- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Эволюция женских образов в древнегреческой скульптуре от Гомеровской эпохи до эллинизма
- Готовые работы
- Дипломные работы
- История
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Эволюция женских образов в древнегреческой скульптуре от Гомеровской эпохи до эллинизма"?84 страницы
70 источников
Добавлена 28.07.2025 Опубликовано: studservis
18030 ₽
36060 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава I. Формирование женских образов в эпоху становления греческого полиса. 7
1.1. Место женщин в греческом полисе 7
1.2. Основные женские образы. Архаические коры 12
1.3. Проблема раскраски античной скульптуры эпохи архаики 19
Глава II. Женские образы в эпоху классики 26
2.1. Появление и развитие идеала красоты в женских скульптурных образах 26
2.2. Основные образы скульптуры в эпоху классики 34
2.3. Техника выполнения и проблемы раскраски терракотовых скульптур 40
2.4. «Парадное» и «народное» искусство 43
Глава III. Новые темы и образы в скульптуре эпохи эллинизма 50
3.1. Зарождение новых стилей и направлений в скульптуре 50
3.2. Изменение в представлении женской красоты и изящества 55
3.3. Женщины в качестве символов власти и роскоши в скульптуре 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
IV. Список использованных источников и литературы 78
V. Приложения 86
Фрагмент для ознакомления 2
Скульптура является одним из древнейших видов изобразительного искусства. Скульптуры малых форм эпохи палеолита археологи находили по всему миру. С развитием человека совершенствовались и его творческие способности как способ передачи своих чувств и мыслей. Постепенно от создания росписей на керамике, вышивке на одежде и рисовании на стенах пещер человечество пришло к тому, что можно создавать особые объекты, выражающие сакральные мысли и дающие эстетическое или душевное удовлетворение. Одним из этапов этого творческого пути стало создание скульптур.
Искусство Древней Греции – одно из наиболее известных в мире. Архитектура и скульптура греческих мастеров остаются эталоном в творческом сообществе до сих пор. Многие ученые не перестают изучать различные археологические находки и обновлять уже существующую информацию новыми данными.
Древняя Греция – это патриархальное общество, в котором почти отсутствует роль женщины как члена общества. О женщинах не принято было много говорить или обсуждать с ними что-то, что считалось не их обязанностями, но, тем не менее, с развитием творчества греков, женщины все больше перехватывали на себя внимание как «архаический идеал» и постепенно получали хоть какие-то привилегии, что особенно проявилось в эпоху эллинизма, открывшей женщинам новые эталоны поведения и пример для подражания от правящих слоев общества.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в дискуссионности проблемы соотношения роли женщины в древнегреческом обществе и тенденций развития женских образов в искусстве, в частности, в скульптуре. Изучение данной темы позволит рассмотреть этапы развития женских образов в скульптуре и, возможно, понять внутренний смысл происходивших изменений не только в репертуаре этого вида искусства, но и в мировоззренческом контексте, изменения отношения к женщинам в древнегреческом обществе через призму искусства.
Степень изученности проблемы. В настоящее время существует не так много научных трудов, посвященных теме эволюции женских образов в древнегреческой скульптуре Л.И. Акимова (2007), Е.Е. Вардиман (1990), Р.Б. Виппер (1972), М. В. Вяжевич (2006), Ф.Ф. Зелинский (1995), С.А. Зинченко (2014), А.Е. Петракова (2009), А.П. Садохин (2015), Л.В. Чуйко (2019) и другие.
Большая часть ученых рассматривает лишь малую часть скульптур, либо нередко в работах акцент делается на мужских образах, по причине их большого количества и разнообразия в скульптуре Древней Греции.
Данными авторами научных работ рассматривалась информация о периодизации скульптурных образов, женских, в частности, детализированный анализ их вида и формы, предположение смысла в каждой отдельной детали скульптур. Подробное описание женских скульптур статуарного типа помогает в анализе их изменений с каждой эпохой, прошедшей в Древней Греции.
В работах таких отечественных исследователей, как П. Брюле (2015), Т.В. Вакулова (2019), Е.Е. Вардиман (1990) и Н.А. Дмитриева (2008) рассматривается в основном именно роль женщин в древнегреческом обществе, их положение, статус и обязанности. Подобные направления также помогают в изучении скульптурных образов, ведь от понимания места женщин в Древней Греции можно проанализировать имеющиеся скульптуры и их копии в количественном соотношении (как степень интереса и уважения к женщинам), и смысл их образов, одеяний и поз.
Цель дипломного исследования – проследить развитие образов и художественных тем, связанных с женскими персонажами в античном искусстве от гомеровской эпохи до эллинизма.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
1.Охарактеризовать начальный этап проявления «женской тематики» в пластике Гомеровского времени.
2.Проанализировать особенности архаических кор и своеобразие их раскраски.
3.Проанализировать особенности женских образов в классический период.
4.Проанализировать особенности женских образов в эпоху эллинизма.
Таким образом, объект исследования – эволюция древнегреческой скульптуры от Гомеровской эпохи до эллинизма.
Предмет исследования – образ женщины в творчестве древнегреческих скульпторов, развитие образа на протяжении эпох – от архаики до эллинизма.
Источниковую базу исследования составили работы авторов, занимающихся изучением искусства Древней Греции всецело или по отдельным периодам, а именно: А. П. Садохин (2015), Т.Г. Грушевицкая (2015), А. Е. Петракова (2009), Н. С. Креленко (2017), С. А. Зинченко (2014), Ф.Ф. Зелинский (1995), Н.А. Дмитриева (2008), Р.Б. Виппер (1972), Л.И. Акимова (2007), и Дж. Бордман. Они рассматривают основные этапы эволюции женских образов и отношения к ним, так Акимова пишет об историческом переходе мифоритуалов на сторону женских образов, А.И. Петракова (2009) занимается вопросами описания красоты человеческого тела в древнегреческой скульптуре и вазописи.
В работах Г.Д. Белова, А.В. Котина, Л.В. Чуйко подробно рассматривается мелкая статуарная пластика Древней Греции, в частности и самая известная – танагрская терракотовая пластика.
В научных трудах А.И. Белоусова (2019), Т.В. Вакуловой (2019), П. Брюле (2015), Е.Е. Вардиман (1990), М. В. Вяжевич (2006), С.Ш. Евтых (2019), И.А. Кокиной (2008), Ю.С. Обидиной (2014), А.А. Писаревской (2016), Ф.В. Тагирова (2019) и О.Ю. Шибаршиной (2014) анализируется женский образ через призму женского быта в Древней Греции, а также представлены исследования идеалов женской красоты, на основе трактатов ученых того времени и скульптур.
Методы исследования: историзм, системность, анализ и синтез, исследование причинно-следственных связей, метод дедуктивного вывода и метод периодизации исторических процессов.
Методы историзма и системного подхода дают возможность реконструировать исторические факты в их временном, пространственном и социокультурном контексте. Анализ и синтез имеющейся информации в открытых источниках позволяет изучить специфику и проблематику работы более глубоко и выдвинуть свои предположения, основываясь на имеющихся фактах. Исследование причинно-следственных связей помогает составить полную картину того, что привело предмет исследования в ту стадию, на которой она закрепилась в конце своего пути и что этому способствовало. Методы периодизации исторических процессов и дедуктивного вывода совместно дадут возможность на основе конкретных историко-хронологических этапах провести цепочку определенных событий, которые косвенно или прямо повлияли на изучаемый объект.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, видеоряд включает 28 рисунков. Список используемой литературы включает 40 наименований, приложения на 82-110 страницах. Общий объем работы 78 страниц.
Глава I. Формирование женских образов в эпоху становления греческого полиса
1.1. Место женщин в греческом полисе
На протяжении всей истории человечества роль и место женщины постоянно менялись под требования окружающего их мира и социума. После каменного века, где женщину почитали, и всё строилось по принципам матриархата, пришел бронзовый век с зарождением и укреплением в обществе патриархата.
С учетом таких изменений, женщины все также почитались как матери и жены, но многие вопросы, касающиеся жизни всей общины или полиса, решались уже без них.
Полис – это город-государство, особая форма социально-экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Территория полиса состояла из городской территории, а также из окружавших её земледельческих поселений. Полисы возникли в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоев с родовой знатью.
Греческий полис являлся гражданской общиной с преобладающей ролью мужчины на том основании, что он считался высшим полом. Женщины находились в подчиненном положении, что подтверждает речь Перикла в передаче Фукдида. В данной речи Перикл обращается к афинским женщинам, которые потеряли своих мужчин. Перикл подчеркивал, что женщина заслужит уважение, если не потеряет присущей ей женской природы как жена и гражданка, и, если про нее почти не будут говорить среди мужчин в хорошем или плохом свете [12].
По социальному положению в греческих полисах женщины делились на три группы:
гражданка государства, которая являлась женой или дочерью полноправного гражданина;
свободная женщина из неполноправного населения;
рабыни.
Жизнь женщин подробно описана в «Экономике» Ксенофонта, ученика известного древнегреческого философа Сократа. Ксенофонт описывал основные обязанности женщины так [Ксеонофонт, I, 218]:
приготовление ежедневной пищи для семьи;
руководство домашним хозяйством;
рождение детей и уход за ними;
прядение шерсти и изготовление тканей для нужд домочадцев.
Женщины рожали, растили и воспитывали детей, однако мужчины строго контролировали воспитание детей. Важной особенностью греческих семейных отношений является то, что только муж решает оставить ли новорожденного ребенка в семье. Также глава семьи решал сколько детей и какого пола будет у него в семье.
Помимо рождения детей, женщине также разрешено было воспитывать детей. Все дети до 7 лет жили с мамой на женской половине дома. В этот период мама воспитывала детей и закладывала в них основные представления и знания. Считается, что к девочкам с самого рождения относились иначе, нежели к мальчикам. К сожалению, избавлялись от девочек чаще, чем от мальчиков. Если же от них не избавлялись, то они жили на женской половине дома под присмотром мамы, обучались основам быта для будущего замужества.
Помимо ухода за детьми на женщине были и другие домашние обязанности. Вся женская деятельность проходила в нескольких комнатах и закрытом дворике дома. Когда приходили гости к мужу, женщинам нельзя было выходить из помещений к гостям [Ксеонофонт, I, 228].
Ксенофонт был одним из первых, кто уделил пристальное внимание вопросам разделения труда между мужчиной и женщиной. По мнению Ксенофонта, занятость территориально должна быть всегда разделена в домашнем хозяйстве. Природу женщины Бог приспособил для домашних забот, а природу мужчины – для внешних. Вот почему необходима семейная кооперация, поскольку по природе своей оба пола не одинаково ко всему способны. Они нуждаются друг в друге, помогают друг другу и поддерживают [Ксеонофонт, I, 221]. По логике мыслителя, мужчина приносит в дом деньги, как добычу дикий зверь, а женщина далее уже решает, как распределить все правильно. Если распоряжения жены грамотны, то состояние, соответственно, умножается. Ксенофонт рекомендовал брать к себе жену еще ребенком, затем обучать, одомашнивать и воспитывать её под себя.
Женщины из наиболее состоятельных семей могли тратить значительные суммы денег на постановку посвятительных рельефов, статуй и алтарей от своего имени. Жены и дочери полноправных граждан пользовались наибольшим почетом и уважением, но одновременно они были стеснены большим количеством запретов. При этом закон обязывал главу семьи хорошо заботиться о своих женщинах, содержать престарелых родителей, выдавать девушек замуж. Для главы семьи женщины составляли своего рода часть имущества. Жена имела для мужа экономическую ценность, так как выполняла определенный объем работ, особо необходимых в домашнем хозяйстве. Дочерей стремились быстрее выдать замуж [Писаревская, 2016, с. 5].
Муж имел право развестись с женой в любое время и отослать в семью ее отца обратно; при этом единственное необходимое условие состояло в возвращении приданого. Подобным правом теоретически обладали также и женщины, но на практике очень редко удавалось им его осуществить.
Если семья лишалась кормильца или находилась в бедственном положении, женщинам приходилось ткать и прясть шерсть продажи и выходить из дома в поисках заработка. Они торговали на рынке в городе, становились повитухами и кормилицами, ухаживали в других семьях за детьми, работали в поле в сельской местности, на винограднике и в огороде. Рабынь использовали в домашнем хозяйстве. Им поручали самую трудную женскую работу: приготовление муки и выпечку хлеба.
В то время как женщины из состоятельных семей жили скромно, почти не выходя из дома, другие группы женщин наслаждались свободой. К этим категориям относятся чужестранки и гетеры. Гетеры жили независимо, были высокообразованными и следили за своей красотой, чего не делали замужние женщины. Гетеры также могли вступать в брак, однако зачастую они находились на содержании мужчин-покровителей. Обязанности гетер заключались в совместном времяпрепровождении с мужчиной за умными беседами, а также в участии в различных празднествах. Гетер нельзя назвать женщинами легкого поведения, ведь вступали в сексуальную связь они только со своими покровителями, которым они высказывали благоволение. Гетеры знали себе цену и выбирали только тех, кто им по душе.
Женщин, согласно Периклу, Исхомаху и Ксенофонту, не должны замечать в обычной жизни, а в политике и управлении полисом женщины априори не имели право принимать участие, такие сферы изначально считали только мужской работой. Тем не менее, в классический период в демократических полисах произошли изменения в положении женщин. Если до этого основная масса уважаемых женщин вела уединенную жизнь, то к концу V в. до н.э. женщины стали покидать дома, с целью начать заниматься общественными делами. Некоторые женщины становились участницами религиозных фестивалей и похоронных процессий, другие работали или торговали на рынках, чтобы содержать себя и свои семьи. Находясь среди толпы, женщины имели отчасти доступ к информации и возможность ее обсуждать, хоть эта информация была не из первых рук и не имела под собой полноты всей описываемой ситуации [Садохин, 2017, с.496].
В полисах в редких случаях женщина получала в общественной жизни какую-либо заметную роль. Исключением считаются религиозные праздники и некоторые ритуалы, часть из которых могли выполняться только женщинами. В значимых праздниках они участвовали вместе с мужчинами, хотя и занимали скромное место. Наиболее важная роль женщин в сакральной жизни полиса принадлежала жрицам. Чем старше становилась женщина, тем более свободный образ жизни ей разрешалось вести, в особенности, если она становилась вдовой. Пожилым женщинам не запрещалось свободно ходить по городу. После 60 лет женщины могли принимать участие в похоронах не только близких родственников, но и любых своих знакомых. Позже, уже в эпоху эллинизма гражданки полиса в отдельных случаях моли получать право «выступать как самостоятельное лицо, однако это касалось только некоторых семейных отношений, имущества и распоряжения финансами» [Садохин., 2017, с.496].
С учетом вышеописанной информации, наличие в научных источниках сведений об изолированном и тихом образе жизни женщины в Древней Греции наряду с противоположными сообщениями дает возможность предположить о том, что стандарты образцовых представлений и идеалов очень сильно влияли на греческих авторов. В реальности же образ жизни женщин менялся с учетом постоянных изменений в полисах.
Это двойственное противоречивое положение женщины, когда она, оставаясь лишенной гражданских прав, приобретала некую новую роль в полисе, было опасно для гражданского коллектива, так как нарушало устоявшийся общественный порядок. Этим и объясняется столь большое внимание, которое уделяли греческие авторы классического периода положению и роли женщины. Основной смысл всех суждений заключался в отказе женщинам иметь доступ к любой информации вне той сферы, где они уже приобрели определенное место.
Как итог, женщина во всем подчинялась мужчине. Несмотря на то, что есть свободные от обязательств женщины, они все также находились под покровительством богатых мужчин. Это не считалось как рабство, однако полная зависимость от другого человека и отсутствие каких-либо свобод как гражданин полиса дают своеобразное представление о жизни женщин того времени. Если в современности такое отношение к женщинам считается ненормальным, то в те времена это считались наилучшим решением для семейной жизни. Женщины также не были несчастными, ведь такие догмы они учили с самого рождения. Особо выдающиеся женщины могли найти либо славу в обществе, либо позор в зависимости от решения общества. Некоторые из афинских женщин становились советчиками выдающихся мужчин.
Несмотря на очевидное подчинение мужчине, женщина всегда оставалась очень значимым элементом общества. Она была музой для множества произведений искусств, скульптуры в том числе.
1.2. Основные женские образы. Архаические коры
Женские образы изменялись с течением времени. Развитие происходило в различных видах творчества, но скульптура претерпевала наиболее явные изменения на протяжении эпох в Древней Греции.
Само понятие женской красоты также менялось и в большей степени зависело от религиозных и моральных устоев общества, а также от культурных ценностей социума.
Каждая из существующих школ искусства в Древней Греции шла своим путем в поиске идеала среди женских и мужских образов. Наиболее ярко эстетический идеал выражен в творениях скульпторов Эллады, отражающих дух эпохи и являющихся воплощением античного идеала.
В культурных традициях Древней Греции красота человеческого тела была возведена практически в религиозный культ, Древние греки считали красоту высшим проявлением щедрости богов. По их миропорядку, красивый человек, наравне со знаменитым полководцем или государственным деятелем, пользовался популярностью и почтением, служили прообразом героев стихотворений, поэм и скульптур. Древнегреческие философы для обозначения красоты ввели термин античной этики — калокагатия, образованный из прилагательных и переводимый как «нравственная красота»; человек прекрасный, добродетельный.
Древнегреческая культура канонична. В основе древнегреческого канона лежит понятие гармонии. Античное понимание гармонии воплотилось в идеале человеческого тела, дошедшего до нас в древнегреческой скульптуре. Воззрение на мир как на красивое и гармоничное человеческое тело было основой всего античного мировоззрения. Древнегреческие боги антропоморфны и являли собой идеальные мужские и женские тела. Именно поэтому знаковым видом античного искусства являлась скульптура как идеально гармоничный вид протяженности, оформляющий человеческое тело. Стремление греческого искусства к идеализации проявляется не только в соблюдении канона внешних форм, но и в идеализации внутреннего содержания художественного образа.
Наиболее характерно это для античной скульптуры, изображавшей людей не такими, какими они были в реальности, а такими, какими они должны были бы быть в идеале. Для греческой скульптуры присуща типизация образа [Зелинский, 1995, с.498].
Ярким примером типизации образа является кора — «современное обозначение архаических скульптурных изображений девичьих фигур, найденных культовых центрах Греции и служивших обетными дарами, приносимыми в святилище. Коры также служили вертикальными опорами в архитектурных конструкциях и изображались задрапированными, в отличие от куросов «юношей», изображавшихся обнаженными» [Зелинский, 1995, с.498].
Женские фигуры появились раньше мужских, что связано с культом природных сил, символами плодородия и т.д. Общим практически для всех женских статуй является ракурс. Чаще всего кора предстает фронтально прямостоящей, руки чаще опущены вдоль тела, реже скрещены на груди или держат сакральные атрибуты. На лице видна непременная полуулыбка. Пропорции тела достаточно точно переданы, несмотря на общую схематичность и обобщенность образов. Все скульптуры обязательно расписывали.
В большинстве своем в эпоху архаики изображались либо богини, либо жрицы, либо коры, служащие на радость богиням. Многие из статуй кор и жриц не имеют подписей и нет никаких опознавательных знаков, указывающих на их принадлежность к тому или иному роду.
Особым исключительным случаем считалось изображение гетер в том или ином виде искусства. Несмотря на то, что гетеры зачастую являлись публичными женщинами высшего уровня, увековечить их в скульптуре решались немногие. На это влияло много факторов: такой поступок могли неправильно понять покровительствующие мужчины или же сама гетера окажется недовольной работой и может попросить наказать скульптора за такой поступок.
С учетом дошедших до наших дней памятников архитектуры и скульптуры, можно сделать вывод о том, что женские образы периода архаики были разделены на несколько типов:
1.Скульптуры богинь.
2.Коры, держащие подношения богиням.
3.Коры, стоящие на могилах и дарующие утешение умершему.
4.Статуи жриц и гетер, установленные по особым случаям.
5.Женские образы на фронтонах и фризах, где зачастую нет четкого представления о том, к какому именно классу относится эта женщина.
Как итог, женские образы в основном были созданы на религиозной основе, хоть и в сравнении с гомеровским периодом уже намного лучше передавали человеческие пропорции. Все образы богинь и кор были достаточно скромными, нет оголения, и стойка чаще выражает либо величие (в случае с божествами), либо покорность и преданность. Подобные образы побудили многих скульпторов того времени на попытки изменения статичного и закрытого женского образа, что в целом дает начало эпохе классики в Древней Греции.
Развитие древнегреческой скульптуры начинается в гомеровской эпохе с мелкой пластики – небольших статуэток из глины или бронзы, являющихся подношениями богам. Многие из данных статуэток находили в храмах. Они передавали изображения человека, животных, а также сцены их взаимоотношений. Монументальная скульптура гомеровской Греции не сохранилась и вся информация о ней доступна лишь по описаниям от древнегреческих авторов. Авторы описывали статуи, лишь в самых грубых формах воспроизводившие человеческое тело, так называемые ксоаны. Подобные изваяния могли украшаться металлическими деталями одежды и оружия. В целом такой вид скульптур присутствовал еще и в архаике, но лишь как промежуточный этап в развитии искусства.
Фрагмент для ознакомления 3
1.Аристотель. Политика. // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376-644. URL: https://www.philosophy.ru/library/sobranie-sochineniy-v-4-tomakh-tom-4/ (дата обращения 28.02.2024).
2.Земцова Е.Е. Становление концепции эллинства и утверждение эллинской идентичности в эпоху архаики и классики // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2017. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kontseptsii-ellinstva-i-utverzhdenie-ellinskoy-identichnosti-v-epohu-arhaiki-i-klassiki (дата обращения: 26.06.2024).
3. Ксенофонт. Домострой: концепция порядочной жены. // под ред. Столярова А.А. URL: https://www.philosophy.ru/upload/iblock/14f/14fad743f162c7cd6d5b71c370679381.pdf (дата обращения: 21.01.2024).
4.Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. // М.: Издательство «Наука». 1994. Т. I. Перевод С. И. Соболевского. URL: http://www.ancientrome.ru/antlitr/plutarch/index-sgo.htm/ (дата обращения: 12.02.2024).
5.Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира Древней Греции 1970 URL: https://djvu.online/file/PeXmYt8NB4BFX (дата обращения 26.06.2024)
6.Кора с глазами сфинкса. Автор неизвестен. (490 г. до н.э.). URL:https://design.wikireading.ru/hlFHtmb2fN (дата обращения 18.03.2024)
7.Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос. Автор неизвестен (ок.410-400 гг. до н.э.). URL: https://ar.culture.ru/en/subject/relef-balyustrady-hrama-afiny-niki-apteros
8.Статуя Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. до н. э. Рим. Музей Терм.URL:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml (дата обращения 26.06.2024)
9.Статуя Афродиты Сосандры. Автор Каламид (460-е гг. до н.э.). URL:
https://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=7075 (дата обращения 18.03.2024)
10.Статуя раненой амазонки. Автор Фидий (мраморная римская копия греческого бронзового оригинала, 440-430 гг. до н.э.). URL:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st004.shtml (дата обращения 18.03.2024)
11.Статуя раненой амазонки. Автор Поликлет (Римская копия греческого бронзового оригинала ок.430 года до н.э.). URL:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st004.shtml(дата обращения 18.03.2024)
12.Статуя Ники из Пеония. Автор Пеоний (421 г. до н. э.). URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения 18.03.2024)
13.Статуя Вакханки. Автор Скопас (Уменьшенная мраморная копия греческого оригинала около середины IV в. до н.э.). URL:
https://dzen.ru/a/YDCWHghMw0Uk4oky (дата обращения 18.03.2024)
14.Скульптура Афродита Книдская. Автор Пракситель (римская реплика I в. до н.э.). URL:https://dzen.ru/a/Y-poctWcLzbsPhyg (дата обращения 18.03.2024)
15.Статуя Артемида из Габий. Автор Пракситель (ок. IV в. до н. э.). URL:
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st028.shtml (дата обращения 18.03.2024)
16.Статуя Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. до н. э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. URL:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml (дата обращения 26.06.2024)
17.Статуя Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530-520 гг. до н.э. URL: https://bigpicture.ru/kogda-bogi-byli-pestrymi-neozhidannyj-vzglyad-na-antichnye-skulptury/(дата обращения 26.06.2024)
18. Статуя «Chiotissa», одна из статуй Коры с Афинского Акрополя. URL:
https://history-of-art.livejournal.com/1007725.html(дата обращения 26.06.2024)
19.Статуэтка Артемиды. Автор неизвестен (III в. до н.э.). URL:
https://www.britishmuseum.org/collection/image/967311001 (дата обращения 18.03.2024)
20.Статуэтка богини плодородия Деметры. Автор неизвестен (IV в. до н.э.)
http://www.evpatori.ru/domashnee-svyatilishhe.html (дата обращения 18.03.2024)
21.Статуэтка типа «Маленький Геркуланец». Автор неизвестен (III в. до н.э.)
https://hvmc.com/collection-dispersee-au-profit-de-la-croix-rouge-monegasque-et-a-divers/statuette-tanagra-du-type-petite-herculanaise/ (дата обращения 18.03.2024)
22.Статуя Аполлона Мусагета (римская копия II в. до н.э.)
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/musaget-110 (дата обращения 18.03.2024)
23.Статуя Хиосская Кора из Афинского Акрополя. ок. 520–500 гг., Музей Акрополя, Афины https://drakosh-a.livejournal.com/294075.html (дата обращения 26.06.2024)
24. Скульптура Римская голова, вырезанная из паросского мрамора
https://drakosh-a.livejournal.com/294075.html(дата обращения 26.06.2024)
25.Статуя Малая геркуланумская женщина (Выставка «боги в цвете»)
https://drakosh-a.livejournal.com/294075.html (дата обращения 26.06.2024)
26.Статуя Кора Фрасиклея (550-540 гг. до н. э.)
https://deziiign.com/project/4933952a781d42ce9ff90bc18d946390(дата обращения 26.06.2024)
27.Статуя Артемида. Оригинал (ок. I век до н.э. - I век н.э.) и цветная копия.
https://deziiign.com/project/4933952a781d42ce9ff90bc18d946390
28.Скульптура Афродиты Милосской. Автор Агесандр (ок. 130-100 гг. до н.э.)
https://hmong.ru/wiki/Venus_of_Milo (дата обращения 18.03.2024)
29.Скульптура Ники Самофракийской. Автор Пифокрит. (ок. 190 г. до н.э.)
https://art-grea.ru/drevnya-gretsiya-skulptura.html (дата обращения 18.03.2024)
30.Статуя Девушки из Анцио. Автор Доидалас (ок. III в. до н.э.)
https://ru.frwiki.wiki/wiki/Jeune_fille_d'Anzio (дата обращения 18.03.2024)
31. Скульптура Мраморная голова девушки, найденная на острове Хиосе. Автор неизвестен (кон. IV в. до н. э). URL:http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st029.shtml (дата обращения 18.03.2024)
32.Статуя Мраморный портрет головы пожилой женщины, часто идентифицируемой как Лисимах (римская копия греческого оригинала IV в. до н. э.). URL:
https://homsk.com/martin/olimpiada-epirskaya-anita-tegeyskaya-i-dr-chem-proslavilis-samye-znamenitye-drevnegrecheskie-zhenshchiny (дата обращения 18.03.2024)
33.Статуя Артемисии II из Кари. Автор неизвестен (ок. 350 г. до н.э.). URL:
https://nn.wikipedia.org/wiki/Artemisia_II_av_Karia (дата обращения 18.03.2024)
Литература (на русском языке)
34.Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика. СПб.: Азбука-классика. 2007. – 423 с.
35.Акимова Л. И. Искусство Древней Греции: Классика. СПб.: Азбука классика. 2007. – 389 с.
36.Белоусова А. И., Вакулова Т. В. Положение и роль женщин в древнегреческих колониях Северного Причерноморья // Потемкинский форум: сборник материалов IV международного научного форума, 25–26 апреля 2019 года. СевГУ. 2019. С. 145–148.
37.Белов Г. Д. Терракоты из Херсонеса. Терракотовые статуэтки. Наука. 1970. С. 70–78.
38.Белов Г.Д. «Терракоты Танагры». // Л.: Советский художник. 1968. С. 96.
39.Бузунова И. В. «Аспекты возникновения статуарной пластики древней Греции» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. №152. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-vozniknoveniya-statuarnoy-plastiki-drevney-gretsii (дата обращения: 05.03.2024).
40.Брюле П. «Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху». // М.: Молодая гвардия. 2005. С. 250.
41.Вардиман Е. Е. «Женщина в Древнем мире». // Москва, Наука. 1990 С. 354.
42.Виппер Р.Б. «Искусство Древней Греции». // Москва. 1972. С. 560.
43.Вяжевич М. «Женские образы в искусстве». // Москва: Директмедиа Паблишинг. 2006. С. 393. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253231 (дата обращения: 18.01.2024).
44.Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств. От первобытного общества до искусства XX века». // М.: Аст-Пресс, Галларт. 2008. С. 623.
45.Евтых С. Ш. «Античная скульптура как выразительница представлений о женской красоте». // Вестник Адыгейского государственного университета. 2019. С. 213-218. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41418975 (дата обращения: 07.02.2024).
46.Зелинский Ф.Ф. «История античной культуры». // М.: Мрас. 1995. С.448.
47.Зинченко С. А. «Введение в основы искусства Древней Греции: учебное пособие» // Москва, Берлин: Директ-Медиа. 2014. С. 709. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275616 (дата обращения: 15.01.2024).
48.Зинченко С. А. «Введение в основы искусства эллинизма: учебное пособие» // Москва, Берлин: Директ-Медиа. 2015. С. 181. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435589 (дата обращения: 12.03.2024).
49.Кокин И. А. «Положение женщины в греко-римском мире» // Вестник ВГУ. 2008. С.10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-zhenschiny-v-greko-rimskom-mire (дата обращения: 09.01.2024).
50.Котина А. В. «Коллекция терракотовых статуэток из раскопок в Пантикапее антового храма эллинистического времени». // Боспорские исследования. 2016. С. 365-384. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27187497 (дата обращения: 16.02.2024).
51.Креленко Н. С. «Введение в историю искусства: учебное пособие» // Москва, Берлин: Директ-Медиа. 2017. С. 236. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=479473 (дата обращения: 25.01.2024).
52.Медкова Е. С. «Миф и ритуал как основа символики цвета в скульптуре» // Школьные технологии. 2017. С. 93-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29257322 (дата обращения 18.01.2024).
53.Обидина Ю. С. «Специфика гендерных ролей в античном полисе: роль греческой драмы в становлении женской идентичности» // Вестник Марийского государственного университета. 2014. С. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-gendernyh-roley-v-antichnom-polise-rol-grecheskoy-dramy-v-stanovlenii-zhenskoy-identichnosti (дата обращения: 05.03.2024).
54.Петракова А. Е. «Искусство Древней Греции и Рима: учебно-методическое пособие». // Санкт-Петербург: Издательство СпбКО. 2009. С. 92. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209975 (дата обращения: 14.03.2024).
55.Писаревская А. А. «Положение женщины в Афинской демократии» // Проблемы Науки. 2016. С. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polozhenie-zhenschiny-v-afinskoy-demokratii (дата обращения: 26.02.2024).
56.Рычков А. В. «Синтез цвета и формы в скульптуре». // Культурная жизнь Юга России. 2020. С. 81-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44612248 (дата обращения: 22.02.2024).
57.Садохин А. П., Грушевицкая Т.Г. «История мировой культуры: учебное пособие» // Москва, Берлин: Директ-Медиа. 2015. С. 955. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428649 (дата обращения: 29.01.2024).
58.Садохин А. П. «Мировая художественная культура: учебник» // Москва: Юнити-Дана. 2017. С. 496. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684972 (дата обращения: 29.01.2024).
59.Суханова Е. В., Турлюн Л.Н. «Архаика древней Греции в искусстве, архитектуре и живописи». // Интернаука. 2020. С. 15-17. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42704849 (дата обращения: 09.01.2024).
60.Тагиров Ф. В. «Ключевые проблематизации в истории пола, любви и сексуальности. Часть 1: Античность и Средневековье». // Гуманитарный вестник. 2019. С. 8. URL: https://hmbul.ru/catalog/hum/phil/628.html (дата обращения: 10.03.2024).
61.Туренко В.Э. «Эволюция образа Афродиты в древнегреческой традиции: философско-культурологический контекст» // Studia Culturae. 2015. С. 96-109.
62.Чуйко Л. В. «История декоративно-прикладного искусства: древний мир: учебное пособие» // Омск: ОмГТУ. 2019. С. 127. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=683191 (дата обращения: 10.02.2024).
63.Шевченко А. В. «Культ Афродиты в античном Херсонесе (по данным коропластики)». // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. 2008. С. 5-10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21006130 (дата обращения: 17.02.2024).
64.Шибаршина О.Ю. «Эволюция представлений о сущности мужчины и женщины в античной философии». // М.: Научный вестник МГУ ГА. С. 216.
65.Bieber M. The Copies of the Herculaneum Women». Proceedings of the American Philosophical Society, vol. 106 (2). 1962. p. 111–134. URL:www.jstor.org/stable/985377 (дата обращения: 20.01.2024).
66.Boardman J. «Greek Sculpture: the Archaic Period». New York: Oxford University Press. 1978. p. 254. URL: https://archive.org/details/GREEKSCULPTURETHEARCHAICPERIOD1978ByJOHNBOARDMAN (дата обращения: 10.01.2024).
67.Boardman J. Greek Sculpture: The Classical Period». New York and London: World of Art. 1987. p.128. URL: https://archive.org/details/GREEKSCULPTURETHECLASSICALPERIOD1985ByJOHNBOARDMAN (дата обращения: 12.02.2024).
68.Boardman J. «Greek Sculpture: The Late Classical Period and Sculpture at Colonies and Overseas». New York and London: World of Art. 1995. p.248. URL: https://doi.org/10.2307/632612 (дата обращения 12.02.2024).
69. Dillon, S. «The Female Portrait Statue in the Greek World». Cambridge. Cambridge University Press. 2010. p.14. URL: https://assets.cambridge.org/97805217/64506/frontmatter/9780521764506_frontmatter (дата обращения 20.02.2024).
70.Masséglia, J. «Body Language in Hellenistic Art and Society». // Oxford University Press. 2015. р.309-310. URL: https://books.google.ru/books/about/Body_Language_in_Hellenistic_Art_and_Soc.html?id=20jTBgAAQBAJ&redir_esc=y (дата обращения: 14.03.2024).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней