Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности, в том числе организация социальной помощи и медицинское обслуживание выступает приоритетной задачей нашего государства.
Государством гарантируется оказания социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе и в связи с утратой трудоспособности, что влечет установление группы инвалидности. Группа инвалидности устанавливается на основании заключения медико-социальной экспертизы, которая проводится медико-социальной комиссией.
Тема исследования в настоящее время очень актуальна, так как необходимость специализации форм, совершенствования методов деятельности медико-социальной комиссии, возникающие вопросы организации медико-социальной экспертизы обусловили повышенный интерес к настоящей теме исследования.
Цель исследования является теоретическое исследование правового статуса медико-социальной экспертной комиссии, а так же значение направления на освидетельствование, порядок его прохождения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие медико-социальной экспертизы и порядок организации деятельности экспертной комиссии;
- исследовать правовое регулирование медико-социальной экспертной комиссии;
- проанализировать правовое регулирование направления на медико-социальную экспертизу;
- охарактеризовать порядок проведения освидетельствования;
- исследовать значение медико-социальной экспертизы;
- выявить особенности обжалования результатов медико-социальной экспертизы.
Объектом является – правоотношения в сфере деятельности медико-социальных комиссий.
Предмет – действующее законодательство в сфере деятельности медико-социальных комиссий..
Методами исследования являются: социально-правового, историко-правового, статистического и логико-юридического исследования, диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.
Практическая и теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке соци-альных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
Гипотеза исследования работы заключается в том, что она рассматривает механизм социальной поддержки необходимо выявить достоинства и недостатки системы медико-социальных комиссий.
Работа состоит введения, из трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрено понятие медико-социальной экспертизы и порядок организации деятельности экспертной комиссии и правовое регулирование деятельности медико-социальной экспертной комиссии. Во второй главе исследовано правовое регулирование направления на медико-социальную экспертизу и порядок проведения освидетельствования. В третьей главе изучено значение медико-социальной экспертизы и особенности обжалования результатов медико-социальной экспертизы.
1. Общая характеристика медико-социальной экспертной комиссии
1. 1 Понятие медико-социальной экспертизы и порядок организации деятельности экспертной комиссии
В настоящее время растет число инвалидов среди населения. Раньше в эту категорию попадали в основном люди старшего поколения. Однако в последнее время заметен рост инвалидности среди молодых людей. Так на начало 2023 году было зарегистрировано 10,9 млн. инвалидов, что составляет 7,5% от всего населения государства.
Если рассматривать такую категорию, как пожилые люди, то 80% из них имеют хронические заболевания, которые влияют на общее самочувствие и качество жизни.
Среди самых распространённых заболеваний, влекущих установление инвалидности, можно назвать гипертонию, сахарный диабет, заболевание опорное двигательного аппарата и органов пищеварения. При этом данные заболевания могут встречаться и в совокупности у лиц пожилого возраста.[ Пузин С.Н., Дмитриева Н.В, Пайков А.Ю, Филиппов В.В, Эркенова Ф.Д, Физицкая В.Д. Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2022 № 23С. 29 ]..
Таким образом, при наличии хронических заболеваний, травм и по другим причинам, связанным со стойкой утратой здоровья лицо обращается в учреждения медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности.
На основании комплексной оценки состояния организма гражданина на основании анализа его клинической, функциональные, социальные, бытовые, профессиональные, трудовые и психологические данные с использованием классификаций и критериев, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится в целях установления структуры и степени ограничения жизни гражданина[ Приказ Минтруда РФ от 08.12.2022 № 488н, Минздрава РФ от 08.12.2022 № 551н" Об утверждении бланков направлений на медико-социальную экспертизу медицинскими организациями и порядка их заполнения " (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.10.2022 N 70900) // Консультант Плюс 2024].
Гражданин направляется в МСЭ медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, а также органом пенсионного обеспечения или органом социальной защиты.
Согласно Правилам признания человека инвалидом, медицинская организация направляет гражданина в МСЭ после проведения необходимых диагностических, медицинских и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, вызванное заболеваниями и последствиями полученных травм.
По направлению МСЭ медицинская организация указывает данные о состоянии здоровья гражданина, отражая степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, информация о результатах медицинских осмотров, необходимых для получения клинических и функциональных данных в зависимости от заболевания с целью МСЭ, а также реабилитационных или абилитационных мероприятий.[ Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 21.02.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»). // Консультант Плюс 2024].
В своей деятельности бюро, при проведении МСЭ применяет федеральное законодательство, ведомственные нормативные акты, а так же стандарты.
Необходимо обратить внимание, что любое медицинское вмешательство, в том числе и экспертиза на инвалидность проводится по согласию пациента и его законного представителя. [ Быковская Т.Ю., Меметов С.С., Шаркунов Н.П., и др. Организационно-правовые вопросы направления граждан на медико-социальную экспертизу. Учебное пособие для врачей / Под ред. С.Н. Пузина. — Ростов на Дону, 2019. — 330 с.ВСЕ СНОСКИ оформить по требовааниям!!!].
По результатам обследования пациенты выдается справка, установленной формы, об инвалидности, утвержденная Приказом Минздрава 24 ноября 2010 года[ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2010 г. N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления"(в ред. 17.11.2020)// Российская газета от 28 января 2011 г. N 17]
Данная справка выдается тем подразделением МСЭ, где гражданин проходил обследование.
В настоящее время нет единой формы справки медицинской комиссии, чтобы отказаться от отправки в МСЭ; он оформлен в свободной форме.
Медицинские организации, органы пенсионного обеспечения, а также органы социальной защиты несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к медицинским организациям отвечает требованиям разумности, в связи с тем . что в настоящее время медицинские организации располагают данными сведениями.
В России гарантируются все социальные блага, в том числе обеспечивается право на медицинскую помощь. В связи с этим любой гражданин нашего государства может обратиться за оказанием медицинской помощи и установлением группы инвалидности.
При этом сама процедура получения справки об инвалидности и прохождения данной экспертизы вызывает ряд трудностей.
Во первых МСЭ можно пройти только в специализированных учреждениях, что влечет за собой необходимость населению маленьких поселений на время прохождения экспертизы перебираться в районные центры, и города, где функционирует бюро МСЭ.
Даная процедура редко занимаем меньше двух трех недель и связана с постоянной необходимостью сидеть в очередях, а иногородним решать вопрос в временным жильем.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты:
1.Всеобщая Декларация Прав Человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. – № 67 от 05 апреля 1995 г.
2.Конвенция о правах инвалидов принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 61/106 от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 6. – Ст. 4683.
3.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563.
4.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
5.Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (с изм. от 28 июня 2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6725.
6.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17 февраля 2023 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (Часть I). – Ст. 7598.
7.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 52 (Часть I) – Ст. 6965.
8.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724
9.Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (ред. от 21.02.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением отдельных видов деятельности, осуществляемых медицинскими и иными организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории Инновационного центра «Сколково») «(вместе с Положением о лицензировании медицинской деятельности, за исключением отдельных видов деятельности, осуществляемых медицинскими и иными организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории Инновационного центра «Сколково»)».// Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 17. – № 1965.
10.Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 (ред. от 28.11.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «правилами признания лица инвалидом») // Консультант Плюс 2024
11.Приказ Минтруда РФ от 08.12.2022 № 488н, Минздрава РФ от 08.12.2022 № 551н «Об утверждении бланков направлений на медико-социальную экспертизу медицинскими организациями и порядка их заполнения» (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.10.2022 № 70900) // Консультант Плюс 2024
12.Приказ Минтруда России и Минздрава России от 27.02.2020 № 80н / 131Н «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах»//Консультант Плюс 2024.
13.Приказ Минтруда России от 05.03.2021 № 106н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов» // Консультант Плюс 2024
14.Приказ Минтруда России от 30.12.2020 № 979н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы» //Консультант Плюс 2024.
15.Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2020 № 313 (ред. от 30.07.2020) «Об обеспечении дополнительной страховой защитой отдельных категорий медицинских работников» //Консультант Плюс 2024.
16.Определение Конституционного Суда РФ от 20 февр. 2014 г. № 307-О //Консультант Плюс 2024.
17.Определение Верховного Суда РФ от 15 февр. 2016 г. № 14-КГ15-22. // Консультант Плюс 2024
Научная и учебная литература:
18.Алистархов В. Кто поможет инвалидам? // ЭЖ-Юрист. – 2020. – № 26. – С.24.
19.Андриченко Л. В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации //Журнал российского права. – 2021. – № 9. – С. 5-17.
20.Баранов В.А., Петюкова О.Н.. Практика применения российского законодательства о медико-социальной экспертизе в контексте защиты прав граждан // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2019. – № 43. – С. 46-71.
21.Беликова Т.Н., Минаева Л.Н. Все о пенсиях / Т.Н. Беликова Л.Н. Минаева. – СПб: Питер, 2019 – 192 с.
22.Благодир А. Л., Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23.Буянова М.О. Право социального обеспечения / М.О. Буянова – М.: Юрист 2021 – 463 с.
24.Быковская Т.Ю., Меметов С.С., Шаркунов Н.П. и др. Организационно-правовые вопросы направления граждан на медико-социальную экспертизу. Учебник для врачей / Под ред. С.Н. Пузина. — Ростов-на-Дону, 2019. — 330 с.
25.Вавилов А. П. Пенсионная реформа в России: анализ переходного процесса / А. П. Вавилов // Вопросы экономики, – 2019. – № 2. – С.103-107.
26.Виды пенсий в России [Электронный ресурс] – URL: http://www.pfrf.ru/bra№ches/moscow/№ews~2017/04/17/134109 (дата обращения 15.04.2022).
27.Галаганов В.П. Учебник «Право социального обеспечения» для студентов средних профессиональных учебных заведений. /В.П. Галаганов. М.: ИК «Академия», 2019. – 414 с.
28.Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России [Электронный ресурс] – URL: [Электронный ресурс] // http://www. reformy.ru (дата обращения: 26.03.2023).
29.Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения. / Г. Д. Долженкова. М.: Юрайт-Издат, 2020. – 148 с.
30.Зурабов М.Ю. Как рассчитать пенсию самостоятельно / М.Ю. Зурабов//Российская газета. – 2022. – С.12.
31.Колесникова Г.И. Медико-социальная экспертиза: Учебник для вузов / Г.И. Колесникова. М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
32.Мохов А.А., Петюкова О.Н. Совершенствование российского законодательства о медико-социальной экспертизе и совершенствование межведомственного взаимодействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2019. – №. 42. – С. 587–615.
33.Поздняков А. П. Организационные аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов // Гаудеамус. – 2020. – №. 2. – С. 16-22.
34.Пузин С.Н., Дмитриева Н.В, Пайков А.Ю, Филиппов В.В, Эркенова Ф.Д, Физицкая В.Д. Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2022 – № 23. – С. 29-37.
35.Решетников В.А., Медведева О.В., Голубева А.П., Большова Т.В., Скоморохова Т.В., Михайловский В.В., Манакина Е.С. Медицинская экспертиза: экспертиза временной нетрудоспособности. Медико-социальная экспертиза / М.:. «Издательство «Медицинское информационное агентство 2021- 200 с.
36.Сафронова Е. В., Муханова И. Ф., Билалов Ф. С., Шарафутдинов М. А. Анализ нормативной базы учреждений медико-социальной экспертизы в условиях пандемии (covid-19) // Социальные аспекты здравоохранения. – 2021. – № 6. – С. 11.
37.Свинцов А. А. Медико-социальная экспертиза России: правовые и организационные перспективы // Социальное и пенсионное право. – 2022. – № 1. – С. 27-29.
38.Целевая государственная программа «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями: особенности и реализация программы [Электронный ресурс] – URL: // https://advokat-balukov.ru/tselevaya-gosudarstve№№aya-programma-dostup№aya-sreda-dlya -инвалидов-особенностей -и-реализация-программы (дата обращения: 26.03.2023).