Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В жизни человека роль зримых образов трудно переоценить. Дидактическое требование
наглядности в образовании рассматривается как одно из основных, ведь сложный материал, новая
мысль, вводимое абстрактное понятие становятся доступными, когда можно предъявить наглядное
изображение. Какую бы сферу культуры и жизнедеятельности человека ни взять – будь то искусство,
3
наука, повседневность или духовные практики – зрительным образам, зрительному мышлению,
восприятию и воображению придается особое значение.
Каждая культура создает свои каноны и приоритеты зрительного восприятия и конструирования,
человек видит мир через создаваемые им модели, в том числе и перцептивные. Генетические и
психофизические исследования позволяют сделать вывод о существовании индивидуализированных
жизненных миров: не только отдельная культура выстраивает свой мир образов, но и отдельный
человек воспринимает мир объективно-индивидуально .
1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА НЕВЕСТЫ
1.1 Специфика свадебной прически
Для каждой невесты очень важно выглядеть особенно неповторимой на своей свадьбе. Для этого
важно правильно подойти к выбору свадебного платья. Стиль будет неполным без особой свадебной
прически и макияжа.
Правильно подобранные свадебная прическа и макияж не только дополнят образ невесты, но и
сделают его особенно очаровательным и хрупким. Такая невеста без сомнений будет чувствовать
себя на своей свадьбе весьма комфортно .
В профессиональных изданиях используются следующие определения понятия «прическа»:
• эстетическое оформление волос, придание им определенной формы и вида ;
• определенным образом уложенные, подстриженные или завитые волосы на голове ;
• форма, которая придается волосам во время стрижки, укладки, завивки ;
• порядок расположения волос на голове, который достигается причесыванием, стрижкой,
завиванием; расположение волос в определенном порядке ;
• фигурная укладка, завивка или стрижка волосы, часто сочетаются с украшениями из лент, кружев,
цветов, перьев, с ювелирными изделиями тому подобное; искусственное удаление волос на голове и
лице, если это диктуется модой .
На Руси прической невесты занимались особенно тщательно. Невесте плели косу, которую иногда
украшали разноцветными лентами, шнурами и бумажными цветами. На голову невесте надевали
кокошник. Кокошник богатой невесты украшался драгоценными камнями и жемчугом. На голову под
кокошник надевали шелковый белый платок. Края платка иногда отделывали золотыми или
серебряными нитями .
До сих пор популярными являются прически с фатой, которая пришла к нам из древнеримских
времен. В те времена считалось, что фата защищала невесту от злых духов, которые могли навредить
ей из-за зависти к ее чистоте и красоте. Европейские народы с помощью фаты скрывали невесту от
глаз недоброжелателей и завистников .
Одним из популярных украшений свадебной прически является диадема. Связь диадемы со
свадьбой пошла из Древнего Рима, в котором она была брачным венцом .
4
С 18 века в Европе венки, которые дети плели из полевых цветов, стали надевать на голову невесте и
жениху. Так появился обычай украшать голову невесты венком .
1.2 Свадебный макияж как элемент образа
Стремление человека украшать себя появилось, по-видимому, раньше, чем стремление одеваться.
Древние племена воспринимали рисунки на лице как естественную необходимость. С помощью этих
знаков они выражали гнев, радость, горе, даже свое общественное положение.
Макияж – это нанесение на кожные покровы лица декоративных косметических средств для
создания определенного образа или маскировки изъянов.
Косметика (от греческого kosmetike – искусство украшать): 1. уход за лицом и телом с гигиенической
целью и для придания им большей привлекательности, свежести. 2. Средства для придания свежести
и красоты лицу и телу .
В пещерах Ледникового периода археологи обнаружили палочки для окрашивания глаз и бровей,
стержни для татуировки. Во время празднований, религиозных ритуальных церемоний и обрядов,
военных походов первобытные люди красили тело и лицо примитивными красителями: цветной
глиной и мелом, древесным углем, соком трав и листьев. Рисунки на лице и сегодня используется в
отдельных племенах Африки и Америки.
1.3 Подбор свадебного платья
Свадебные платья и другие аксессуары появились в России из европейской традиции, согласно
которой, например, белый цвет платья невесты вошел в моду вместе со стилем ампир в эпоху
Наполеона. Долгое время свадебного платья как отдельного типа костюма не существовало, ее
функции выполнял лучший или самый дорогой одежда для венчания. Следует заметить, что термин
«свадебное платье» существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при
социализме не был церковным. В контексте исследования исторического костюма уместнее
использовать термин «подвенечное», т. е. платье, в котором «шли под венец», венчались .
Без сомнения, свадебный костюм имеют влияние вероисповедание и национальная принадлежность
– одежда, в котором принимают брак католики, православные, иудеи, мусульмане, значительно
отличается друг от друга. Это существенное обстоятельство, поскольку она требует обозначить рамки
нашего исследования, а именно, ограничиться анализом европейского свадебного наряда.
Первые сообщения о свадебном костюме встречаются в античности. Свадебную тунику римские
девушки надевали дважды в жизни – в день совершеннолетия и в день свадьбы, в последнем случае
наряд дополнялся красно-бурой сеточкой. Ф. Ф. Комисаржевский так описывает эту тунику:
«длинная, плотная, не стянутая поясом, без единой складки» , хотя для античной одежды складки
были обязательными, а драпировка – основой формообразования костюма.
Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к XV веку. Главное, что
сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна; свадебный наряд
должен был быть не просто лучшим, а непременно новым, одеваться впервые, его специально
изготавливали для этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и
5
составляло часть этого приданого. Позже свадебное платье получило статус имущества, которое
передавалось в наследство, и внучка могла венчаться в бабушкином свадебном платье, но при
условии, что бабушкино супружеская жизнь была счастливой, иначе наследование свадебного платья
могло повлечь зло.
В XIX в. девушки из высшего общества отдавали предпочтение белым бальным платьям. Для многих
из них бал был единственной возможностью выходить в свет, здесь девушка знакомилась с будущим
мужем, так что бал был экспозицией свадьбы .
Самым модным материалом для подвенечного платья в XIX в. стали блонды – особый вид кружева.
Блонды были шелковыми в отличие от остальных кружев, которые плелись из льняных нитей; они
изготавливались на тюлевой сетке, по которой шелком вышивались различные орнаменты,
преимущественно с цветочными мотивами. На рубеже ХІХ и ХХ вв. объем свадебных платьев
значительно сократился. Их стали отделывать машинным кружевом и специальными деревянными
гульками, обмотанными шелком, что было характерной приметой декоративного решения костюма в
эпоху модерна. Другой особенностью платьев этого периода является отсутствие декольте и
воротник-стойка .
2. АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ОБРАЗА НЕВЕСТЫ В САЛОНЕ КРАСОТЫ «ОЛЬГА»
2.1 Общая характеристика салона красоты «Ольга»
Салон красоты «Ольга» находится по адресу: г. Зарайск, 2-ой микрорайон, д.14А.
Салон красоты «Ольга» – это частный, но активно развивающийся и востребованный салон,
ориентированный на высококачественное обслуживание клиентов проверенного годами успешной
практики. Салон красоты постоянно следит за развитием новых технологий и тенденций, поэтому у
них только самые лучшие и новые средства по уходу за волосами, а также косметическими
средствами. Руководит салоном генеральный директор: Кравцова Ольга Анатольевна. Режим работы
с 08-00 до 18-00 без выходных.
В салоне красоты рабочее место парикмахера, мастера маникюра и администратора организовано в
соответствии с СанПином и ГОСТ Р 51142-98.
Основной вид деятельности – это оказание парикмахерских услуг.
Салон красоты «Ольга» делает акцент на работу с каждым клиентом. Ведется постоянное обучение
мастеров по качеству обслуживания клиентов, расширяется ассортимент услуг.
«Ольга» - это уютный салон красоты, ориентированный на предоставление высококачественного
обслуживания клиентов, оказывающий полный спектр парикмахерских и косметологических услуг,
оснащенный новейшим оборудованием, обеспеченный лучшими опытными мастерами и
бесконечным потоком клиентов, в том числе, постоянных.
Услуги парикмахерской «Ольга»:
1.Парикмахерские услуги (мужская, женская, детская стрижка)
2. Маникюр и педикюр (уход, наращивание, дизайн, коррекция)
6
3. Косметологические услуги (уход за кожей и чистка лица, уход за бровями, уход за ресницами,
эпиляция, демакияж, пилинг)
4. Уход за кожей тела.
5. Продажа косметических средств.
Основной из задач персонала является максимально оказывать качественное обслуживание, чтобы
случайные посетители становились постоянными клиентами парикмахерской.
Организационная структура – линейная.
Сотрудники салона красоты «Ольга»:
- Генеральный директор;
- заместитель генерального директора;
- администратор парикмахерской;
- 2 парикмахера-стилиста;
- визажист;
- мастер ногтевого сервиса;
- косметолог;
-спа-специалист;
-охранник;
-уборщица.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели за 2015-2016 гг. (Рисунок 2.2).
2.2 Анализ практики создания визуального образа невесты в салоне «Ольга»
При создании визуального образа невесты в салоне красоты «Ольга» используются следующие виды
услуг:
- стрижка;
- химическая завивка;
- окрашивание волос;
- создание свадебной прически;
- свадебный маникюр;
- нанесение свадебного макияжа.
Рассмотрим данные виды услуг и особенности их исполнения в салоне красоты «Ольга».
7
Зачастую примерно за неделю перед датой свадьбы невестам проводится стрижка и окраска волос, а
в некоторых случаях по желанию клиентки – легкая химическая завивка для придания волосам
большего объема.
Проанализируем особенности выполнения данных процедур, основываясь на практике мастеров
салона. Описанные ниже стрижки были выполнены невестам, являющимся клиенткам салона за
текущие два месяца.
1. Стрижка «Классическое каре».
Стрижка выполнялась на вымытых волосах.
Волосяной покров делится на зоны центральным вертикальным и горизонтальным пробором от уха
до уха через макушку. Стрижку начинают с нижне-затылочной зоны. Первую прядь отделяют
горизонтальным пробором на расстоянии 1 см от краевой линии роста волос на шее, отчесывайте
вниз. Волосы состригают на согласованной длине.
Следующие пряди отделяют параллельно первому, контрольной, двигаясь к макушке. Волосы стригут
способом наложения пряди на прядь с оттягиванием вниз, удлиняя каждую прядь на 1-3 мм
относительно предыдущего. Эффекта внутреннего градуировки достигают различными приемами.
Например, удерживая концы волос указательным и средним пальцами левой руки, возвращают руку
ладонью вниз, уравнивают комплекс с контрольным, затем повергают руку ладонью вверх и
выполняют внутренний срез.
Рисунок 2.5 – Техника выполнения стрижки «классическое каре»
Далее стригутся волосы височных и теменной зон. Горизонтальными проборами отчесывались
неширокие пряди, параллельные краевой линии роста волос на правом виске. Волосы состригают на
уровне контрольной пряди затылочной зоны. Аналогично стригут волосы левого виска.
Стрижка завершалась расчесыванием волос слева, справа, назад и ликвидируют неровности. Затем
производилась укладка феном по форме
Стоимость выполняемой работы:
Мытье головы 500 руб.
Стрижка 1000 руб.
Укладка феном 400 руб.
Итого 1900 руб.
2. Женская модельная стрижка.
1. Волосы делятся на зоны пробором от уха до уха через макушку. На макушке отделяют прядь в
форме ромба, скручивают жгутом и отрезают на нужную длину (рис. 2.6, а).
2.Прядь ромба (контрольную) выравнивают (рис. 2.6, б).
3. Волосы других зон разделяют пробором в направлении от ромба (рис. 2.6, в).
8
4. Пряди всех зон стригут радиальными проборами с оттягиванием к контрольной пряди, выполняя
зубчатый срез (рис. 2.6, г).
5. Укладка выполняется с помощью фена (рис. 2.6, д).
Рисунок 2.6 – Техника выполнения женской модельной стрижки
Стоимость выполняемой работы:
Мытье головы 500 руб.
Стрижка 800 руб.
Укладка феном 400 руб.
Итого 1700 руб.
3. Женская стрижка модельная
Стрижка выполнялась на коротких волосах:
1. По периметру головы на 1,5 см от краевой линии роста волос отчесывается первая контрольная
прядь, остальные фиксируют заколками;
2. Волосы контрольной пряди срезают с оттягиванием вниз прямым или рваным срезом. Длина
пряди составляет 3-7 см в зависимости от желаемой прически.
3. Вторая прядь отчесывается параллельным пробором на расстоянии 1-1,5 см от первой;
4. Прядь стригут с оттягиванием на 90 ° до поверхности головы за несколько захватов, равняясь на
длину первой контрольной пряди;
5. По этой методике стригут волосы от лба до макушки, к середины или до 2/3 темя (рис. 2.7, а).
Дальнейшая последовательность работ определяется вариантом стрижки.
Стрижку продолжают последовательно, отчесывая пряди до макушки параллельными проборами
вокруг головы. Длину прядей волос распределяют на «длинные – короткие» так, чтобы на макушке
оставить короткие волосы выбранной длины (3-6 см).
После стрижки 2/3 теменной зоны верхнюю часть волосяного покрова распределяют радиальными
проборами и срезают волосы скользящим срезом с оттягиванием прядей под разными углами.
Длину прядей увеличивают в направлении от верхнего до нижнего угла пряди. Окончательный
внешний вид стрижки представлен на рисунке 2.7 б.
Стоимость выполняемой работы:
Мытье головы 500 руб.
Стрижка 800 руб.
Укладка феном 400 руб.
Итого 1700 руб.
9
3. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА НЕВЕСТЫ В САЛОНЕ КРАСОТЫ «ОЛЬГА»
3.1 Основные приемы выполнения макияжа при создании образа невесты
Свадебный макияж накладывается профессионально: он не может быть слишком блеклым, должен
хорошо смотреться на фотографиях и выдержать весь день. Более того, единого решения здесь нет:
не каждой невесте подойдут пастельные оттенки в макияже. Однако существует ряд общих приемов,
которые едины для выполнения всех типов макияжа, являются стандартными и используются, в том
числе, и специалистами салона «Ольга». Рассмотрим их.
3.2 Основные приемы создания свадебной прически
Рассмотрим особенности технологии выполнения свадебной прически на примере прически
«Шиньон».
Исходная база волос: волосы светло-русого цвета на уровне 7.0.
Тип: жирные.
Форма: прямые
Текстура: нормальные.
Длина: длинные.
Пористость: нормальные
Технологическая карта прически представлена в таблице 3.1.
3.3 Рекомендации по применению приемов создания визуального образа невесты в салоне красоты
«Ольга»
Идеальный визуальный образ невесты заключается не только в правильном подборе платья –
важными являются все детали. И заключительную роль обра¬за играют прическа и макияж,
аксессуары и букет невесты.
В разные времена года человек выбирает соответствующую одежду, а именно: зимой – плотную
ткань, теплую одежду.
На фоне яркого белого снега хорошо смотрятся чистые и яркие тона, шубки, а весной хочется чего-то
яркого, свежего и легкого, летом минимум косметики и перегруженности в стиле, осенью опять
лучше добавить ярких красок спелых ягод и фруктов. То же самое можно сказать и о свадебном
образе.
При выборе свадебной при¬чески и макияжа, следует руководствоваться следую¬щими нюансами:
овал лица, форма носа, посадка глаз, краевая линия роста волос, текстура во¬лос, форма стрижки и
другие аспекты.
10
Создавая визуальный образ невесты, необходимо обращать внимание на ее цветотип. Рассмотрим
основные аспекты создания свадебного образа невесты в зависимости от времени года.
Свадебный образ девушки-весны ассоциируется с легкостью, воздушностью, нежными тонами и
изяществом. Невестам подойдут следующие направления причесок: нежные струящиеся локоны,
возможно слегка подколотые по бокам или в так называемую «Мальвинку», украшенные нежными
небольшими цветами персиковых, кремовых, бело-зеленых, нежно-голубых или нежно-розовых
тонов. Если рассматривать собранные прически, то это должны быть слегка подкрученные прядки
для придания воздушной текстуры, собранные в объемный пучок, у лица можно оставить несколько
тонких прядей для придания мягкости образу. Украсить можно нежной веточкой с камушками.
Существует очень много вариантов причесок для весеннего образа невесты, но главное выбрать
правильную форму прически, которая наиболее идеально подходит именно конкретной девушке.
Цвета в макияже: минимум темных, в основном используются средние тона и растушевываются в
естественную тень века, уместно добавить пигменты на подвижное веко (полностью или в его
средней части). Можно добавить тонкую подводку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невеста – одна из ключевых фигур на свадьбе. Именно на нее будут обращены взгляды всех гостей.
Каждая невеста хочет выглядеть неповторимо, а для этого необходимо продумать и построить
гармоничный образ, в котором девушка почувствует себя комфортно и который подчеркнет ее
природную красоту. Кроме того, следует подобрать образ, который станет основой тематики
свадьбы.
Образ невесты – это сочетание многих элементов. В свадебном наряде невесты совсем не может
быть лишних мелочей. Когда платье уже выбрано, нужно позаботиться и о дополнительных
аксессуарах. Дополнительными элементами являются: украшения и аксессуары в прическе. Внешний
вид девушки завершает образ: прическа, макияж, маникюр. Все эти элементы должны быть
гармонично подобраны и соответствовать индивидуальным параметрам и особенностям невесты.
Важно, чтобы аксессуар подходил по цветовому оформлению и гармонировал по оформлению с
платьем невесты.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Ю.И. Как открыть салон красоты или парикмахерскую / Ю.И. Андреева. – М.: Огни,
2013. - 192 c.
2. Браун Б. Макияж: для новичков и профессионалов / Б. Браун. – М: Эксмо, 2013. – 218 с.
3. Вартиков А. Как открыть салон красоты / А. Вартиков. – М.: АСТ и др., 2014. – 180 с.
4. Визуальные образы современной культуры. Человек в современном городе: облик, образ,
образование: сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием (Омск, 17–18 мая 2016 г.) / [редкол.: П. Л. Зайцев (отв.
ред.) и др.]. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2016. – 190 с.
11
5. Герасимова О. А. Настольная книга домашнего косметолога / О. А. Герасимова. – Ростов н/Д:
Феникс, 2011. – 237 с.
6. Голубева Е. Ваши волосы. Окраска. Мелирование. Тонирование. Хим. завивка. Лечение и уход
/ Е. Голубева – 2-е изд. – М.: ЭКСМО, 2009. – 195 с.
7. ГОСТ Р 51142-98 Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия (с
Изменением N 1) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200000142
- Дата обращения: 14.06.2018
8. Дрибноход Ю. Ю. Декоративно-прикладная косметология: практикум / Ю. Ю. Дрибноход. –
Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 444 с.
9. Гузь А.В. Основы художественного проектирования прически. Специальный рисунок: учеб.
пособие для нач. проф. образования /А.В. Гузь, Т.И. Беспалова. – М.: «Академия», 2012. – 64 с.
10. Идеи стиля //Ваши волосы. – 2009. – № 1. – С.50- 60.
11. Инструкция по охране труда для парикмахера
(утв. Минтрудом РФ 18 мая 2004 г.) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.doloreslife.ru/cntnt/stil-1/kollekcii.html - Дата обращения: 15.06.2018.
12. Каюмова Р.Ф. Современный макияж как средство коррекции формы глаз/Р.Ф. Каюмова, В.С.
Шамина //В сборнике: Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки
и техники. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. – С. 65-68.
13. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды /Л. Кибалова, О. Гербенкова, М.
Ломарова; пер. И. М. Ильинской и А. А. Лосевой. – Изд. 3-е. – Прага: Артия, 2011. – 608 с.
14. Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века / Р. М.
Кирсанова. – Калининград Янтарный сказ, 2007. – 384 с.
15. Киселева Т.В. Некоторые аспекты разработки моделей женской одежды для свадебной
церемонии / Т.В.Киселева //Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. – № 1-2. – С.
122-124.
16. Коллекции причесок журнала «Dolores» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.doloreslife.ru/cntnt/stil-1/kollekcii.html - Дата обращения: 15.05.2018.
17. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Комиссаржевский. – М: Астрель: АСТ: Люкс,
2005. – 336 с.
18. Королева С.И. Основы моделирования причесок : учеб. пособие для нач. проф. образования /
С.И.Королева. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 130 с.
19. Котова О.А. 1001 секрет красоты. Безупречный макияж/ О.А. Котова – М.: Мир книги, 2016. –
312 с.
20. Кулешкова О. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебное пособие для
СПО/О. Кулешкова. – М.: Академия, 2012. – 215 с.
21. Моррис, Р. Макияж: подробное руководство / Р. Моррис. – М. : Эксмо, 2012. – 254 с.
12
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, - 3 изд., стер. -
Москва: Азъ, 2015. - 907 с.
23. Панченко О. А. Парикмахерское дело. Учебное пособие.– М.: Феникс, 2012. – 318 с.
24. Парикмахерское мастерство /Художник-оформитель: С.И. Правдюк. – Харьков: Фолио, 2007. –
478 с.
25. Петровская В.А. Парикмахерское искусство – уроки мастерства /
В.А. Петровская – 2-е изд.– М.: Академия, 2011. – 232 с.
26. Плотникова И.Ю. Технология парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования/
И.Ю Плотникова, Т.А. Черниченко . – М.: ИЦ «Академия», 2015. – 192 с.
27. Романович Ж.А. Сервисная деятельность: учебник / Ж.А. Романович, С.Л. Калачев. – М.:
Дашков и Ко, 2013. – 284 с.
28. СанПиН 2.1.2.2631-10 Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству,
оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения,
оказывающих парикмахерские и косметические услуги – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902217202 - Дата обращения: 14.06.2018.
29. Свадебная мода на все времена года // Свадебный переполох. - № 3. – 2016. – С. 3-5.
30. Сладкова О.В. Макияж/ О.В. Сладкова – М.:Астрель, 2011. – 116 с.
31. Технология парикмахерских работ: учебное пособие для НПО/
И.Ю. Одинокова, Т.А. Черниченко. – М.: Академия, 2008. – 64 с.
32. Тозелли Л. Уход за ногтями: секреты профессионалов / Л. Тозелли. – М. : Эксмо, 2011. – 254 с.
33. Фаулер Д. Стильные прически и укладки / Д. Фаулер. – М. : Контэнт, 2011. – 143 с.
34. Филатова С.В. Энциклопедия современного парикмахера/С.В. Филатова. - М.: РИПОЛ классик,
2010. – 256 с.
35. Шевнюк О. Л. История костюма: учебное пособие / О. Л. Шевнюк. – К: Знания, 2008. – 375 с.
36. Шешко Н. Парикмахер-стилист. Прически, технологии стрижки, уход за волосами/Н. Шешко. –
М.: Современная школа, 2010. – 288 с.
37. Школа красоты учебное пособие для будущих парикмахеров, косметологов, стилистов и
визажистов/ Пер. С англ. Э. Алексеевой, С. Шерстеневой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2015. – 384 с.
38. Школьников С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены : учеб. пособие для
театр. учеб. заведений / под ред. канд. искусствовед.
Г. И. Барышева. – Минск: Вышэйш. шк., 2015. – 223 с.
39. Шутова Т. В. Исторические аспекты профессиональной подготовки специалистов в области
парикмахерского искусства, дизайна имиджа и стиля / Т. В. Шутова, С. Н. Власенко // XXI век – век
дизайна: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2014. – С. 199-207.
13
40. Энциклопедия парикмахерского искусства/ Автор-составитель И.Ю. Аникина.- М.: Bere, 2016.
– 544с.