Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы гастрономического туризма 5
1.1. История возникновения гастрономического туризма 5
1.2. Разновидности и особенности гастрономических туров 9
Глава 2. Анализ современного состояния гастрономического туризма в Астрахани 25
2.1. Традиции и особенности кухни Астраханской области 25
2.2. Объекты гастрономического туризма в Астрахани 34
Глава 3. Этапы разработки тура в рамках гастрономического туризма (на примере Астрахани) 45
3.1. Программа обслуживания туристов 45
3.2. Расчет стоимости тура в рамках гастрономического туризма 50
Заключение 54
Список литературы и источников 57
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Выбранная мною тема является одной из основных отраслей экономики региона, она очень актуальна, и к тому же она стремительно развивается в последние годы.
Идеи привлекать туристов в страну, создавая различные специальные сообщества по интересам связанные с дегустацией еды, принадлежит Италии. К большому сожалению, документального оформления этот распространённый вид экономической деятельности не получил.
Национальная кухня, кулинарные традиции, используемые продукты и регламент их употребления был и остаётся одним из непременных элементов классического этнографического описания. Всё новые данные приводятся исследователями о опыте населения по отбору и обработке продуктов питания в различных регионах мира. Но, этнография никогда и негде не была чисто ограничена только описанием этой стороны жизни населения. И существующее направление этнография пищи намного шире, так как затрагивает целый ряд вопросов находящихся за пределами технологии обработки, приготовления и хранения продуктов питания.
К примеру, религиозные ограничения, мировоззренческие представления, позиционирующиеся в обрядности или "правила хорошего тона" или по иному соблюдение местного регламента в отношении трапезы, личного или публичного (совместного) приёма пищи. Гастрономический туризм связывают между собой экологию, культуру и производство. Часто основой для хорошего развития кулинарного туризма выступает развитая и специальная сеть винно-гастрономических туров. Огромное значение в развитии направления имеют вопросы создания региональных брендов на рынке пищевых продуктов и местных блюд.
Астраханская кухня – это неотъемлемая часть культуры региона, отражающая всю многовековую историю родного края, особенности быта и мировоззрения, что делает область уникальной по своей природе. Это совокупность национальных традиций и вкусов, переосмысленных на свой лад. В ее состав входит русская, татарская, казахская и другие кухни народов, населяющих Астраханскую область.
Гастрономический туризм - один из самых «старых» и одновременно «молодых» видов туризма. Он существует на протяжении веков, но признали его как самостоятельный вид и начали изучать лишь в конце прошлого столетия. Вследствие этого на туристском рынке с каждым годом появляются новые формы гастрономических туристских услуг: живые экскурсии, лекции, мастер классы и т.д.
Гастрономические туры позволяют ему «распробовать» уже знакомое место на вкус, принять участие в фестивале или научиться готовить любимое иностранное блюдо у его создателей. Совмещая приведенные примеры с элементами иных видов туризма можно сформировать богатое разнообразие гастрономических туристских предложений на любой вкус.
Гастрономические туры как нельзя лучше подходят для данной категории туристов не только для знакомства с русской и дальневосточной кухней, но и русскими традициями и культурой. Огромный потенциал гастрономического туризма и интерес гастрономических туров для иностранных туристов обосновывают актуальность данной работы. Осознание необходимости создания конкурентоспособного гастрономического турпродукта, отвечающего интересам туриста и пользующегося спросом - необходимое условие для роста популярности гастрономического туризма.
Проблема исследования: недостаточное количество гастрономических туров в Астрахань для молодежи.
Объект исследования – гастрономический туризм.
Предмет исследования – гастрономический тур в Астрахань для молодежи.
Цель исследования – изучить ресурсы для разработки гастрономического тура в Астраханскую область.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить историю возникновения гастрономического туризма;
Рассмотреть разновидности и особенности гастрономических туров;
Провести анализ современного состояния гастрономического туризма в Астрахани;
Разработать программу тура в рамках гастрономического туризма (на примере Астрахани);
Представить расчет стоимости тура в рамках гастрономического туризма.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, Интернет-ресурсов
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы гастрономического туризма
1.1. История возникновения гастрономического туризма
Этимология слова «гастрономия» относится к изысканности и вкусу, связанному со знанием качественных и аутентичных продуктов, блюд и напитков, характерных для данной географической области, их сочетания и потребления.
Можно утверждать, что гастрономия — это наука, изучающая взаимосвязь между культурой наций и потребляемыми ими блюдами/напитками. Её сфера включает в себя: искусство приготовления, сочетания и подачи обильных, деликатных, аутентичных и аппетитных блюд/напитков; стили и технологии приготовления пищи; территориальная специфика блюд и продуктов, из которых состоят блюда; тонкости кулинарного искусства на конкретных территориях и т. д. Частью процессов, сопровождающих гастрономию, являются: открытие, дегустация, исследование, понимание и описание методов приготовления блюд и напитков и сенсорных качеств их потребления в целом.
Частое употребление терминов «гастрономия» и «кулинария» как синонимов требует разграничения понятий. Первый имеет более широкое значение, поскольку исследует взаимодействие между едой, национальной культурой и идентичностью.
Второй имеет более узкое значение и относится к технологии приготовления и обработки кулинарной продукции. Следовательно, под понятием «гастрономический туризм» следует понимать поездки, для которых изучение местной еды и напитков является одним из основных мотивирующих факторов посещения данной туристской зоны. Это связано с поиском увлекательных, аутентичных, запоминающихся кулинарных впечатлений.
Гастрономия — это способ ознакомиться с социальными, культурными, религиозными, историческими и экономическими особенностями данного географического района. Продукт контекстуального вида туризма включает в себя динамическую и статическую деятельность, в частности, не только дегустацию еды и напитков, но и все активности, связанные с местными продуктами, культурой и наследием. Некоторые авторы дефинируют гастрономический туризм как «форму нишевого туризма, мотивированного знакомством с едой и/или напитками» [Hall C. M., Mitchell R.].
Международная ассоциация кулинарного туризма (ICTA) определяет его как «стремление к уникальным и незабываемым впечатлениям от еды и напитков». ВТО интерпретирует это понятие как «форму туризма для туристов, которые планируют свои поездки частично или полностью с целью знакомства с кулинарными традициями или участия в деятельностях, связанных с гастрономией конкретного туристического направления».
Согласно академическим исследованиям в этой области, культурный контраст или различия между культурой принимающей страны и туристами делают гастрономические впечатления значимыми и уникальными, увеличивая намерение повторного посещения [Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D.]. Исследователи подтверждают связь между имиджем местной гастрономии и удовлетворённостью туристскими впечатлениями [Toudert D., Rábago N.]. Они установили, что имидж местной гастрономии оказывает значительное положительное влияние на намерение посетителя вернуться и рекомендовать это туристское направление.
Другие современные исследования подтверждают положительную связь между удовлетворением от еды и поведенческими намерениями. По мнению авторов, гастрономия является важной частью маркетингового микса туристских направлений, поскольку помогает туристам соприкоснуться с местной культурой. Физиологические потребности личности подразумевают потребление пищи и напитков несколько раз в день, соответственно гастрономия является той стороной культуры, с которой чаще всего контактируют туристы. Согласно К. М. Холл [Hall C. M.], внедрение гастрономии в брендинг туристских направлений обеспечивает:
увеличение прибыли — потребители с интересами в области гастрономии воспринимаются как сегменты с высокой доходностью;
кросс-маркетинг — гастрономический туризм может быть связан с другими туристскими продуктами и услугами (культурными достопримечательностями, природным наследием, обычаями), при этом потребители получают целостный продукт;
повышение имиджа туристской зоны — возможность популяризации местных продуктов питания, повышение привлекательности сельских территорий, активизация эффекта «Сделано в…» (“Made in…”).
Гастрономический туризм обогащает впечатления иностранных туристов местной культурой. Он включает в себя различные мероприятия, такие как посещение первичных и вторичных производителей местных продуктов, участие в фестивалях, посещение рынков, кулинарные демонстрации, дегустация высококачественных продуктов, посещение ресторанов или другие сопутствующие деятельности, связанные с едой. Он предназначен, с одной стороны, для туристов, ищущих знаний и опыта с новыми культурами, а с другой стороны, придаёт дополнительную ценность брендам туристских направлений.
Для того, чтобы понимать, откуда появилось понятие гастрономического туризма, необходимо обратиться к истории. Так, термин «гастрономический призм», являясь достаточно молодым видом призма, был введен в обращение в 1998г. Л. Лонгом - доцентом кафедры народной культуры в Университете Bowling Green в штате Огайо (США). Изначально гастрономический призм существовал в виде термина «кулинарный призм», суть которого заключалась в следующем: пробуя местную кухню, люди глубже познают культуру страны. На сегодняшний же день термин используется при формировании туристского продукта во многих странах мира.
Так в чем же заключается суть гастрономического призма? Согласно одному из определений гастрономический туризм - «это поездка, целью которой является ознакомление с национальной кухней страны и ее особенностями, способами и секретами приготовления блюд и, конечно, повышение уже имеющихся навыков в данной сфере. А гастрономический тур - это индивидуальная программа кулинарного путешествия, которая может включать в себя дегустацию блюд и напитков, ознакомление с процессом и технологией их приготовления и обучение у профессионалов своего дела».
Под гастрономическим туризмом понимают путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Э. Вульфом было дано следующее определение: «Гастрономический туризм – это поиск и наслаждение уникальной, незабываемой едой и напитками, как на другом конце Земли, так и на соседней улице. Ведь кроме путешествий по своей стране или всему миру, мы также можем стать гастрономическими туристами в своем регионе, городе или даже районе.
«Путешествие» предполагает даже поездки по своему городу, а не только по своему региону, стране или даже планете. Расстояние, которое мы преодолеваем, не так важно, как сам факт того, что мы постоянно находимся в движении. Таким образом, все мы «путешественники» и все мы «едоки», а стало быть, все мы можем считаться гастрономическими туристами».
Нехаева Н.Е. и Терехова Ю.С. под гастрономическим туризмом понимают «поездку для ознакомления с особенностями национальной кухни страны, кулинарными традициями, особенностями производства и приготовления продуктов и блюд, а также обучения и повышения уровня профессиональных знаний» [Кущева Н.Б., Бедяева Т.В.].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для вузов/ А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2.Арутюнов С.А. Общий очерк религиозной мозаики Кавказа / С.А. Арутюнов, – 2005. Вып. 31. М.: Наука, − 2006. С. 5-12.
3.Арутюнов С.А. Этнография питания народов стран зарубежной Азии: опыт сравнительной типологии / С.А. Арутюнов – М.: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, Наука: – 1981 – 254 c.
4.Ахметзянов Ю.А., Мухамедов Р.Г., Бикбулатова Х.С., Иванов Р.Г. Татарская кухня. — Казань: Татарское книжное издательство, 1985. — 319 с.
5.Байкадамова, А. Т. Гастрономический туризм - новый тренд для современного туризма / А. Т. Байкадамова, С. А. Шайсултанова, Л. Р. Зиязиева // . – 2020. – № 1(1). – С. 156-161.
6.Барагамян А. Азербайджанская кухня Т. 11 / А. Барагамян, П. Чеботарева, С. Орлов. – Баку: Изд-во «Директ-Медиа», 2010
7.Булискерия, А. Б. Гастрономический туризм как популярное направление в туризме / А. Б. Булискерия, Т. Г. Грушевицкая // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского : Материалы региональной университетской научно-практической конференции, Калуга, 17–18 апреля 2019 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2019. – С. 322-327.
8.Василенко, Е. В. Решение проблемы сезонности в туризме за счет развития гастрономического туризма в Краснодарском крае / Е. В. Василенко // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. – 2020. – № 1. – С. 27-30.
9.Восточная кухня [Электронный ресурс]. – Режим доступа http:// vostok-kuhnya.ru
10.Восточная кухня [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.belfamily.by/vostochnaya-kuxnya.html
11.Гордин В.Э., Трабская Ю.Г. Гастрономические бренды дестинаций: подходы и применение. Коллективная монография. — СПб.: Левша–Санкт-Петербург, 2014. — 208 с.
12.Гриненко, С. В. Гастрономический туризм как форма детского и семейного туризма / С. В. Гриненко, А. Д. Логинова // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. – 2021. – № 2(10). – С. 41-53.
13.Ефремова, Е.В. Гастрономический туризм в контексте продвижения национальных идей и традиций / Е. В. Ефремова // Глобализация и русский мир: сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. Н. Новгород: Интерконтакт, 2016. С. 90-94.
14.Железова О.Р. Этнический гастрономический туризм, его роль в сохранении национальной культуры и самобытности народов // Молодой ученый. — 2013. — № 5. — С. 858.
15.Жигулева, Н. А. Гастрономический туризм как один из ключевых трендов в сфере туризма / Н. А. Жигулева // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей : Статьи 19-ой Международной конференции студентов и аспирантов и XIII международного «Конкурса научных работ студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей», Санкт-Петербург, 05–06 марта 2020 года. Том Выпуск 20. – Санкт-Петербург: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет, 2020. – С. 65-71.
16.Жулина М.А., Нехаева Н.Е., Емельянова Н.А., Прасалова Н.Ю., Сарайкина С.В. Приоритетные виды развития туризма в Республике Мордовия // Известия Смоленского государственного университета, Смоленск. — 2011. — № 4 (16). — С. 47–55.
17.Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Гастротуризм в Астраханской области и предпосылки для создания гастрономической карты // Туризм и рекреация: инновация и Гис-технологии: материалы V Международной научно-практической конференции, г. Астрахань, 25–26 мая 2012 г. — Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2012. — С. 336–338.
18.Карабаева А.З., Лукьянченко А.Д. Туристический потенциал Астраханской области и его использование // Географические науки и образование : материалы V Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 23–24 марта 2012 г.). — Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2012. — С. 84–85.
19.Киреева, Ю. А. Винный туризм как один из видов гастрономического туризма / Ю. А. Киреева // Научный вестник МГИФКСиТ. – 2020. – № 4(66). – С. 51-57.
20.Курбатов А.А. История Астраханского края (с древнейших времён до конца XIX века). — Астрахань, 2007. — 184 с.
21.Кущева Н.Б., Бедяева Т.В. Гастрономический туризм как перспективный вид развития регионов России // СИСП. – 2014. – №12 (44). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gastronomicheskiy-turizm-kak-perspektivnyy-vidrazvitiya-regionov-rossii
22.Малолетин С.С. Туризм специальных интересов / С.С. Малолетин, Вестник РГУЭУ, № 4 2014, С. 218-225.
23.Масленникова, Н. В. Гастрономический туризм как перспективное средство развития туризма в России / Н. В. Масленникова // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации : Сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 апреля 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. – С. 27-30.
24.Мерцалова, С. Л. Гастрономический туризм как приоритетное направление развития внутреннего туризма в России / С. Л. Мерцалова, О. В. Цыбакова // Вестник ОрелГИЭТ. – 2021. – № 4(58). – С. 10-14.
25.Новак Б. Тропические плоды. Биология, применение, выращивание и сбор урожая /: Б. Новак, Б. Шульц / Пер. с нем. – М.: БММ АО, – 2002, – 240 с.
26.Палаткина, А. В. Гастрономический туризм в европейских странах (на примере сырного туризма) / А. В. Палаткина, Д. В. Коноплева // Студенческий меридиан среднего профессионального образования в вузе : вузовский сборник научных трудов : к 90-летию Мордовского университета. Том Выпуск 2. – Саранск : Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2021. – С. 134-137.
27.Похлёбкин В.В. Казахская и киргизская кухня // Национальные кухни наших народов. — М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983. — С. 222–234.
28.Похлёбкин В.В. Русская кухня // Национальные кухни наших народов. — М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983. — С.15–59.
29.Путилова, И. Н. Гастрономический туризм в Европе и предпосылки развития гастрономического туризма в Республике Марий Эл / И. Н. Путилова // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире : Шестнадцатая международная весенняя научная конференция, Йошкар-Ола, 14 мая 2020 года. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020. – С. 176-178.
30.Салманлы Ф. Первый среди равных // Каспiй. 2018. 9 января. № 3
31.Сивашински, А. И. Событийно - гастрономический туризм, как дополнительный способ развития туризма в регионах России Федерации / А. И. Сивашински // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 1. – С. 284-288.
32.Трегулова, И. П. Современный подход к развитию гастрономического туризма: оценка рынка гастрономического туризма Республики Крым и города Севастополя / И. П. Трегулова, Н. Ю. Гончарова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма : материалы VI Международной научно - практической конференции, п. Форос, г. Ялта, Республика Крым, 13–14 мая 2021 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. – С. 275-280.
33.Усов, В.В. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. - Учеб. пособие для СПО. – М.: Академия, 2011.
34.Чеглазова, М. Е. Гастрономический туризм, как трендовое направление в индустрии туризма / М. Е. Чеглазова, Г. В. Григорян // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России : материалы IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Казань, 24 января 2020 года. – Симферополь: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым "Крымский университет культуры, искусств и туризма", 2020. – С. 283-287.
35.Antón C., Camarero C., Laguna M., Buhalis D. Impacts of authenticity, degree of adaptation and cultural contrast on travellers’ memorable gastronomy experiences // Journal of Hospitality Marketing & Management. 2019. Vol. 28. No. 7. P. 743–764
36.Hall C. M. Boosting food and tourism-related regional economic development // OECD, Food and the Tourism Experience: The OECD-Korea Workshop, OECD Studies on Tourism: OECD Publishing, 2012. P. 49–62
37.Hall C. M., Mitchell R. Gastronomic tourism: Comparing food and wine tourism experiences // Niche tourism: Contemporary issues, trends and cases / Ed. Novelli M. Oxford, 2005. P. 73–88
38.International Culinary Tourism Association [Электронный ресурс]: / URL: http://www.culinarytourism.org
39.Kalenjuk B., Tešanović D., Gagić S. Erdeji I., Banjac M. Offer of authentic food as Condition for Gastronomic Tourism Development / The European Journal of Applied Economics, EJAE 2015, 12(2): 27-34p.
40.Long L.M. Culinary Tourism / Lucy M. Long / University Press of Kentucky, − 2004 − 306 p.
41.Toudert D., Rábago N. Interest in food, food quality, satisfaction, and outcomes in a border context: Gender, country of residence and born moderation // International Journal of Gastronomy and Food Science. 2021. Vol. 25. [Электронный ресурс]: URL: https://djameltoudert.com/sites/default/files/files/ Gastro-2021.pdf
42.Wolf E., Culinary Tourism: The Hidden Harvest / Erik Wolf, Dubuque, IA: Kendall, Hunt Pub. Co., − 2006,− 56 p.
43.World Food Travel Association (WFTA) [Электронный ресурс]: / URL: https://www.worldfoodtravel.org
44.World Intellectual Property Organization (WIPO) [Электронный ресурс]: / URL: http://www.wipo.int/portal/en/