Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждая страна стремится успешно решать социально-экономические и политические задачи, обеспечивать достойное качество жизни своих граждан. Для этого необходимы высокий уровень законодательства, правосознания и устойчивый правопорядок. Отступление от принципов правового государства наносит ущерб обществу, государству и человеку. Особенно опасными являются коррупционные правонарушения, которые проявляются в различных сферах общественных отношений.
Несмотря на то, что тема коррупции изучалась не одним автором, большая часть аспектов данной проблематики не до конца исследована, существует много спорных моментов, что предполагает необходимость дальнейшего специального исследования озвученной ранее тематики.
К сожалению, коррупция, проникнув во все сферы государственной деятельности, не прошла стороной и мимо Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации. Федеральная служба наиболее интересна для исследования по тематике работы, в связи с тем, что в ходе службы (работы) в организации, происходит практически ежедневный контакт подавляющего большинства служащих ведомства с неблагонадежными социальными элементами - должниками. Указанный спецконтингент (а также их родственники, ближайшее окружение) являются наиболее значительным источником для провокационных коррупционных действий и преступлений - дачи взятки и подкупа должностного лица
Все вышеперечисленное определяет особую актуальность рассматриваемой темы.
Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе противодействия коррупции в органах принудительного исполнения. Предметом работы является деятельность сотрудников Федеральной службы судебных приставов по противодействию коррупции.
Цель работы заключается в исследовании механизма противодействия коррупции в органах принудительного исполнения.
Данная цель обусловила постановку следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие коррупции и противодействия коррупции в России;
- исследовать систему нормативных правовых актов в области противодействия коррупции в органах принудительного исполнения;
- исследовать коррупционные риски в деятельности органов принудительного исполнения и оценка коррупционных рисков;
- проанализировать соблюдение антикоррупционных стандартов сотрудниками органов принудительного исполнения ;
- исследовать процесс выявления и предупреждения коррупционных проявлений в деятельности органов принудительного исполнения. Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования коррупционных преступлений.
Информационную базу исследования составили учебные пособия, монографии, периодические издания, материалы научных конференций, семинаров, диссертационных исследований, законодательные и нормативные акты РФ, а также интернет-ресурсы.
В работе были использованы как частнонаучные, так и общенаучные методы исследования: анализ, сравнение, системный подход, обобщение, формальная логика, аналогия, классификация.
Глава 1. Теоретико-правовые вопросы противодействия коррупции в органах принудительного исполнения
1.1 Понятие коррупции и противодействия коррупции в России
Коррупция является неотъемлемой частью человеческой истории уже с самых древних времен. Доказательством этому служат законы Хаммурапи, установленные более четырех тысяч лет назад, а также практика фараонов Древнего Египта, которые применяли строгие наказания за взяточничество. В сфере научных исследований было предложено множество теоретических понятий, описывающих коррупцию: социально-правовое явление, связанное с подкупаемостью и продажностью государственных чиновников, общественных и политических деятелей. В своей сути коррупция представляет собой злоупотребление властными полномочиями с целью достижения личных выгод[ Поветкина Н.А. Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах // Всероссийский криминологический журнал. 2019. – Т.12. – N 5. – С.641.].
Коррупция в кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1979 года, может быть объяснена в более широком контексте. Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным законодательством, оно включает в себя совершение или несовершение определенных действий при исполнении должностных обязанностей или в связи с ними. Коррупция также может быть связана с попыткой коррумпирования. Должностное лицо может выполнять определенные действия или бездействовать в рамках своих полномочий за вознаграждение любой формы, в интересах того, кто предоставляет такое вознаграждение, независимо от нарушения или несоблюдения должностных инструкций[ Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // Российская юстиция. – 2019. – № 2. – С. 45.].
В данном международном юридическом документе следует отметить, что понятие коррупции включает не только получение вознаграждений и подарков, но также и злоупотребление должностными полномочиями. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, включая в себя также злоупотребления властью и превышение должностных полномочий.
Хотя многие ученые различают политическую коррупцию и коммерческое взяточничество, описать все виды коррупционной деятельности практически невозможно.
В истории России существовала такая практика, изначально известная как "кормление", которая впоследствии переросла в лихоимство и мздоимство. Возможно, российская форма "кормления" может рассматриваться как первое проявление того, что В. Клеверен, исходя из рыночной и экономической позиции, исследует коррупционную деятельность как бизнес. Согласно такому подходу, с точки зрения коррупционера, его должность рассматривается как бизнес, и он стремится максимизировать свои "доходы"[ Прошин В.М. Криминологический взгляд на явление коррупции // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2020. – №3. – С. 137–138.].
Наиболее детальная характеристика коррупции впервые нашла свое проявление в первой статье Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[ Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 266, 30 декабря 2008.].
В соответствии с положениями закона, коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, включая дачу и получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп и другие незаконные действия, осуществляемые физическим лицом в своих интересах или в интересах третьих лиц, нарушающие законные интересы общества и государства с целью получения финансовых, материальных или иных имущественных выгод. При этом, такие незаконные действия могут быть совершены от имени или в интересах юридического лица (ст. 1).
Наша страна должна уделять наибольший приоритет компенсаторным методам противодействия коррупции, но, безусловно, должны присутствовать и репрессивные методы.
Методики измерения коррупции объединяются в следующие группы:
1) осуществление опросов социологического направления. С 1999 г. Проектом Всемирного банка выступает «индекс качества государственного управления». Данный индекс включает процедуру обследования коррупционных деяний.
2) оценки экспертов, которые весьма распространены при осуществлении сравнительных процедур коррупционных деяний по странам и по периодам времени по причинам значительного охвата измерений. Подобные оценочные процедуры осуществляются, как правило, крупными учреждениями.
3) оценки интегрального направления, которые выставляются при помощи агрегации рейтингов коррупционного назначения самими организациями. Например, имеется такой индекс, как индекс коррупционного восприятия, которые измеряет не только сам феномен коррупции, но и его восприятие посредством расчёта классификационного индекса по странам в разрезе частоты или размера в государственном управлении.
Также Всемирным банком был создан барометр коррупции «Индикатор контроля коррупции», посредством которого, в 2011 г. был составлен «Индекс взяткодателей». Согласно «индексу взяткодателей» компании и учреждения в Российской Федерации являются самыми коррумпированными среди всех исследованных стран.
Среди методов оценки коррупции выступает измерение параметров, которые имеют прямую связь с уровнем коррупционных влияний и измерений при помощи методик формального направления. К методикам формального направления относятся следующие:
1) индекс восприятия коррупции (OCR):
2)индекс измерения коррупционного опыта (EPI);
3)индекс уровня доверия к государственным учреждениям (связан со степенью коррумпированности);
4)индекс удовлетворенности потребителей государственными услугами:
5)индекс измерения расходов на получение государственных услуг;
6)индекс измерения показателей, сокрытая информации о преступных действиях.
Для контроля за распространением коррупции, как явления, необходимо рассматривать статистику коррупции за определенный промежуток времени, выявлять рейтинг коррупционных преступлений по сферам экономической деятельности, рассматривать динамику изменений коррупционных преступлений по регионам РФ. Анализируя статистику коррупционных преступлений за определенный промежуток времени, можно сделать вывод о том, насколько эффективно функционирует нормативно–правовая база не только на федеральном уровне, но и на региональном, и на уровне муниципалитета.
Данные комитета Государственной Думы Российской Федерации демонстрируют, что размер установленного ущерба от коррупционных преступлений составил около 40 млрд. рублей.
За отчетный период в отношении 11574 человек была введена уголовная ответственность по делам коррупции. Таким образом, органы предварительного расследования продолжают активно работать над выявлением и расследованием каждого коррупционного случая, привлекающего их внимание.
Согласно данным 2021 года, Россия занимает 136-е место среди 180 стран по уровню коррупции (рис. 1.1). Минимальное место составляет 154-е, а максимальное - 47-е.
Рисунок 1.1 –Индекс коррупции по годам РФ[ Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. –https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.]
Это подтверждается задержанием подозреваемых и обвиняемых по делам коррупции. Активная работа также сказалась на эффективности расследований. В соответствии с информацией МВД, показатели по раскрываемости коррупционных преступлений являются весьма положительными. В 2022 году было раскрыто 98% всех дел, что немного превышает результаты предыдущего периода. Не раскрытых дел составило всего лишь 0,6%, что составляет 473 дела в количественном выражении.
Также в 2022 году было направлено в суды дела в отношении более 9,1 тысячи лиц, обвиняемых в коррупционных преступлениях. За 9 месяцев этого года в суды было направлено практически столько же дел, сколько за весь 2021 год. В результате были арестованы и изъяты у взяточников средства на сумму более 62,2 млрд рублей.
Среди тех, кто был привлечен к уголовной ответственности за коррупцию, можно выделить: 1,4 тысячи сотрудников правоохранительных органов, 679 военных, 420 должностных лиц органов местного самоуправления, 356 работников системы образования и 259 работников системы здравоохранения.
В 2022 году среди подозреваемых в коррупционных делах, имеющих особый правовой статус, находятся 66 депутатов органов местного самоуправления, 49 сотрудников правоохранительных органов, включая 29 сотрудников МВД, 10 следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета, а также 10 прокуроров и помощников прокурора. Москва лидирует по количеству раскрытых коррупционных преступлений, за ней следуют Подмосковье и Татарстан.
В 2022 году Следственным комитетом РФ было привлечено к уголовной ответственности 60 должностных лиц в оборонно-промышленном комплексе и 250 в сфере госконтрактов и госзакупок, включая 27 человек при реализации государственного оборонного заказа.
Каждый второй предприниматель в России сталкивался с коррупцией в текущем году. 29,8% заметили сильный рост уровня коррупции после введения санкций в отношении России.
Самой коррумпированной сферой предпринимательской деятельности в этом году стал вывоз твердых коммунальных отходов. Высока доля коррупции в проверяющих органах, а также в ведомствах, отвечающих за получение разрешений, справок, лицензирования, аккредитации.[ Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. –https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf.]
72 тыс. должностных лиц, чьи дела расследовал СК РФ, предстали перед судом в России за коррупционные преступления.
Наиболее коррумпированные сферы оказывают наибольшее влияние на экономическую безопасность РФ. Коррупция в секторе государственного управления влечет за собой снижение эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам страны.
Однако статические данные в полной мере не могут свидетельствовать о том, что указанные выше регионы РФ наиболее или, наоборот, наименее подвержены коррупции как таковой. Это связано в первую очередь с тем, что коррупция является высоколатентным явлением. Представленная статистика указывает на то, насколько эффективно органы государственной власти регионов выявляют и противодействуют коррупционным преступлениям.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 01.07.2020 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2020, № 31.Ст. 4398.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63–ФЗ (ред. от 29.12.2022 № 586–ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195–ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 669–ФЗ) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря. – № 256.
4.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273–ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 06.02.2023 № 12–ФЗ) / Российская газета. № 266, 30 декабря 2008.
5.Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172–ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ред. от 11.10.2018 № 362–ФЗ) // Российская газета, № 133 (4957), 22 июля 2009 г.
6.Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215.
7.Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 7 ст. 776.
8.Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 50 (часть IV) ст. 6953.
9.Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» от 07.05.2013 № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 19 ст. 2306.
10.Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 40 ст. 5488.
11.Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418.
12.Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 марта 2010 г. N 10 ст. 1084
13.Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 34 ст. 6170.
14.Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 августа 2002 г. N 33 ст. 3196.
15.Указ Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 21 ст. 2429.
16.Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 28 ст. 3813.
17.Указ Президента Российской Федерации от 08.03.2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1506.
18.Приказ Минюста России от 22.12.2022 № 423 «О внесении изменения в Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 30.03.2020 № 65» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2022, регистрационный № 71833) // Доступ их СПС Консультант плюс.
19.Приказ ФССП России от 01.09.2022 № 659 «О внесении изменений в Положение об Управлении собственной безопасности, утвержденное приказом ФССП России от 21.09.2021 № 515» // Доступ их СПС Консультант плюс.
20.Приказ Минюста России от 16.02.2022 № 23 «О внесении изменения в Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 № 65»(зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2022, регистрационный № 67384) // Доступ их СПС Консультант плюс.
21.Приказ ФССП России от 13.01.2022 № 5 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих в Федеральной службе судебных приставов» // Доступ их СПС Консультант плюс.
22.Приказ ФССП России от 13.12.2021 № 787 «О внесении изменений в Положение об Управлении собственной безопасности, утвержденное приказом ФССП России от 21.09.2021 № 515» // Доступ их СПС Консультант плюс.
23.Приказ ФССП России от 21.09.2021 № 515 «Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности» // Доступ их СПС Консультант плюс.
24.Приказ ФССП России от 11.08.2021 № 429 «О наделении должностных лиц органов принудительного исполнения Российской Федерации полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции» (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2021, регистрационный № 64965) // Доступ их СПС Консультант плюс.
25.Приказ Минюста России от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2020 № 58222) // Доступ их СПС Консультант плюс.
26.Решение Семикаракорского районного суда от 09.2020 г. по делу № 2–359/2020. – Архив Семикаракорского районного суда. URL: https://sudact.ru.
27.Александрова Л. З. Зарубежный опыт противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления // Молодой ученый. – 2019. – №31. – С. 81–83.
28.Белёнова Т. С., Саклакова Н. В. Международный опыт борьбы с коррупцией // Молодой ученый. – 2019. – №47. – С. 270–272.
29.Бормотова В.В. Антикоррупционная политика в государственном секторе: основное содержание, структурные компоненты и направления развития // Синергия наук. – 2020. – № 46. – С. 165–173.
30.Братановский С.Н. Административно–правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе исполнительной власти в РФ: монография / С.Н. Братановский, М.Ф. Зеленов. – М.: Проспект, 2019. – 258 с.
31.Валиахметова А. А. Современные цифровые технологии в сфере противодействия коррупции // Молодой ученый. – 2021. – № 21 (363). – С. 173–175.
32.Воронцов С.А. Противодействие коррупции в условиях цифровизации государства, права и экономики: концептуальные и институциональные аспекты: монография. – Ростов–на–Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2021. – 178 с.
33.Иващенко М.А. Новые технологии и их влияние на трансформацию организованной преступности в России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2020. – № 4 (30). – С. 136–140.
34.Иващенко М.А. Интернет–экстремизм: алгоритм действий следователя // Уголовный процесс. – 2020. – № 12 (192). – С. 49–57.
35.Иващенко М.А. Следственные ситуации и их значение для методики расследования преступлений // Российская юстиция. – 2020. № 11. – С. 38–41.
36.Иващенко М.А. Искусственный интеллект в бизнесе // Противодействие киберпреступлениям и преступлениям в сфере высоких технологий: материалы международной научно–практической конференции. – М.: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации. – 2022. – С. 41–50.
37.Косенко Н.В. Коррупция: причины, симптомы, препятствия / Н.В. Косенко, Д.В. Фролов, М.В. Шевченко // KANT. – 2019 – № 4 (21). – С. 126 –132.
38.Левакин И.В. Противодействие коррупции: учебник и практикум для вузов / И.В. Левакин, Е.В. Охотский, М.В. Шедий. – М.: Юрайт, 2020. – 427 с.
39.Малько А.В. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования и реализации // Юридическая наука и правоприменительная практика, 2021. – № 3. – С. 110–124.
40.Мартыненко Н.Э. Организации противодействия коррупции: учебное пособие / Н.Э. Мартыненко. – М.: Академия управления МВД России, 2020. – 100 с.
41.Мошкин С.В. Коррупция в России: институциональные основания // Социум и власть. – 2019. – №1 (75). – С. 72–78.
42.Мухамадиева Д.Н. Цифровизация против коррупции. Возникновение е–коррупции // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 1 (171). – С. 9–13.
43.Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы // Мировое и национально хозяйство. – 2019. – №1 (8).
44.Негачи Д. А. Сущность коррупции и антикоррупционная политика // Молодой ученый. – 2021. – № 8 (350). – С. 109–115.
45.Ноздрачев А. Ф. Институт ротации в системе государственной гражданской службы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. – № 5. – С. 5–22.
46.Основы противодейсвия коррупции: монография / сост. В.В. Егоров, А.В. Федоров, Г.А. Семенова. – М.: Академия, 2019. – 215 с.
47.Охотский Е.В. Участие России в международном антикоррупционном сотрудничестве // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – №1. – С. 211–218.
48.Очирова В.М. Коррупция в России: состояние и перспективы // Власть. – 2019. – № 9. – С. 105–111.
49.Потомский В.В. Коррупция как социально–политическое явление: источники и причины возникновения в России // Вестник Поволжского института управления. – 2019. – № 17. – С. 4–10.
50.Петрухина И.М., Совершенствование антикоррупционной деятельности в органах государственной власти. // Юридические науки – 2021. №4(55). – С. 101–105.
51.Поветкина Н.А. Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах // Всероссийский криминологический журнал. 2019. – Т.12. – N 5. – С.641 – 650.
52.Прошин В.М. Криминологический взгляд на явление коррупции // Гуманитарные, социально–экономические и общественные науки. – 2020. – №3. – С. 137–138.
53.Романова А.Н. Информационные ресурсы и технологии в экономике: Учебное пособие / Под ред. Романова А.Н.. – М.: Вузовский учебник, 2019. – 319 c.
54.Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / О.С. Семкина. – М.: Русайн, 2019. – 189 с.
55.Тимошенко И.Г. Социальный контроль как средство противодействия коррупции в зарубежных государствах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 1. – С. 104–105.
56.Трунцевский Ю.В. Бытовая (повседневная) коррупция: понятие и социальное значение // Журнал российского права. 2019. – №1(253). – С. 157 – 168.
57.Тухватуллин Т.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики // Российская юстиция. – 2019. – № 2. – С. 45.
58.Тютюнник Н.А. Влияние коррупции на правопорядок // Образование и право. – 2019. – №1. – С. 35–39.
59.Фешина С.С. Перспективные направления противодействия мелкой коррупции в России в условиях цифровой экономики // Экономика. Налоги. Право. 2019. – С. 92–99.
60.Червонова, А. А. Влияние геополитических процессов 2022 года на экономическую безопасность РФ / А. А. Червонова. // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 268–271.
61.Шедий М.В. Коррупция как системная проблема неэффективности российского государственного управления // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2019. – № 4. – C. 67–74.
62.Шишкарев С. Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики: монография. – М.: НОРМА, 2019. – 198 с.
63.Меры по предупреждению коррупции в организациях // Министерство труда и социальной защиты [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru–RU/Ministry–0–106–src–1568817692.8748.pdf.
64.Методика оценки уровня развития информационного общества в субъектах РФ. [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/metodika–otsenki–urovnya–razvitiya–informa tsionnogo–obschestva–v–subektah–rf–proekt.pdf.
65.Таранова В.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции РФ // Гуманитарные научные исследования. [Электронный ресурс]. – URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15668 .
66.Тороков, Д.А. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, как способ преодоления коррупции в государственном управлении РФ // Современные научные исследования и инновации. [Электронный ресурс]. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61038.