Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическое развитие имеет жизненно важное значение для удовлетворения потребностей растущего населения развивающихся стран, поэтому экономическое развитие стоит в приоритете у многих государств.
В современных условиях формирования и развития мировой экономики, а также в период трансформации многих стран к переходу на открытую экономику, существует потребность в защите на глобальном уровне внутреннего рынка против недобросовестной конкуренции. Наиболее эффективным способом защиты, как показывает мировой практика, является внедрение в странах применения защитных и ограничительных мер внешнеторговой деятельности.
Одним из инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности является таможенный тариф, который представляет собой заданные ставки импортных пошлин, применяемых при перевозке товаров через границу. Однако помимо этого, также используется полный комплекс мер, направленных на оказание влияния на стоимость товаров, находящихся в обороте внешней торговли. Это позволяет государству воздействовать на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение. При этом сохраняется коммерческая самостоятельность субъектов.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работу обусловлена тем, что в настоящее время формирование эффективной системы запретов и ограничений внешней торговли, является одной из актуальнейших задач, поскольку проблемы развития и обеспечения экономической безопасности в России достаточно актуальны и серьезны.
Целью работы является анализ проблемных вопросов системы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в условиях Евразийского экономического союза с целью разработки направлений их решения.
Задачи:
- раскрыть общую характеристику запретов и ограничений ЕАЭС;
- провести анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему запретов и ограничений в ЕЭАС;
- провести анализ системы запретов и ограничений, как меры регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС;
- исследовать вопросы обеспечения соблюдения требований ЕАЭС в области запретов и ограничений;
- изучить проблемы системы запретов и ограничений ЕЭАС;
- выявить пути решения проблемы системы запретов и ограничений ЕЭАС.
Объектом данной работы является деятельность Евразийского экономического союза, а предметом - система запретов и ограничений внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза.
При выполнении работы использовались методы анализа, сравнения и моделирования.
В качестве источников информации были использованы: таможенное законодательство Евразийского экономического союза и Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные акты, регулирующие сферу запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, научная литература по данной теме, а также специализированные интернет-ресурсы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования для совершенствования нормативно-правовой деятельности Евразийского экономического союза.
Теоретическая значимость данной работы заключается в подробном описании системы запретов и ограничений Евразийского экономического союза.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованных источников.
В первой главе обосновываются теоретические основы обеспечения соблюдения требований законодательства ЕАЭС в области запретов и ограничений внешней торговли товарами.
Вторая глава включает анализ применения запретов и ограничений в ЕАЭС.
Здесь приводится анализ системы запретов и ограничений, как мера регулирования внешнеторговой деятельности ЕАЭС , проводится исследование проблем обеспечения соблюдения требований ЕАЭС в области запретов и ограничений.
В третьей главе выявляются проблемы обеспечения соблюдения требований законодательства ЕАЭС в области запретов и ограничений внешней торговли товарами и приводятся направления решения проблемы системы запретов и ограничений ЕЭАС.
Глава 1. Теоретические основы обеспечения соблюдения требований законодательства ЕАЭС в области запретов и ограничений внешней торговли товарами
1.1. Общая характеристика запретов и ограничений ЕАЭС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — это региональная организация, объединяющая государства-участники на постсоветском пространстве. Ее основная цель - содействовать всесторонней модернизации национальных экономик участников через межгосударственное сотрудничество, что должно привести к повышению конкурентоспособности и улучшению уровня жизни населения [7].
Согласно договору об ЕАЭС, предусмотрено свободное перемещение товаров, рабочей силы, капитала и услуг, а также проведение согласованной единой экономической политики.
Основание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представляет собой продолжение процесса экономической интеграции, начавшееся с формирования таможенного союза и создания единого экономического пространства. В контексте этих событий, критически важно выработать единую стратегию по введению нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Этот кодекс направлен на упрощение и повышение прозрачности таможенных процедур, в частности, для субъектов внешнеэкономической активности, касающихся экспорта и импорта товаров.
Во второй статье таможенного кодекса Евразийского экономического союза детализировано объясняется термин "незаконное перемещение товаров через таможенную границу союза", под которым подразумевается перемещение товаров в нарушение норм и правил, определяющих допустимые пути и условия пересечения таможенной границы, либо его осуществление в обход установленного таможенного контроля, включая случаи использования для этих целей неверных сведений или поддельных документов.
В контексте транзита товаров через границы Евразийского экономического союза, процесс охватывает импорт товаров в пределы таможенной зоны союза и экспорт из нее. Разбор этой операции требует понимания таких ключевых терминов, как "таможенная зона", "таможенный барьер", "продукция", "импорт продукции в таможенную зону" и "экспорт продукции из таможенной зоны".
В соответствии с пятой статьёй таможенного кодекса ЕЭС, таможенная зона Евразийского экономического союза охватывает территории стран-членов, а также созданные человеком острова, постройки и другие объекты за их границами, находящиеся под их суверенным контролем [1].
Согласно статье 2 таможенного кодекса Евразийского экономического союза, под термином "товар" понимается любые движимые объекты, охватывая национальную валюту стран-членов, акции и облигации, валютные ценности, электроэнергию и другие перевозимые предметы, которые могут быть перемещены через таможенную границу и которым разрешен ввоз на территорию Евразийского экономического союза таможенными службами.
Эти термины ключевые для выяснения сущности «контрабанды товаров через границы таможенного союза Евразийского экономического пространства».
Графическое изображение, демонстрирующее ограничительные меры и запреты в рамках Евразийского экономического союза, а также законодательные акты, их регламентирующие, представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Ограничения и запреты и их законодательное регулирование в ЕАЭС
Применяемые нетарифные меры представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Нетарифные меры в ЕАЭС
Комиссия наделена правом рассматривать инициативы о введении или отмене мер от государств-участников и самой комиссии. В процессе принятия решений об установлении, применении, продлении, или отказе от мер, комиссия обязана оповещать участников международной торговли из государств-членов, чьи экономические интересы могут оказаться затронуты. Такие субъекты получают возможность подать свои замечания и предложения по обсуждаемому вопросу и участвовать в диалоге. Методы и форматы как консультационного процесса, так и информирования стейкхолдеров о его прогрессе и итогах определяются комиссией. Стоит подчеркнуть, что отсутствие консультаций не может служить основанием для признания решений комиссии нелегитимными, в случае если они касаются прав на ведение внешнеэкономической деятельности.
Обычно, международная торговля товарами происходит с минимальным применением экспортных и импортных ограничений, хотя существуют исключения. В определенных ситуациях, для защиты национального рынка от нехватки критически важных товаров, могут быть введены временные запреты или установлены квоты на экспорт. Аналогично, регулирование импорта и экспорта может быть адаптировано в соответствии с глобальными нормами и соглашениями. Эти регуляторные меры направлены на поддержание экономических интересов стран-участниц и стабилизацию международной торговли.
В контексте регулирования торговых потоков в пределах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) используются инструменты в виде экспортных и импортных квот. Эти количественные ограничения налагаются исключительно на продукцию, экспортируемую из стран, входящих в ЕАЭС, а также на товары, импортируемые из государств, не входящих в этот союз.
Квантитативные рестрикции не распространяются на импорт из отдельных неучастников или на экспорт в определенные неучаствующие страны, когда эти ограничения не воздействуют на импорт из всех неучастников или на экспорт во все неучаствующие страны. При этом учитываются обязанности стран-участников, определенные в рамках международных соглашений.
Экспортные ограничения или запреты допускаются исключительно для продукции, критичной для внутреннего рынка объединения, и их применение возможно только в чрезвычайных ситуациях. Эти меры вводятся на основании решений, принятых комиссией по предложению от государств-участников. В настоящее время список подлежащих ограничению товаров определен в постановлении Комиссии Евразийского экономического союза от 26 июля 2016 года № 83.
Комиссия Евразийского экономического союза (ЕАЭС) задействована в процессе определения и распределения объёмов квот на экспорт и/или импорт среди стран-членов, устанавливает методологию выделения долей этих квот среди субъектов внешнеэкономической активности в пределах этих государств. В дополнение, она вправе распределять объёмы импортных квот между неучаствующими в ЕАЭС странами.
В рамках регулирования внешнеторговой активности и надзора за товарооборотом, государственные органы внедряют лицензирование. Этот механизм обеспечивает мониторинг количества операторов внешнеэкономической деятельности, вовлеченных в специфические сектора работы, и регулирует ввоз и/или вывоз товаров через процесс получения лицензии. Привилегия на экспорт и/или импорт отдельных категорий товаров назначается на базе анализа статистики и проведения финансово-экономических оценок, целью которых является обоснование потребности в данной регулятивной мере. Это делается как для контроля количества субъектов, допускающихся к эксклюзивным правам на ввоз и/или вывоз товаров, так и для обеспечения равноправных условий конкуренции на рынке.
В сфере оборонного заказа и гарантирования конфиденциальности государственной информации основными элементами нормативного управления являются технические нормы и правила, процесс подтверждения соответствия требованиям, унификация процедур и свидетельствование компетенции. Эти процедуры целенаправленно способствуют повышению стандартов и надежности продуктов, выполнения работ и предоставления услуг.
Комиссия разрабатывает перечень стандартов на международном и региональном уровнях, предназначенных для выполнения научных исследований, проведения испытаний и выполнения измерений в процессе проверки соответствия изделий нормативам технического регулирования, установленным регламентами Союза. В ситуациях, когда подходящие стандарты отсутствуют, применяются национальные стандарты. Они включают в себя нормы и методики для проведения испытаний, исследований, измерений и методы отбора образцов, которые ключевы для реализации положений технического регламента Союза и выполнения оценки соответствия.
Глобальные и локальные нормы требуют ратификации на уровне каждой страны для их действия в рамках национальной системы. Процедуры оценки соответствия товаров и услуг, определенные техническими регулятивными документами организаций, предполагают применение разнообразных методов, в том числе проведение сертификации, тестирование, получение лицензий и проведение технического аудита.
Декларирование и сертификация соответствия служат обязательными методами подтверждения соответствия. Регулирующий орган устанавливает нормы, методики и процедуры для оценки соответствия, ориентируясь на стандартные схемы, которые он же утверждает.
Перед тем как товары будут предложены на рынке, их соответствие техническим регламентам объединения подвергается анализу. Эту функцию осуществляют аккредитованные учреждения, в числе которых сертификационные центры и испытательные лаборатории, которые проводят необходимую проверку на соответствие установленным нормам. Чтобы быть включенными в общий список таких организаций и обеспечить его актуальность и надлежащее управление, необходимо получить одобрение от специализированной комиссии.
Компетентные органы государств-членов, следуя своему национальному законодательству, осуществляют регистрацию объектов в сфере технического регулирования. Товары, отвечающие критериям технических регламентов Союза и успешно прошедшие оценку на соответствие, обязаны носить знак единого обращения на рынке Союза. Дизайн и правила использования этого знака регламентируются решениями соответствующей комиссии. При реализации такой продукции в рамках Союза ее маркировка должна быть выполнена на русском языке или, по требованию государств-членов, на их официальных языках.
Регулирование импорта товаров, требующих официального подтверждения соответствия стандартам, в рамках территории таможенного союза, находится в ведении соответствующей комиссии. Во избежание распространения небезопасных изделий, каждое государство-участник вправе ввести срочные регулятивные меры для защиты законодательно закрепленных интересов. После введения таких мер, страна должна без промедления уведомить остальные государства-участники и инициировать процедуру обсуждения и договоренностей по данному вопросу.
В соответствии с 8 разделом Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», законодательство предусматривает специфические типы ограничений и запретов, в том числе ограничения и запреты на международную торговлю товарами, услугами, а также объектами интеллектуальной собственности. Эти меры могут быть введены в рамках реализации международных санкций, наложенных Российской Федерацией, целями поддержания платежного баланса или в связи с необходимостью осуществления регулирующих мер. Помимо этого, страны-участники имеют право на внедрение ответных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные материалы
1.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Официальный сайт Евразийского экономического союза http: www.eaeunion.org.
2.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 №134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» «КонсультантПлюс». URL: http: www.consultant.ru.
3.Об экспортном контроле: Федеральный закон от 18.07.1999 N 183- ФЗ // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru.
4.Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // «КонсультантПтюс». URL: http: www.consultant.ru.
5.О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 30 нюня 2017 г. № 293: Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 № 778 // Российская газета. № 178 08.12.2017.
6.Протокол о мерах нетарифного регулирования (Приложение №7 к Договору) // «КонсультантПтюс». URL: http: www.consultant.ru.
Учебные пособия, монографии
7.Абросимов, Г.Р. Особенности перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС // Таможня, 2019. - № 5. - С.9 -21.
8.Анохина О. В. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Евразийского экономического союза. - Проспект. 2020. С.448.
9.Банных И.Н. Анализ состояния, динамики и тенденции развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2019. - №2(79). - С. 129-137.
10.Балуев Д.Г. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики Международные процессы. - 2019. Т. 12. № 38. С. 23-33.
11.Белова Е.А. Россия и торговые споры в ВТО: Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры // Российский внешнеэкономический вестник. – 2020. - № 7. - С. 120-131.
12.Высоцкая В.Г., Богачева В.Е. Практика применения нетарифных мер государственного регулирования международной торговли // Гипотеза. Раздел Экономика, 2019. № 1. С .11-19
13.Габричидзе Б. Н. Таможенное право Российской Федерации: Учебник для вузов. Изд-во БЕК. 2019.466.С.
14.Гринева О.М. Исследование импортной деятельности Российской Федерации В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций Материалы международной научно-практической конференции ученых, специалистов, преподавателей вузов, аспирантов, студентов, 2019. С. 62-67.
15.Громенко О.А., Бойко А.П. Формализация взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». 2019. № 3. С.58 - 63.
16.Гульбина, Ю.Т. Международная торговля объектами интеллектуальной собственности на современном этапе: экономика и контроль: учебное пособие. Москва: ВАВТ Минэкономразвития России, 2020. - 168 с.
17.Демченко С.Г., Нурмухаметов А.В., Салимов Л.Н. Санкционный стимул к развитию отечественной промышленности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2019. № 6 (38). С. 25-32.
18.Касьянова Г. Ю. Таможенное регулирование. Учебное пособие. АБАК. 2019.304 с.
19.Кашкин С.Ю., Четвериков А.О. Право Евразийского экономического союза // учебное пособие, Проспект, Москва, 2015, с. 183.
20.Киселев, Б.С. Таможенное право: учебное пособие. Санкт-Петербург: Лань, 2019. - 139 с.
21.Козка М.Ю., Семенова Н.К. Актуальные проблемы совершенствования управления в таможенных органах // Молодой ученый. 2020. №29. С. 422-426.
22.Крайнев, П.П. Интеллектуальная экономика: управление промышленной собственностью: монография. П.П. Крайнев. - М.: Изд. Дом «Ин Юре», 2018. - С. 16.
23.Крылова И.В., Семенов А.В. Судебная практика в гражданском и арбитражном процессе (на примере дел с участием таможенных органов) Ленинградский юридический журнал. 2020. №3. С. 132-146.
24.Ливинцова М.Г., Мишина М.Д., Мишин Н.Д. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей // Экономические исследования, 2021. №4. С. 1-9.
25.Мещериков В.А. Таможенное регулирование пересылки товаров в международных почтовых отправлениях Сибирский юридический вестник. 2019. №3. URL: https: cyberleninka.ru.
26.Михайлова А. Н.: Симонова Ю. В. Практика и перспективы применения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности // Молодой ученый. 2021. №10.1. С. 44-47.
27.Монжегорова О.А. статья «Анализ системы запретов и ограничений внешнеторговой деятельности Евразийского экономического союза» // Вестник Российской таможенной академии, № 2, 2019, с. 20.
28.Новикова, С.А. Таможенное дело: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Юрайт, 2018. - 138 с.
29.Печерица В.Ф. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности в Китае Внешнеэкономическая деятельность; 2019. 38с.
30.Попова, Л.И. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2019. - 237 с.
31.Ревина, С.Н., Паулов П.А., Борякин Д.В. Таможенный контроль: учебное пособие для вузов. Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2020. - 187 с.
32.Романов А.В. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности в ЕАЭС Молодой ученый, 2019.94 с.
33.Рябошапка АИ. Внешнеторговая политика государства и формирование интересов участников внешнеторговой деятельности // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2023. № 4 (29). С. 22-29.
34.Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации: Альфа-М. 2021.724.С.
35.Семенова И.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства Судебная практика и комментарии. Эксмо. 2019. З04.с.
36.Трошкина Т.Н. Запреты и ограничений в системе государственного регулирования международной торговли (на примере развитых стран): монография. 2019. 78 с.
37.Хайруллина Р.Г. Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций // Молодой ученый; 2019. 85с.
38.Хайруллина Р.Г., Багаутдинова Л.Р. Запреты и ограничения Запреты н ограничения внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций Электронный научный журнал «Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность». - Из-во «Сансар», М.. С.45-57.
39.Халилов С.В. Экспорт и таможенные процедуры экспортав условиях Евразийского экономического Союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №4. URL: https: cyberleninka.ru.
40.Хмельницкий В.Н. Нетарифные меры регулирования внешней торговли: особенности применения в современных условиях Экономика и бизнес: теория и практика. 2019.№7. С. 90-93.
41.Хмельницкий В.Н. Практика применения нетарифных мер в современной мировой экономике и их особенности Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №4. С. 264-267.
42.Храмцова А.Д. Опыт применения запретов и ограничений внешнеторговой деятельности в США // Молодой ученый. 2019. 51с.
43.Черенков, В. И. Внешнеэкономическая деятельность / В. И. Черенков. Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. 541 с.
44.Чечик, А. М. Товароведение и экспертиза товаров культурно-бытового назначения / А. М. Чечик. -М.: Дашков и Ко. 2019. 536 с.
45.Шехерова И.А. Сущность запретов и ограничений внешнеторговой деятельности Молодой ученый, 2022. 69 с.
46.Щебарова Н.Н., Рашева Н.Ю. Выбор инструментов внешнеторговой политики России в современных условиях: экономико-правовые основы // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 2 (24). С. 86-91.
47.Щебарова, Н. А. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма / Н. А. Щебарова. Мировая экономика. 2019. №3. С. 35-38.
48.Экономические и правовые аспекты совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС: коллективная монография / А.В. Власов, А.П. ДжабиеБ, В.Ю. Дианова, Е.В. Комарова, Д.Г. Коровяковский, Ю.И. Петров, А.Е. Поляков, А.Г. Савченко, Б.Л. Скрынченко, Н.Ю. Филиппова, Т.В. Щукина. М. 2021. 300 с.
Электронные ресурсы
49.Альта-Софт: [сайт]. MocKBa.URL: https://www.alta.ru.
50.Евразийская экономическая комиссия: [сайт]. Москва. URL: http: www.eurasianccmmission.org ru.
51.Информационный портал ЕАЭС: [сайт]. Москва. URL: http: www.fair.ru
52.Консультант Плюс: [сайт]. Москва. URL: http: www.consultant.ru.
53.Уральское таможенное управление: официальный сайт. Екатеринбург. URL: http: utu.customs.ru/cum/ab/document.
54.Федеральная Таможенная Служба: официальный сайт. Москва. URL: http: ved.customs.ru.
55.Электронный фонд правовой и нормативно - технической документации: [сайт]. Москва. URL: http: docs.cntd.ru/document.
56.Министерство экономического развития РФ»: официальный сайт. Москва. URL: http://www.ved.gov.ru/mdb/restrictive_measures/sanitary_measures/.
57.Kirkham К. The formation of the Eurasian Economic Union: How successful is the Russian regional hegemony? // Journal of Eurasian Studies. 2021. V. 7. P. 111-128.
58.Mostafa G. Eurasian Economic Union: Evolution, challenges and possible future directions //Journal of Eurasian Studies. 2020. V. 9. P. 163-172.
59.Vinokurov E. Eurasian Economic Union: Current state and preliminary results // Russian Journal of Economics. 2019. V. 3. P. 54-70.