Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
1.1. Понятие «речь» и «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе, особенности речевого развития в дошкольном возрасте 5
1.2. Виды творческих рассказов детей дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
2.1. Обоснование проекта по творческому рассказыванию и его роли в речевом развитии дошкольников 17
2.2. Разработка методического пособия по видам творческих рассказов детей дошкольного возраста
Комплекс тематических занятий, направленных на развитие навыков творческого рассказывания 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Необходимость речевого развития ребенка закреплено в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программе дошкольного образования в контексте образовательной области «Речевое развитие».
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов Бородич А.М., Виноградова В.В., Винокура Г.О., Леонтьева A.A., Сохина Ф.А., Эльконина Д.Б. и др.
В практике работы согласно ФГОС ДО используются различные методы и формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить следующие: словесные (беседа, слово педагога, чтение художественной литературы), наглядные (наблюдение, работа с предметами, наглядные и сюжетные картинки) и игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные). Методы речевого развития представлены в работах Гавриш Н.В., Гербовой В.В., Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Филичева Т.Б. и др. Они раскрыли методики речевого развития в дошкольном возрасте. В исследованиях данных авторов подробно изложены методы речевого развития, при этом важная роль отводится нетрадиционным методам развития речи, в частности обучение навыкам творческого рассказывания.
Одним из видов речевой деятельности является творческое рассказывание. Творческое рассказывание – это речевая деятельность с преобразованием или сочинением нового рассказа.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью работы по развитию речи у детей дошкольного возраста и поиском эффективных средств для достижения данной цели. По нашему мнению, творческие рассказы могут являться эффективным средством в речевом развитии дошкольников.
Объект исследования: процесс развития речи у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: творческое рассказывание как средство речевого развития.
Цель исследования – теоретически обосновать особенности речевого развития в дошкольном возрасте и разработать методическое пособие по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством творческих рассказов.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «речь» и «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе, описать особенности речевого развития в дошкольном возрасте.
2. Определить роль и виды творческих рассказов у детей дошкольного возраста.
3. Обосновать проект по творческому рассказыванию и его роли в речевом развитии дошкольника;
4. Разработать методическое пособие по развитию речи детей дошкольного возраста посредством творческих рассказов.
Методологической (теоретической) базой исследования послужили труды исследователей в области:
- развития речи в дошкольном возрасте (Алексеева ММ. М, Болотова И. О., Ефименкова Л. И. Ушакова О. С.);
- развития у детей навыков составления творческих рассказов (Ворошнина Л. В., Груздева М. В., Наумов Л. А., Пропп В. Я.).
Методы исследования: анализ педагогической, психологической и методологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов, беседа, наблюдение, методическое пособие.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное города-курорта Анапы детский сад № 7 «Колокольчик»
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное методическое пособие может быть использован воспитателями ДОО в развитии речи детей дошкольного возраста.
Апробация результатов исследования проходила не убирауте этот цвет я сама тут допишу
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
1.1. Понятие «речь» и «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе, особенности речевого развития в дошкольном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первостепенной целью дошкольного обучения ставит развитие навыков речевого общения. Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Согласно п. 2.6 настоящего стандарта среди целевых ориентиров речевого развития ставится обогащение активного и пассивного словарного запаса ребенка.
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Речевое развитие детей дошкольного возраста проходит последовательный путь от использования отдельных слов и предложений до целостного речевого высказывания. В процессе своего развития речь ребенка меняется как с точки зрения ее фонетико-фонематического состояния, так и лексико-грамматического и стилистического. Именно в дошкольном возрасте ребенок использует речь как средство общения и средство познания.
Речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовывать и транслировать информацию.
Понятие «речь» можно найти во всех словарях и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» – вид коммуникативной деятельности человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2019. – 400 с.
2.Аманжолова А.Н. Пути развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы / А.Н. Аманжолова, М.М. Абдурахманова // НИР/S&R. – 2022. – №1 (9). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-hudozhestvennoy-literatury (дата обращения: 27.03.2024).
3.Антипова Е. Сочиняем сказки / Е. Антипова, М. Жиличкина, Л. Калошина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 7. – С. 44-47. –
4.Арзамасцева Н.В. Развитие связной речи младших дошкольников как актуальная проблема современности / Н. В. Арзамесцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №4-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-sovremennosti (дата обращения: 06.03.2024).
5.Болотова И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2019. – №7. 6. – С. 35-38.
6.Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста / Л.В. Ворошнина. – Пермь: ПГПИ, 1991 – 165 с.
7.Выготский Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский. - М., 2016. – 59 с.
8.Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. - 299 с.
9.Груздева М.В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников / М.В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018 – №4. – С.120-125.
10.Гнездилов Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов. – М.: Изд-во СГУ, 2019. – 204с.
11.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2020. – 112 с.
12.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2019. – 240 с.
13.Ивлева Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019 – №32 (8). – С.80-91.
14.Кривоногова О. А. Развитие способности старших дошкольников к сочинению сказок как предмет психолого-педагогических исследований / О.А. Кривоногова // Ped.Rev. – 2020. –№2 (16). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sposobnosti-starshih-doshkolnikov-k-sochineniyu-skazok-kak-predmet-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy (дата обращения: 27.03.2024).
15.Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
16.Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 9. – С. 111-116.
17.Наумова Л.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / Л. А. Наумова // Образование в современной школе. – 2019. – № 3/4. – С. 15-16.
18.Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
19.Остапенко А. Правильная последовательность освоения речевых навыков и речевое развитие дошкольников / А. Остапенко // Дошкольное образование : [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2020. – № 12. – С. 54-57.
20.Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – М: Лабиринт, 2000 – 416 с.
21.Смирнова О. Обучаем детей 6-8 лет составлять рассказы: по произведениям Н. И. Сладкова / О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 30-33.
22.Томилова С.Д. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС до / С.Д. Томилова // Педагогическое образование в России. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-aspekte-realizatsii-fgos-do (дата обращения: 27.03.2024).
23.Турченко И. Речевое развитие дошкольника / И. Турченко // Здоровье детей : [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2019. – № 5-6. – С. 30-34 :
24.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
25.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2020. – 96 с.
26.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847).