Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 6
1.1 Анализ требований нормативно –правовых актов к таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 6
1.2 Анализ требований к декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 13
2. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 23
2.1 Применение таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 23
2.2 Существующая система контроля таможенными органами декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 40
2.3 Модель деятельности таможенных органов по таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 45
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ 49
3.1 Предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов по таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 49
3.2 Предложения по совершенствованию системы контроля таможенными органами декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития в ходе увеличения грузооборота и пассажиропотока железнодорожный транспорт пользуется большим спросом и, поэтому РЖД (Российские железные дороги) сегодня –это всеобъемлющая транспортная система. Важно отметить, что на территории Российской Федерации (РФ) посредством РЖД осуществляется весь спектр услуг по экспорту. Железнодорожные пути в России сохраняют направленность к увеличению на несколько тысяч километров в год. Также с помощью железнодорожного транспорта можно осуществлять перевозку товаров общим весом 10 –12 тыс. тонн.
Транспортная инфраструктура, в том числе железнодорожная транспортная сеть, занимают одну из лидирующих позиций в поддержании экономики государства. Вследствие развития железнодорожного транспорта отрасли народного хозяйства, государственные и коммерческие предприятия могут стабильно функционировать, обеспечивая устойчивый уровень экономической безопасности страны. Стоит отметить, что на сегодняшний день, благодаря железнодорожным перевозкам можно осуществить транспортировку фактически любого вида товара без учета его типа или разновидности. В современных условиях сферу железнодорожного транспорта можно воспринимать как стратегический объект влияния интеграционных процессов в мире. Для того, чтобы Россия смогла удержать конкурентные позиции на мировой арене и продолжать развивать и модернизировать инфраструктуру ж/д транспорта, необходимо обеспечить инновационную среду для воплощения научно –технических идей для стратегического развития железнодорожной отрасли.
Актуальность исследования заключается в необходимости совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом ввиду увеличения объема обмена товарами между государствами – членами ЕАЭС (Евразийский экономический союз) в условиях расширения интеграции. Актуальность выбранной темы обоснована прогрессирующим развитием железнодорожных сетей не только вследствие локальных, но и мировых тенденций, которое способствует увеличению пассажиропотока и грузооборота.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе направлений совершенствования порядка и технологических процессов таможенного контроля товаров, перевозимых железнодорожным транспортом.
Объектом выпускной квалификационной работы является таможенный контроль, осуществляемый таможенными органами при перемещении товаров посредством железнодорожного транспорта.
Предметом выпускной квалификационной работы являются методы, технологии, а также законодательные основы осуществления таможенного контроля, применяемые при перемещении товаров посредством железнодорожного транспорта через таможенную границу ЕАЭС.
В данной выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ требований нормативно –правовых актов к таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом;
2) Проанализировать требования к декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом;
3) Изучить механизм применения таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом;
4) Рассмотреть существующую систему контроля таможенными органами декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом;
5) Охарактеризовать модель деятельности таможенных органов по таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом;
6) Разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов и системы контроля таможенными органами декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом.
Основными методами исследования в данной работе является анализ информации, по выбранной теме и анализ нормативно –правовых актов.
ВКР включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. АНАЛИЗ НОРМАТИВНО–ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1.1 Анализ требований нормативно–правовых актов к таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом
Таможенная политика реализуется государством посредством деятельности должностных лиц таможенных органов в соответствии с законодательством о таможенном регулировании. Словосочетание «таможенный контроль» относится к различным действиям, предпринимаемым должностными лицами таможни с целью гарантировать соблюдение международных соглашений и законодательства, регулирующего таможенное регулирование. Двумя примерами этого являются соблюдение таможенного законодательства стран-членов ЕС и прекращение незаконной трансграничной торговли продукцией. Важными составляющими этого контроля также являются идентификация таможенной границы и обеспечение национальной безопасности. Действия должностных лиц таможенных органов по осуществлению таможенного контроля при перемещении товаров железнодорожным транспортом через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) регулируются различными законодательными инструментами, такими как акты, правила, приказы и решения. Сейчас самое время поговорить об основных инструментах.
Основной нормативной базой, регулирующей перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС), является Таможенный кодекс. Статья 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС) определяет условия таможенного контроля. Уведомление должностных лиц таможни о прибытии товаров на территорию Союза является обязательным. Кроме того, в этом документе представлен подробный перечень документов, которые перевозчик, таможенный агент или любое лицо, работающее от имени перевозчика, должны предоставить при международной перевозке товаров поездом.
Независимо от вида транспорта, которым перевозятся товары, перевозчик несет обязанность информировать таможенные органы об их прибытии в пределы их юрисдикции. Для выполнения этого обязательства перевозчик должен предоставить следующие данные:
Одновременно перевозчик должен предоставить информацию, подтверждающую соблюдение всех правил и норм.
Для регистрации ранее предоставленной предварительной информации необходимо ввести следующие реквизиты:
1. Регистрационный номер предварительной информации.
2. Товары, подлежащие таможенному транзиту, при перевозке морем или через страны, не входящие в Европейский Союз, должны сопровождаться транзитной декларацией.
Очень важно обратить особое внимание на раздел VI настоящего Кодекса «Осуществление таможенного контроля». Обзор общих положений о таможенном контроле можно найти в главе 44 Таможенного кодекса ЕАЭС. В отношении указанных объектов таможенного контроля осуществление таможенного контроля должно осуществляться соответствующими таможенными органами с использованием форм и процедур, созданных для обеспечения успешного осуществления таможенного контроля.
В этой главе также описаны виды товаров, таможенных и других документов и данных, которые могут подлежать таможенному контролю. Кроме того, таможенный контроль может распространяться на деятельность уполномоченных экономических операторов, а также на здания, территории и открытые пространства, а также их части, используемые в качестве складов временного хранения (СВХ).
3. План «Трансформация делового климата» утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2022 года № 20-р. Меры по направлению плана в области таможенного администрирования предусматривают использование новых технологий в этой области. что государство может выполнять свои обязанности в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД). К ним относятся: - использование современных информационных технологий; - переход на электронный документооборот между участниками внешнеэкономической деятельности и органами государственного регулирования; - использование систем управления рисками (СУР); - ускорение сроков таможенного оформления.
В основе плана развития внешней торговли и экспорта лежат следующие цели:
Целями плана являются упрощение административных процессов и снижение препятствий для международной коммерческой деятельности. Он также направлен на исправление правовых недостатков, которые препятствуют экспорту в отдельных секторах экономики.
Реализация плана закреплена в Комплексной программе развития Федеральной таможенной службы (ФТС) до 2025 года [3].
Назначенное таможенным органом отправления место доставки товаров не может быть изменено без следующих разрешений:
1. Разрешение на выполнение задач, связанных с разгрузкой и перегрузкой продукции, перевозимой при таможенном транзите.
2. Разрешение на изменение способа доставки за границу, используемого для доставки этих товаров.
В случае, если во время перевозки товаров методом таможенного транзита произойдет несчастный случай или иное происшествие, или если вышеупомянутая процедура закончится, необходимо подготовить необходимые документы и предоставить их в соответствующие органы.
При проведении таможенных операций с железнодорожным транспортом и товарами, перемещаемыми через таможню, в порядке определяются действия, которые необходимо предпринять для использования ЕАИС таможенных органов. Особенно это актуально, если перевозчик или уполномоченные им в установленном порядке лица представляют документы и сведения в электронном виде. Железнодорожные пункты пропуска, расположенные через государственную границу Российской Федерации, составляют таможенную границу Союза.
В протоколе также указаны сроки, которые должен соблюдать перевозчик для направления в таможенный орган электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Эти документы содержат предварительную информацию. Предметы не подлежат этому процессу. Пунктами отправления являлись Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. Товары были погружены в багажные тележки и доставлены конкретным получателям.
8. «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» - решение ФТС России от 21 декабря 2010 г. (№ 2509). Таможенники Российской Федерации используют множество технических средств контроля, которые перечислены в настоящем документе вместе с инструкциями по их использованию.
Правовым регулированием является производимое с помощью норм позитивного и других правовых средств воздействия на общественные отношения, целью которых является их систематизация. Позитивным является то право, которое издаётся государственными органами в установленном порядке и фиксируется надлежащим образом.
Из вышеуказанного определения правового регулирования представляется возможным выделить признаки правового регулирования:
-представляет собой один из видов социального контроля, который осуществляется с помощью права, морали и обычаев;
-является преимущественно государственным регулятором в связи с тем, что позитивное право санкционируется государством;
-правовое регулирование является одной из форм воздействия права на общественные отношения;
-иные и государственные правовые средства составляют единый механизм, регулирующий те или иные общественные отношения;
-конечной целью правового регулирования является упорядочивание общественных отношений.
Формы правового регулирования подразделяются на следующие виды:
-нормативное –осуществляемое нормами позитивного права и являющееся первичным;
-индивидуальное –осуществляемое иными правовыми средствами (гражданские и трудовые договоры, инструкции) и носящее специальный характер.
Таким образом, нормативная форма регулирования преобладает над индивидуальной, а индивидуальная, в свою очередь, заполняет конкретные области общественных отношений.
Индивидуальное правовое регулирование подразделяется на координационный и субординационный виды. Координационному правовому регулированию свойственно осуществление непосредственно участниками с помощью заключения индивидуальных договоров и иных правомерных действий.
Субординационное правовое регулирование, в свою очередь, осуществляется государственными или другими компетентными органами. Участники общественных отношений вправе обратиться в компетентный орган для получения соответствующей помощи, которая заключается в урегулировании общественных отношений посредством применения норм позитивного права. В некоторых случаях компетентные органы самостоятельно по собственной инициативе применяют нормы права с дальнейшей систематизацией общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) от 11.04.2020. // consultant.ru: справочно–правовая система. 2022. [Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 29.11.2023).
2. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2021 №289–ФЗ. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 29.11.2023).
3. Распоряжение Правительства РФ №20–р (Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ) от 17.01.2022. //consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/ (дата обращения: 29.11.2023).
4. Приказ ФТС России № 1157 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом» от 01.06.2011. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115044/ (дата обращения: 29.11.2023).
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии№170«О некоторых вопросах применения таможенной процедурытаможенного транзита» от 13.12.2020. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285253/ (дата обращения: 29.11.2023).
6. Решение Комиссии Таможенного союза № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита» от 17.08.2010. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106502/ (дата обращения: 29.11.2023).
7.Приказ ФТС России №1572 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2015 №39460) от 05.08.2015. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188072/ (дата обращения: 29.11.2023).
8. Приказ ФТС России № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19992) от 21.12.2010. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111393/ (дата обращения: 29.11.2023).
9. Соглашение о Международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изменениями на 1 июля 2020 года). // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133603/(дата обращения: 06.12.2023).
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом» от 17.09.2013. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151956/(дата обращения: 08.12.2023).
11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза железнодорожным транспортом» от 17.04.2021. // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022.[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_296318/(дата обращения: 29.11.2023).
12. Официальный сайт ФТС России. «О введении обязательного предварительного информирования». [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19960:-1--2014--------------&catid=40:2011-01-24-15-02-45(дата обращения: 12.12.2023).
13. Официальный сайт Уральского таможенного управления. «Челябинской таможня». [Электронный ресурс]. URL: https://utu.customs.gov.ru (дата обращения: 29.11.2023).
14. Официальный сайт таможенного брокера ЮУВК. «Челябинская таможня». [Электронный ресурс]. URL: https://deklarant74.ru / (дата обращения: 29.11.2023).
15 .Официальный сайт ФТС России. «Схема I. Ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза». [Электронный ресурс]. URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=128:-1-&Ite mid=2025&layout=default (дата обращения 12.11.2023).
16.Официальный сайт центра дистанционного обучения. «Таможенный контроль товаров, перемещаемых различными видами транспорта. Принципы, формы и задачи проведения». [Электронный ресурс]. URL: https://дцо.рф/tamozhennyj-kontrol-tovarov/(дата обращения: 29.11.2023).
17.Официальный сайт ФТС России. «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2023 года». [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727(дата обращения: 29.11.2023).
18. Официальный сайт «Таможенный брокер». «Таможенный контроль: Проверка документов и сведений». [Электронный ресурс]. URL: http://www.brokert.ru/material/tamo jennyy-kontrol-prove rka-dokumentov-svedeniy (дата обращения: 29.11.2023).
19. Официальный сайт компании «Российские железные дороги (РЖД)». «Правила перевозок грузов в прямом международном железнодорожно –паромном сообщении через порты Кавказ (Россия) и Поти (Грузия)». [Электронный ресурс]. URL:http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=2932(дата обращения: 13.11.2023).
20.Бадмаева Д.Б. Проблемы, возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС железнодорожным транспортом, и пути их решения. // Вестник науки и образования. 2022. 2 –2 (56). С 54 –56. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36871994 (дата обращения: 29.11.2023).
21.Макрусев, В.В. Управление деятельностью таможенных органов: учебник для вузов / В.В. Макрусев, Д.Л. Александров. Санкт –Петербург: Питер, 2022. 448 с. [Электронный ресурс] URL: [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=368719 94 (дата обращения: 29.11.2023).
22.Официальный сайт «Таможенный брокер». «Применение форм таможенного контроля». [Электронный ресурс]. URL: http://www.brokert.ru/material/formy-ta mo jennyi-kontrol (дата обращения: 29.11.2023).
23.Официальный сайт ФТС России. «Таможенное декларирование и выпуск товаров». [Электронный ресурс]. URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1964:2019-05-04-09-50-30&catid=128:-1-&Ite mid=2025(дата обращения: 29.11.2023).
24. Решение Комиссии Таможенного союза № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары») от 20.05.2010. // 2022. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101257/ (дата обращения: 29.11.2023).
25.Официальный сайт ФТС России. «Таможенный контроль после выпуска товаров как необходимый элемент эффективного таможенного контроля, направленный на выявление и пресечение незаконного ввоза и оборота товаров на внутреннем рынке». [Электронный ресурс]. URL: http://utu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19668:2021-05-03-06-14-13&catid=386:2020-05-15-04-49-58&Ite mid=277(дата обращения: 29.11.2023).
26.Решение Высшего Евразийского экономического совета № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.05.2015 // consultant.ru: справочно –правовая система. 2022. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37712/ (дата обращения: 29.11.2023).