Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ребенок-дошкольник с самого первого дня учится исследовать мир. Истинное любопытство и желание ребенка-дошкольника позволяют свидетельствовать, что дошкольный возраст является самым лучшими периодом в обучении и воспитании.
Безопасному образу жизни уделяется особое внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», что указывает на необходимость формирования культуры здорового и безопасного образа жизни среди воспитанников. Культура здорового и безопасного образа жизни не дана человеку изначально, а является результатом его подготовки, воспитания и саморазвития.
Внимание развитию знаний правил дорожного движения у детей дошкольного возраста подчеркивается и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). На основе этого документа формирование знаний о правилах дорожного движения осуществляется через систему дошкольного образования, объединяющую все стороны развития детей. Создание условий для развития навыков безопасного поведения у детей, систематическая воспитательная работа по ознакомлению с правилами дорожного движения, особенно связанная с включением дошкольного образования в ФГОС в качестве одной из целей дошкольного образования [33].
Уровень разработки проблемы в педагогической науке связан с организацией методов развития знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.
Сегодня проблема обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасности на улицах городов весьма актуальна. В педагогической практике используется опыт обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению, представленный в работах Н.Н. Авдеева, А.В. Князевой, А.В. Гостюшина, Н.И. Клочанова, М.М. Котика, О.А. Скоролуповой, Т.А. Хориджо и др.
В методической литературе представлены различные аспекты организации работы по формированию знаний о правилах дорожного движения: работа с детьми посредством использования различного материала и методов их обучения, сопровождение процесса формирования знаний о правилах дорожного движения в семье, повышение компетентности воспитателей.
Несмотря на широту и глубину научных исследований, проблема формирования знаний о правилах дорожного движения, проблема детского травматизма остается открытой и актуальной. Все это отражается на методической организации процесса формирования знаний о правилах дорожного движения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В связи с этим возникает противоречие между задачами формирования знаний правил дорожного движения детей дошкольного возраста и не выявленными эффективными педагогическими условиями для их решения.
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка эффективных педагогических условий формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут составлены серия занятий, организована предметно-пространственная развивающая среда ДОО и использован комплекс наглядных, словесных и практических методов формирования знаний о правилах дорожного движения.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теоретические основы формирования знаний о правилах дорожного движения в старшем дошкольном возрасте;
- выявить урони сформированности знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста;
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
В решении поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, беседа, наблюдение, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей обучения и формирования правил дорожного движения у детей дошкольного возраста и условий сопровождения педагогического процесса.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и реализации серии занятий, направленных на развитие знаний о правилах дорожного движения во взрослой группе, которые педагоги могут использовать в своей работе.
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о правилах дорожного движений у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «правила дорожного движения»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей [37].
Правила дорожного движения – это регламентация работы в сфере дорожного движения, воспитание участников в духе порядка, ответственности, взаимной предусмотрительности и внимания. Соблюдение всех требований правил дорожного движения создает условия для беспрепятственного и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по дорогам.
В правилах нет термина «улица», есть «дорога», лексическую подмену следует стараться избегать в общении с дошкольниками. Можно использовать его как название общественной улицы или объяснить так: «Иногда место жительства называется улицей, но по закону оно называется дорогой». Многие воспитатели и педагоги называют автомобиль «машиной», но это неверно, ведь есть множество родовидовых понятий: швейная машина, стиральная машина и т. д. правилами определено понятие «транспортное средство». Одним из его типов является транспортное средство, которое может быть грузовиком или легковым автомобилем. Важно указать на разницу между игрушечными машинками, их названием и назначением в вождении: игрушечная машина останавливается сразу, машину невозможно остановить сразу, и когда это происходит, это опасно для дороги [2].
К детям следует обращаться на нормальном языке, а также на детском языке: машиночка, светофорчик и т. д. [10].
В правилах определение действия участников движения в различное время суток. Передвигаясь в темноте, следует научить ребенка носить яркую одежду и по возможности прикреплять липучки к одежде из светоотражающего материала. Одежда, школьные сумки, кроссовки и другие светоотражающие материалы должны иметь светоотражающие элементы.
Воспитание правил дорожного движения необходимо регулярно использовать на практических занятиях в старшей группе. Проще всего это сделать в игре. Вся деятельность детей должна быть автоматизирована. Правильное поведение на пешеходном переходе должно войти в привычку. В плане должно быть показано, как добраться до детского сада, а затем в школу.
После изучения светофоров следует переходить к изучению сигналов. Сигналы светофора важнее светофора. Сравнение светофоров и сигналов светофора невозможно, хотя такие сравнения можно найти в литературе. Н Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Необходимо объяснить детям положение регулировщика и указать, в каком направлении разрешено движение пешеходу. Можно использовать практическую деятельность ребенка, т.е. предложить ему выполнить роль регулировщика, чтобы указать на сигналы светофора, им это нравится [13].
Именно в этом возрасте человека знакомят с такими большими и сложными темами, как «Дорожные знаки» и «Сигналы».
При переходе дороги людям следует использовать пешеходный переход. Его часто называют зеброй из-за полос. Рядом с зеброй установлен знак «Пешеходный переход». Он синий и квадратный. Этот знак указывает пешеходам, где переходить дорогу. Для водителей также есть знак «Пешеходный переход»: он красного цвета и имеет треугольник. Этот знак предупреждает водителей о том, что впереди пешеходный переход. Кроме того, пешеходные переходы могут быть подземными или подземными. У них также есть свои знаки.
Иногда поблизости нет пешеходных переходов. Такое часто случается в пригороде. В этом случае, прежде чем переходить дорогу, следует убедиться, что на ней нет автомобилей. Затем необходимо посмотреть налево, выйти на середину дороги и посмотреть направо. Если человек замечает приближающуюся машину, пропустите ее. Если вы находитесь посреди дороги и приближается машина, лучше остаться там и подождать, пока машина проедет. Чтобы сделать переход более безопасным для пешеходов и водителей, она должна проходить под прямым углом, а не по диагонали.
Есть зоны, предназначенные только для пешеходного движения, и они отмечены знаком «Пешеходная дорожка». Есть места, где движение пешеходов полностью запрещено. Эти места отмечены знаками «Пешеходам запрещено».
Детям до 14 лет кататься на велосипеде по проезжей части запрещено. Если необходимо перейти дорогу, сойдите с велосипеда и перейдите пешеходный переход. Есть места, где езда на велосипеде запрещена. Они отмечены специальным знаком.
В настоящем исследовании мы не преследует цель рассмотреть подробно все правила дорожного движения, но акцентируем внимания на тех правилах, которые является основанием для проведения педагогической работы по формированию у дошкольников знаний основных правил дорожного движения.
Специалисты советуют начинать обучение правилам дорожного движения за несколько лет до того, как ребёнок пойдёт в школу — в возрасте 4–5 лет.
Дошкольники, ввиду возраста, часто являются пассажирами и пешеходами, но данный факт не умиляет необходимости в выполнении правил дорожного движения. Любой родитель может отвлечься и упустить из виду своего ребенка, а в это время он может перебежать через дорогу или выбежать из жилой зоны. Поэтому каждый дошкольник должен понимать, что дорога – опасное место, где необходимо соблюдать правила.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной структуры дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655) определяет содержание области образования «Безопасность», формирует основы безопасности жизнедеятельности и создает условия экологического сознания (экологической безопасности) путем решения следующих задач.
- формирование ситуаций, которые угрожают людям и миру природы, и идеи о том, как с ними бороться;
- внедрение правил безопасного поведения для людей и окружающей среды;
- обучение детей правилам дорожного движения как пешком, так и в качестве пассажира в автомобиле;
- формирование внимательного и разумного подхода к ситуациям, опасным для людей и окружающей среды [37].
Таким образом, правила дорожного движения являются регулирующей мерой поведения человека на дороге, обеспечивающие сохранность его жизни и здоровья.
1.2 Особенности формирования знаний о правилах дорожного движений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование безопасного поведения у дошкольников, с одной стороны, подчиняется общим законам развития навыков, а с другой стороны, должно базироваться на детской психике, физиологических возможностях и жизненном опыте ребенка. Возможность, необходимость и эффективность обучения основам безопасного содержания дошкольников определяется возникновением у детей ряда качеств.
Н.С. Ефимова говорит: «Все познавательные процессы в дошкольном возрасте развиваются бурно, они становятся более раскрепощенными и расширяют границы жизненного опыта. Дети старшего дошкольного возраста проявляют самостоятельный интерес, наблюдают и радуются новой информации» [16, c. 54].
Дети дошкольного возраста отличаются единым и сверхчувствительным восприятием мира, что обеспечивает их быстрое развитие и позволяет очень быстро усваивать большой объем информации. Дети умеют самостоятельно использовать способы модификации собранных задач для решения новых задач (задач).
В старшем дошкольном возрасте необходимо работать по установленным правилам и этическим нормам. З.С. Эмирвелиева говорит: «У старших дошкольников формируется новая мотивация — основа свободного поведения; появляются новые мотивы — интерес к незнакомой деятельности, стремление быть похожими на них в мире взрослых, мотивы личного достижения, признания, самоутверждения» [40, с. 235].
У детей старшего дошкольного развивается умение планировать свои действия для достижения определенной цели - они более ответственны и знают, какое поведение приемлемо в большинстве случаев.
У старших дошкольников развивается способность менять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации; появляется способность различать сущность и мотивы действий; стремление занять новую, «взрослую» позицию в жизни и обрести уважение к себе [4].
Е.И. Чепенева отмечает, что у детей... «развито речевое и логическое мышление, которое помогает овладевать жизненными ситуациями и позволяет сохранять ассоциативные связи между действиями и их последствиями» [35, с. 43]
Личность старшего дошкольника, гибкая и подвижная, неустойчивая система, должна обеспечивать защиту его интересов и потребностей, ведь полноценное формирование личности возможно только в условиях безопасности. Желание ребенка играть в той или иной ситуации непредсказуемо.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. – 96 с.
2.Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение / К.В. Агафонова. - М.: Просвещение. 2014. – 54 с.
3.Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста / Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сб. науч.-метод. матер. – М., 2014. – С. 43-44.
4.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
5.Андросова, В. Дошкольникам о правилах безопасности на улице / В. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. – С. 29-34.
6.Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на улицах города / Департамент образования г. Москвы ; [авт.-сост. Козырева Е. А. и др.]. - Москва : Шк. кн., 2007 (М. : Московские учебники и Картолитография). - 80 с.
7.Болдырева, Н.Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н.Г. Болдырева, В.И. Чеснокова // Молодой ученый. – 2016. – № 22. – С. 238-240.
8.Васильева М. Учим правила безопасности/ М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 65-66.
9.Волкова, И.А. Дети. Улица. Культура. Безопасность / И.А. Волкова, С.С. Миронова, И.Н. Добрынина, В.В. Шеметова - Магнитогорск, 2016. – 80 с.
10.Гейль, О.Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность / О.Г. Гейль // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6. – С. 26-28.
11.Голицина, Н.С. ОБЖ для старших дошкольников / Н.С. Голицина, С.В. Люзина, Е.Е. Бухарова. – М., АСТ, 2014. – 188 с.
12.Гризик, Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3—8 лет: метод, пособие для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. — М.: Просвещение, 2015.—96 с.
13.Гуревич, А. В. Безопасность ребенка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. – М., 2012. – 116 с.
14.Данилова, Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения /Т.И. Данилова.– СПб., ДЕТСТВО – ПРЕСС 2, 2009. - 208 с.
15.Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. – С. 31.-38.
16.Ефимова, Н.С. Основы общей психологии : учебник / Н.С, Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА- М, 2013. – 288 с.
17.Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 77 с.
18.Знакомим дошкольников с ОБЖ : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Я.И. Прус — Мозырь : ООО ИД Белый Ветер, 2015. — 94 с.
19.Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – C. 8–14.
20.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
21.Лизунова, Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Лизунова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3. – С. 55-57.
22.Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг / Ф.С. Майорова. - М.: Скрипторий, 2015. – 140 с
23.Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада / авт.-сост.: Г.Х. Манюрова, Л.В. Мирошниченко. – Казань : ИРО РТ, 2015. – 28 с.
24.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.
25.Погодаева, М.В. Становление культуры безопасности дошкольника в процессе организованной игровой и познавательно-исследовательской деятельности / М.В. Погодаева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2016. – № 3. – С. 103-109.
26.Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Москва : Учитель. 2020. –169 с.
27.Примерная основная образовательная программа до-У78 школьного образования: проект / [С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н. В. Федина]. — М. : Просве-щение, 2015. — 235 с.
28.Сахно, Д. Ознакомление дошкольников и младших школьников с ПДД [Текст] / Д. Сахно. - М., 2017. – 23 с.
29.Семенюк, В.И. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения / В.И. Семенюк, Н.В. Владимиров. М., 2013. – 41 с.
30.Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук : Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. – Москва : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
31.Скоролупова, О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / О. А. Скоролупова. - Москва : Скрипторий 2003, 2009. – 158 с.
32.Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособ. для воспит. детск. сада / Э.Я. Степаненкова, М. Ф. Филенко. - М.: Просвещение, 2009. – 73 с.
33.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://www.firo.ru/?page_id=11003
34.Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: Азбука безопасности, конспекты занятий, игры / авт. – сост. Н.В. Коломеец. – Вогоград: Учитель, 2011. – 168с.
35.Чепенева, Е.И. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников / Е.И. Чепенева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 28-29.
36.Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам / С.Н. Черепанова. – Москва : Скрипторий, 2015. -
37.Ширяева, В. А. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетенции / В. А. Ширяева. – URL : http://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles/2013/07/15/i-09_shiryaeva.pdf.
38.Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. - Москва : Творческий центр Сфера, 2014. – 73 с.
39.Элькин, Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге / Г.Н. Элькин. - СПб., Литера, 2014. – 51 с.
40.Эмирвелиева, З.С. Формирование навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ / З.С. Эмирвелиева // Символ науки. – 2016. – № 5. – С. 234-237.
41.Югова, М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р. Югова, Е.В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 125-127.