Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известно, что игрушка является особым видом прикладного искусства, а создание игрушки на самом деле требует пространственного понимания формы и конструкции изделия, цвета и свойств материалов, из которых конструируется игрушка, а также знания народных и современных традиций.
Игрушки являются неотъемлемой частью жизни детей во всем мире и во все времена. Еще Н.К. Крупская указывала на важность игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
На протяжении всех веков от первых дней жизни и до подросткового возраста игрушки сопровождают детей, поэтому повсеместно игрушки и игры воспринимаются как само собой разумеющееся. Если в древнем мире игрушки несли в себе, по большому счету, только религиозные, реже – игровые, функции, то в современном мире рассматривают психологические, педагогические и культурные стороны детской игрушки, которые она в себе совмещает.
Такой большой интерес к, казалось бы, обыденной части жизни ребенка, появился во второй половине XIX века, когда стала развиваться детская психология как наука. Одновременно с этим, в период повсеместных революционных подъемов во всех сферах жизни человека, производство игрушек тоже потерпело изменения методов, концепций, жанров и типажей игрушек. Производство стало фабричным, нацеленным на международный рынок, что быстро уничтожило местные национальные особенности, но помогло возбудить интерес к народному художественному творчеству, который к нашим дням все больше и больше спадает, оставаясь в виде сувенирной продукции. Играя, дети взрослеют, развиваются, удовлетворяют свои эстетические потребности, развивают свои социальные навыки, параллельно с этим происходит формирование личности ребенка.
Главной отличительной чертой текстильной функциональной игрушки является наличие у нее утилитарной функции. Таким образом, текстильная игрушка несет не только игровой характер, но и имеет возможность использования ее в быту для удовлетворения ежедневных практических потребностей. Игры и игрушки способствует развитию у ребенка художественно-образного мышления, эстетического вкуса.
Цель данного исследования: изучения, разработка и выполнение мягкой игрушки в комбинированной технике «Медвежонок».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть историю появления мягкой игрушки;
Изучить виды мягких игрушек;
Проанализировать особенности комбинированной техники изготовления игрушек;
Осуществить выбор технологического процесса по выполнению изделия;
Разработать дополнительную программу по теме исследования.
Объект исследования: мягкая игрушка.
Предмет исследования: технологический процесс выполнения изделия в комбинированной технике «Медвежонок».
Структура исследования: работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Общие сведения о мягкой игрушке
1.1 История появления мягкой игрушки
История игр и игрушки имеет глубокие корни, связанные с народными традициями, обычаями, фольклором и др. Игрушки изготавливались из природных материалов конкретной местности. Так материалом для игрушки в России служили: ткань, дерево, глина, солома, реже войлок, металл. Иногда игрушки-фигурки создавались из теста и служили культу взаимодействия с природой, были частью ритуала и не предназначались для игры. Наблюдая или участвуя в процессе создания такой игрушки-оберега, ребёнок проникался мировоззрением своих соплеменников. Игры детей были очень разнообразны. Они развивали эмоциональный мир и коммуникативные качества детей.
Игрушки формировали способность находить креативные решения в ходе игры, развивая сообразительность, ловкость и физические качества.
Первые мягкие игрушки выглядели не привычно для нас, это были куклы, которые мамы делали для детей во Франции в эпоху Ренессанса. Современное название "игрушки" возникло только после 1523 года во Франции. Заботливые матери шили игрушки из клочков ткани, а набивали их соломой. В XVI веке игрушки стали производить на заказ. Куклы служили манекенами для модной одежды тех дней. Они были очень дорогими. И только в XIX столетии появилось массовое производство игрушек, образовался «Синдикат французских фабрикантов игрушек». Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения.
Безусловно, любовь и интерес к окружающему миру формировался у человека буквально с появлением самого человека на земле, об этом свидетельствуют первые фигурки и изображения животных на стенах пещер. Затем, в Древнем Египте, Месопотамии, на территории Греции и Рима, в том числе на раскопках Помпей были найдены фигурки животных в виде погремушек, отгоняющих злых духов и в виде подвижных фигурок. Множество игрушек, изображавших мамонта, носорога, медведя, было найдено на территории Сибири. Они были выполнены из бивня мамонта и мягкого камня за 35 - 12 тыс. лет до н. э. Такие же игрушки были найдены и на территории современной Украины и других государств. Эта любовь к животным сопровождает нас всю нашу жизнь на нашей планете, поэтому, со временем появление именно мягкой игрушки является прямым путём развития этого явления.
Промышленная история мягкой игрушки началась в 70-е годы XIX века в Германии. Тогда многие женские журналы начали печатать выкройки и советы по изготовлению мягких игрушек своими руками. В 1879 г. жительница немецкого города Гинген Маргарет Штайфф, с детства прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько забавных зверушек в подарок к Рождеству для своих племянников, это были слоники, они получились столь милыми, что Маргарет решила продолжить шить игрушки. О способностях Маргарет узнали друзья и соседи и стали появляться заказы.
Отец девушки открыл небольшую мастерскую, в которой трудилась Маргарет и её сёстры. Дело пошло с таким успехом, что уже через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff», которая существует до сих пор. В 1901 году Маргарет запатентовала своего мишку, который опирался на все четыре лапы. А годом позже появился первый плюшевый мишка. Художник Рихард Штайфф, племянник тётушки Маргарет, придумал совместить конструкцию мягкой игрушки и куклы. У изготовленного по его эскизам медвежонка передние и задние лапы двигались на шарнирах. Каждую игрушку делали своими руками, использовали только натуральные материалы: фетр, шерсть и плюш, внутри была древесная стружка или копра. Изначально для изготовления мишек использовали мех, дорогие качественные ткани. Однако вскоре пришлось удешевить процесс создания таких игрушек, и мишек стали шить из плюшевой ткани. Фабрика выпускала различных кукол и животных. Классическая модель бурого мишки Тедди получила название «55ПП» - 55 сантиметров, плюш, подвижный – roly-poly.
Фрагмент для ознакомления
3
1.29. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времён и народов: Т. 2.: В 4 т. - М.: Академия Моды/ М.Н. Мерцалова. – СПБ.: Чарт Пилот, 2001. – 422 с.: ил., цв. ил.
2.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер. 2001. – 288 с.
3.Ананьева, Е. Куклы мира / Е. Ананьева. – М.: Аванта, 2008. – 81с.
4.Андреева, И.В. И каждая кукла как тайна / И.В. Андреева. – М.: Челябинск, 2009. – 65 с.
5.Афоничева, Е.А. Куклы, куколки и аксессуары к ним. Подробные пошаговые инструкции/ Ярославль: ООО «Академия развития», 2013.- 80 с.
6.Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / Составитель Н.Н.Фомина, вступительное слово Н.Н.Фомина, Т.А.Копцева. – М.: Карапуз, 2009. – 304 с.
7.Блейз, А.И. История в костюмах: От фараона до денди / А.И. Блейз. – М.: ОЛМА-Пресс, 2001. – 158 с.
8.Блохина, И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И.В. Блохина. – Минск: Харвест,2015. – 400 с.: ил.
9.Будур, Н. История костюма / Н. Будур.– М.: Олма-Пресс, 2001.– 480 с., ил.
10.Войнатовская Е. Авторская интерьерная кукла: мастер-классы и выкройки./СПб.: Питер:, 2015.- 128 с.
11.Войнатовская, Е. Авторская интерьерная кукла / Е. Войнатовская. – М.: Питер, 2014. – 97 с.
12.Волков, Г.М. Материаловедение / Г.М. Волков, В.М. Зуев. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
13.Волкова, Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа - М., 1976. - 288 с.
14.Герц, Э. Художник по костюмам: О тонкостях мастерства / Э. Герц. – М.: Питер, 2013.– 108 с.
15.Гесницкая, Н., Клён, Н. Основы кукольной скульптуры/ Н. Гесницкая, Н. Клён. – М.: Дизайн-Кора, 2009. – 88 с.
16.Голдовский, Б.П. Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы» / Б.П. Голдовский. – М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с.
17.Голдовский, Б.П. Куклы. Энциклопедия / Б.П. Голдовский. – Из-во «Время», 2004. – 496 с.
18.Горалик, Л. Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи/ Л. Горалик. – М.: НЛО, 2005. – 320 с.
19.Зайцева А. А. Мягкие игрушки своими руками. Мастер-классы для начинающих / Зайцева А. А., Моисеева Е. А.- Москва: Эксмо, 2014. – 64 с.
20.Зайцева А. А. Сказочные куклы своими руками / Зайцева А. А.- Москва: Эксмо, 2013. – 96 с.
21.Зайцева, А.А. Оригинальные куклы своими руками / А.А. Зайцева. – М.: Эксмо, 2009. – 79 с.
22.Зайцева, О.В. Декоративные куклы. Практическое руководство по изготовлению кукол / О.В. Зайцева. – М.: АСТ, 2009. – 111 с.
23.Иванова Ю.В. Маленькие куколки. Модели из разных материалов. / Каминская Е.А.- Москва: Аст-Пресс книга, 2014. – 64 с.
24.Изергина, А.Н. Производство мягкой игрушки. - Ленинград: КОИЗ, 1937. – 377 с.
25.Каминская Е.А. Мягкие игрушки своими руками. / Каминская Е.А.- Москва: Эксмо, 2013. – 64 с.
26.Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага: Артия, / Л. Кибалова, О. Гербенова, О. Ламарова. – М.: АСТ 2003. – 608 с.: ил.
27.Князева, Е. Мир Кукол / Е. Князева – СПБ.: Аврора. 2002. – 26 с.
28.Козьякова, М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века/ М.И. Козькова. – М.: Весь Мир, 2002. – 360 с.
29.Кузьмина, М., Кузьмина, Н. Такие разные куклы / М. Кузьмина, Н. Кузьмина. – М.: Эксмо, 2004. – 143 с.
30.Лопусова-Томская, Н. Кукла из папье-маше / Н. Лопусова-Томская. – М.: Дизайн-Кора, 2007. – 66 с.
31.Лотман Ю.М. Кукла как феномен культуры / Ю. М. Лотман. – М.: Эксмо, 2003. – 135 с.
32.Лотман, Ю.М. Игры в куклы (Япония). Декоративное искусство СССР/ Ю.М. Лотман. – М.: Наука 1978. – 207 с.
33.Лотман, Ю.М. Куклы в системе культуры. Декоративное искусство СССР/ Ю.М. Лотман. – М.: Наука1978. – 480 с.
34.Мерцалова, М.Н. Костюм разных времён и народов: Т. 3-4.: В 4 т. - М.: Академия Моды, / М.Н. Мерцалова. – СПБ.: Чарт Пилот, 2001. – 576 с.
35.Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990. -176 с.
36.Мудрагель, Л.Д. Куклы большие и маленькие. Копии старинных кукол своими руками/ Л.Д. Мудрагель. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил.
37.Мудрагель, Л.Д. Куклы из фарфора и папье-маше: изготовление, коллекционирование, реставрация / Л.Д. Мудрагель. – М.: 2013. – 123 с.
38.Неклюдова, Т.П. История костюма: учеб. пособие для студентов вузов / Т.П. Неклюдова. – Ростовн /Д: Феникс, 2004. – 336 с.
39.Отаке, Кё. Шарнирная кукла / К. Отаке. – М.: IshinshaCo, 2012. – 47 с.
40.Стародуб, К. Мягкая игрушка шаг за шагом: Для себя и для подарка. / Ростов н/ Дону: Владис, 2005.- 200 с.
41.Юрина, Н. Куклы / Н. Юрина. – М.: Москва, 2002. - 48с.