Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
1.1. Понятие и сущность административных правонарушений в области таможенного дела
Под административным правовым нарушением в таможенной области можно определить незаконное виновное действие которое происходит в таможенной сфере и наказание за которое предопределено нормами КоАП РФ.
На законодательном уровне понятие административного правового нарушения можно найти в нормах ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ, при этом определения специальных видов административных правовых нарушений в КоАП РФ нет, а значит нет и легального определения такого понятия как таможенное административное правовое нарушение.
В это же время на основании названия гл. 16 КоАП РФ можно сказать о том, что в отечественных нормативно-правовых актах таможенные административные правовые нарушения представлены в качестве несоблюдения различных таможенных правил. И как результат следует внести дополнение о том, что это всякое несоблюдение таможенных правил, указанных в статьях КоАП РФ является таможенным правонарушением.
Единым для любого типа несоблюдения таможенных правил будет то, что каждое из них в определенной мере посягает на предопределенные в статьях таможенного законодательства общественные правоотношения, то есть таможенные правоотношения.
Следовательно на основании выше сказанного таможенные правонарушения - это отношения, которые появляются в результате и по поводу перемещения продукции а также транспорта через российскую таможенную границу.
Стоит отметить тот факт, что, на данный момент времени в отличие от СССР данным правонарушениям отводят индивидуальное значение в едином комплексе административных правовых нарушений. Данный факт можно объяснить так: для любого правонарушения в области таможенных правоотношений единым будет объект посягательств то есть общественные правоотношения которые появляются в сфере таможенной политики государства.
Отечественная таможенная политика – это комплекс всевозможных принципов, а также вариантов деятельности Российской Федерации в области охраны таможенных интересов, а также охраны самого государства, регулирования правил ведения внешней торговли, охраны отечественного рынка, интеграции отечественной экономики в международную.
Таможенное дело призвано:
- определять правила, а также условия перевозки различной продукции через российскую таможенную границу;
- проводить контроль, а также оформление перевозимой продукции;
- использовать различные тарифные и кроме этого нетарифные варианты урегулирования внешнеэкономической деятельности;
- взыскивать всевозможные таможенные платежи;
- проводить сбор и обработку статистической информации;
- разрабатывать классификацию продукции для целей внешнеэкономической деятельности;
- проводить на основании отечественного законодательства контроль за непищевыми товарами во время их перемещения через российскую таможню;
- выявлять, а также проводить профилактику контробанты;
- оказывать противодействие несоблюдению таможенных правил;
- осуществлять иные мероприятия, нацеленные на реализацию отечественной политики в области таможенного дела.
Для более полного понимания таможенного административного правонарушения рассмотрим признаки присущие данному правонарушению.
В качестве первого признака присущего всем административным правовым нарушениям и таможенные правонарушения не являются исключением это всевозможные действия со стороны нарушителя либо его бездействие. А значит это осознанный поступок, выступающий в качестве результата познавательной деятельности и который определяет в сознании субъекта объективную действительность. Именно действия, а не определенные мысли либо личные желания и другие варианты психической деятельности субъекта.
Под действиями можно определить активное неисполнение требований, предписанных в нормативно-правовых актах и кроме этого несоблюдение предопределенных запретов допустим несоблюдение правил перемещения продукции либо транспорта через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах, либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, которые предопределены в нормах ст. 16.5. КоАП РФ.
В это же время под бездействием можно определить пассивный вариант поведения, состоящий в несоблюдении предопределенных в отечественном законодательстве обязанностей, которые нужно исполнять в результате их существования допустим недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ.
Далее стоит рассмотреть такой признак как противоправность таможенного административного правового нарушения который основан на том, что существует запрет закрепленный в определенном нормативно-правовом акте в результате того, что осуществление такого действия будет иметь определенное последствие, состоящее в возникновении вреда либо в угрозе определенной опасности третьему лицу, либо группе лиц.
При помощи такого признака как противоправность можно разграничить административные правовые нарушения от иных действий, по поводу которых запреты не установлены. Например, противоправность не присуща различным моральным действиям и другим не соблюдениям общественных правил поведения.
Противоправность состоит из таких действий в результате которых появляется прямой убыток для третьего лица либо группы лиц либо для государства. А кроме этого таких действий у которых даже если и нет данных последствия содержат в себе определенную степень угрозы возникновения данного убытка. При несоблюдении таможенных правил, под противоправностью понимают факт того что происходит несоблюдение определенных правил содержащихся в КоАП РФ, которые прямо предопределяют запрет на конкретные варианты поведения, допустим это может быть представление недействительной документации во время совершения таможенных операций на основании норм ст. 16.7. КоАП РФ.
Далее следует принцип виновности, который указывает на присутствие у субъекта личного психического отношения к определенному совершенному деянию и возникшим последствиям. Не исполнение субъектом таможенных правил предопределяется в качестве осознанного проявления воли и все время будет виновным, а значит исполненным намеренно либо в результате неосторожности. Тогда, когда данного признака в деяниях нет действия нельзя признать в качестве административного правового нарушения.
Далее следует признак наказуемости, который состоит в том, что каждое определенное незаконное действие — это несоблюдение таможенных правил только тогда, когда оно повлекло использование санкций, предусмотренных нормами КоАП РФ.
Следующий признак состоит в антиобщественной сущности представленной комплексом диалектической системы, состоящей из общественной вредности, а также опасности.
Любое несоблюдение таможенных правил, является посягательством на установленный в государстве правовой порядок и способствует возникновению определенного ущерба, стабилизирует гармоничность, а также стабильность общественных отношений в сфере отечественной таможенной политики. В данной ситуации итог может быть, как вариант реального убытка (допустим, меньшее поступление денег в бюджет страны в результате не перечисления таможенных сборов), а также в возникновении определенных условий необходимых для возникновения конкретного ущерба. Исходя из уровня социальной значимости действий, которые причиняют ущерб государству данные деяния будут антиобщественными.
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что таможенные административные правовые нарушения это незаконные, виновные совершенные умышленно либо в результате неосторожности деяния либо факт бездействия, которые посягают на предопределенные в отечественных нормативно-правовых актах правила транспортировки продукции а также транспорта через таможенные пункты пропуска, предъявления перемещаемой продукции с целью прохождения таможенной проверки а также последующего таможенного оформления и кроме этого проведения различных операций с продукцией, которая находится в стадии контроля и в результате совершения которых предопределяется определенное административное наказание на основании норм КоАП РФ.
1.2. Виды административных правонарушений в области таможенного дела
При учете интеграционных показателей таможенного регулирования незаконные действия в сфере таможенного дела будут посягать на различные общественные правоотношения в области:
- правил перевозки продукции, а также транспорта через российские пункты пропуска;
- правил передвижения по территории стран-участниц ЕАЭС во время нахождения под таможенным контролем на основании ст. 14 ТК ЕАЭС;
- правил оформления, а также выпуска и кроме этого применения продукции, а также транспорта на основании соответствующих таможенных процедур;
- использование правил таможенного контроля;
- порядка определения сумм таможенных платежей;
- порядка определения для субъектов внешнеэкономической деятельности всевозможных таможенных льгот, а также правил их применения;
- порядок взаимодействия между сотрудниками таможенных структур и субъектами, которые обладают правом владения, а также применения и кроме этого распоряжения продукцией и транспортом.
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082.
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 04.08.2023) "О вывозе и ввозе культурных ценностей" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 20.05.1993, N 20, ст. 718.
Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 N 342 (ред. от 06.05.2023) "О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров" // "Собрание законодательства РФ", 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2099.
Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 08.07.2023) "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года" // "Собрание законодательства РФ", 01.06.2020, N 22, ст. 3572.
Приказ ФТС РФ от 22.04.2011 N 845 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.05.2011 N 20823) // СПС «КонсультантПлюс».
Приказ Минфина России от 14.09.2020 N 194н "Об утверждении порядка подачи, регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59870) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.09.2020.
Приказ ФТС РФ от 29.07.2011 N 1555 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом багаже" // "Таможенные ведомости", N 10, октябрь, 2011.
Приказ ФТС России от 25.02.2013 N 350 (ред. от 01.02.2016) "Об утверждении Инструкции о применении таможенного приходного ордера" // СПС КонсультантПлюс.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.06.2021 N 79 (ред. от 23.11.2021) "О таможенном приходном ордере" (вместе с "Порядком заполнения таможенного приходного ордера и внесения в него изменений (дополнений)") // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 02.07.2021.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 (ред. от 24.11.2023) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 19.03.2018.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 21.11.2023) "О мерах нетарифного регулирования" (вместе с Положениями) // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 22.04.2015.
Афонин П.Н., Байгулова А.С. Проблемы развития законодательных основ функционирования таможен фактического контроля в условиях формирования электронных таможен и центров электронного декларирования // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2(10). С. 69.
Абилова, З.И. Проблемы административных правонарушений (по материалам судов г. Москвы) // Молодой ученый. – 2020. - № 44 (334). – С. 153-156.
Бондаренко А.О. Михайлова С.А. Практика реализации технологии электронного таможенного декларирования в Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза // Современное состояние гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции (31 января 2019 г.) 2019. Часть II. С. 145.
Бойко П.С., Полежаева Н.В. Организационная структура таможенных органов Российской Федерации на современном этапе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2018. Т. 3. № 4 (14). С. 485.
Глушак О.В., Андреева В.А. Евразийский экономический союз: состав, цели, задачи и результаты функционирования В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. - 2020. - С. 214.
Куракин В.С. Законодательное регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. - 2021. - № 22 (364). - С. 332-335.
Кайнов В. И., Сафаров Р. А., Терентьев Р. В. Административно-процессуальное право России. М.; Берлин, 2021. 483 с.
Кисин В. Р. Некоторые суждения по поводу Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - 2020. - № 2. - С. 37–42.
Лавринов В. В. Соотношение таможенных преступлений и административно наказуемых нарушений таможенных правил // Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 14–15 ноября 2019 г.). Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2019. С. 303–309.
Нечевин Д. К., Колодкин Л. М. Общественная опасность преступления: генезис понятия и проблема измерения и отграничения от административного правонарушения // Административное право и процесс. - 2020. - № 1. - С. 14–21.
Подройкина И. А. Проблема определения сущности и признаков административного правонарушения // Вестник российской таможенной академии. - 2020. - № 4. - С.103-108.
Пышкина А.О. Особенности правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Тактаровой, С.А. Агамагомедовой. Пенза, 2023. С. 188.
Рябычина А.А., Овчинникова Т.А. Правоохранительная деятельность таможенных органов в Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела. сборник докладов VI Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2023. С. 300.
Скуридина О.О. Понятие и виды административных правонарушений в таможенной сфере // Молодой ученый. - 2021. - № 44 (386). - С. 142-144.
Терентьев Р. В. О месте таможенного права в системе российского права // Таможенные чтения – 2020. Стратегия развития 2030: Вызовы времени. Наука и инновации: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 т. Санкт-Петербург, 23–27 ноября 2020 г. СПб.: РИО СПб филиала Росс. тамож. академии, 2020. С. 164–169.
Ченцова Я. М. Особенности правовой квалификации правонарушений в области таможенного права // Отечественная юриспруденция. 2020. № 5 (44). С. 58–59.