Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из основных задач социального государства является защита прав и свобод своих граждан. Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями является одной из основных задач социально ориентированного государства.
Трудовые права беременных женщин и женщин, имеющих детей, предусмотрены гл.41 Трудового кодекса РФ, что гарантирует соблюдение конституционных трудовых прав данной категории граждан.
Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями остается неполным и нуждается в корректировке. Также актуальным является тот факт, что в судебной практике недостаточно внимания уделяется сравнительно-правовым аспектам рассматриваемых вопросов.
Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Целью исследования является анализ основных проблем правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.раскрыть основания установления особенностей регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
2.исследовать источники правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
3.выявить особенности регулирования заключения, изменения и расторжения трудового договора;
4.проанализировать условия труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
5.определить проблемы правового регулирования труд женщин и лиц с семейными обязанностями.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; ТК РФ, законодательство РФ; материалы правоприменительной и судебной практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Азарова Е.Г., Аль-Яхья А.Д.М., Баринов В.А., Волкова И.Ю., Яценко А.О., Петров Д.С., Леппяковская О.А., Масякина П.А., Москвина М.С., Скачкова Г.С., Швецова А.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере правового регулирования охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1.Социально-правовые основы регулирование охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями
1.1.Основания установления особенностей регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
Регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями имеет свои особенности. Непосредственно эти особенности связаны с деятельностью женщин в сфере материнства и с семейными обязанностями других лиц.
Особенности регулирования женского труда связаны с правовыми нормами. Эти нормы, прежде всего, ограничивают использование общепринятых правил или предоставляют особые возможности определенным категориям работников.
В условиях правового равенства трудовые возможности работников далеко не равны между собой. Большинство работников не могут реализовать свои трудовые права в равной степени в силу целого ряда факторов и обстоятельств.
Особенности регулирования труда женщин предусматривают собой правовые нормы. Эти нормы, прежде всего, ограничивают использование общепризнанных правил или предусматривают для отдельных категорий трудящихся граждан специальные возможности.
При названном правовом равенстве трудовые возможности работников далеко не равны между собой. Большинство трудящихся лиц не имеют возможности в равной степени использовать свои трудовые права посредством различных факторов и обстоятельств [ Лютаревич-Гефтер, Ю. А. Проблемы защиты трудовых прав беременных женщин и лиц с семейными обязанностями: анализ судебной практики / Ю. А. Лютаревич-Гефтер // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2022. – № 1. – С. 69.] . Имеется множество критериев, с помощью которых создаются особенности регулирования трудовых отношений. К критериям могут относиться такие факторы, как например, характер труда, его условия, физиология организма, наличие семейных обязательств, а также множество других оснований, устанавливающиеся законодательством труда и иными нормативноправовыми актами, которые содержат в себе нормы, которые регулируют трудовые правоотношения[ Скачкова Г.С. Труд женщин в России: правовые новации по его охране // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 2. С. С. 129.].
Поэтому законодательство создает и использует специальные нормы, а именно нормы дифференциации, необходимость которых предполагается в установлении особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, а также женщин и лиц с семейными обязанностями[ Азарова Е.Г., Моцная О.В. Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2023. N 12. С. 142.].
Единство и дифференциация норм правового регулирования трудовых отношений есть одна из особенностей методологического основания трудового права. Единство подразумевает собой создание именно общих трудовых правил для всех работающих граждан, заключивших с работодателем трудовой договор, а также непосредственно права для работодателей. За счет чего и осуществляется равенство трудовых прав работающих. Дифференциация - это применение различий между работниками, с помощью специальных норм права. Дифференциация устанавливает равенство возможностей между работниками, реализуя их равные права. Единство и дифференциация регулирования трудовых правоотношений указывает на реализацию такого принципа, как равенство прав и возможностей работающих людей. Единство и дифференциация - связанные между собой понятия, они всегда способны развиваться и совершенствоваться.
Совокупность особенностей регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями имеет значимость, так как согласно ст. 38 Конституции РФ - материнство, детство и семья находится под особой защитой государства.
На сегодня, именно материнство, детство, отцовство, семья имеет огромную поддержку, на которую направлена в первую очередь государственная политика нашей страны. Поэтому лицам с семейными обязанностями и женщинам предоставляется больше гарантий и различных компенсаций в работе[ Жаворонков Р.Н. Может ли безусловный базовый доход заменить социальное обеспечение? // Социальное и пенсионное право. 2021. N 3. С.11.]. Ведь прежде всего, нужно уделять больше внимания поколению, от которого зависит становление нашего государства[ Кузина М. Дискриминация женского труда, анализ споров по трудоустройству женщин // Трудовое право. 2021. N 2. С. 61. ].
Именно поддержка семьи, материнства, отцовства, детства является преимущественной целью каждого демократичного государства, она имеет особую социальную ценность и, следовательно, подразумевает собой существование и разработку новых механизмов права, обеспечивающих эффективную защиту.
Цель государства - позволить иметь возможности лицам с семейными обязанностями легко сочетать свои трудовые способности без ограничений.
Для России улучшения социально-демографических условий чрезвычайно существенно и актуально, в связи, с чем трудовое законодательство предусматривает для женщин и лиц с семейными обязанностями совокупность гарантий и льгот. Действующее законодательство защищает данных субъектов, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях. Система предусмотренных прав и льгот формирует условия, при которых женщина и лица с семейными обязанностями, не приостанавливая трудовую деятельность, заботится о здоровье и благополучии ребенка.
При этом следует обратить внимание, что женщины нуждаются в более дополнительной охране труда, нежели мужчины, прежде всего это связано с особенностями женского организма, его физиологического строения, также с материнством, которое не только влияет на самочувствие женщин, но и требует необходимость создания особых условий, благодаря которым снизятся риски неблагополучного течения периода беременности. Это приводит к возникновению потребности в большей социальной защищенности в этот период.
Трудовые права беременных женщин и матерей с детьми в России закреплены в Трудовом кодексе РФ, который обеспечивает гарантии соблюдения конституционных прав на труд данной категории граждан[ Лютаревич-Гефтер Ю.А. Проблемы защиты трудовых прав беременных женщин и лиц с семейными обязанностями: анализ судебной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2022. N 1. С. 69.].
В статье А.Я. Петрова на основе Конвенции МОТ N 183 "Об охране материнства", иных международных правовых актов, статей 253, 254, 259 Трудового кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1, материалов судебной практики рассматриваются актуальные правовые вопросы охраны, безопасности, гигиены труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями.
Таким образом, ввиду определенной неоднородности рассматриваемого понятия "лица с семейными обязанностями" появляются проблемы в практической деятельности по поводу того, кто, собственно, относится к данной категории лиц.
Еще в 2014 г. Постановлением ВС РФ N 1 был четко определен круг лиц, которые подходят под данную категорию. Тем не менее данное определение считается недостаточно точным на основании того, что проблема правового регулирования для работников, которые могут быть приравнены к лицам с семейными обязанностями, все же полностью еще не решена и также остается злободневной. Именно поэтому просто необходимо с большей четкостью на законодательном уровне закрепить государственные гарантии трудовых прав в отношении рассматриваемых категорий граждан либо же вовсе разработать единое применение метода диффузии, согласно которому произойдет взаимодействие отраслей, а именно семейного права и права социального обеспечения, с целью определения категории лиц, обремененных семейными обязанностями.
К сожалению, из-за закрытия на карантин учебных заведений и дошкольных учреждений перед некоторыми родителями встал вопрос о присмотре за детьми в период нахождения на работе. На основании этого отметим, что одному из работающих в период карантина родителей ребенка в возрасте до семи лет, не посещающего дошкольное учреждение вследствие карантина, обязаны выдать листок нетрудоспособности.
На основании вышесказанного необходимо отметить, что направления усовершенствования отечественного трудового законодательства продиктованы современной действительностью, а особенно в условиях пандемии. Кроме того, отметим, что все так же остаются проблемы, которые требуют незамедлительного дополнительного решения со стороны российских законодателей, поскольку наличие в государстве достаточных гарантий и льгот по вопросам урегулирования труда лиц с семейными обязанностями весьма положительно сказывается на решении проблем безработицы и демографических проблем в России.
Прежде чем применять отечественное трудовое законодательство к рассматриваемой в рамках настоящей статьи категории граждан, в рамках российского законодательства необходимо четко определить собственно тот круг лиц, который входит в данную категорию. Это стало наиболее актуально в настоящее время в условиях пандемии, когда на государственном уровне разрабатываются нормативные акты, защищающие трудовые права граждан, в том числе и лиц с семейными обязанностями.
Меняющиеся условия современного общества требуют пересмотра всего трудового законодательства, поскольку в сложившихся условиях необходимо гарантировать слабозащищенным категориям граждан (в том числе и работающим лицам, имеющим определенные семейные обязанности) на уровне федерального законодательства, к которому, собственно, и относится ТК РФ, защиту трудовых прав данной категории граждан. Кроме того, следует более тщательно проработать положения трудового законодательства, касающиеся защиты трудовых прав граждан, на иждивении которых находятся несовершеннолетние либо же недееспособные или ограниченно дееспособные лица.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Конституция РФ: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года]. - URL: http://www.pravo.gov.ru
2.Конвенция № 45 Международной Организации Труда 1935 г. «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода» от 21 июня (принята в Женеве 21.06.1935). – СПС «ГАРАНТ».
3.Конвенция № 89 Международной организации труда «О ночном труде женщин в промышленности (пересмотренная в 1948 году)» (заключена в г. Сан-Франциско 09.07.1948). – СПС «КонсультантПлюс».
4.Конвенция № 100 Международной Организации Труда от 29 июня 1951 г. «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности». – СПС «ГАРАНТ».
5.Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ). – СПС «КонсультантПлюс».
6.Конвенция № 156 Международной организации труда «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (принята в г. Женеве 23.06.1981 на 67-ой сессии Генеральной конференции МОТ). – СПС «КонсультантПлюс».
7.Конвенция Международной организации труда «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (с изм. от 22.05.1995) (принята резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1979 года). – СПС «ГАРАНТ»
8.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
9.Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 18.
10.Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 719 (ред. от 02.06.2016) "Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка" // Собрание законодательства РФ, 22.10.2001, № 43, ст. 4101.
11.Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 № 410-р Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы // Собрание законодательства РФ, 13.03.2017, № 11, ст. 1618
12.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 № 61893) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2020
13.Приказ Минтруда России от 18.07.2019 № 512н (ред. от 13.05.2021)"Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2019 № 55594) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.08.2019.
14.Приказ Минтруда России от 14.09.2021 № 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную"(Зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2021 № 65973) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 25.11.2021
15.Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61471) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.12.2020
Научная литература:
16.Азарова, Е. Г. Труд и социальное обеспечение женщин: актуальные проблемы правового регулирования / Е. Г. Азарова, О. В. Моцная // Журнал российского права. – 2023. – Т. 27, № 12. – С. 141-160.
17.Аль-Яхья, А. Д. М. Сравнительное исследование права женщин на труд и социальное обеспечение в Ираке и России / А. Д. М. Аль-Яхья, М. Л. Давыдова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 39. – С. 689-696.
18.Баринов, В. А. Проблемы обеспечения защиты от дискриминации женщин при реализации права на труд / В. А. Баринов // Вестник права. – 2023. – № 3(3). – С. 4-9.
19.Волкова И.Ю., Яценко А.О., Петров Д.С. К вопросу о принуждении к заключению трудового договора в судебном порядке // Современное право. 2023. № 2. С. 68.
20.Красноярова, Е. В. Модель женской занятости / Е. В. Красноярова // Кадровик. – 2023. – № 4. – С. 61-67.
21.Леппяковская, О. А. К вопросу о защите прав беременных женщин / О. А. Леппяковская // Правовая реформа. – 2023. – № 1. – С. 45-47.
22.Масякина, П. А. Гарантия защиты трудовых прав женщин в России / П. А. Масякина // Державинский форум. – 2022. – Т. 6, № 3. – С. 454-461.
23.Москвина, М. С. Проблемы ограничения труда женщин во вредных и (или) опасных условиях труда: аналитический обзор законодательства, правоприменительной практики, отечественных и зарубежных исследований и публикаций / М. С. Москвина // Экономика труда. – 2022. – Т. 9, № 11. – С. 1941-1956.
24.Скачкова, Г. С. Труд женщин в России: правовые новации по его охране / Г. С. Скачкова // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2022. – № 2. – С. 31-36.
25.Швецова, А. В. Механизмы реализации права на труд и профессиональное развитие женщин в период декретного отпуска / А. В. Швецова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2022. – № 1-2. – С. 201-214.
Судебная практика:
26.Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, июнь, 2022
27.Определение ВС РФ от 5 сентября 2014 г. № 37-КГ14-4 // https://vsrf.ru (дата обращения: 17.03.2024).
28.Апелляционное определение Мосгорсуда от 30 ноября 2018 г. по делу № 33-50325/2018 // https://mos-gorsud.ru (дата обращения: 17.03.2024).
29.Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2020 г. по делу № 88-28288/2020 // https://1kas.sudrf.ru (дата обращения: 17.03.2024).
30.Решение Кировского районного суда г. Саратова от 16 марта 2021 г. по делу № 2-897/2021 // https://kirovsky--sar.sudrf.ru (дата обращения: 17.03.2024).
31.Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 15 декабря 2016 г. по делу № 2-2268/2016 // https://zernogradsky-ros.sudrf.ru (Дата обращения:17.03.2024);
32.Апелляционное определение Ростовского областного суда от 6 апреля 2017 г. по делу № 33-5696/2017 // https://oblsud-ros.sudrf.ru (Дата обращения:17.03.2024);
33.Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728 // https://vsrf.ru (Дата обращения: 17.03.2024 г.)
34.Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 апреля 2021 г. по делу № А09-11880/2019 // https://kad.arbitr.ru (Дата обращения: 17.03.2024 г.)
35.Определение Верховного Суда РФ от 23 июля 2020 г. № 301-ЭС20-9387 // https://kad.arbitr.ru (Дата обращения: 17.03.2024 г.)
36.Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 октября 2020 г. по делу № А03-13771/2019 // https://kad.arbitr.ru (Дата обращения: 17.03.2024 г.)
37.Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 ноября 2020 г. по делу № А21-393/2020 //