Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность темы исследования заключается в том, что кризис занятости на наших глазах достигает глобальных масштабов. Все больше людей остаются безработными в развивающихся и развитых странах, и прогнозы на ближайшее будущее неутешительны. Проблема занятости и безработицы становится неотъемлемой частью жизни современной России, влияя не только на социально-экономическую ситуацию, но и на политическую ситуацию в стране. Безработица также неразрывно связана со структурными изменениями в экономике и мировой экономике. Как сложное и противоречивое макроэкономическое явление, оно остается в центре внимания как населения, так и науки. Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется одновременной реализацией ряда базовых реформ, требующих существенного совершенствования деятельности федеральных, территориальных и подведомственных организаций. В какой-то мере это определяет эффективность реформ в других сферах. Усилия по совершенствованию служб занятости должны быть направлены на создание предпосылок устойчивого экономического роста, сокращение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, поддержание экономически жизнеспособного и социально приемлемого уровня безработицы, преодоление бедности и повышение уровня жизни населения. В общем случае используется так называемый «поздний» показатель, то есть показатель, указывающий прошлые характеристики наблюдаемого хода деятельности (например, средняя продолжительность безработицы на конец отчетного периода и т. д.). Безработица приводит к огромным расходам на основную производительную силу общества - труд и значительное сокращение потенциального валового внутреннего продукта и национального дохода. Ясно, что экономическая система не функционирует в пределах своих производственных мощностей, если имеющиеся трудовые ресурсы не используются в полной мере.
Занятость и безработица являются одной из основных проблем в мире. Достижение высокого уровня занятости является одной из главных целей макроэкономической политики любой страны. В странах, переходящих к другим экономическим системам, безработица является особенно серьезной проблемой. В настоящее время в России происходит переход к рыночным отношениям, в связи с чем возникли огромные трудности и социально-экономические проблемы, которые, в свою очередь, привели к возникновению безработицы. Это влияет на экономическую систему. Из-за неполного использования имеющихся трудовых ресурсов ее работа не достигла предела ее производственных возможностей. Безработица также может нанести значительный вред человеку, не позволяя ему использовать свои навыки в той или иной деятельности, приводя к потере дохода и тем самым снижая уровень жизни. Люди страдают от сильного психологического стресса, и у них появляется неуверенность в себе в будущем. Вот почему политики уделили так много внимания предвыборной кампании, обещая создать рабочие места.
По мнению многих экономистов, безработица даже необходима, поскольку это объективное явление, присущее рынку труда, является его характеристикой, поэтому его нельзя однозначно оценивать как социальное зло. Она повышает производительность труда, стимулирует интерес к качественной работе, повышает уровень образования и квалификации работников.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень безработицы является одним из ключевых показателей, определяющих общее состояние экономики и оценивающих ее эффективность. Изучение безработицы позволяет определить причины и улучшить меры государственной политики, влияющие на занятость. При рассмотрении вопроса о правовом надзоре за трудоустройством уязвимых групп населения в обществе особое внимание следует уделить надзорной роли государства на рынке труда, реализации эффективной политики занятости и сокращению безработицы. Современная российская экономика представляет собой комплекс рыночных механизмов и элементов государственного регулирования. Форма и масштабы деятельности страны в экономической, социальной и политической областях меняются по мере развития общества, особенно в связи со сложностью экономических отношений. Государственный контроль за занятостью социально незащищенных слоев населения - это целенаправленное воздействие государства на процесс микро- и макроэкономического развития с целью поддержания его стабильности или изменения в желаемом обществом направлении. В любой стране высшей целью должно быть достижение максимального благосостояния всего общества и уязвимых групп населения. Но его реализация возможна при достижении прикладных целей, наиболее важной из которых является полная занятость. Его суть заключается в долгосрочном максимально возможном и стабильном использовании всего трудоспособного населения. Эта задача решается за счет создания новых рабочих мест и других способов борьбы с безработицей. Комплекс мер по развитию страны часто называют политикой занятости. Решение этой проблемы создало более благоприятные условия для достижения сбалансированности внешнеэкономической деятельности. Это поддерживается конкретной и специфической системой государственной деятельности.
Целью работы является анализ проблемы занятости социально незащищенных слоев населения. Для достижения поставленной цели потребовалось решить ряд задач:
изучить сущность, понятие и формы занятости;
рассмотреть понятие и характеристика основных категорий социально незащищенных слоев;
исследовать эффективность трудоустройства социально незащищенных слоев населения;
рассмотреть проблемы обеспечения занятости социально незащищенных слоев населения
проанализировать формы реализации государственной поддержки незащищенных категорий населения
определить основные пути развития занятости социально незащищенных слоев населения.
Объектом исследования данной работы выступает государственная социальная политика в сфере труда и занятости социально незащищенных слоев населения. Предметом работы является система реализации государственной социальной политики в сфере труда и занятости социально незащищенных слоев населения.
Методологической основой работы является принцип экономического анализа. Также в работе использованы общенаучные методы: индукция, дедукция, системный подход, и собственно экономические методы: статистический, математический и логический. Информационной базой исследования являются учебные материалы (учебники, учебные пособия), электронные ресурсы, законы, а также статистические и аналитические материалы.
Структура работы представляет собой: введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАНЯТОСТИ СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Сущность, понятие и формы занятости
Занятость определяется как «... деятельность людей, которые удовлетворяют личные и общественные потребности, не противоречащие законодательству России и которые приносят им как правило заработок и трудовой доход» . А. Э. Котляр определяет занятость как всеобщую экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях. Под занятостью он понимает общественные отношения между людьми, в основном, экономические и правовые, по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на конкретном рабочем месте . Дикусарова, М. Ю. Занятость рассматривает как условие формирования производительной силы общества, тем самым выступая одной из основных жизненных потребностей населения .
Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» под занятостью понимает трудовую деятельность и иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность граждан, осуществляемую ими в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и направленная на получение доход .
По ФЗ «О занятости населения» можно выделять три признака занятости:
иметь трудовую и социально полезную деятельность;
иметь законную деятельность;
иметь доход.
Управление занятостью предполагает целенаправленное влияние на трудовой рынок, повышение спроса на трудовую силу, формирование баланса между спроса и предложениям трудовой силы в разных отраслях и секторах экономики, предполагающее выделение главных видов трудовой деятельности . Типы занятости свидетельствуют о распределении активной части населения в профессиях, специальностях и сферах применения рабочей силы. Выделяют полное, рациональное и эффективное занятие. Полное занятие отражает количество и продуктивное занятие отражает качественное сбалансирование потребления и предложения работников.
Структура занятости характеризуется следующим образом:
работающие граждане.
граждане, которые самостоятельно обеспечивают себя рабочей силой, предприниматели, фермеры и так далее.
граждане, избранные или назначенные на должность;
граждане, являющиеся сотрудниками вооруженных сил, органов государственной безопасности, органов внутренних дел;
учащиеся общеобразовательной школы, студенты высших и средних специальных учебных заведений;
граждане других государств, выполняющие функции, которые не связаны с осуществлением иностранных миссий и деятельности;
граждане, которые осуществляют воспитание детей, уход за больными и нетрудоспособными гражданами;
граждане, которые ведут домашнее хозяйство.
Отметим, что кроме вышеупомянутых категорий к экономически активному населению относятся и временные безработные из-за отпуска или болезни, лица, которые проходят переподготовку и обучение, и лица, которые ищут работы. Занятость в качестве экономического явления имеет две аспекты: количественное экстенсивное и качественное интенсивное, которые в своем содержании соответствуют понятию полной занятости.
Термин «полная занятость» не стоит путать с термином так называемой «общей занятости», когда все работающие должны работать. Ведь такая ситуация в экономике почти недостижима. Так что даже, если не занята часть трудоустроенного населения, но имеется достаточное количество свободного рабочего места, то эта ситуация может быть названа полноценной занятостью.
Полная занятость - уровень, когда количество рабочих мест равно количеству людей, которые ищут работу, то есть спрос на трудовую силу равняется предложению трудовой силы, пусть и у определенной части населения нет трудовой силы.
Необходимо разграничить полную занятость на национальной экономике и полную занятость на отдельных лицах, полагая, что работают в полном рабочем месте, неделе, месяце и так далее. Кроме этого, полная занятость на национальной экономике предполагает неполную занятость в полном рабочем месте, неделе, месяце и так далее.
Качественное или эффективное понятие занятости означает такое распределение труда с учетом специфики, территории и отрасли, обеспечивающее наибольший рост национальной продукции. Эффективная занятость достигается при свободной торговле хозяйствующими субъектами.
Оптимальное соотношение полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью. Она предусматривает оптимальный распределенный и использованный труд, чтобы улучшить воспроизводство труда и обеспечить гармоничное и всеобъемлющее развитие человека. Характеризуется соответствием условий рабочего места потребностям работников и их профессиональным и квалификационным уровням.
Для лучшего изучения проблемы занятости можно выделить формы занятости. Формы занятости отличаются распределением активной части труда в сферах применения, в профессиях, в профессиях и так далее. Форма занятости представляет собой организационные условия и способы трудоустройства. Форма занятости отличается следующим образом:
1. Форма собственности на производственные средства:
на рынке труда;
предпринимательство;
самозанятость;
2. трудовая деятельность имеет такие типы, как:
постоянный;
временный;
сезонный;
эпизодический;
случайный;
3. статус работы:
основной;
дополнительный;
вторичный;
4. легализация труда:
формальная регистрация,
неофициальная;
5. места работы:
на предприятиях;
на вахтах;
6. в зависимости от режимов работы: строгий и жесткий график работы.
Гибкая форма занятости - это формы трудового использования трудового ресурса на основе применения нестандартного организационного и правового режима занятости сотрудников. Эта форма занятости предусматривает:
нестандартные рабочие места и организационные формы надомного труда, вахтового и экспедиционного труда;
формы внешне-внутреннего совместительства, временных работников;
организационные формы гибкого графика работы, сжатой рабочей недели.
Сейчас распространяются нетипичные форма занятости, не отраженные в Трудовом кодексе Российской Федерации . В данном документе только раздел посвящен надомной работе. В остальных разделах регулируется традиционная форма организации труда, когда сотрудник работает полный день на рабочей территории, которую предоставляет ему работодатель. Таким образом, необходимо дополнительное правовое регулирование, учитывая новые тенденции развития экономики, функционирования трудового рынка.
К нестандартным занятостям относятся такие организации труда, которые не обеспечивают полную занятость:
работа в условиях неполной занятости;
удаленная работа.
Синонимы термина «аутсорсинг» относятся к таким понятиям, как «лизинг», «аренда», «заемный труд», выделяют два вида аутсорсинга:
аутсорсинг персонала, который уже имеется в штате компании;
аутсорсинг вновь привлеченного персонала;
Аутсорсинг с англ., oig - «вне», «снаружи», «за пределы» и source – «источник» - передача функциональных функций структурной части предприятия или каких-либо функций предприятия в стороннюю организацию. Аутсорсинг относится к внешнему бухгалтерскому обслуживанию, курьерскому обслуживанию, клирингу. Аутсорсинг относится к видовым и родовым понятиям. Причиной развития новых форм труда является новая форма организации труда и производства. В итоге перехода на новые формы занятости работник получает такие важные выгоды, которые влияют на эффективность работы организации или предприятия:
сокращение рабочей площади, а также постоянные расходы на их эксплуатацию;
повышение эффективности работы сотрудников по результатам работы в нужном месте, в нужном времени;
сократить время на поездку;
способствовать привлечению высококлассных специалистов, независимо от их места расположения;
улучшить реагирование компании на изменения внешней среды, возможность оперативно изменить количество сотрудников;
улучшить границы представления продукции и услуг и приближение продукции и услуг клиентам.
Прогнозирование трудового рынка в РФ – неотъемлемая часть механизма рынка. Идет разработка конкретного механизма государственной регулировки трудового рынка. Уже сделаны определенные шаги: приняты законы о труде, созданы государственные службы труда, развернута система повышения квалификации с применением современных методик подготовки. Однако в условиях рынка труда требуется более глубокая правовая разработка и регулирование, разработка государственных программ труда, соглашений работодателей с профсоюзами, эффективное функционирование государственных, частных и государственных институтов труда. Система мер по обеспечению занятости населения:
гарантия минимального уровня заработной платы, условий труда, возможности профессионального образования и перевода, пособия по нетрудоспособности;
законодательство о рабочем времени, о режиме труда, о коллективном договоре о трудовых отношениях;
службы занятости - органы регистрации, учета, системы профессионального ориентации, системы профессионального переподготовки;
управление государственными органами, местными органами, предприятиями и организациями.
По данному закону государство в целях обеспечения полной, эффективной и свободной занятости народа предусматривает следующее:
осуществление мер финансового, инвестиционного и налогового регулирования по рациональному размещению рабочих сил, повышению мобильности трудового ресурса, созданию новой техники, поощрению гибкого режима труда и другим мерам, направленным на сохранение и развитие системы труда;
правовое регулирование занятости на основании соблюдения законодательства о правах и интересах граждан и надлежащих государственных гарантиях;
реализация указанных мер поможет гармонизировать функционирование национального трудового рынка и создать оптимальные, по стратегическим целям развития, структуры занятости населения.
Обеспечение занятости для всех работоспособных людей - одна из важнейших задач каждого правительства и государства. Чтобы решить эту проблему, государство принимает соответствующий Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» и разрабатывает комплекс мер, которые способствуют его осуществлению, т.е. проводит определенную политику труда. Политика труда является комплексом мер, оказывающих прямую и непосредственную роль в социально-экономическом развитии общества и его членов в целом, и меры, направленные на улучшение распределения и поддержание эффективного труда. Хотя бы важность этого вопроса определяется тем, что в любом правительстве возникает проблема, которую в принципе нельзя решить, если сокращать безработицу и инфляцию, реализовать антиинфляционную политику и устанавливать целевой показатель роста ВВП. И тогда ему нужно найти социальную приемлемость компромисса, путей и средств социального обеспечения. А государственная занятость - неотъемлемая часть социальной политики. Обеспечить занятость является защитой работников от падения заработной платы из-за потери рабочей силы.
Потеря рабочей силы может случиться в период экономического спада, как частью реструктуризации или может связываться с другими разными причинами освобождения. Один из способов защиты, предоставляемых работникам после увольнения и после него, предусмотрен законодательством об охране занятости ЕПЛ. За последние десятилетия рост нестандартного труда - временных контрактов, временного трудоустройства и отправки на работу - зависимых самостоятельных занятий, небольших занятий неполного рабочего дня - во многих странах мира усилились страхи работников обеспечить занятость .
Трудовой Кодекс РФ – система норм, регламентирующих заключение бессрочного и временного контракта и прекращение договоров, как в отдельных случаях так и в коллективных целях, был центром дискуссий по реформе трудового рынка . Однако сам факт существования правовых норм часто не говорит о строгих правилах в этой стране, об уровне защиты трудящихся, который также зависит от дополнительной политики, например, поддержки доходов неработающих. Хорошо работающая политика занятости является фактором, необходимостью обеспечить справедливое отношение и гарантированный доход работникам и позволяющим фирмам изменить занятость часами или рабочими местами в зависимости от колебаний общего спроса, является важнейшим фактором устойчивости экономики в условиях экономического шока.
Кроме систем пособий на безработицу, законодательство об охране труда создает базу для обеспечения общей безопасности трудящихся. В условиях экономического спада обеспечение труда также может быть обеспечено другими способами, например, разделением труда. Правильное кадровое управление поможет выбрать каждого работника на нужную должность, а также превратится в организованный и организованный коллектив. В ней описывается профессиональная подготовка для каждого должника, а следование рекомендаций должно дать каждому сотруднику полную подготовку к своей деятельности. Кадровая политика создает безопасность в пределах возможностей и обеспечивает стимулирование и признательность. Четкое правило помогает сотрудникам лучше выполнять свои рабочие обязанности, стремиться к цели карьеры и будущего.
По методологии МОТ все трудоспособные люди, не работающие в течение какого-либо периода времени, не имеющие оплачиваемого труда или самостоятельной работы, готовы к работе и принимают активное действие в их поиске, безработные. Поэтому часть трудолюбивого населения, не работающего в экономической сфере, не ищущего работы или не желающего работать, не имеющего работы, не входит в категорию безработного населения. Классификация нетрудоспособности проводится по разным критериям: по причине возникновения нетрудоспособности, характеру проявления нетрудоспособности, по масштабу экономики, по составу нетрудоспособных и так далее, но классификация нетрудоспособности наиболее распространена по причине ее появления. По этому подходу выделяются три основных вида безработицы: фрикционные, структурные и циклические безработицы.
Таким образом, занятость следует понимать как социально-экономическую категорию, выраженную особой формой взаимоотношений между обществом, государством и гражданами, то есть субъектом социально-экономических отношений, которая проявляется как необходимость удовлетворения социальных и личных потребностей населения и формирования основных производственных сила общества, опосредованная национальной правовой базой.