Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Футбол является одной из самых популярных игр в мире, он очень распространен и в России, где
со времен СССР является одной из популярных детских игр.
Футбол имеет многочисленных поклонников среди детей и подростков, которые занимаются им
вне занятий, в часы собственного досуга, что свидетельствует о том, что игра действительно
вызывает живой интерес и увлекает игроков.
Такой интерес, если его правильно развивать, может стать фундаментом для приобщения ребенка
к регулярным физическим занятиям и здоровому образу жизни. Даже если речь идет о
любительских занятиях, то футбол приучает ребенка к нагрузкам, помогает его организму
правильно формироваться, прививает положительное эмоциональное отношение к занятию
спортом.
3
I. Анализ проблемы технико-тактической подготовки юного футболиста
1.1. Учет возрастных особенностей развития и восприятия в подготовке футболиста
Средний школьный возраст охватывает детей от 10 до 15 лет. Это период раннего (10-13
лет) и позднего (13-16 лет) подросткового возраста, который характеризуется интенсивным
развитием всех систем организма и бурной их перестройкой [11, 29].
Дети 10-12 лет характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно
лёгкой ранимостью организма. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении
роста в длину, в некоторой дискоординации движений, довольно быстрой утомляемости,
неуравновешенности и появлении новых черт в характере.
В возрасте 10-14 лет у детей заканчивается функциональное созревание мышц и начинается
процесс бурного развития мышечной силы. Наблюдается начало автоматизации двигательных
навыков, что имеет важное значение для последующего изучения сложных тактических действий,
так как играющие освобождаются от обдумывания выполняемых приёмов и переключаются на
решение тактических задач [8, 37].
Достаточно взглянуть на подростка, чтобы сразу же отметить некоторые его внешние
особенности, бросающиеся в глаза даже без специального наблюдения: нескладность,
непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно заметно увеличение и
вытягивание его конечностей. Среднее увеличение роста (прирост) за год у мальчиков— от 4,3 до
6,7 см, а в период самого интенсивного роста доходит до 8—10 см; у девочек — от 2,9 до- 5,8 см
[13, 201].
Несоответствие между быстрым ростом трубчатых костей и относительно медленным развитием
мышц еще более усугубляет впечатление неловкости и нескладности. Эти особенности
физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер
движений подростка: он часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умея соразмерять,
координировать их, что приносит много беспокойства и ему и окружающим, причем это
происходит случайно, неожиданно для него самого.
Наряду с увеличением роста подростка отмечается увеличение его веса (общей массы его тела).
Прирост веса идет неравномерно, в разные годы он колеблется от 2,4 до 5,3 кг (за год) у
мальчиков и от 2,5 до 5,2 кг у девочек [7, 50].
С 12 лет отмечается усиленный рост мышц, который продолжается в последующие годы.
Мускулатура подростков (особенно мальчиков) крепнет. Строение мышц при этом мало
изменяется, в подростковом возрасте происходит только усиленный рост диаметра волокна
мышц.
Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам
взрослого человека. Мышечные волокна дифференцируются лишь к 17 годам.
Согласованность двигательных и вегетативных функций у детей 10-15 лет ещё не достигает своего
совершенства. Поэтому упражнения на развитие выносливости и статические упражнения на
развитие силы подросткам противопоказаны. Зато их организм готов к высоким результатам в
упражнениях скоростного характера.
4
С точки зрения спортивной подготовки, возраст 10-14 лет является решающим. Именно в нём у
детей происходит наибольший прирост быстроты, силы, ловкости. Специальное развитие этих
качеств должно стать основным содержанием учебно-тренировочной работы. Главный упор
необходим на развитие быстроты и ловкости, и особенно быстроты реакции и сообразительности.
Систематическое занятия футболом способствуют физическому развитию и укреплению здоровья.
У футболистов отмечается правильное телосложение, хорошая осанка по сравнению с детьми, в
жизни которых отсутствует регулярная спортивная нагрузка; высока жизненная емкость легких,
хорошо развитая мускулатура.
Кроме того, следует упомянуть и об особенностях психического развития школьника среднего
звена. Ребенок этого возраста, с одной стороны, ориентирован на межличностное общение,
которое является основным его видом деятельности, и командные виды спорта в этом смысле
дают хорошую почву для организации взаимодействия ребят [5, 20].
С другой стороны, психика ребенка мобильна и неустойчива, он склонен к яркому переживанию
аффектов, переоценке неудач, остроте психологических реакций. А футбол как вид спорта
предполагает соревновательную деятельность, в которой есть неудачи, проигрыши, конфликты и
противоречия.
1.2. Роль технико-тактической подготовки в игре
Спортивная деятельность на начальном этапе подготовки является очень сложным процессом,
управляемым многими факторами: течением развития спортсмена, сложностью оценки им своего
состояния в силу малого возраста и опыта. Таким образом, перед тренером встают задачи ввести
подростка в спортивную жизнь, дать ему ориентиры в спорте и развитии, правильно заложить
фундамент будущего спортивного развития, и при этом не навредить организму.
Современная спортивная психология, физиология, кинезиология, а так же социальные науки
приходят к выводу, что система работы, ориентированная только на отработку физических
качеств, но нарушающая принципы адаптивности и индивидуальности в подходе к обучению,
нарушающая режим труда и отдыха спортсмена, в итоге не позволяет во всей полноте раскрыть
его спортивный потенциал [19, 62].
В дальнейшем мы будем говорить об общих принципах построения тренировочного процесса на
начальном этапе развития спортсмена, но необходимо помнить, что, помимо общих
закономерностей, существует и множество индивидуальных детерминант развития, которыми
тренер не может себе позволить пренебречь.
За многие годы развития спорта техника игры постоянно совершенствовалась. В последнее время
благодаря усилиям ученых, тренеров и спортсменов сложилась система точных требований к
технике и методике ее совершенствования.
Основным требованием к современной игровой технике стала рациональность и эффективность
движения. Именно эффективностью и экономичностью движений определяется выносливость
спортсмена, его способность длительное время не испытывать утомления.
5
Под техникой в спорте мы обычно понимаем способ выполнения движений. Каждый вид спорта
требует специфической техники. Она касается не только специальных, необходимых для пего,
движений, но и общих (бег, прыжки и т. п.). На основании вышесказанного под техникой футбола
мы понимаем способы выполнения всех движений, которые могут быть применены при игре.
Техникa футбола подразделяется на два основных раздела: движения без мяча и движения с
мячом [20, 20].
К движениям без мяча относятся:
1) бег (в том числе и с изменением направления),
2) прыжки,
3) финты без мяча (туловищем).
К движениям с мячом относятся следующие элементы техники:
1) удар ногой,
2) прием (остановки) мяча,
3) удар головой,
4) ведение мяча,
5) финты,
6) отбор мяча,
7) вбрасывание мяча,
8) технику вратаря.
В то время, как физическое состояние, тонкости тактических вариантов может заметить лишь
специалист, степень технической подготовленности игрока оценит и неискушенный болельщик по
точности направления мяча, по расстоянию его полета при ударе ногой или головой, по тому, как
вратарь берет мяч, и т. д.
Поскольку технику можно сразу увидеть, футболисты охотно ее осваивают и развивают. Игроки с
удовольствием манипулируют с мячом, в противоположность, например, тактическим или
физическим упражнениям, которыми они, признавая их необходимость, тем не менее,
занимаются неохотно: такие упражнения не всегда приносят им радость.
Поэтому правильно поступают тренеры, старающиеся достичь тактической и даже физической
подготовленности своих воспитанников частично путем выполнения упражнений с мячом.
Техника любой спортивной игры не является неизменной. С ростом уровня общей и специальной
физической подготовки, с дальнейшим улучшением качества спортивного инвентаря, с
углублением и расширением научных исследований в спорте периодически вносятся
рациональные изменения в подготовку спортсмена [16, 37].
6
Зачастую какие-то технические прорывы совершаются отдельными спортсменами, когда те
создают новые финты, обходы, дополняют имеющийся арсенал методов игры своими
творческими открытиями.
Обучение техническим элементам игры осуществляется по следующей схеме. Вначале
необходимо создать у школьника двигательное представление об изучаемом способе движения,
что достигается путем показа, рассказа и объяснения. Затем ученики на этой основе пытаются его
выполнить.
Путем многократных повторений приобретается умение (неавтоматизированный способ
управления движением), которое впоследствии переходит в двигательный навык. Этот процесс
обучения довольно длительный; он зависит от сложности изучаемого элемента, двигательной
одаренности учеников, имеющегося опыта и, естественно, от применяемой методики обучения и
педагогического мастерства учителя.
1.3. Приемы технико-тактической подготовки футболиста
В учебной работе по обучению спортсмена в школе для решения задач обучения используется
целый ряд методов и методических приемов, которые объединены в три большие группы:
1. словесные методы,
2. методы наглядного воздействия,
3. практические методы.
В процессе совершенствования техники (один из этапов обучения) применяются игровые и
соревновательные методы выполнения упражнений.
По степени охвата движения можно разделить упражнения на:
1. обучение методом целостного разучивания,
2. обучение методом расчленения цикла движения.
Первый случай представляет разучивание движения целиком, второй же используется для
сложнокоординационных структур, длинных финтов, делимых на части, соединенных элементов
(обвод-передача) и предлагает разучивать части движения, чтобы потом закрепить их в едином
цикле [20, 29].
Возможно использовать второй метод и в тех случаях, когда усвоение материала первым прошло
проблематично, например, с отстающими учениками. Особое внимание в сложных
координационных циклах отводится главным элементам и наиболее сложным (часто это
равнозначно «новым») элементам.
Подводящие упражнения больше всего применяются при начальном обучении, а имитационные -
как в начале, так и при совершенствовании техники.
Методы показа и объяснения сочетаются на занятиях в разных пропорциях в зависимости от
возраста учащихся. С самыми юными спортсменами стоит сосредоточиться на демонстрации
7
упражнений, используя словесные указания только как комментарий к показу. В дальнейшем
роль демонстрации уменьшается, когда ребенок взрослеет и овладевает базовыми техниками.
Принято выделять следующие этапы обучения:
1. начальное разучивание,
2. углубленное разучивание,
3. закрепление,
4. дальнейшее совершенствование [22, 104].
В процессе работы над технико-тактическими характеристиками можно выделить несколько
основных критериев, по которым производится оценка спортсмена:
1. Координация и маневренность.
2. Скорость передвижения.
3. Способность ориентироваться в игровой ситуации и выбирать в меняющихся условиях способ
действия.
Скорость передвижения оценивают по скорости перемещения на поле, а так же слаженности
двигательных реакций, способности провести маневр, избежать столкновения, вовремя
среагировать на препятствие или сокомандника [3, 70].
Координационные способности спортсмена видны по тому, насколько успешно он справляется с
синхронизацией движений в сложных двигательных системах. Кроме того, координация тесно
связана со скоростными качествами и задействована в поворотах, избегании препятствия,
падениях.
II. Методики технико-тактической подготовки
2.1. Методические подходы к воспитанию юного футболиста
Формирующий эксперимент проходил на базе [город спортивная школа] в период с октября 2017
по апрель 2018 года. В исследовании принимали участие школьники 10-ых классов. Контрольная и
экспериментальная группы были представлены учащимися 10-12 лет и состояли из 24 и 21
человека, соответственно.
Содержанием педагогического эксперимента является использование в экспериментальной
группе специально подобранного комплекса упражнений, направленного на развитие техникотактических способностей и влияющего на выполнение технических элементов юными
футболистами. Педагогический эксперимент проводился непосредственно на учебнотренировочных занятиях. Подобное тренировочное занятие проводилось в 4 раза в неделю,
продолжительностью 40 минут.
8
Предварительным этапом исследования, носящим теоретический характер было знакомство с
литературой по заявленной теме. На данном этапе нами также определены объект, предмет и
методы исследования.
Изучением и анализом научной методической литературы нами были подтверждены значимость
и важность развития технико-тактических способностей у учащихся. Изучение и анализ
соответствующей научной литературы предшествовал также выбору наиболее рациональных
способов,
методов и приемов проведения контрольных тестирований, осуществления
педагогического эксперимента, а также выполнения математической обработки полученных в
результате исследования показателей.
Практическую часть исследования можно разделить на следующие этапы:
1 этап – диагностический – конец октября 2017 года.
2 этап – формирующий эксперимент – ноябрь 2017 года – март 2018 года.
3 этап – контрольное тестирование и обработка результатов – апрель–май 2018 года.
На начальном этапе эксперимента было проведено контрольно-измерительное тестирование
тренирующихся, по результатам которого были составлены контрольная и экспериментальная
группы по 24 и 21 человека в каждой соответственно. Оценка уровня технической и тактической
подготовленности проводилась по результатам тестирования, 2 раза (в начале и конце
эксперимента).
Деятельность футбольного игрока является очень активной по сравнению со многими иными
видами спорта, от него в течение всей игры требуется огромное напряжение, готовность быстро
отреагировать и изменить курс движения, стратегию игры.
2.2. Критерии подготовленности, их диагностика
В данном исследовании мы предположили, что недостаточная предварительная техникотактическая подготовка перед выходом в игру и некачественное развитие способностей
спортсмена влияет на дальнейшую успешность обучения футболу.
В представленной таблице М – среднее статистическое результатов исследования всех участников
группы по отдельным признакам. В ходе статистического анализа нами была заявлена возможная
погрешность в 0,05, при которой результаты исследования остаются достоверными и не меняют
своего значения.
Анализируя представленные результаты диагностики, мы приходим к выводу, что члены
контрольной и экспериментальной группы демонстрируют равные результаты проявления
признаков (с учетом заявленной погрешности), то есть отобранные нами экспериментальные
группы являются равноценными и могут быть сравнены по заявленным признакам.
9
В начале исследования, в результате тестирования бега на 60 метров у контрольной группы
результат составил 11,5±2,5; в экспериментальной группе 11,3±2,9 (Р 0,05), что не является
достоверным различием.
По тесту ведения мяча у контрольной группы результат составил 8±0,36; в экспериментальной
группе 8±0,31 (Р 0,05), что не является достоверным различием.
В результате тестирования челночный бег (сек.) у контрольной группы результат составил
9,9±0,17; в экспериментальной группе 9,86±0,15 (Р 0,05), что не является достоверным
различием.
По тесту обвода стоек с мячом у контрольной группы результат составил 17±0,16, в
экспериментальной группе 17±0,19 (Р 0,05), что не является достоверным различием.
По тесту удара по воротам у контрольной группы результат составил 6±1,3, в экспериментальной
группе 6±1,7 (Р>0,05), что не является достоверным различием.
Данные результаты показывают, что отсутствуют достоверные различия в исследуемом
показателе, а это свидетельствует о правильности подбора групп для проведения эксперимента.
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление корреляционной связи между
предварительной физподготовкой и эффективностью экспериментального обучения в
дальнейшем.
Исходя из этих данных, на втором этапе на основании полученных данных была разработана
программа технико-тактической подготовки футболиста, ставящая перед собой задачи
совершенствования навыков в обоих заявленных сферах.
Далее, на практическом этапе был реализован формирующий эксперимент, который завершился
в мае 2018 года. Программа, реализованная в экспериментальной группе, представлена далее.
Программа технико-тактической подготовки футболиста возраста 10-12 лет.
Пояснительная записка.
По своей природе юноши, еще только вступая в пору зрелости, не завершив формирование
скелета и всех мышц тела, не могут демонстрировать таких развитых спортивных качеств, как
взрослые спортсмены.
Потому в юном возрасте работа должна быть направлена на укрепление мышечного корсета,
отработку координационных качеств и создание устойчивой базы для тактического развития
игрока в виде совершенствования техники игры.
Ориентируясь на возрастные особенности среднего школьника, представленная программа
предлагает комбинированные упражнения, предоставляющие возможность осуществлять
техническую подготовку и отработать специфические спортивные навыки, необходимые для
тактического реагирования в игре.
Организация занятий.
Разминка в течение 10 – 15 минут, в которой есть повторение как освоенных ранее упражнений,¬
так и новых. Начинается разминка с подвижной игры (5 минут). Затем юные футболисты¬
10
повторяют одно-два упражнения по элементарному владению мячом, которые они выполняли в
предыдущих занятиях.
• Работа с мячом на месте, поочередно правой и левой ногой; передней частью подошвы мяч
двигается вперед и назад к внутренней стороне этой же стопы.
• Работа с мячом на месте, поочередно правой и левой ногой; подъемом ноги мяч откатывается¬
в сторону и возвращается назад подошвой стопы.
Затем дети выполняют координационные упражнения, состоящие из прыжков и бега.
• Исходное положение – стоя боком, руки на пояс. На счет 1-4– бег скрестным шагом (2 шага), на
счет 5 – прыжок с поворотом на 900, ноги врозь; на счет 6 – прыжок на правую ногу, левая в
скрестном положении сзади; на счет 7 – прыжок с поворотом на 90, ноги врозь; на счет 8 – прыжок
на левую ногу, правая в скрестном положении сзади. То же самое в другую сторону. Увеличивать
темп движений по мере освоения упражнения в серии последовательных занятий.
•Бег с изменением направления движения по числу хлопков. Если 1 хлопок - поворот направо,¬ 2
хлопка – поворот налево. Хлопать четко, чтобы дети слышали, что им нужно делать.
2.3. Совершенствование работы по организации технико-тактической подготовки
На заключительном этапе (апрель 2018 года) результаты эмпирического исследования были
подвергнуты обработке с целью сопоставить результаты диагностики до и после формирующего
эксперимента.
Рассмотрим подробнее соотношение данных входного и итогового контроля для всех
показателей, задействованных в коррекционной работе.
Результаты контрольной группы для каждого из заявленных критериев представлены в первой
строке, экспериментальной (ЭГ) во второй.
Опираясь на представленные данные, мы можем отметить, что не произошло статистически
значимых изменений в развитии технико-тактических характеристик участников контрольной
группы, с которыми не проводилась экспериментальная работа.
Диаграмма на рисунке 1 представляет динамику исследуемых признаков на входном и итоговом
этапах эксперимента. Результаты контрольной группы остаются стабильными, меняясь в
незначительных рамках, что свидетельствует о переходе нескольких испытуемых в более высокие
категории усвоения навыков, но при этом очевидно, что ярких сдвигов в росте навыка не
происходит.
Мы можем наблюдать небольшой рост всех навыков, который обусловлен естественным
прогрессом спортсмена в течение учебного полугодия при регулярных тренировка, но эти
изменения не являются качественно значимыми для изменения динамики технико-тактической
подготовки тренируемых.
Таким образом, мы делаем вывод, что при отсутствии целенаправленной работы по
формированию технико-тактических качеств, их рост является незначительным.
11
Обратимся к данным итогового контроля экспериментальной группы.
Опираясь на представленные данные, мы можем отметить, что произошли статистически
значимые изменения в развитии технико-тактических характеристик участников
экспериментальной группы, с которыми проводилась работа формирующего эксперимента.
Диаграмма на рисунке 2 представляет динамику исследуемых признаков на входном и итоговом
этапах эксперимента. Падение показателей свидетельствует о том, что спортсмены стали
затрачивать меньше времени на выполнение задач, то есть выросли их технические показатели.
Мы можем наблюдать статистически значимый рост навыков, который обусловлен естественным
прогрессом в ходе тренировочного процесса, который был организован в формирующем
эксперименте.
Изменения являются качественно значимыми для оценки динамики технико-тактической
подготовки тренирующихся.
Данные итогового этапа эксперимента свидетельствуют о том, что, являвшиеся наиболее
проблемными из изученных критериев обвод и удар по воротам, показывают уверенное
улучшение в результатах усвоения.
Заключение
В настоящее время, когда футбольный спорт прочно занял позицию в мировой спортивной жизни,
когда существуют обширные международные и региональные соревнования, встает вопрос о
качественной подготовке юношества в этой области.
Футбол в России имеет глубоко разработанную методологию, различные подходы к тренировкам,
закрепленные практическими исследованиями, и доказавшие свою эффективность.
Однако, все еще на повестке дня стоят многочисленные вопросы о подготовке спортсменов
различной квалификации, в том числе любителей и подростков.
Особенно важным в этом смысле является ранний юношеский возраст, где помимо стандартных
задач спортивного развития игрока-футболиста, выдвигаются специфические задачи адаптации
тренировочного процесса к потребностям и возможностям активно развивающегося и не до конца
сформированного организма.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 95 с.
2. Андерсон К., Сэлли Д. Игра с числами. Виртуозные стратегии и тактики на футбольном
поле. – М.: Эксмо, 2016. – 400 с.
3. Андреев С.Н. Футбол в школе. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.
12
4. Арбузин И.А., Блинов В.А., Сиренко Ю.И., Негодаев Д.А., Терещенко А.А. Содержание и
структура соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации. – Омск: Изд-во
СибГУФК, 2012. – 56 с.
5. Асаулов В.Ф. Книга о массовом футболе. – М.: Профиздат, 1990. – 134 с.
6. Банников С.Е., Минязев Р.И. Организация и планирование учебно-тренировочной работы в
подготовительном периоде мини-футбольных команд высокой квалификации. – Екатеринбург:
Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 50 с.
7. Банников С.Е. Футбол. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ−УПИ,
2006. – 101 с.
8. Бахрамов Т.Б. Судья показывает на центр. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 184 с.
9. Бланк Д. IQ в футболе. Как играют умные футболисты. – М.: Эксмо, 2016. – 176 с.
10. Верхейен Р. Периодизация в детско-юношеском футболе. – Краснодар: 2011. – 10 с.
11. Власов О.Г. Футбол. Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ
олимпийского резерва. – СПб.: Человек, 2015. – 136 с.
12. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. –
272 с.
13. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. – М.: ТВТ Дивизион 2008. – 476 с.
14. Губа В.П., Лексаков А.В., Антипов А.В. Интегральная подготовка футболистов. – М.:
Советский спорт, 2010. – 208 с.
15. Заваров А. Футбол для начинающих. – СПб.: Питер, 2012. — 270 с.
16. Заваров А. Футбол. Уроки профессионала для начинающих. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
17. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Методологические основы разработки моделей
тренировочных занятий. – Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/354866/ Дата обращения: 08.06.2018.
18. Калинина И.Н., Блинов В.А. Спортивная ориентация и отбор в спортивных играх (на
примере футбола). – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 73 с.
19. Качалин Г.Д. Тактика футбола. – М.: Физкультура и спорт, 1986. — 128 с.
20. Козловский В.И. Подготовка футболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 173 с.
21. Корзун Д.Л. Методы контроля функциональной подготовленности футболистов. – Минск:
БГУ, 2012. – 99 с.
22. Коробейник А.В. Футбол. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 320 с.
23. Корягина Ю.В., Блинов В.А., Сиренко Ю.И. Комплексный контроль в футболе. – Омск: Издво СибГУФК, 2012. – 136 с.
13
24. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов: возраст 12-16 лет. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
– 128 с.
25. Лаптев А.П. Режим футболиста А.П. Лаптев. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 80 с.
26. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. – СПб.: Человек, 2010. –
176 с.
27. Лексаков А.В., Губа В.П. Теория и методика футбола. – М.: Советский спорт, 2013. – 536 с.
28. Полишкис М.С., Выжгин В.А. Футбол. Учебник для институтов физической культуры. – М.:
Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
29. Рафалов М. Разговор о футбольных правилах. – М.: Терра-спорт, 1999. – 235 с.
30. Рогальский Н., Дегель Э.-Г. Футбол для юношей. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 144 с.
31. Селуянов В.Н. Физическая подготовка футболистов. Учебное пособие. – М.: Дивизион,
2006. – 192 с.