применяемые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Средства обучения относятся к одному из важных компонентов образовательного процесса и элементов учебно-материальной базы дошкольного учреждения. Так как средства обучения – это компонент учебно-воспитательного процесса, то они могут оказывать большое воздействие на все другие компоненты (цели, формы, методы, содержание). Средства обучения – это объекты, которые человек создал сам, а также предметы естественной природы, которые принято использовать в образовательном процессе как носители учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, развития и воспитания.
Согласно общепринятой современной типологии, средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные (различные книги для чтения, учебные пособия, учебники, хрестоматии, атласы, рабочие тетради, раздаточный материал, хрестоматии и другие);
электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы и так далее);
аудиовизуальные (учебные кинофильмы, образовательные видеофильмы, слайд-фильмы);
наглядные плоскостные (настенные карты и иллюстрации, плакаты, магнитные доски);
демонстрационные (макеты, гербарии, муляжи, стенды, демонстрационные модели);
учебные приборы (колбы, компас, барометр и другие);
спортивные оборудования и тренажеры (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, мячи, автотренажеры и прочее).
Также существует другой подход к типологии средств обучения. Пидкасистый П.И. средства обучения разделил на такие виды, как:[ Педагогика: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014]
идеальные средства обучения, то есть ранее усвоенные умения и знания, используемые педагогами и детьми для приобретения нового опыта;
материальные средства обучения, то есть физические объекты, используемые педагогами и детьми для детализированного обучения.
Наглядные пособия подразделяются на группы:
1. объемные пособия (аппараты, коллекции, модели, приборы);
2. печатные пособия (плакаты, учебники, картины, таблицы, графики);
3. проекционный материал (слайды, кинофильмы, видеофильмы).
На воспитанников наиболее эффективное воздействие оказывают современные мультимедийные и аудиовизуальные средства обучения, а именно электронные образовательные ресурсы.
При использовании различных средств обучения необходимо учитывать их принципы:
учет психологических и возрастных особенностей учащихся;
гармоничное использование различных средств обучения, а именно традиционных и современных для целенаправленного, комплексного воздействия на сознание, поведение, эмоции через кинестетическую, визуальную, аудиальную системы восприятия в образовательных целях;
учет дидактических принципов и целей (доступность, наглядность и другие);
сотворчество обучающегося и педагога;
приоритет безопасного поведения в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, которые используются в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, как совокупность дидактических, учебно-методических и материальных ресурсов, которые эффективно решают задачи в оптимальных условиях.
Комплексное оборудование учебного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослых и дошкольников, так и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности по освоению программы, но и при соблюдении режимных моментов. Предметно-развивающая среда создается с учетом интеграции образовательных областей. Оборудование и материалы могут использоваться для реализации других областей. Выбор средств воспитания и обучения осуществляется для таких видов детской деятельности (трудовые, игровые, познавательно-исследовательские, продуктивные, музыкальные и художественные, коммуникативные, восприятие художественной литературы), которые в большей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью повышения двигательной активности ребенка.
Для повышения качества дошкольной подготовки воспитанников в учреждениях используют современные технологии обучения и образования. Как говорится в последнем нормативном документе, ФГОС, дошкольное образование – это первый этап общего образования. Главным направлением ФГОС ДО является развитие потенциала личности ребенка.
Следовательно, на сегодняшний день проблема эффективной комплексной подготовки воспитанников к школе приобрела особую актуальность в связи с модернизацией образования. У ребенка должен быть определенный запас навыков, умений и знаний, но педагоги и психологи уже давно доказали, что только знания не определяют успех обучения. Гораздо важнее, чтобы дети знали, как эти знания добывать и использовать самостоятельно. Поэтому главная задача при подготовке к школе – это формировать у дошкольников качества, которые необходимы для овладения учебной деятельностью, а именно инициативность, любопытство, независимость, произвол, творческое выражение. Также важно, чтобы у ребенка были познавательные и социальные мотивы учения.
Практика показывает, что если использовать только традиционные формы работы, то эта проблема не может быть полностью решена. Поэтому в работу необходимо внедрить современные образовательные технологии. Что означает термин «технология»? Технология - это набор методов, используемых в каком-либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Педагогическая технология представляет собой систему психолого-педагогических установок, которые определяют особый набор и порядок форм, способов и методов, приемов обучения, учебных инструментов; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)[ Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010].
Важнейшим аспектом педагогической технологии является положение ребенка в учебном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Сегодня существует более ста образовательных технологий. В данный момент в дошкольном образовательном учреждении используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, проблемное обучение, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии в дошкольных учреждениях[ Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. М.: БукиВеди, 2015. С. 47 - 51].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Аникин, В. П. Русская народная сказка : пособие для учителя / В. П. Аникин. - Москва : Просвещение, 1977
2.Антонова Р. Я. Воспитание детей: идея и опыт народной педагогики. (Комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике при президенте Республики Саха (Якутия)). Якутск: ЧИФ "Ситим", 2015. - 56 с.
3.Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. учреждений высшего проф. образования / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - 8-е изд. - Москва : Академия, 2012.
4.Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книж.изд-во, 2017. -182 с.
5.Афанасьев, А. Н. Древо жизни : избр. статьи / А. Н. Афанасьев ; подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева ; вступит, статья Б. П. Кирдана. - Москва : Современник, 1982.
6.Бабунова, Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста [Текст] : монография / Е. С. Бабунова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2008. - 368 с.
7.Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. - Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – с. 624
8.Борисов А.А. У самоедов. В стране холода и смерти. Репринтное издание. М.: Паулсен, 2013. 330 с.
9.Бурыкин А.А. Хантыйские сказки и фольклор урало-алтайских народов (по материалам сказок о небылицах). Тюмень: ООО «ФОРМАТ», 2017
10.Головнев А.В. Путь к Семи Чумам // Древности Ямала. Екатеринбург; Салехард, 2000. Вып. 1. С. 208-236
11.Головнев А.В., Гарин Н.П., Куканов Д.А. Оленеводы Ямала (материалы к Атласу кочевых технологий). Екатеринбург: УрО РАН, 2016. 152 с.
12.Григорьева, Т. Н. Сказки народов севера как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников / Т. Н. Григорьева, А. Н. Софронова // Молодой исследователь: вопросы науки и образования - 2023 : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной памяти Д.А. Данилова, Якутск, 24 ноября 2023 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 45-48.
13.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 5–7 лет. М.: Мозаика — Синтез, 2010
14.Даргужиева С.М., Абдираимова Э.К. Формирование ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал "Концепт", 2016. Т. 50. С. 77-83.
15.Дворская Н. И. Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. М.: БукиВеди, 2015. С. 47 - 51
16.Детская литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. О. Путилова, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова [и др.] ; под общ. ред. Е. О. Путиловой. - 5-е изд. - Москва : Академия, 2015. – с. 24.
17.Дошкольная педагогика. Содержание воспитания в детском саду / Под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – С. 115-151
18.Ермакова, Е. В. Сказки народов Севера в духовном воспитании школьников / Е. В. Ермакова, А. Н. Антошкина // XV Кирилло-Мефодиевские чтения "Человек в пространстве православной культуры" : межвузовский сборник научно-методических статей, Ишим, 19 мая 2022 года / под ред. Г. В. Сильченко. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, 2022. – С. 52-58.
19.Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольных учреждениях [Текст] : коллективная монография / [Трубайчук Л. В. и др.] ; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение "Челябинский гос. пед. ун-т", Каф. педагогики и психологии детства. - Челябинск : ЧГПУ, 2011. - 157 с.
20.История Ямальской литературы / ГАУ ЯНАО «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа». – Текст : электронный // Литературная карта Ямала «Хорей» : [сайт]. – URL: https://lit89.ru/history
21.Ким А.А. Классификация сюжетного состава нескольких хантыйских прозаических текстов, записанных В. Штейницом. Вестник ТГПУ. 2008; № 2 (76): 81 – 84
22.Коджаспирова, Г.М. Педагогический энциклопедический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2016. - 76 с.
23.Лановик, М. Б. Українська усна народна творчість : підруч. / М. Б. Лановик, З. Б. Лановик. - Київ : Знання-Прес, 2001
24.Ларионова, А. С. Типология якутских музыкальных сказок и их связи с культурой малочисленных народов Севера / А. С. Ларионова // Циркумполярная культура: памятники культуры народов Арктики и Севера : Материалы научно-практической конференции, Якутск, 25–26 апреля 2000 года / Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Составители: к.и.н. Винокурова Л.И., к.иск. Иванов В.Х. (ответственный редактор). – Якутск: Северовед, 2000. – С. 111-114.
25.Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей [Текст] / под ред. Ю.А. Лебедева. - М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
26.Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск, 1998. 136 с.
27.Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Владос, 2010.
28.Минералова, И. Г. Детская литература : учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / И. Г. Минералова.- Москва : ВЛАДОС, 2002
29.Морозова, О. Н. Психолого-педагогические возможности сказок народов Севера в воспитании детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Морозова // Социальное развитие северных территорий России и зарубежных стран: опыт, проблемы, перспективы : Материалы международной конференции, Мурманск, 20–21 ноября 2014 года. – Мурманск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мурманский государственный гуманитарный университет", 2015. – С. 141-143.
30.Нарбут, Е. В. Сказки малых народов Севера: воспитание детей в поликультурном пространстве / Е. В. Нарбут, З. Ж. Марсенич // Филологическое образование в период детства. – 2021. – № 28. – С. 140-148.
31.Ненцы: загадки, пословицы, поговорки, приметы. Мегион, 2013. 12 с.
32.Никифоров, А. И. Сказка и сказочник / А. И. Никифоров. - Москва : ОГИ, 2008. – с. 20
33.Новиков, В. И. Энциклопедический словарь юного литературоведа / В. И. Новиков. - Москва : Педагогика, 1988. – с. 298.
34.Новицкая, И. Я. Обычаи и нравы народов Севера через призму народных северных сказок / И. Я. Новицкая // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2023. – Т. 1, № 4(42). – С. 28-42.
35.Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших педагогических учебных заведений / [С. А. Козлова и др.] ; под ред. С.А. Козловой. - Москва : Academia, 2002. – 187 с.
36.Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной ; Н. А. Ветлугина и др. - М. : Просвещение, 1989. – 78 с.
37.Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой.- 11-е изд. - Москва : Русский язык, 1975. – с. 682
38.Орлова А. П. Фольклор – отражение представления народа об этнической идентичности личности // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии: материалы пятой междунар. науч. конф. Смоленск, 27–28 мая 2016 г.: в 2 т. Смоленск: Смоленский гос. ун-т, 2016. С. 164–170
39.Педагогика: учебник для студ.учреждений высш.проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2014
40.Пестерева, Е. В. Особенности сюжета сказки народов Севера / Е. В. Пестерева // XX Юбилейная всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов : Материалы конференции, Нерюнгри, 28–30 марта 2019 года. – Нерюнгри: Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова" в г. Нерюнгри, 2019. – С. 143-146.
41.Пестерева, Е. В. Особенности сюжетов сказок народов Севера / Е. В. Пестерева // Этнография : Материалы 57-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 14–19 апреля 2019 года. – Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, 2019. – С. 29-31.
42.Полынская, И. Н. Формирование композиционных умений у младших школьников на уроках изобразительного искусства при иллюстрировании сказок народов крайнего севера / И. Н. Полынская // Европейский журнал социальных наук. – 2018. – № 11. – С. 278-285.
43.Потпот Р.М. Предания, песни казымских хантов. Тюмень: ООО Формат, 2014.
44.Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по методике Л. Фесюковой «Воспитание сказкой». Развивающие виды деятельности в процессе приобщения ребенка к художественной литературе [Текст] / Н. А. Шаврина; под ред. Ю. В. Фроловой. - Ярославль: ГЦРО, 2011.
45.Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Москва: Наука, 1976
46.Пропп, В. Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки (собр. трудов В. Я. Проппа) / коммент. Е. М. Мелетинского, А. В. Рафаевой ; составл., науч. ред., текстологический комментарий И. В. Пешкова. -Москва :Лабиринт, 1998
47.Саидова И.И., Хасанова Ш.Ш. Тематические группы бытовой лексики в сказках А.Н. Афанасьева. Синергия наук. Электронный журнал. Available at: http://synergy-journal. ru/archive/article5015
48.Середкина, Н. Н. Влияние эпоса на сказки коренных народов Севера и Сибири / Н. Н. Середкина, М. Г. Смолина, А. В. Кистова // Сибирский антропологический журнал. – 2017. – Т. 1, № 1. – С. 62-73.
49.Сказки о животных и бытовые сказки. Available at: https://cyberpedia.su/16x3f57.html
50.Сокорутова, Л. В. Сказки народов Севера как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Л. В. Сокорутова, Л. В. Габышева // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-1. – С. 265-270.
51.Суслова, М. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников посредством приобщения к историческому наследию русского народа / М. В. Суслова, Н. П. Чеботарева, Ю. А. Головина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 600-603.
52.Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ: Издательство «Детство — пресс», 2012.
53.Федорова Н.В., Морозов Ю.А. Ямальское оленеводство – очерки истории. Тюмень: Сибирский издательский дом, 2010. 64 с.
54.Федорова, Л. В. Родная литература (ненецкая, хантыйская, мансийская, селькупская, коми) : программно-методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением / Л. В. Федорова ; Комитет образования Администрации ЯНАО, Ямало-Ненецкий окружной Институт усовершенствования учителей. – Тюмень. – Ч. 1. – 1995. – 142 с.
55.Фольклор ненцев. Составители Е.Т. Пушкарева, Л.В. Хомич. Новосибирск: Наука, 2001.
56.Фрэзер, Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер. - Москва : Политиздат, 1980. – с. 741.
57.Черкашина Е. С. Методика работы с русской народной сказкой // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. 2017. С. 159–162.