Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования определена тем, что в современном мире методы оценки конкурентоспособности организаций являются значимым параметром для определения позиции на текущем рынке, кроме этого, результат оценки может использоваться как предпосылка к улучшению текущей позиции на рынке. В Российской Федерации и во всем мире розничная торговля является одной из самых конкурентных отраслей. Для того чтобы российские организации розничной торговли могли успешно развиваться на внутреннем и внешнем рынке необходимо выстроить правильную стратегию по улучшению уровня конкурентоспособности.
Конкуренция на рынке розничной торговли усложняется тем, что в условиях затяжного экономического кризиса для покупателя, зачастую, единственным мотивом покупки является цена товара, а не его качество и полезные свойства. Зачастую приобретаются «акционные» товары без всякой ориентации. В структуре розничных продаж на офлайн-рынке России в 2023 году на них приходится уже 64% товарооборота. При этом растёт и количество магазинов, которые ориентируются на данную товарную группу (такие магазины получили название «жёстких дискаунтеров»). Только за семь месяцев 2023 года число «жёстких дискаунтеров» увеличилось более чем на 2 тыс. [27]
Конкурентоспособность торговой организации имеет первостепенное значение для ее выживания и формирования устойчивых предпосылок для ее прогрессивного развития. В силу этого особую роль в оценке и управлении конкурентоспособностью торговыми организациями имеет выявление и сопоставление конкурентных преимуществ и конкурентных ограничений социально-экономических систем в розничной торговле (ритейле).
В соответствии с актуальностью цель исследования можно сформулировать следующим образом – разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности розничного торгового предприятия на примере магазина «Жизньмарт», г. Екатеринбург.
Задачи исследования:
– изучить подходы к определению понятия «конкурентоспособность» и «конкурентные преимущества»;
– рассмотреть методы анализа конкурентоспособности;
– провести анализ конкурентоспособности магазина «Жизньмарт», г. Екатеринбург;
– разработать рекомендации по созданию конкурентных преимуществ магазина «Жизньмарт», г. Екатеринбург.
Объект исследования – магазин «Жизньмарт», г. Екатеринбург.
Предмет исследования – конкурентоспособность магазина «Жизньмарт», г. Екатеринбург и пути её повышения.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных учёных, посвященные проблеме конкурентоспособности, а также статистическая информация организации.
В ходе исследования использовались общенаучные и экономико-статистические методы обработки данных: группировка, сравнение, ситуационный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что обоснованные автором концептуальные подходы, вытекающие из теоретико-методологических исследований, доведены до конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы предприятием в целях развития конкурентных преимуществ.
Конкуренция – (от лат. сoncurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке организациими в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции за счет удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей [21].
конкуренция начинает возникать, когда на потенциальном рынке сконцентрировалось достаточное число покупателей и продавцов на фоне присутствия относительно низких цен. в случае наличия большого числа продавцов, возникают много вариантов по приобретению товара. данное обстоятельство означает, что предприятиям нужно конкурировать, т. е. снижать цены и улучшать обслуживание. если для потребителей создан широкий выбор, компании должны постоянно предлагать приемлемые цены. Итак, конкуренция является фактором саморегулирования процессов, связанных со спросом и предложением. Кроме того, конкуренция делает товары более доступными для потребителей. данное явление в экономике именуется теорией невидимой руки [5].
Ни одна компания на реально конкурентном рынке не в состоянии манипулировать ценами, так как существует другой выбор. в целом же, на рынке должна присутствовать здоровая конкуренция.
Конечная цель деятельности любой организации – победа в конкурентной борьбе на основе закономерных и постоянных усилий организации в повышении потребительских свойств продукций и услуг.
«Продуктом» системы управления рыночными возможностями организации являются конкурентные преимущества. Подобно тому, как не существует организации без потребности в ее продуктах (услугах). так не существует рыночных возможностей без конкурентных преимуществ. Конкурентные преимущества делают организацию узнаваемой на рынке, защищают от воздействий конкурентных сил. Конкурентоспособность представляет собой результат, фиксирующий наличие конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество – это система, обладающая какой- либо эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Устойчивое конкурентное преимущество – это долгосрочная выгода от осуществления уникальной стратегии, направленной на создание ценности, которая в то же время не применяется ни существующими, ни потенциальными конкурентами и выгоды от использования которой не могут быть скопированы.
Существует несколько подходов к классификации видов и форм конкуренции.
Конкуренция, в первую очередь, подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция, как понятно из самого названия, связана с ценой, а точнее, с выгодным ценовым предложением от экономических субъектов своим клиентам. важным неценовым видом проявления конкуренции является метод привлечения клиентов при помощи лучшего качества товара.
Следующий подход к классификации: совершенная и несовершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция является идеальным проявлением рыночной экономики. Она характеризуется неограниченным количеством продавцов и покупателей на рынке, когда отсутствуют барьеры входа/выхода на рынок, что способствует снижению цен на продукцию или услуги настолько, насколько это возможно, то есть у производителя (продавца) отсутствует возможность диктовать цены, потому что в таком случае потенциальный покупатель заинтересуется продукцией конкурента. Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, когда отсутствуют необходимые для существования совершенной конкуренции условия. Как правило, выделяют несколько видов несовершенной конкуренции: монополия (фигурирует один производитель (продавец) товаров и услуг); олигополия (ситуация, когда конкурируют и доминируют на рынке несколько крупных производителей или продавцов); монополистическая конкуренция (ид конкуренции, когда существующие на рынке производители товаров занимаются производством схожих, но не абсолютно идентичных товаров, самих производителей немало, однако за счет разнородности товаров их именуют монополистическими конкурентами); монопсония (это так называемый рынок одного покупателя, не имеет значения, какова численность производителей, главное – это единоличность покупателя, в качестве примера можно привести случай с рынком тяжелого оружия); олигопсония (противоположная олигополии ситуация, то есть небольшое количество покупателей на рыке).
Ещё один подход к классификации конкуренции: добросовестная и недобросовестная конкуренция. Данные виды различаются по методам. Так если к основным методам добросовестно конкуренции будут относиться повышение качества продукции и её рекламирование, создание новых товаров и услуг снижение цен, то к методам, используемым при недобросовестной конкуренции можно отнести следующие: подкуп и шантаж, промышленный шпионаж, обман потребителей, валютные махинации и т.д. Методы, к которым прибегают при недобросовестно й конкуренции, связаны с условиями жестокой борьбы между товаропроизводителями. Как можно отметить, главным отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическом росту в любой у области экономики.
Для исследования конкурентоспособности предприятия используются различные методы, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
. Методика оценки конкурентоспособности организации на базе «4Р» основана на сравнительном анализе организации и предприятий- конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта «4Р» образуются по заглавным буквам названия этих факторов на английском языке. В приложении А представлен лист оценки конкурентоспособности с использованием методики «4Р». Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка, например, от 1 до 5 баллов.
Недостатком данного метода является то, что оценка факторов конкурентоспособности проводится экспертами [21].
2. Методика оценки конкурентоспособности организации Ж.Ж. Ламбена. Индикаторы оценки конкурентоспособности организации представлены в таблице 1.
Метод основан на сравнительной оценке конкурентоспособности организаций, действующих на товарном рынке.
Конкурентоспособность оценивается по 6 критериям (индикаторам) по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности определяется как отношение балльных оценок организаций к балльным оценкам лидера. Лидер – это компания, получившая наивысшую суммарную балльную оценку, ему присваивается коэффициент, равный 1. Высокий уровень конкурентоспособности достигается при коэффициенте от 1,0 до 0,9. Средний уровень – при коэффициенте от 0,9 до 0,7. Низкий уровень конкурентоспособности – при коэффициенте ниже 0,7. Алгоритм оценки конкурентоспособности:
– подсчитываются баллы по каждому конкуренту;
– выявляется конкуренте максимальным числом баллов, его коэффициент конкурентоспособности устанавливается равным 1;
– устанавливается коэффициент конкурентоспособности для конкурентов путем соотнесения суммы баллов каждого из них к сумме баллов лидера:
– в зависимости от значения коэффициента конкурентоспособности всем конкурентам присваиваются места.
3. Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности организации – установление иерархии организаций на основе сравнения их достижений в финансовой и других областях. Порядок определения рейтинговой оценки [14]:
1. получение исходной информации по всем сравниваемым организациим;
2. исходная информация представляется в виде матрицы, в которой по строкам вписываются значения показателей (i = 1, 2…., n), а по столбцам — сравниваемые организации (j = 1, 2…., m);
3. исходные показатели соотносите соответствующими показателями организации-конкурента (лучшего в отрасли, эталонного организации) по формуле [2]
Фрагмент для ознакомления
3
. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей».
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О защите конкуренции»
3. Александров, Ю. Л. Эволюция торговли: учебное пособие. / Ю. Л. Александров, М. В. Крылова, О. Т. Сартене. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2023. – 372 с.
4. Баженов, Ю. К. Коммерческая деятельность: учебник / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 3-е изд. – М. : Дашков и К°, 2023. – 286 с.
5. Базилевич, С.В. Управление конкурентоспособностью предприятия / С.В. Базилевич // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2 (28). – С. 473-489.
6. Белецкий, М. Д. Повышение конкурентоспособности продукта-mix, как Основное направление в развитии субъектов розничной торговли / М. Д. Белецкий // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 699-708.
7. Глазов, М.М. Предпосылки формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов / М.М. Глазов // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 2 (116). – С. 110-112.
8. Гутникова, О. Н. Основы организации торговли: учебник / О. Н. Гутникова. – 2-е изд. – М.: Дашков и К°, 2023. – 256 с.
9. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью: учебник / Л.П. Дашков. – М.: Дашков и К, 2023. – 398 с.
10. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц, О. В. Памбухчиянц. – 13-е изд. – М. : Дашков и К°, 2022. – 348 с.
11. Денисова, Н. И. Коммерческая деятельность предприятий торговли : учебное пособие / Н.И. Денисова. – М.: Издательство «Магистр», 2022. – 480 с.
12. Жулидов, С. И. Организация торговли: учебник / С.И. Жулидов. – М.: ФОРУМ, 2023. – 350 с.
13. Иванов, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Г.Г. Иванов. – М.: ФОРУМ, 2021. – 384 с.
14. Ильин, Д. Ю. О росте конкурентоспособности сети предприятий розничной торговли / Д. Ю. Ильин // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2022. – № 2(39). – С. 87-93.
15. Казакевич, Т.А. Организация и планирование деятельности предприятий торговли: учебное пособие для вузов / Т.А. Казакевич. – СПб.: Интермедия, 2013. – 186с.
16. Конкуренция: сущность, роль в экономике и виды / С. Хемзаева, М. Шукуров, Б. Нурыев, М. Отузов // A Posteriori. – 2023. – № 1. – С. 98-100.
17. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учебное пособие для вузов / Г.Д. Костина. - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2023. – 175с.
18. Лифшиц, А. С. О сопоставлении конкурентных преимуществ и конкурентных ограничений организации розничной торговли / А. С. Лифшиц, Д. Ю. Ильин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. – 2023. – № 2(56). – С. 14-22.
19. Меньшиков, Е. И. Оценка влияния инновационных инструментов на конкурентоспособность в сетевом ритейле / Е. И. Меньшиков, А. Б. Конобеева // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. – 2022. – № 4. – С. 211-220.
20. Оразбек, Е.А. Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятий / Е.А. Оразбек // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 31. – С. 904-913.
21. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учеб. Пособие / Т.Н. Парамонова. – М.: КноРус, 2022. – 396 c.
22. Рзун, И. Г. Клиентоориентированность как новый фактор формирования прибыли ритейлеров / И. Г. Рзун, О. С. Хлусова, Я. А. Гриневич // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 40(2). – С. 230-234.
23. Саркисян, Л. Г. Зеленый маркетинг как фактор конкурентоспособности в розничной торговле / Л. Г. Саркисян, М. К. Скороварова // Endless Light in Science. – 2022. – № 3-3. – С. 24-28. – DOI 10.24412/2709-1201-2022-2022-24-28.
14. Сергеева, Е. П. Правовое обеспечение коммерческой деятельности: практикум: учебное пособие / Е. П. Сергеева. – М.: РИПО, 2022. – 116 с.
15. Синяева, И. М. Маркетинг в торговле : учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – 7-е изд. – М.: Дашков и К°, 2022. – 396 с.
26. Тарасова, Е. Е. Продуктовый ритейл в России: особенности функционирования и направления развития / Е. Е. Тарасова, Е. В. Матузенко, О. А. Глазунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 4(101). – С. 177-188.
27. Токарь, Е. В. Трансформация потребительского поведения населения России в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды / Е. В. Токарь, А. А. Фирсова, М. Н. Вербицких // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 1(104). – С. 45-54.
28. Управление конкурентоспособностью предприятий розничной торговли / И. В. Ткаченко, О. С. Анисимова, В. А. Коломыца, Н. А. Бородина // Фундаментальные исследования. – 2022. – № 6. – С. 53-60.
29. Управление конкурентоспособностью : учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.] ; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 427 с.
30. Чернухина, Г. Н. Основы товародвижения в торговле: для студентов, обучающихся по образовательным программам по специальности «Коммерция (по отраслям)»: учебник / Г. Н. Чернухина, Н. Ю. Курганова. – М.: Университет Синергия, 2023. – 170 с.
31. Щукин, Д. С. Методы оценки конкурентоспособности организаций розничной торговли / Д. С. Щукин, В. А. Жеваго, С. Л. Блау // OpenScience. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 47-58.