Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие сенсорных способностей у детей четвёртого года жизни необходимо для интеллектуального развития ребёнка и является залогом успешного обучения в школе.
ФГОС ДО содержит рекомендации к условиям реализации основных образовательных программ дошкольного образования в ДОО - обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Развитие пяти главных образовательных областей дошкольников представляется возможным в ходе реализации и использования многообразных методов и приёмов обучения в воспитании, в первую очередь непосредственно через развитие сенсорики ребёнка.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Для сенсорного воспитания детей дошкольного возраста большими возможностями обладают различные виды продуктивной деятельности. Сенсорная основа изобразительной деятельности это восприятие и различение сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, а так же пространственного расположения, пропорций.
Изобразительная деятельность зарождается и развиваться в дошкольном детстве, влияя на развитие детей. Рисование, лепка и аппликация являются наиболее сложными и значимыми видами продуктивной деятельности детей. Они способствуют развитию концентрации внимания, памяти, улучшению моторики и совершенствованию собственной деятельности детей.
Взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности и доказали возможность развития ряда сенсорных способностей:
1. Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета.
2. Способность формирования обобщённого представления, отражающего признаки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.
3. Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.
4. Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.
5. Способность восприятия созданного изображения и сенсорной оценки его имеющемуся представлению.
6. Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, и преобразование его при помощи воображения.
Работа с детьми по сенсорному воспитанию через продуктивные виды деятельности, в частности через изобразительную деятельность, позволяет формировать у детей представления о сенсорных эталона цвета, форм, об отношение предметов по величине; пространственных отношениях; способах обследования путем сравнения свойств с сенсорными эталонами. Изобразительная деятельность способствует постепенному развитию у детей восприятия предметов и способов их изображения.
Противоречие заключается между задачей необходимости развития сенсорных представлений у детей четвёртого года жизни и недостаточно полным описанием педагогических условий её реализации средствами дидактических игр и упражнений.
Цель исследования: изучение особенностей сенсорного развития детей 4-го года жизни и разработка системы занятий, основанных на использовании игр В. В. Воскобовича как средства сенсорного развития.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного развития детей 4-го года жизни посредством игр В.В. Воскобовича.
2.Выявить уровень сенсорного развития детей 4-го года жизни.
3.Разработать систему занятий по сенсорному развитию детей 4-го года жизни с использованием игр В.В. Воскобовича
4.Составить практические рекомендации по использованию игр и упражнений с играми В.В.Воскобовича для сенсорного развития детей.
5.Разработать критерии оценки эффективности системы занятий по сенсорному развитию детей посредством игр В.В. Воскобовича.
Объект исследования: сенсорное развитие детей 4-го года жизни.
Предмет исследования: использование игр В.В.Воскобовича как средства сенсорного развития детей четвертого года жизни
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что процесс сенсорного развития детей 4-го года жизни посредством использования игр В. В. Воскобовича будет эффективным при условии организации системы занятий с соблюдением определенной последовательности в подборе игр.
Глоссарий.
Сензитивный возраст - (от лат. sensibilitas - чувствительный) - этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорные эталоны - (англ. sensory standards) - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. (А. В. Запорожец). Примеры сенсорных эталонов - система цветов спектра, геометрических форм, и др.
Развивающая образовательная среда - это система влияний и условий формирования свободной и активной личности, также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Методы исследования. Для достижения цели и решения задач исследования был использован комплекс методов:
- теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта по проблеме исследования, синтез, обобщение);
- эмпирические методы (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов).
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА
1.1 Понятие «сенсорное развитие» и особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни
Сенсорное развитие является основным способом знакомства с миром вокруг нас. Выдающиеся специалисты в области педагогики и детской психологии (М. Монтессори, Е. И. Тихеева, О, Декроли и пр.) в своих работах рассматривали сенсорное восприятие, как один из самых значимых факторов развития интеллекта у ребёнка. Это значит, чем выше уровень сенсорной культуры, тем ребёнок умнее [24].
Сенсорная интеграция - это способность воспринимать информацию, которая исходит от всех органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, моторная чувствительность), извлекать самую необходимую информацию, анализировать её и выработать соответствующий ответ. Учеными доказано, что управление мелкой моторикой рук предполагает: центры мозга, которые также отвечают за речь. Это определяет ведущую роль развития сенсорики как инструмента познания внешних характеристик предметов в процессе овладения речевым аппаратом.
Поэтому в процессе сенсорного развития улучшается речь ребёнка. Значение сенсорного развития в жизни ребенка изучали различные исследователи. Учёными прошлого были разработаны различные системы сенсорного развития. Среди них Я.А. Каменский [17], И. Песталоцци [29], М. Монтессори [24]. И.Г. Песталоцци считал, что «успех обучения в школе зависит от того, насколько развиты созерцательные способности ребенка» [29]. Он называл духовное развитие развитием чувств и чувственного опыта.
Сенсорное развитие ученый трактовал как развитие органов чувств ребенка, а также «внутреннее созерцание», то есть осознание своих впечатлений, эмоций, чувств, желаний и потребностей. Развитие сенсорики органически связано с развитием интеллекта ребенка [1].
И. Г. Песталоцци в своих работах выделяет несколько этапов познавательного процесса: эмоциональное восприятие окружающего мира, осознание впечатлений и размышления, также подчеркнули важность детского наблюдения. Для развития, которого он давал рекомендации детям формировать умение сравнивать предметы, чтобы находить, чем они похожи и чем отличаются. Учёный разрушил старый стереотип учебной деятельности (пассивное усвоение знаний), им было предложено заниматься развитием способности мыслить, рассуждать, быстро ориентироваться в различных явлениях.
Ф. Фребель был последователем И.Г. Песталоцци. Система его развития была направлена на развитие творчества и самостоятельности. Его принципом воспитания было то, что необходимо связывать практические действия или эмоциональные впечатления со словесной окраской. Когда ребёнок сочетает свои действия со словом, это делает его сенсорный опыт более значимым и осознанным, открывает возможность владеть им.
М. Монтессори также стала основоположницей сенсорного развития дошкольников. Основными ценностями её педагогической системы является – личность воспитанника, его интересы, которые проявляются в концентрации и сосредоточении, и послушание. «Педагог должен предоставить детям полную свободу и самостоятельность, не руководить, а давать возможность ребенку самому выбрать нужные действия и предметы. Данный процесс возможен только в специально – организованной среде» [24].
Основой всех процессов познания М. Монтессори считала восприятие.
«Сенсорное развитие - это умение собирать, отличать и классифицировать чувственные впечатления» [23]. Разработанный М. Монтессори дидактический материал позволяет осуществлять множественные упражнения, направленные на развитие интеллекта ребёнка путем нахождения отличий и группировки различных признаков предметов. Это не просто игрушки для повседневной игры, а именно дидактическое пособие для серьезных интеллектуальных упражнений.
Данный материал делает акцент детского внимания на определенных изолированных свойствах объекта, например: для объема – это конусы, кубы и призмы; для длины – длинные доски, разделены на дециметры; для цветов – небольшие отрезы тканей; для моторики – рамки с различными задвижками, замочками, щеколдами.
Работая с этим материалом, ребенок учится распределять предметы на группы и различать качества предметов, располагать их в определенной последовательности, развивать самовоспитание, контролировать и исправлять собственные ошибки. Дидактический материал М. Монтессори выступает не самоцелью, а средством. Данная система имела большое значение в развитии дошкольной психологии [23].
Отечественные психологи исследователи также посвятили ряд своих работ сенсорному развитию дошкольников. Среди них Д.Б. Эльконин [35], А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.
Результаты исследований Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца показали, что достигают успеха в овладении сенсорными навыками те дети, которым помогают взрослые их развивать уже с раннего детства. По мнению Э.Г. Пилюгиной, «...развиваются только те сенсорные навыки, для развития которых созданы наилучшие психолого-педагогические условия. Чем благоприятнее данные условия, чем разнообразнее и насыщеннее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт процесс познания окружающего мира» [35]. По мнению А.В. Запорожца «сенсорное развитие – это формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления».
Е.И. Тихеева, автор оригинальной теории дошкольного воспитания, связывала развитие сенсорных эталонов у ребёнка с окружающей действительностью, играми, трудом, познанием природы. Она считала, что сенсорное развитие самым тесным образом связано с нравственностью и эстетикой. Главная заслуга Е.И. Тихеевой в сенсорном развитии дошкольника в том, ею была разработана методика наблюдений за объектами окружающей среды с использованием натурального природного дидактического материала.
Во время наблюдений на прогулке дети совместно с педагогом сравнивают висящие на крыше сосульки и лужи на дорожке по величине, проезжающие машины по цвету и величине, а также учились различать детали транспорта по форме, деревья, растущие на участке, прилетающих птиц. Когда ребёнок находится в непосредственной близости с природой, выполняет трудовые поручения в саду, постепенно знакомиться с животными, у него лучше развиваются чувства, мир восприятий.
Вопросом сенсорного развития также занималась М.М. Манасеина. Она отмечала, что от того, как ребёнок может управлять своими чувствами, зависит его умственное развитие. Ею была составлена целая система приемов и средств сенсорного развития, которая включала в себя рекомендации по сохранности и развитию органов чувств, таких как зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Она считала, что продуктивные виды деятельности тоже играют огромное роль в развитии восприятия.
Э. Г. Пилюгина считала, что сенсорное развитие – это накопление представлений о свойствах предметов. Исследование Э.Г. Пилюгиной показало, что «главная цель знакомства воспитанников со свойствами предметов – это обеспечить условия для накопления знаний о цвете, форме и величине предметов. Проводимая работа с детьми раннего возраста должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств» [18].
На возрастном этапе от года до двух лет происходит становление сенсомоторных эталонов, когда малыш умеет отличать только отдельные качества объектов, которые имеют определённую значимость для непосредственного двигательного приспособления, – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т. д.
В отечественной педагогике система сенсорного развития дополняется за счет включения в нее знакомства со временем, развития музыкального и речевого слуха.
Восприятие времени у ребенка начинает закладываться еще с рождения, когда у малыша происходит становление биоритма «сон-бодрствование». В конце раннего детства детям удается освоить непродолжительные временные отрезки (утро - вечер, день-ночь), в течение которых, они выполняют различную деятельность. Главная роль в восприятии времени принадлежит взрослому, который выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью ребенка.
Таким образом, проведённый нами анализ по проблеме сенсорного развития выявил, что нет единого мнения в определении понятия сенсорного развития. Под сенсорным развитием И.Г. Песталоцци понимал развитие органов чувств ребёнка, а также «внутреннее созерцание», то есть осмысление своих собственных впечатлений, чувств, переживаний, желаний и потребностей. М. Монтессори понимала сенсорное развитие как развитие умения собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления.
По мнению А.В. Запорожца, сенсорное развитие – это формирование у детей процессов восприятия, ощущения, наглядного представления.
Л.А. Венгер трактовал сенсорное развитие как развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Р. А. Курашова считала, что сенсорное развитие – это формирование сенсорных эталонов, обучение способам исследования предмета, обучение и развитие аналитического восприятия у человека; Э.Г. Пилюгина под сенсорным развитием понимала накопление представлений о свойствах предметов.
В процессе сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте у ребёнка совершенствуются ощущения, восприятие, наглядные представления.
На данном возрастном этапе происходит снижение ощущений, зрение становится более острым и ребёнок более точно способен различать цвета, развивается фонематический и звуковысотный слух, значимо возрастает точность оценок веса предметов [10]. Ребёнок воспринимает качества объекта при выполнении практических манипуляций с данным объектом.
Высшим проявлением деятельности ребенка Ф. Фребель считал игру. Именно игра легла в основу его педагогической системы. Ему удалось внести большие изменения в существующие игры, а также разработать свои авторские.
Ф. Фребель утверждал, что собственно, что малыш от природы владеет 4 инстинктами: деятельности, знания, художественным и религиозным. Его цель развития - становление природных возможностей малыша.
Под управлением Л.А. Венгера, были проведены исследования, главная задача – это отбор, разработка, классификация и апробация заданий, обращенных на ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы, величины и составление действий по их использованию. Любой образ поручения учитывался переход от применения наружных вещественных стандартов к применению стандартов, представленных во внутреннем проекте, то есть процесс интериоризации поступков с образцами.
Фрагмент для ознакомления
3
Монографии, учебники, учебные пособия
1.Алимова, С.В., Юдаева, О.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С.В. Алимова, О.В. Юдаева // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 18-20.
2.Бабиева Н.С. Сенсорное развитие: вариативность современных подходов / Н.С. Бабиева // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64-67.
3.Богуславский, М.В. 30 лет по методу Монтессори / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. – Москва: Издательство дом «Карапуз», 2017. – 272 с.
4.Вакуленко, Л.С. Методические рекомендации к игровому комплекту Ларчик и к игровому комплекту Миниларчик: учебно-методич. пособие. – Санкт-Петербург: ООО РИВ, 2016. – 93 с.
5.Воскобович, В.В. Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Методическое пособие / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко, О.М.Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 176 с.
6.Воскобович, В.В. Развивающие игры / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - Санкт-Петербург.: ТЦ «Сфера», 2015. - 43 с.
7.Гаврилушкина, О.П. Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). – Москва: АНО «Пэб», 2019. – 40 с.
8.Гребенников, Л. Работа на линии в Монтессори-группе / Л. Гребенников – М., 2018. – 203 с.
9.Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.Саморуковой. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», – Москва, 2017. – 205с.
10.Жукова, О.С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О.С. Жукова, А.С. Герасимова, В.Г. Кузнецова. – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Нева», 2016. – 352 с.
11.Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. Практикум по психодиагностике / Р.Р. Калинина. – Москва: Издательство «Речь», 2011. – 144 с.
12.Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – №6. – С. 779-783.
13.Кудряшова, Н.А. Формирование эмоционального отношения к социальным нормам / Н.А. Кудряшова // Ребенок в детском саду. – 2010 – № 3 – С. 21-26.
14.Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – Москва: Издательство «Академия», 2011. - 336 с
15.Мелёхина, И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, декабрь 2019 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2019. – С. 136-139.
16.Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Москва: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
17.Новоселова, С.Н. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С.Н. Новоселова. – Москва, 2020. – 460 с.
18.Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников / Э.Г. Пилюгина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 120 с.
19.Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – Санкт-Петербург - Москва, 2013. – 192 с.
20.Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебн. пособие для ВУЗов / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – Москва: Академия, 2018. – 304 с.
21.Сорокова, М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное развитие дошкольников по методу М. Монтессори / М.Г. Сорокова – Москва, Педагогика, 2018.– 100 с.
22.Ткачева, М.С. Возрастная психология / М.С. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008. – 191с.
23.Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника / А.П. Усова // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду./А.П. Усова. – Москва: Просвещение, 2020. – 223с.
24.Фурман, В.В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников / В.В. Фурман // Молодой ученый. – 2015. – №22.4. – С. 52- 59.
25.Харько, Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса». – Москва: Изд.: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
26.Якобсон, С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. – Москва: Дрофа, 2019. – 176 с.
Интернет-ресурсы
27.Брунер, Дж. Психология познания [Электронный ресурс] / Дж. Брунер. -URL: http://evgenysavin.ru/load/7-1-0-6
28.В. В. Воскобович и его развивающие игры. // еженедельник "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" . -2000. -№37 https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200003701
29.Венгер, Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Электронный ресурс]. - URL: http//mgppu/VRp1986/RPV-001.HTM
30.Волкова, М. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam.ru URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sensornoe-razvitie-deteidoshkolnogo-vozrasta-770622.html
31.Мошкова, Е.С. Познавательная работа в детском саду [Электронный ресурс] / Е.С. Машков. - URL: http://nsportal.ru/ekaterina3333
32.Саченко, Л. А. Психология : учебное пособие / Л. А. Саченко, Л. Н. Шевцова, О. Г. Кашуба. — Минск : РИПО, 2022. — ISBN 978-985-895-042-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/334202 (дата обращения: 27.04.2024).
33.Суслова, Е.Н. Педагогика. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сайт для всей семьи «Дошкольник» URL: http://doshkolnik.ru/pedagogika/1972-sensornoe-razvitie-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html
34.Усова, А.П. Обучение в детском саду [Электронный ресурс] / А.П. Усова. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/usova_obuchenie-v-detskom-sadu_
Эльконин, Д.Б. Психология