Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях глобализации и информатизации общества все большее значение приобретает сфера услуг, значимым элементом которой является туристский сектор.
Туристическая отрасль позволяет повысить ВВП и ВНП, создать новые вакансии, улучшить жизнь населения без использования природных ресурсов. В настоящее время ввиду сложившейся ситуации с закрытием границ Российской Федерации с большинством стран мира, вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, такой вид туризма, как внутренний развивается в нашей стране бурными темпами. Уникальные, интересные события, проходящие в различных российских регионах, могут стать теми точками притяжения, которые будут привлекать еще большие потоки туристов.
На сегодняшний день одной из важных составляющих индустрии туризма является питание гостей. Оно оказывает существенное влияние на социальное и экономическое развитие страны. Знакомясь с достопримечательностями города, экскурсанты одновременно хотят знать об особенностях национальной кухни.
Гастрономический туризм в мире приобретает большую популярность. Люди покупают специальные туры с целью более подробно ознакомиться с кухней выбранной страны.
Нынешних туристов и путешественников с каждым разом становится все сложнее удивить чистым песком, морскими побережьями, памятниками архитектуры и горнолыжными курортами. Поэтому считается, что гастрономический туризм - это возможность попробовать что-то новое и испытать по-настоящему яркие эмоции.
Туризм в Российской Федерации – одна из важнейших отраслей экономики страны. Но следует отметить, государство инвестирует недостаточно количество средств в развитие туристской индустрии.
Следует сказать, что вся организация качественного обслуживания туристов лежит, в основном, на частном бизнесе и финансированию международных компаний (строятся высококлассные отельные комплексы известных международных сетей, развивается индустрия развлечений и т.п.).
Знакомство с местной кухней является неотъемлемой составляющей любого отдыха. Огромный потенциал гастрономического туризма и интерес гастрономических туров для иностранных туристов обосновывают актуальность данной работы.
Однако, по оценкам Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой и Ю.С. Тереховой в нашей стране, а в особенности в регионах, отдаленных от столицы, данный вид туризма только начинает свое развитие.
Недооценка туристскими организациями Владимирского региона и города Владимира разработки различных гастрономических туров в целях привлечения новых туристов и развития дестинации заметно замедляет ход данного процесса. Осознание надобности создания конкурентоспособного гастрономического туристского продукта, который отвечал бы интересам туриста и пользующегося спросом является необходимым условием для роста популярности гастрономического туризма во Владимирском регионе и всей стране.
В настоящее время в условиях цифровой трансформации туристы пытаются извлечь для себя из каждого решения о возможности покупки туристского продукта. Туристы сейчас имеют большие возможности и много инструментов для сравнения, от возможности сопоставления цен, до всевозможных социальных сетей и различных обзоров, что своевременно ориентируются на потребителя туристического продукта.
В настоящее время можно отметить появление глобального продукта для путешественников. Этот туристический продукт образовать множеством совокупных предложений огромного числа представителей международной туристической индустрии. Все представители данной индустрии имеют возможность в любое время и любому клиенту туристического продукта в независимости от места его жительства продать свои услуги.
Современная мобильность трансформирует экономику туристского рынка, создавая цифровые бизнес-модели взаимодействия с потребителем.
Актуальность работы заключается в следующем: разработка рекомендаций по совершенствованию продаж турпродукта на основе гастрономического туризма.
Объект исследования – гастрономический туризм.
Предмет исследования – ресурсы гастрономического туризма.
Теоретической и методологической основой исследования послужили государственные стандарты, учебные и периодические издания российских и иностранных авторов: Е.Д. Буценко, В.Э. Гордина, А.А. Линьковой, Н.Е. Нехаевой, Ю.С. Тереховой, Дж. Кертиса и I. Hamarneh, I. Petrovska, а также данные сети Интернет.
Целью работы является изучение актуальности проведения гастрономических туров и внедрение новых мероприятий для его развития.
Для реализации поставленной цели необходимо решить такие исследовательские задачи:
1. Раскрыть теоретические основы гастрономического туризма
2. Проанализировать современное состояние гастрономического туризма.
3. Разработать предложения по развитию гастрономического туризма.
При написании работы использовались такие методы научного исследования как аналитический, маркетинговый, метод сравнительного анализа и классификации.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию гастрономического туризма.
Структура работы – традиционная, которая содержит в себе: вводную часть, две главы, содержащие пять параграфов, заключение и список использованных источников.
Во введение раскрыта актуальность темы настоящего исследования, определены цель и задачи исследования.
В заключение работы сделаны основополагающие выводы. В заключении отражены итоги проведенного исследования.
Глава 1. Теоретические основы гастрономического туризма
1.1. История возникновения гастрономического туризма
Если рассматривать саму этимологию слова «гастрономия» то следует отметить, что данное слова относиться к утонченности и вкусу, что связано со знанием самых качественных и аутентичных продуктов, блюд, или же напитков, что являются характерным для определенной географической области, их сочетания и потребления [30].
Следует, что сама гастрономия является наукой, которая изучает взаимную связь между культурой наций и потребляемыми данной нацией блюдами/напитками. Ее же область будет включать в себя: само искусство приготовления, сочетания или же подачи изобильных, тонких, аутентичных и аппетитных блюд/напитков; стиль и технология готовки пищи; территориальная специфичность блюд или же продуктов, из которых состоят блюда; тонкость кулинарного искусства на определенных территориях и т. д. Частью процессов, которые сопровождают гастрономию, являются: открытие, дегустация, изучение, понимание и описание методики приготовления блюд и напитков и сенсорных качеств их употребления в целом.
Итак, гастрономический туризм - это поездка по континентам или же странам в целях ознакомления с особенностями местной кухни кулинарными обычаями, а также, с целью изведать уникальные для самого туристка блюда или продукты.
Гастрономический туризм как услуга - это нечто большее, чем просто туристическая поездка, так как гастрономический туризм существует хорошо продуманный комплекс мероприятий для дегустации традиционных в определенных местностях блюд, а также ряд отдельных ингредиентов, которых нельзя встретить больше нигде на земном шаре, имеющих свой особенный вкус.
Кулинарное искусство в туризме можно рассматривать как важнейший важный элемент развлечения и познания местной культуры.
Кулинарное искусство - это искусство, которое вызывает восхищение у людей и заставляет туристов преодолевать много километров, чтобы ознакомиться с кухнями других народов, попробовать то или иное блюдо. Именно поэтому и возникло понятие кулинарный (гастрономический) туризм, как направление современного международного туризма, он связан с ознакомлением и изучением национальных кулинарных традиций.
Гастрономические туры подразделяются на сельские («зелёные») и городские:
- сельские гастротуры в основном ориентированы на экологически чистую продукцию и могут предлагать, к примеру сбор местных дикорастущих ягод в лесу, винограда на виноградниках, или же овощей и фруктов на местных фермах. Сюда же следует отнести вкусовое знакомство с так именуемыми «продуктами земли» — теми гастрономическими изысками (а не готовыми блюдами), которыми славится данная местность;
- городские гастрономические туры следует понимать посещения ресторанов местной национальной кухни, где туристу предлагается отведать местные деликатесы, как правило, «из-под пера» известных поваров. Также может включать в себя посещение фабрики или цеха, производящих продукты питания, с дегустацией их продукции.
Туристы, осуществляющие гастрономическую туристическую поездку - называются гастротуристы.
Гастрономические туристы представлены следующими категориями населения:
- туристы, которым наскучил обычный туризм
- те, кто хочет внести разнообразие в свой рацион
- гурманы
- те, чья работа связана с приготовлением и употреблением пищи.
-представители туристических компаний, заинтересованные в организации собственных гастрономических туров.
По мнению ряда экспертов кулинарной и ресторанной сферы, гастрономический туризм не всегда можно отделить от других видов туризма, так как национальная кухня во многом является частью культуры в целом.
Целью гастрономических туристов является не просто желание попробовать экзотические продукты, а желание полностью погрузиться в культуру приготовления и потребления пищи, и через нее составить свое собственное представление о стране.
Частое применение дефиниций «гастрономия» и «кулинария» как синонимов требует самого разграничения понятий.
Первая дефиниция будет иметь более широкое значение, поскольку исследует взаимодействие между едой, национальной культурой и идентичностью.
Вторая дефиниция имеет более узкое значение и относится к технологии приготовления и обработки кулинарной продукции. Следовательно, под понятием «гастрономический туризм» следует понимать поездки, для которых изучение местной еды и напитков является одним из основных мотивирующих факторов посещения данной туристской зоны. Это связано с поиском увлекательных, аутентичных, запоминающихся кулинарных впечатлений.
Гастрономия — это способ ознакомиться с социальными, культурными, религиозными, историческими и экономическими особенностями данного географического района. Продукт контекстуального вида туризма включает в себя динамическую и статическую деятельность, в частности, не только дегустацию еды и напитков, но и все активности, связанные с местными продуктами, культурой и наследием.
Некоторые авторы дефинируют гастрономический туризм как «форму пищевого туризма, мотивированного знакомством с едой и/или напитками» [21, с.73-88].
Международная ассоциация кулинарного туризма (ICTA) определяет его как «стремление к уникальным и незабываемым впечатлениям от еды и напитков». ВТО интерпретирует это понятие как «форму туризма для туристов, которые планируют свои поездки частично или полностью с целью знакомства с кулинарными традициями или участия в деятельностях, связанных с гастрономией конкретного туристического направления».
Согласно академическим исследованиям в этой области, культурный контраст или же различия между культурой принимающей страны и туристами делают гастрономические впечатления значимыми и уникальными, увеличивая намерение повторного посещения [22, с.743-764].
В научной литературе можно встретить подтверждение в связи между имиджем местной гастрономии и удовлетворенностью туристскими впечатлениями [23]. Они установили, что имидж местной гастрономии оказывает значительное положительное влияние на намерение посетителя вернуться и рекомендовать это туристское направление.
Другие современные исследования подтверждают положительную связь между удовлетворением от еды и поведенческими намерениями. По мнению ряда авторов, гастрономия является важной частью маркетингового хода туристских направлений, поскольку помогает туристам соприкоснуться с местной культурой.
Физиологические потребности личности подразумевают потребление пищи и напитков несколько раз в день, соответственно гастрономия является той стороной культуры, с которой чаще всего контактируют туристы.
Согласно К. М. Холл [24, с.49], внедрение гастрономии в брендинг туристских направлений обеспечивает:
• увеличения прибыли - сами потребители с интересами в сфере гастрономии следует воспринимать как сегменты с повышенной доходностью;
• кросс-маркетинг - гастрономический туризм может связываться с иными туристскими продуктами и услугами (культурными достопримечательностями, природным наследием, обычаями), при этом потребители будут получать целостный продукт;
• повышение имиджа туристской зоны или возможность популяризации местных традиционных продуктов питания, увеличения привлекательности сельских территорий, а также активизация так называемого эффекта «Сделано в…» (“Madein…”).
Гастрономический туризм обогащает впечатления иностранных туристов местной культурой. Он включает в себя различные мероприятия, такие как посещение первичных и вторичных производителей местных продуктов, участие в фестивалях, посещение рынков, кулинарные демонстрации, дегустация высококачественных продуктов, посещение ресторанов или другие сопутствующие деятельности, связанные с едой. Он предназначен, с одной стороны, для туристов, ищущих знаний и опыта с новыми культурами, а с другой стороны, придаёт дополнительную ценность брендам туристских направлений[18, c.209-213].
Для того, чтобы понимать, откуда появилось понятие гастрономического туризма, необходимо обратиться к истории. Так, термин «гастрономический призм», являясь достаточно молодым видом призма, был введен в обращение в 1998г. Л. Лонгом - доцентом кафедры народной культуры в Университете BowlingGreen в штате Огайо (США). Изначально гастрономический призм существовал в виде термина «кулинарный призм», суть которого заключалась в следующем: пробуя местную кухню, люди глубже познают культуру страны. На сегодняшний же день термин используется при формировании туристского продукта во многих странах мира.
Так в чем же заключается суть гастрономического туризма. Согласно одному из определений гастрономический туризм - «это поездка, целью которой является ознакомление с национальной кухней страны и ее особенностями, способами и секретами приготовления блюд и, конечно, повышение уже имеющихся навыков в данной сфере. Если рассматривать гастрономический тур, то- это индивидуальная программа кулинарного путешествия, которая может включать в себя дегустацию блюд и напитков, ознакомление с процессом и технологией их приготовления и обучение у профессионалов своего дела».
Фрагмент для ознакомления
3
Научная литература
1. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. - М.: Кнорус, 2015 - 592 с.
2. Гордин В. Э. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Коллективная монография [Текст] / В. Э. Гордин, Ю.Г. Трабская. – СПб.: Изд˗во Левша, 2014. – 208 с
3. Ефимов С.Л., Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: технология успеха, РКонсульт, 2002. - 468 с.
4. Зорин И. В. Туризм как вид деятельности [Текст] / И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
5. Зорин И. В. Энциклопедия туризма [Текст] / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 368 с.
6. Лайко М. Ю. Мировая индустрия гостеприимства, Издательство Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, 2006. - 229 с.
7. Урядова А. В. Специальные виды туризма [Текст] / А. В. Урядова, Д. А. Савин. Яросл. Гос. Ун˗т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2013. – 128 с
8. Усов В.В. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. - Учеб. пособие для СПО. – М.: Академия, 2011.-256 с.
Научные статьи
9. Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, г. Томск, 19 апреля 2018 г. / под ред. канд. Биол. Наук А.Н. Захаровой, канд. Биол. Наук А.В. Кабачковой. – Томск : STT, 2018. – 372 с.
10. Афанасьев О.Е. Нематериальное культурное наследие: проблемы вовлечения в сферу туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 5-6.
11. Афанасьева О. В., Кудряшова Е. В. Гастрономический туризм в России: состояние и перспективы развития // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. С. 166-180.
12. Барсегян А. А. Гастрономический туризм: опыт формирования и перспективы развития в России // Таможенное дело. 2017. № 1. С. 82-85.
13. Буценко Е. Д. Гастрономический туризм как популярное направле-ние в туризме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2015. –Т. 33. –56–60с
14. Делия В.П. Событийный туризм как фактор развития туристической сферы Владимирской области /В.П. Делия [и др.]//Вестник академии права и управления.2023. №S4.1.С.53.
15. Зеленская Е. М. Гастрономический компонент в индустрии туризма [Текст] / Е. М. Зеленская // Вестник Север. федер. ун˗та. Серия: «Гуманитар. и социал. науки» – СПб: 2015. – № 3. – с. 110˗117.
16. Иванов В. Д. Гастрономический туризм как популярное направление в туристической индустрии [Текст] / В. Д. Иванов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – Чел.: ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2018. – т. 3. – № 2. – С. 105˗113.
17. Калабзина А.А. Состояние гастрономического туризма во Владимирской области /А.А. Калабзина //Безнес-технологии в туризме и гостеприимстве. 2020. С.161.
18. Линькова А.А. Современные тенденции в организации гастрономических туров / А.А. Линькова, А.Г. Максименко // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. – 2015. – Т. 1, No 1. – С. 209-213.
19. Пир во время пандемии. В России набирают популярность гастрономические туры: Ассоциация туроператоров.
20. Попова Т.В. Проблемы и перспективы развития турима во Владимирской области /Т.В. Попова //Социальные отношения. 2023. №2. С.108.
Иностранные источники
21. Hall C. M., Mitchell R. Gastronomic tourism: Comparing food and wine tourism experiences // Niche tourism: Contemporary issues, trends and cases / Ed. Novelli M. Oxford, 2005. P. 73–88
22. Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D. Impacts of authenticity, degree of adaptation and cultural contrast on ravelers’ memorable gastronomy experiences // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2019. Vol. 28. No. 7. P. 743–764
23. Toudert D., Rábago N. Interest in food, food quality, satisfaction, and outcomes in a border context: Gender, country of residence and born moderation // International Journal of Gastronomy and Food Science. 2021. Vol. 25. [Электронный ресурс]: URL: https://djameltoudert.com/sites/default/files/files/ Gastro-2021.pdf
24. Hall C. M. Boosting food and tourism-related regional economic development // OECD, Food and the Tourism Experience: The OECD-Korea Workshop, OECD Studies on Tourism: OECD Publishing, 2012. P. 49–62.
25. Исмоилов Ж. Важный ингредиент культурного туризма- гастрономический туризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nbisu.moy.su (Дата обращения: 24.04.2024)
Интернет-источники
26. Большое Золотое кольцо сделают туристическим макрорегионом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2021/11/30/regcfo/bolshoe-zolotoe-kolco-sdelaiut-turisticheskim-makroregionom.html (дата обращения: 24.04.2024).
27. Владимир оказался на последнем месте по качеству обслуживания туристов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vladtv.ru/society/143436/ (дата обращения: 24.04.2024).
28. Во Владимирской области разработают концепцию развития туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2022/04/07/regcfo/vo-vladimirskoj-oblasti-razrabotaiut-21. koncepciiu-razvitiia-turizma.html (дата обращения: 24.04.2024).
29. Гастрономический туризм – что это? [Электронный ресурс] . Режим доступа:: http://blogo-svetka.ru/interesnye-fakty/gastronomicheskijturizm-chto-eto (Дата обращения: 24.04.2024)
30. Гастрономия как искусство и наука : СпецТур информация о самых разных видах туризма по интересам. URL: http://www.spectours.ru/ cooking/cooking-toors/gastronomiya.html (дата обращения: 28.03.2024).
31. Информация о дне огурца. URL: https://www.tourism33.ru/guide/ holidays/den-ogurtsa/ (Дата обращения 24.04.2024).
32. 5. Гастрономический и агротуризм во Владимирской области. URL: https://www.tourism33.ru/events/reviews/gastronomy/ (Дата обращения 24.04.2024).
33. Информация о яблочном спасе. URL: https://www.tourism33.ru/guide/ holidays/iablochnyi-spas/ (Дата обращения 24.04.2024).
34. Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // СИСП. – 2014. – №12 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-kak-perspektivnyy-vidrazvitiya-regionov-rossii (Дата обращения: 24.04.2024)
35. Реестр комитета по туризму администрации Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: http://vladimirtravel.ru/reestry/. (Дата обращения: 24.04.2024)
36. Туристический поток во Владимирскую область вырос на 17 процентов [Электронный ресурс]. WWW.VLADIMIR.KP.RU: https://www.vladimir.kp.ru/dai0.5/4904601/ (Дата обращения: 24.04.2024)