Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу важный период, связанный со значительными изменениями в организации его жизнедеятельности, которые касаются как изменения привычного ритма жизни, так и процесса социализации ребенка. Многие авторы посвятили свои исследования проблеме адаптации детей к обучению в школе, так в отечественной психологии данной проблематикой занимались Ш.А. Амонашвили, Н.В. Беляков, Л.И. Божович, Д.А. Венгер, С.М. Громбах, И.В. Дубровина, М.Е. Зеленова, В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и другие. В зарубежной психологии наиболее известны исследования М. Мартина, Л.С. Пейджа, И. Юханссон и других. Педагогический и социально-психологический аспекты процесса адаптации раскрыты в работах Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.В. Конева, Г.Г. Кравцова, В.А. Слaстeнинa, С.И. Семенака.
Однако проблема адаптации на начальном этапе обучения приобрела новое звучание в связи с введением инклюзивного образования. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 2). Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2018 г. № 373 учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ, что позволяет решить целый ряд проблем, связанных с педагогическим аспектом социализации. И наибольшие сложности у первоклассников с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ОВЗ) при поступлении в общеобразовательное учреждение связаны с социально-психологическими аспектами адаптации.
Прежде всего, это связано с тем, что для детей, имеющих органические возможности здоровья, характерен целый ряд особенностей, затрагивающих как эмоционально-личностную сферу, так и сферу коммуникативную.
Основываясь на изложенном выше, была определена цель исследования – выявление особенностей адаптации к обучению в школе учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья.
Объектом исследования является процесс адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Предмет исследования – особенности адаптации учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что адаптация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивной начальной школе будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
1. повышении мотивации детей с ОВЗ к учебной деятельности;
2. обеспечении младшим школьникам с ОВЗ возможности интегрироваться в среду сверстников посредством игровой деятельности;
3. учет особенностей семейного воспитания детей с ОВЗ с целью улучшения состояния родительско-детских отношений и их влияния на ребенка.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Составить психодиагностический комплекс, позволяющий выявить особенности адаптации к обучению в школе учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
2. Провести педагогический эксперимент с целью определения эффективности предложенных педагогических условий адаптации младших школьников с ОВЗ к инклюзивной начальной школе;
3. Проанализировать результативность педагогического эксперимента;
4. Разработать рекомендации по созданию педагогических условий для адаптации младших школьников с ОВЗ в рамках инклюзивной начальной школы.
База исследования: ****.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных в исследовании результатов для разработки рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образовательного обучения.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы применения адаптивных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
1.1 Понятие школьной адаптации
Понятие школьной адаптации может быть определен как процесс и результат активного приспособления ребенка к условиям новой среды, связанный со сменой ведущей деятельности и социального окружения – данный подход одинаково раскрывается как в психологии, так и в педагогике (А.В. Золотарева, Я.Л. Коломинский, В.С. Мухина, Г.Г. Петроченко и др.) [13; 14; 21; 27].
А.Л. Венгер определяет адаптацию как «… процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новым условиям его общения, новым условиям жизни в целом» [8, с. 106].
Проблема адаптации к школе может рассматриваться в тесной связи с представлениями о психологической готовности ребенка к школе, так как формирование у ребенка этого психологического новообразования представляет собой как важнейшая предпосылка к его успешной адаптации а так же обычно определяет этапы и содержание коррекционной работы в начальный период обучения.
Исследователи выделяют несколько основных показателей социальнопсихологической адаптации [25; 31]. Первым показателем является сформированность «внутренней позиции школьника».
Продуктивная учебно-воспитательная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть к определенному уровню самосознания. Соответственно, вторым критерием является адекватное поведение учащегося.
В качестве третьего критерия авторы выделяют владение навыками учебной деятельности, что предполагает наличие у ребенка мировоззрения, запаса конкретных знаний.
Кроме того, важным критерием адаптации в школе является и установление адекватных форм межличностных отношений в системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель» [36].
Существуют различные формы социальной адаптации:
Активная: индивид подстраивается под среду, под ее взгляды, нормы и ценности.
Пассивная: индивид переосмысливает сформировавшиеся у него взгляды и формы поведения, а также анализирует нормы и ценности социальной группы.
Адаптационная: индивид, находится в процессе адаптации к новому и в то же время вносит что-то от себя.
Показателем высокой социальной адаптации является способность жить и действовать в условиях совместной деятельности, в условиях новой социальной среды и ее требований, умение обучающегося решать межличностные конфликты, совместно преодолевать различные трудности.
Несмотря на то, что процесс адаптации является непрерывным, данное явление связывают с периодом существенной смены деятельности и социального окружения индивида. В младшем школьном возрасте таким периодом является поступление в школу. От начала школьной жизнь ребёнка, зависит весь последующий процесс социализации и развития личности младшего школьника.
В свих трудах Л.С. Выготский делает акцент на то, что процесс адаптации ребенка к обучению в школе должен осуществляться задолго до его поступления в образовательную организацию [12].
Педагог-психолог Л.И. Божович делала акцент на важности личностной и интеллектуальной готовности к школе. Она говорила о том, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям [7].
Адаптационный период при поступлении в первый класс — это длительный, довольно трудный процесс, который требует больших усилий от организма и психики ребенка. Появление одноклассников и учителей в жизни ребенка кардинально меняет жизнь самого обучающегося.
Адаптированными называют детей, которые были приняты в систему школьных правил и требований с остальными детьми. Адаптация во многом зависит от мотивационной и эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков, а также интеллектуальной подготовки к школе.
Недостаточная сформированность любой из перечисленных областей может стать причиной, приводящей к дезадаптации ребенка.
Дезадаптация — это результат неспособности ребенка адаптироваться к школе. Нарушения коммуникации и процесса учебной деятельности может привести к внутреннему дискомфорту обучающегося, нарушению контакта с другими людьми. Уже в начале первого класса можно выявить детей с данными проблемами. Несвоевременное начало решения данной проблемы влечет за собой отставание по школьной программе, снижение мотивации обучающегося, а также появление различных форм отклоняющегося поведения ребенка и в последствии могут сделать ребенка труднообучаемым и трудновоспитуемым [31].
В этот период дети могут быть очень шумными, гиперактивными и крикливыми. Могут дерзить учителям или капризничать. У других же появляется слабость и застенчивость. Они могут плакать при неудачах или замечаниях в свой адрес. Возможно также увеличение количества заболеваний, связанных с нагрузкой на психическое и физическое здоровье детей в связи с резким изменением образа жизни, когда требования и обязанности детей значительно возрастают. Не все дети адаптируются к школе с такими отклонениями, но есть и такие первоклассники, у которых адаптация занимает очень много времени. Такие дети часто бывают вялыми, некоторые выматываются уже к середине дня. Кроме того, некоторые дети, страдают от головных болей или испытывают страх и тревогу при выполнении заданий в классе.
Дети, посещающие детский сад, как правило, имеют преимущество, так как в детском саду педагогами целенаправленно формируется элементы готовности к школе. Дети, занимающиеся дома, как правило, получали более пристальное и индивидуальное внимание со стороны родителей. Они обладают преимуществами в познавательной сфере, но зачастую не имеют достаточного опыта во взаимоотношениях со сверстниками и учителями, поэтому нередко могут быть очень эгоцентричны.
По мнению Д.Ю. Соловьевой школьная адаптация делится на следующие составляющие:
1. Организационная адаптация предполагает, что дети приспосабливаются к новым организационным системам в своей жизни и готовы к новым правилам, обязательствам, требованиям, статусу и ответственности в отношениях со школой, учителями и классом.
2. Учебно-мотивационная адаптация — такая адаптация формируется, когда обучающиеся начинают ходить в школу, осуществляя переход к выполнению социально значимой учебной деятельности.
3. Психологическая адаптация ориентирована на психическое здоровье учащихся начальной школы. Критерием такой адаптации является эмоциональное состояние первоклассников в школе.
4. Социальная адаптация - критерием данной адаптации являются особенности поведения ребенка в школе, формирование правильного поведения в классе, установление контакта с одноклассниками и учителем.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 26 июля 2019 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovani-dok.html
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/
3. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС,2013. – 368 с.
4. Алехина, С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. – Красноярск, 2013. – С. 71-95.
5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2010. – 71 c.
6. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психо-терапевтической помощи детям и подросткам [Текст] / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 2011. – 349 с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер. – М.,2008. – 136 с.
8. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование детей [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М., 2015. – 163 с.
10. Возрастная и педагогическая психология: учебник для учащихся пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.
11. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 2006. – 356 с.
12. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С.Г. Шевченко [Текст]. – М.: АРКТИ. 2011. – 224 с.
13. Интеграция общего и дополнительного образования: практическое пособие / под ред. Е.Б. Евладовой, А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева [Текст]. - М.: АРКТИ,2016. – 296 с.
14. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.– М.: изд-во «Наука», 2012.– 96 с.
15. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе [Текст]: учебное пособие О.Б. Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010. – 32 с.
16. Костина, А. Новые подходы адаптации детей раннего возраста / А. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С.34-37.
17. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2012.– 192 с.
18. Кравцова, Г.Г. Шестилетний ребенок: психологическая подготовка к школе [Текст] / Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцова. – М., 2007. – 172 с.
19. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Педагогика. –2014. – 306 с.
20. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье[Текст] / Т.А. Маркова. – М., 2011. – 112 с.
21. Мухина, B.C. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2006. – 376 с.
22. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина.– М.: МГУ, 2016. – 315 с.
23. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М.: Владос, 2011. – 256 с.
24. Никольская, Н.М. Психологическая защита у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.М. Никольская, Р.М. Грановская.– СПб.: Речь, 2010. – 122 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. – М., 2012. – 159 с.
26. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. – 148 с.
27. Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии [Текст] / М.С. Певзнер. – М., 2006. – 58 c.
28. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе [Текст] / Г.Г. Петроченко. – М., 2016. – 291 с.
29. Ратнер, Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л. Ратнер, А.Ю. Юсупова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 175 с.
30. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009. – 64c.
31. Самоухина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н.В. Самоухина.– М.: Инфра-М,2017.– 215 с.
32. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: Аркти, 2014. – 288 с.
33. Сластенин, В.А. и др. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
34. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] / В.М. Сорокин. – М.: Речь, 2014. – 420 с.
35. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст] / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М., 2015. – 180 с.
36. Тимофеева, И.В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья как субъект жизнедеятельности: к постановке проблемы. [Электронный ресурс] / И.В. Тимофеева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.– 2011. – № 2. – Режим доступа: http:// medpsy.ru
37. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Г.В. Фадина. – Николаев, 2014. – 80 с.
38. Формирование безбарьерной образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (методическое пособие) [Текст]. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 66 с.
39. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова.– Томск, 2014.– 94 с.
40. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2018. – 91 c.
41. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. – М.: Владос, 2011. – 480 с.
42. Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Владос, 2011. – 412 с.
43. Эльконин, Д.П. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / Д.П. Эльконина, А.Л. Вангера. – М.: МГУ, 2018. – 189 с.
44. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru//Firsanova.shtml
45. Юханссон, И. Особое детство [Текст] / И. Юханссон. – СПб.: Центр лечебной педагогики, 2011. – 164 с.
46. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина – СПб.: «Питер», 2004. – 316 с.
47. Ismagilova, A.G. Psychological Aspects of the Pedagogical Interaction Style of the Kindergarten Educator / A.G. Ismagilova // Progress in Education. – 2001, Vol. 5. P. 21-29.