Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
А. С. Пушкин сказал: «Чтение – вот лучшее учение!». Это высказывание актуально и в наше время. Процедура чтения – это увеличение лексического и графического запаса, а также степени грамотности.
Чтение является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом культуры, свидетельством профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Ведь если посмотреть, какие требования предъявляются к специалистам будущего, то в первую очередь в списке компетенций стоят такие, как: умение мыслить, работать с информацией, иметь грамотную речь. Все эти качества возможно сформировать только через чтение, поэтому проблема формирования навыка чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира.
Умение читать - главное умение любого человека. Но ребёнку мало научиться просто читать, он должен относиться к словам и текстам, как к источнику информации. Учиться он этому должен начать именно в начальной школе, так как уже основная школа предъявляет к ученикам большие требования из-за увеличения количества устных предметов.
Согласно ФГОС начального общего образования образование служит развитию личности учащегося, его способности адаптироваться к обществу, решает задачу воспитания ответственного, активного и компетентного гражданина [1].
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, а также наличие некоторых навыков, которые не развиваются самостоятельно. Для младших школьников овладение сложными учебными навыками является важнейшей предпосылкой успешного обучения по всем предметам.
Трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о проблемах в развитии того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Недостаточное развитие навыков чтения приводит к нарушению мыслительных процессов и формирования памяти у детей. Этот тип нарушения приводит к медленной обработке информации и, как следствие, к низкому качеству обучения.
Актуальность работы заключается в формировании навыка чтения как совокупности сложных навыков и умений, которые базируются на знаниях и развиваются в ходе изучения всех школьных предметов. Развитие комплексных навыков чтения у учащихся начальных классов, обучение правильному, осознанному, свободному и выразительному чтению является одной из главных и, несомненно, актуальных задач начального образования. На протяжении многих лет они играют важную роль в человеческом развитии и образовании. Однако, несмотря на все это, навыки чтения являются и остаются важнейшим видом интеллектуальной и речевой деятельности, полное развитие навыков чтения требует целенаправленного и систематического подхода к совершенствованию навыков от класса к классу.
Навыки чтения являются основой и источником информации для изучения других академических предметов. Развитие навыков чтения является неотъемлемой частью развития литературоведческой компетенции, потому что учащиеся проявляют себя знающими, грамотными и талантливыми, особенно при чтении литературных произведений.
Помимо всего этого, педагогу необходимо развивать у обучающихся универсальные учебные действия, в соответствии с задачами развития и обучения младших школьников. Данные задачи прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Цель исследования - рассмотреть особенности совершенствования навыка чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать понятие «навык чтения» и его компоненты;
2.Описать психологические и физиологические особенности младших школьников для совершенствования навыка чтения;
3.Выделить педагогические условия и приемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе;
4.Рассмотреть методы совершенствования навыка чтения у младших школьников;
5.Провести диагностику развития навыка чтения у младших школьников;
6.Разработать методические рекомендации по совершенствованию навыка чтения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования - процесс совершенствования навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных педагогов: Т.В. Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р.А. Ткачева, Н.И. Жинкин, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова. Ученые-методисты занимались разработками основных этапов формирования навыка чтения, структурными элементами, речевыми механизмами чтения, на основе связи чтения с другими психическими процессами и их развитием.
Гипотеза исследования: развитие навыков чтения у младших школьников будет осуществляться эффективно, если на уроке будут использованы различные методы и приемы развития навыков чтения:
- игровые упражнения, направленные на повышение мотивации к чтению и уроку, а также на развитие техники чтения;
- речевые разминки, направленные на развитие выразительности чтения;
- методы продуктивного чтения на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), тестирование, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, родителями, педагогами дополнительного образования для формирования беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения у младших школьников.
База исследования: МОУ СОШ №5
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие навыка чтения и его компоненты
Проблема обучения чтению учащихся начальных классов является одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день.
Формирование навыков чтения в период начального школьного обучения является основной основой и служит залогом успешного развития учебной деятельности в дальнейшем при ее включении в систематическое школьное образование.
Чтение – это вид речевой деятельности. В соответствии с М.Р. Львовым «Чтение – это процесс кодирования графически написанного текста в звуковую речь, его понимания (при чтении вслух) или непосредственного кодирования в смысловые единицы (при самостоятельном чтении)» [19, c. 54].
Характеристика чтения – понимание текста, ее цель – решение конкретной задачи: узнать и повторить точку зрения автора, а затем читатель реагирует на эту точку зрения.
Нами были выделены три подхода в отношении преодоления нарушения чтения у обучающихся начальной школы, позиционированных тремя авторами:
По А.Н. Корневу чтение - это сложный вид деятельности, состоящий из ряда операций. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (способ, правильность, беглость) и смысловую (осознанность) [11, с. 51].
Процесс чтения по А.Н. Корневу представляет собой:
― узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
― соединение букв в слог (слогослияние);
― объединение слогов в слово;
― интеграция слов в законченную смысловую фразу [11, с. 67].
Л.С. Цветкова отмечает, что: «Современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) – с другой» [26, c. 98].
Р.И. Лалаева определяет чтение как сложный психофизиологический процесс, в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [13, с. 46].
Навыки чтения – это конкретные навыки и способности, которые необходимы обучающемуся в процессе прочтения и понимания текста. Это, прежде всего, понимание сказанного в тексте, правильное произношение слов, выразительное чтение, внимание к знакам препинания и содержанию, темп чтения [9, с. 14].
Навыки чтения состоят из таких компонентов, как осознанность (понимание), точность, экспрессия, темп (скорость) чтения и способ чтения. Выделенные компоненты по утверждениям М.Р. Львова, сначала формируется и используется ребенком как навык, а в процессе практики постепенно поднимается до уровня освоения, то есть с легкостью появляется автоматически. В результате возникают два аспекта навыков чтения - смысловой, который поддерживается процессом понимания прочитанного, и технический, который подчиняется первому и обслуживает его. Приоритетом здесь является смысловой аспект, то есть осмысление и понимание прочитанного текста [19, с. 58].
При оценке уровня понимания прочитанного текста проверяется понимание содержания текста (персонажи, диалоги, значение слов и т. д.) и идейный смысл произведения (что хочет сказать автор).
Способ чтения – необходимая составляющая техники обучения, влияющая на другие ее аспекты. Есть пять основных способов чтения [2, с. 69].
Продуктивные методы: плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Скорость (темп) чтения напрямую связана со способом чтения и понимания [14, с. 114].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
2.Андреев, О.А. Учимся читать быстро [Текст] / О.А. Андреев. - М.: «Университетское», 2012. - 192 с.
3.Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС [Текст] / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. - 160 с.
4.Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2010. - 360 с.
5.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. - 476 с.
6.Горбушина, Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей [Текст] / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 1981. - 160 с.
7.Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие [Текст] / Л.П. Доблаев. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. - 69 с.
8.Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. - 264 с.
9.Зайцев, В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя [Текст] / В.Н. Зайцев. - М: Просвещение, 2012. - 32 с.
10.Канцева, М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения [Текст] / М.Н. Канцева. - Оренбург. Изд. ООИУУ, 2013. -198 с.
11.Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Н Корнев. – СПб: МиМ, 1997. – 141 с.
12.Кузнецова, Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения [Текст] / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 81-83.
13.Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
14.Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. Заведений [Текст] / Б.А. Ланин. - М.: Эксмо, 2007. - 512 с.
15.Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
16.Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и пед. Психологии [Текст] / А.а. Леонтьев. - М.: Издательство МПСИ, 2004. - 535 с.
17.Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: «Знание», 2010. - 96 с.
18.Лурия, А.Р. Язык и сознание, под ред. Е. Д. Хомской [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1979. - 319 с.
19.Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская; под ред. М.Р. Львова. - М.: 2012. - 464 с.
20.Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: «Просвещение», 2015. - 224 с.
21.Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений [Текст] / под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Акадения», 2010. - 288 с.
22.Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - 246 с.
23.Мосунова, Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 [Текст] / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. - 291 с.
24.Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2003. - 198 с.
25.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений в 7 томах [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т. 5. - 591 с.
26.Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.
27.Боразнова, Г.Д. Техника обучения чтению [Текст] / Г.Д. Боразнова // «Пачатковая школа». - 2014. - №10. - С. 36-38.
28.Бурдыко, Н.А. Совершенствование чтения младших школьников [Текст] / Н.А. Бурдыко // Пачатковае навучанне. - 2003. - № 2.
29.Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст] / О.В. Джежелей // «Начальная школа». - 2011. - №1. - С. 33-38. 1
30.Ефросинина, Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе [Текст] / Л.А. Ефросинина// «Начальная школа». - 2014. - №4. - С. 11-16.
31.Козырева, А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения [Текст] / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». - 2010. - № 3. - С. 67-75.
32.Колганова, Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой [Текст] / Н.Е. Колганова// «Начальная школа». - 2013. - № 11. - С. 38-42.