Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования динамики социально-экономических показателей региона как критерия эффективности деятельности региональных властей на примере Оренбургской области обусловлена несколькими ключевыми аспектами. Во-первых, социально-экономическое развитие регионов является фундаментальной составляющей устойчивого развития страны в целом. Оценка и анализ динамики социально-экономических показателей позволяет выявить сильные и слабые стороны региональной политики, определить направления для улучшения и адаптировать стратегии управления к изменяющимся условиям.
Оренбургская область, как и многие другие регионы России, сталкивается с разнообразными вызовами, связанными с демографическими изменениями, структурными преобразованиями в экономике, а также с необходимостью модернизации инфраструктуры и улучшения качества жизни населения. Анализ динамики показателей, таких как валовой региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, средняя заработная плата, инвестиционная активность и демографические показатели, позволяет оценить эффективность мер, предпринимаемых региональными властями, и их влияние на социально-экономическое развитие региона.
Во-вторых, исследование динамики социально-экономических показателей региона способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в экономике и социальной сфере. Это особенно важно в условиях глобализации и усиления конкурентной борьбы между регионами за инвестиции и человеческий капитал. Региональные власти, обладая точными и актуальными данными, могут более эффективно планировать и реализовывать свои стратегии, направленные на улучшение инвестиционного климата, создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения.
В-третьих, актуальность исследования также определяется необходимостью повышения прозрачности и подотчетности органов власти перед населением. Публичный доступ к результатам анализа социально-экономических показателей позволяет жителям региона оценивать работу властей, что способствует укреплению доверия к государственным институтам и повышению гражданской активности. Это, в свою очередь, создает условия для более активного участия граждан в процессах управления и принятия решений, что является важным элементом демократического общества.
Конкретно на примере Оренбургской области, исследование динамики социально-экономических показателей имеет дополнительную значимость в контексте её географического положения и экономических особенностей. Оренбургская область граничит с Казахстаном и является важным транспортным и логистическим узлом, что обуславливает её стратегическое значение для развития международных экономических связей. Кроме того, регион обладает значительными природными ресурсами, что открывает широкие возможности для развития добывающей промышленности и перерабатывающих отраслей.
Таким образом, актуальность темы исследования динамики социально-экономических показателей региона как критерия эффективности деятельности региональных властей на примере Оренбургской области не вызывает сомнений. Это исследование позволяет не только оценить текущие достижения и проблемы региона, но и сформировать обоснованные рекомендации для дальнейшего развития, способствующие устойчивому росту и улучшению качества жизни населения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между органами местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, а также всех субъектов, участвующих в процессе реализации социально-экономической политики муниципального образования.
Предмет исследования - показатели оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере социально - экономического развития Оренбургской области.
Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное исследование уровня социально - экономического развития Оренбургской области как оценки эффективности деятельности региональных властей.
Исходя из поставленной цели, необходимо выделить ряд задач, посредством решения которых сна будет достигнута:
раскрыть сущность и содержание теоретических аспектов социально-экономического развития региона с позиции оценки эффективности деятельности региональных органов власти;
провести анализ региональной политики социально-экономического развития Оренбургской области
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных (метод системного анализа и обобщения) и специальных методов познания (диалектического, метод правового сравнения).
Теоретическую основу исследования составили труды ученых-правоведов по проблемам социально-экономической политики в России, а также оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, следующих ученых: Звягинцева Е.Н., Ковалева Т.Е., Иванова М.А., Талбутдинова Г.З., Кузьменко В.А., Шебукова А.С., Челенкова Е.И. и др.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.
Эмпирическую базу настоящего исследования составили статистические материалы по исследуемому вопросу.
Структура исследования. Данная дипломная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты социально-экономического развития региона с позиции оценки эффективности деятельности региональных органов власти
1.1 Механизмы государственного регулирования социально-экономического развития регионов
Прежде чем, приступить к анализу механизмов государственного регулирования социально-экономического развития регионов, рассмотри понятие социально-экономическое развития региона, в целом.
Социально-экономическое развитие региона представляет собой комплексный и многогранный процесс, который охватывает различные аспекты жизни общества и экономики в определенной территориальной единице. Это понятие включает в себя динамическое взаимодействие экономических, социальных, культурных и экологических факторов, направленных на улучшение качества жизни населения, устойчивый экономический рост и обеспечение равноправного доступа к ресурсам и благам [11].
В основе социально-экономического развития региона лежит идея устойчивого развития, которая предполагает гармоничное сочетание экономического роста, социальной справедливости и экологической устойчивости. Экономический рост в данном контексте понимается не только как увеличение валового регионального продукта, но и как качественное улучшение экономической структуры региона, повышение производительности труда, внедрение инноваций и модернизация производственных процессов [15, стр. 34 – 49].
Социальная составляющая развития региона включает в себя такие аспекты, как улучшение условий жизни населения, повышение уровня образования и здравоохранения, обеспечение занятости и социального обеспечения. Важным аспектом является также развитие человеческого капитала, который играет ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности региона. Социально-экономическое развитие направлено на создание условий, при которых каждый человек имеет равные возможности для реализации своего потенциала и участия в общественной жизни [22].
Экологическая устойчивость региона является неотъемлемой частью социально-экономического развития. В условиях глобальных экологических вызовов, таких как изменение климата, утрата биоразнообразия и загрязнение окружающей среды, регионы должны внедрять экологически чистые технологии, рационально использовать природные ресурсы и обеспечивать охрану окружающей среды. Это требует разработки и реализации комплексных экологических программ, направленных на снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на природу и сохранение экосистем [15, стр. 34 – 49].
Понятие социально-экономического развития региона также включает в себя территориальный аспект, который подчеркивает важность пространственного планирования и сбалансированного развития различных территорий. Региональная политика должна учитывать специфические особенности каждого региона, его природные, экономические и социальные ресурсы, и направлена на устранение диспропорций в развитии различных территорий. Это способствует повышению территориальной координации и интеграции, а также созданию благоприятных условий для развития бизнеса и инвестиций [12].
Социально-экономическое развитие региона невозможно без активного участия всех заинтересованных сторон: государственных органов, бизнеса, гражданского общества и научного сообщества. Государственные органы играют ключевую роль в разработке и реализации стратегий и программ развития, обеспечении законодательной и нормативной базы, а также в финансировании и поддержке социально-экономических проектов. Бизнес, в свою очередь, является основным двигателем экономического роста, создавая рабочие места, внедряя инновации и инвестируя в развитие региона. Гражданское общество способствует развитию социальной инфраструктуры, защищает интересы местных сообществ и участвует в общественном контроле за реализацией программ развития [21, стр. 41 – 49].
Научное сообщество предоставляет знания и экспертные оценки, необходимые для обоснования и принятия стратегических решений в области социально-экономического развития. Важным аспектом является также развитие междисциплинарных исследований, которые позволяют комплексно оценивать воздействие различных факторов на развитие региона и разрабатывать эффективные инструменты и механизмы управления.
Социально-экономическое развитие региона представляет собой сложный и многоплановый процесс, требующий координации усилий различных участников, системного подхода и учета множества факторов. Успешное развитие региона обеспечивает повышение качества жизни населения, устойчивый экономический рост и сохранение окружающей среды, что в конечном итоге способствует достижению целей устойчивого развития и укреплению социальной справедливости и благополучия [24].
Важным элементом социально-экономического развития региона является создание и поддержание эффективной институциональной среды. Это включает в себя совершенствование системы государственного управления, развитие правовых и нормативных механизмов, способствующих развитию предпринимательства и инноваций. Институциональная среда должна быть стабильной, прозрачной и предсказуемой, что способствует привлечению инвестиций и стимулирует экономическую активность. В этом контексте особую роль играют меры по борьбе с коррупцией, улучшению административных процедур и повышению эффективности государственной службы [15, стр. 34 – 49].
Инфраструктурное развитие также играет ключевую роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития региона. Современная транспортная, энергетическая и коммуникационная инфраструктура способствует интеграции региона в национальную и глобальную экономику, улучшению условий для ведения бизнеса и повышению качества жизни населения. Инвестиции в инфраструктуру создают основу для дальнейшего экономического роста и социальной стабильности, обеспечивая доступ к рынкам, ресурсам и услугам [26].
Одним из значимых факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона, является уровень развития человеческого капитала. Образование и здравоохранение являются фундаментальными составляющими этого процесса. Качественное образование, начиная с начального и заканчивая высшим, обеспечивает подготовку квалифицированных кадров, способных адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда и внедрять инновации. Доступное и качественное здравоохранение способствует улучшению демографической ситуации, повышению продолжительности и качества жизни населения.
В контексте глобализации и цифровизации, особое значение приобретает развитие информационных технологий и инновационных подходов в управлении и экономике. Цифровая трансформация региона способствует повышению эффективности государственных и частных услуг, улучшению качества управления и созданию новых возможностей для бизнеса и граждан. Инновации становятся движущей силой экономического роста, обеспечивая конкурентоспособность региона на национальном и международном уровнях [27].
Социальное благополучие населения является ключевым индикатором успешного социально-экономического развития региона. Это включает в себя не только материальное благосостояние, но и доступ к качественным услугам, культурное развитие, безопасность и стабильность. Региональная политика должна быть направлена на обеспечение социальной справедливости, снижение уровня бедности и неравенства, поддержку уязвимых групп населения.
Экологическая устойчивость региона требует особого внимания в условиях современных экологических вызовов. Регионы должны разрабатывать и внедрять экологически чистые технологии, рационально использовать природные ресурсы и обеспечивать охрану окружающей среды. Экологическая политика должна быть интегрирована в общую стратегию развития региона, обеспечивая баланс между экономическими интересами и сохранением природных экосистем [32, стр. 50 – 53].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 N 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 2003. - N 40. - Ст. 3822.
3.О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 N 209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - N 31. - Ст. 4006.
4.О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 N 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 2014. - N 26 (часть I). - Ст. 3378.
5.Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 // Собрание законодательства Российской Федерации - 2008. - N 18. - Ст. 2003.
6.О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 // Собрание законодательства Российской Федерации - 2012.- № 19. - Ст.2334.
7.О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2337.
8.Аминов, И.Р. Проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации / И.Р. Аминов. Д.Р. Ахунов // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: со. ст. по материалам V междунар, науч.-практ. конф. —№ 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2024. — С. 71-76.
9.Бадалова, Г.Н. Зарубежный опыт оценки эффективности управления муниципальным образованием и перспективы его применения в Российской Федерации / Г.Н. Бадалова // В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: Сборник статей по материалам XVIII международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 61-67.
10.Баранов, М. Б. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления / М. Б. Баранов // Молодой ученый. — 2019. — № 13. — С. 485- 487.
11.Батракова Л. Г. Формирование кластерно-сетевой экономики регионов // Социально-политические исследования. - 2020. - № 4 (5). - С. 69-92.
12.Батракова Л. Г. Особенности постиндустриальной экономики и перспективы ее развития в регионах России // Социально-политические исследования. - 2021. - № 1 (10). - С. 58-69.
13.Белякова, Н.В. Реализация национальных приоритетных проектов как способ построения социального российского государства / Н.В. Белякова // Юридическая мысль. - 2021. - № 6. - С. 35-42.
14.Бондаренко Н. Е. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии России / Н. Е. Бондаренко, Р. В. Губарев // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. - 2020. - Том 17. - № 5 (113).- С. 56-68.
15.Бреднева Л. Б. К вопросу об изменении дифференциации регионов по уровню экономического развития // Вестник ХГАЭП. - 2021. - № 1 (75). - С. 19-23.
16.Воронина Н.Ф. Современное представление о человеческом потенциале / Н.Ф. Воронина// Сегодня и завтра Российской экономики. – 2021– № 81-82. – С. 71 – 77.
17.Журавлева, М.В. Методические аспекты эффективности управления муниципальными образованиями. Зарубежный и российский опыт оценки эффективности управления муниципальными образованиями / М.В. Журавлева // Конференции СФУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: conf.sfukras.ru/sites/mn/2010/pdf/13/47/a.pdf.
18.Звягинцева, Е.Н. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Новокузнецкого городского округа / Е.Н. Звягинцева, Т.Е. Ковалева // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2021. - № 2 (2). - С. 112-125.
19.Зотов, В. Б. Система муниципального управления: учебник для вузов / В. Б. Зотов. — 5-е изд., испр. и доп. — Ростов/н/Д: Феникс, 2022. — 717 с.
20.Иванова, М.А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Молдовы / М.А. Иванова, Г.З. Талбутдинова, В.А. Кузьменко // В сборнике: «Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации»: сборник статей V Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 164-169.
21.Игнатов, В. Г. Основы теории государственного управления: курс лекций / В. Г. Игнатов, Д. П. Зеркин — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов/н/Д: МарТ, 2022. —544 с.
22.Каменских, Н.А. Муниципальное управление: эффективность стратегического планирования / Н А. Каменских // В сборнике: «Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности»: Материалы II международной научно-практической конференции. Московский государственный областной гуманитарный институт, Социально- экономический факультет Кафедра экономики, управления и бизнеса. - 2024. - С. 81- 85.
23.Комаров, Е. И. Управление эффективностью социальных учреждений: учебно-практическое пособие Е. И. Комаров. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2023. — 304 с.
24.Корчагина, Т. С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: монография / Т. С. Корчагина. — Саранск, 2019. — 24 с.
25.Кравченко Л.А. Сущность и составляющие развития человеческого потенциала / Л. А. Кравченко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2021. – № 3 (44). – С. 123 – 130.
26.Куликова Е. И. Проблема нивелирования негативного воздействия факторов дифференциации на социально-экономическую систему регионов // ЕВРАЗИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ. - 2021. - Т.2. - № 5 (5). - С. 106-109.
27.Котлярова С.Н. Формирование кластерной политики в регионах / С.Н. Котлярова // Экономика региона. – 2020 – №2. – С. 306-315.
28.Кулакова Л.И. Кластерный подход – основа развития регионов / Л.И. Кулакова// Предпринимательство. – 2021. – № 2. – С. 121-130.
29.Кочеткова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в регионе: организационно-правовой механизм // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 113-120.
30.Лукина А.Н. Административно-правовые аспекты публичного управления государственно-частным партнерством // Административное право и процесс. - 2021. - № 11. - С. 70 - 73.
31.Макаров И.Н., Колесников В.В. Национальная инфраструктура и государственно-частное партнерство: потребности современной экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 5. – c. 50-54.
32.Макаров И.Н. Необходимость совершенствования институциональной среды государственно-частного партнерства в условиях России // Российское предпринимательство. – 2021. – № 7-1. – c. 74-79.
33.Попова, Е.А. Управление по результатам: оценка эффективности внедрения в деятельность органов государственной и муниципальной власти / Е.А. Попова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. - № 4 (59). - С. 85-87.
34.Преснякова, Т.С. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления: российский и зарубежный опыт / Т С. Преснякова Регионология. — 2024. — № 4. — С. 14-21.
35.Стукен Т. Ю., Лапина Т. А., Коржова О. С. Оценка эффективности региональной активной политики занятости: взгляд службы занятости // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2020. - Т. 18, № 3. - С. 151-160.
36.Сергеева Н. М. Анализ отраслевой структуры ВРП регионов Центрального федерального округа // Российское предпринимательство – 2022 - Том 20. - № 3. - С. 645-654.
37.Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика АНИ: экономика и управление. – 2021. – Т. 6. – № 1(18).
38.Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / М.И Халиков — 3-е изд , стер. — М.: ФЛИНТА, 2024, — 449 с.
39.Шебукова, А.С. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления / А.С. Шебукова, Е.И. Челенкова // В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять»: сборник научных трудов по материалам IV Научно- практической конференции школьников, студентов и преподавателей с международным участием - 2020. - С. 203 -209.
40.Официальный сайт ГКС, [Электронный ресурс], режим доступа: www.gks.ru , дата обращения: 15.06.2024
41.Официальный сайт Правительства Оренбургской области, [Электронный ресурс], режим доступа: https://orenburg-gov.ru , дата обращения: 15.06.2024