Фрагмент для ознакомления
2
Современная рыночная ситуация изменяется быстрыми темпами под влиянием таких факторов, как глобализация, технологические перемены, быстрое распространение торговых марок, новые формы торговли, увеличение цен на товары, изменение роли рекламы и т.д. Происходящие изменения влияют на необходимость пересмотра товарных стратегий и стратегий позиционирования продукции руководителями компаний. Поэтому компании преследуют цель исследования и анализа рынка; выработки целей, стратегий и планов маркетинга, которые бы соответствовали ресурсу, возможности, миссии и цели данной организации.
Актуальность данной темы исследования связана с тем, что разработка товарных стратегий необходима организации для улучшения своих позиций на рынке.
Ассортиментная политика – это ключевое звено системы маркетинга предприятия, заключающаяся в создании, производстве товаров для потребления. Основная ее цель заключается в получении максимальной стоимости, вложенной в производство товаров. Если ассортимент предприятия будет пользоваться спросом, то компания сможет обеспечить себе прибыль.
Предметом работы выступает товарная стратегия.
Объект исследования – товарная политика ООО «ТОРГСЕРВИС72».
Целью работы является комплексный анализ основ формирования ассортиментной стратегии предприятия в части его позиционирования для успешного функционирования на рынке.
В связи с этой целью ставятся задачи:
изучение сущности разработки ассортимента
анализ ассортиментной политики ООО «ТОРГСЕРВИС72»
разработка и продвижение нового товара предприятия на рынок.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области маркетинга, данные, материалы специализированных порталов и ресурсы Интернет.
Ассортиментная политика – это совокупность определенных действий компании, которые направлены на определение товаров, предпочтительных для эффективного функционирования на рынке и обеспечивающих рост прибыли.
В рамках организации ассортиментной политики предприятия формируют и совершенствуют свой ассортимент. Наличие ассортимента значительно расширяет рынок, и легко определяет, какие продукты будут наиболее успешными.
Ассортимент продукции — это совокупность продуктов, которые предприятие предлагает на целевом рынке.
Ассортиментная политика – это ключевое звено системы маркетинга предприятия, заключающаяся в создании, производстве товаров для потребления. Основная ее цель заключается в получении максимальной стоимости, вложенной в производство товаров. Если ассортимент предприятия будет пользоваться спросом, то компания сможет обеспечить себе прибыль [4, c.76].
Основные причины формирования ассортимента представлены в Таблице 1.
Таблица 1 - Причины формирования ассортимента [6, c.54]
Причина Понятие
Получение прибыли В современных условиях рынка предприятие приходит к необходимости соблюдения требований к своим товарам, которые должны хорошо продаваться
Рационализация производства Существует необходимость в рационализации процессов сортировки, фасовки, упаковки товаров предприятия
Эффективность поведения предприятия на рынке Необходим учет факторов рынка (требований покупателей, конкуренции, государства), чтобы сформировать модель поведения в сбыте продукции
В рамках ассортиментной политики принимаются различные решения по товарам, включающие в себя реализацию продукции, марочную политику и присутствие на рынке (Рис.1).
Ассортиментная политика связана с разработкой линейки продуктов и определения тех, которые более предпочтительны для потребителей, чтобы получить прибыль.
Ассортиментная политика решает принципиальные задачи, связанные с [8, c.65]:
- оптимизация структуры предлагаемых товаров;
- разработка и внедрение на рынок новых продуктов.
Предприятие прилагает усилия для эффективной организации работы с товарной номенклатурой, но часто появляется и необходимость разработки новых продуктов. Это связано с тем быстрыми переменами во вкусах людей, технологиями и конкурен¬цией. В рамках разработки ассортиментной политики компания решает вопросы определения марки.
Планирование ассортимента также важно для предприятий для роста рыночной доли.
Рассмотрим этапы планирования ассортимента.
1. принятие решений о соответствии имеющегося торгового ассортимента спросу на рынке. Глубокое изучение покупательского спроса и ассортимента.
2. анализ позиционирования товаров. Он включает определение зон размещения товара, продуманную последовательность выкладки. При этом необходимо учитывать основы потребительского поведения, спрос на товары.
3. выявление потенциального спроса на товары. Данный этап включает оценку потребителями ассортимента предприятия, что реализуется в форме опроса и интервьюирования.
4. формирование потребностей потребителей. Для этого используют рекламу, программы лояльности. Для организации важно приобретение стимулирующей рекламы, которая используется в любых подходах снижения цен.
5. анализ полученных результатов и разработка корректирующих мероприятий.
Таким образом, разработка ассортимента включает в себя несколько основных стадий, связанных с изучением спроса на рынке, улучшения возможности компании работать на рынке, оценкой ее товарного ассортимента, финансовым анализом. После этого ассортимент может расшириться, что увеличивает экономические показатели деятельности компании.
1.2.Методы управления ассортиментом на торговом предприятии
Рассмотрим основные аспекты реализации ассортиментной стратегии компании.
Разработка ассортиментной политики является сложным и трудоемким процессом, учитывающим текущую рыночную ситуацию, тенденции и стратегии.
В основе формирования ассортимента находится исследование желаний потребителей, рыночного спроса и оценка свободных рыночных ниш.
Как видно, формирование ассортимента не является довольно быстрым процессом, включая несколько основных этапов, решение множества задач.
Таким образом, формирование ассортимента выражает глобальные принципы управления товарами в компании, товарным портфелем, оценку конкурентных преимуществ продукции.
При этом важно формирование путем разработки и внедрения в линейку новых товаров.
Речь идет о модификации существующих на рынке товаров или о предложении новых товаров, что показано на схеме жизненного цикла товаров.
При внедрении товара есть низкий объем продаж и низкий уровень спроса. Он приносит фирме большие убытки из-за высоких затрат на маркетинг, продвижение товаров, исследование.
Этап роста характеризует быстрый темп роста объема продаж, когда у потребителей появляется интерес к товару, это приводит к росту прибыли и снижению затрат.
Стадия зрелости – это замедление и прекращение роста объема продаж, что связано с ростом конкуренции, увеличением затрат на маркетинг.
Стадия спада отражает резкое снижение объема продаж товаров и прибыли [9, c.114].
Для обеспечения эффективных продаж нужно определить, сколько товаров необходимо иметь на каждой стадии. Для этого используют матрицу «Бостон Консалтинг групп».
Также одной из товарных стратегий является разработка нового товара.
Таким образом, основная цель разработки ассортиментной политики заключается в определении товара, который был бы востребован на рынке и обеспечивал бы прибыль.
1.3.Структура формирования ассортиментной политики
Формирование ассортимента имеет несколько общих концепций, в соответствии с которыми компания изменяет свои товары, имеющийся ассортимент, чтобы обеспечить устойчивый спрос на рынке [8, c.104]. Ассортиментная политика повышает рентабельность функционирования компании, обеспечивает конкурентные преимущества. При этом компания старается учитывать свое положение на рынке, отраслевое окружение и многие прочие факторы.
Структура формирования ассортимента включает [9, c.107]:
- вид товара,
- качество товара
- сервис
- ассортимент
- марка товара.
Таким образом, формирование ассортимента определяет конкретный вид товара, его свойства.
Методы формирования ассортимента:
-Увеличение разнообразия предлагаемых продуктов.
-Рост ширины ассортимента товаров.
Методы могут иметь много уровней под- и связанных стратегий, поскольку каждой фирме необходимо будет адаптировать стратегию для удовлетворения своих конкретных потребностей и целей.
Также формирование ассортимента включает в себя разработку новых товаров из ассортимента, чтобы повысить эффективность деятельности организаций.
Формирование ассортимента включает в себя несколько основных этапов:
Поиск идеи.
Отбор идеи.
Разработка замысла продукции.
Разработка маркетинговой стратегии.
Анализ маркетинговых возможностей.
Разработка продукта.
Вывод на рынок.
Таким образом, формирование ассортимента особенно важно в жестких рыночных условиях. Новый продукт обеспечивает предприятию конкурентные преимущества.
1.4.Роль товарных запасов в процессе управления ассортиментом
Для эффективного управления ассортиментом компания должна поддерживать нужный уровень товарных запасов.
Товарные запасы – это активы предприятия, используемые при производстве продукции на предприятии (для выполнения работ, оказания услуг). Это предметы труда, участвующие в производстве, а также использующиеся для хозяйственных нужд организации. Срок их полезного использования, как правило, составляет менее одного года.
Обеспечение взаимосвязи между хозяйствующими субъектами как звеньями логистической цепочки определяет возможное эффективное влияние определенной группы участников на рынок путем управления всем циклом производства и распределения из единого центра и создает для нее значительные преимущества по управлению запасами [7, с. 65]. В то же время запасы не должны быть чрезмерными, поскольку в то же время увеличиваются затраты на производство и обращение.
В современных организациях запасы представляют собой конечные продукты, которые были произведены компанией и готовы ею к продажам, но туда же и относится все сырье, которое необходимо для производственного процесса, а также все полуфабрикаты.
Запасы – это [13, c.65]:
1) материальные и нематериальные активы,
2) активы, которые могут быть использованы для продажи, имеющие ценность
3) активы, которые сейчас находятся в производственном процессе, но будут далее проданы.
Оценка запасов важна для малого бизнеса, поскольку она помогает им предотвращать перебои в поставках, управлять несколькими местоположениями и обеспечивать точное ведение учета. Решение для инвентаризации упрощает эти процессы, чем пытаться выполнять их все вручную.
В наши дни невозможно в достаточной степени подчеркнуть важность правильного управления запасами. Хорошая система оценки запасов обеспечит высокую видимость всех товаров вплоть до полки и бункера в нескольких местах, если это необходимо. Это предотвратит нехватку запасов, обеспечит достаточное время для пополнения запасов и даст вам представление о стоимости запасов в любой момент времени [10, c.68].
Для многих предприятий физические запасы являются самыми большими расходами. Правильное управление этими расходами может означать разницу между успехом и неудачей.
Есть несколько причин, по которым управление запасами важно для производителей.Управление запасами играет огромную роль в организации и операционной эффективности цепочки поставок.
Если есть видение наилучшего из возможных производственных процессов, то освоение управления запасами станет важной частью того, что приведет к этому.
Управление запасами также способствует удовлетворенности клиентов и общему успеху компании. Во многих отношениях он выступает в качестве основы производственного процесса. Это причина или лекарство от многих критических производственных проблем.
Это обеспечивает точность инвентаризации: проблемы и последствия плохо управляемых инвентаризаций имеют далеко идущие последствия и обходятся дорого. Потерянные, украденные, неуместно размещенные, неправильно маркированные запасы - все это влияет на производство, а все, что влияет на производство, создает отходы и увеличивает затраты. Управление материалами начинается с надлежащей практики управления запасами и точного отслеживания всех материалов на складе компании.
Позволяет управлять запасами JIT (Точно в срок): Основной принцип бережливого производства, JIT управление запасами - это стратегия, при которой материалы и детали, необходимые для производства, доставляются "Точно в срок" до того, как они будут использованы на заводе. Экономия средств, достигаемая JIT, значительна, и понимание того, почему хорошее управление материалами жизненно важно для успешного внедрения JIT, должно быть довольно ясным [13, c.128].
Затраты на перевозку - это оптимизация: Тщательное планирование материалов помогает оптимизировать затраты на перевозку. Это происходит потому, что сокращаются расходы на доставку в одночасье и ускоренные сроки. Когда поставщики качества знают, что необходимо, и когда они могут учесть время выполнения заказа и необходимое транзитное время для получения самого дешевого варианта доставки.
Контроль качества повышается: Основная часть управления материалами заключается в обеспечении того, чтобы материалы, поступающие в производство, были правильными и имели высокую ценность. Это помогает поддерживать бесперебойную работу производства и улучшает общее качество готовой продукции [7, c.189].
Таким образом, формирование и поддержание необходимого уровня запасов необходимо для работы компании.
Система управления запасами — это правила и методы регулирования и контроля запасов на предприятии. Управление запасами является важнейшим активом для бизнеса, поскольку оно позволяет им минимизировать стоимость запасов на балансе компании при получении этих товаров.
Все предприятия имеют определенные запасы товарно-материальных ценностей. При этом они руководствуются следующими принципами
Принцип Содержание
Обеспечение производственной деятельности Запасы обеспечивает гибкость производственного процесса.
Обеспечение рабочих мест Запасы обеспечивают высокое постоянство производительности в компании
Необходимость учета изменения спроса Запасы помогают сглаживать колебания спроса
Обеспечение гибкости производства Запасы позволяют увеличить время подготовки к выпуску
Защита от колебаний поставок сырья Запасы нейтрализуют колебания
Использование экономичного заказа на закупку Поддержание запасов связано с расходами
Кроме оценки эффективности использования запасов предприятия должны осуществлять их контроль.
Существует несколько подходов к управлению запасами [28, c.90]:
-Иметь при себе запас прочности:
Также известные как буферные запасы, эти продукты помогают компаниям избежать нехватки материалов или товаров с высоким спросом. Как только компании исчерпывают свои расчетные запасы, страховой запас служит резервом на случай неожиданного увеличения уровня спроса.
-Инвестировать в облачную программу управления запасами
-Запустить программу подсчета циклов
-Использовать отслеживание партий:
Управление запасами помогает стабилизировать потребительский спрос, складские помещения [3, c.189].
Для управления запасами используют различные методы оценки.
ABC-анализ - эта круговая диаграмма, которая показывает, как можно помочь оценить стоимость каждого товара на основе ценности, которую он представляет.
ABC-анализ использует принцип Парето, или 80/20, когда 20% запасов приносят 80% прибыли.
Компания хочет сосредоточиться на этих товарах, чтобы увеличить объемы продаж и прибыль. Анализ запасов может повлиять на выбор методов контроля запасов, будь то "точно в срок" или "на всякий случай" [9, c.189].
Хорошая стратегия управления запасами и точный подсчет запасов могут помочь компаниям сэкономить деньги, поскольку они будут предоставлять только те товары, которые покупают клиенты, и, следовательно, упрощать свои операции.
Таким образом, управление запасами и ведение финансовой отчетности - это гораздо больше, чем просто отслеживание стоимости запасов. Важно постоянно оценивать уровень и качество имеющихся запасов, чтобы обеспечить бесперебойное производство.