Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что проблема лидерства находится постоянно в центре научного изучения, так как данный феномен является важной составляющей любого социума. Несмотря на то, что этому явлению посвящено много исследований, они в отношении понятия лидерства противоречивы. Это привело к появлению различных трактовок понятия, вариативности методов и форм изучения феномена и, как следствие, большого количества терминов, критериев, выводов. Широта рассмотрения понятия лидерства затрагивает большое количество наук. Феномен лидерства рассматривается в философии, социологии, социальной психологии, педагогике и др. науках. В отечественной психологии лидерство трактуется как фактор межличностного общения (А.В. Петровский, Б.Д. Парыгин и др.), в педагогике – в контексте влияния воспитательных возможностей коллектива на развитие лидерских качеств личности (А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский и др.). Проблема лидерства фокусирует на себе интерес многих исследователей как отечественных: А. И. Кравченко, И. О. Тюрина, Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина, так и зарубежных: Т. Маак, Н. Плес, Дж. Оуэн, Ф. Уайерсема, Дж. Кузес, Б. Познер, Ф. Хеллер, Э. Шейн, Р. Дафт, Дж. Юделовиц, Р. Кох, Р. Филд.
Тема развития лидерских качеств у студентов в период обучения становится все более актуальной, так как от этого во многом зависит формирование их личности и активной жизненной позиции в будущем.
К выпускникам предъявляются высокие требования: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех общего дела, умение организовать себя и свою работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности. Современный студент – это формирующаяся социально активная личность. Именно в период студенчества проявляется готовность к профессиональному самоопределению, возникает потребность самоопределения и самореализации, рождаются и начинают реализовываться жизненные планы.
Исследованию лидерских качеств студентов посвящены научные труды таких отечественных ученых как, Т.В. Бендас, Н.П. Фетискин, А.С. Чернышов и др. По мнению педагогов-психологов, проблема лидерских качеств в современном мире актуальна, так как они являются неотъемлемой частью личности. Эффективное формирование лидерских качеств и компетенций зависит от содержательных, организационных, психолого-педагогических условий развития личностного потенциала молодого поколения.
Цель исследования: проанализировать особенности активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе колледжа.
Объект исследования: студенты.
Предмет исследования: лидерские качества студентов.
В соответствии с целью исследования были поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие лидерства в психологических исследованиях.
2. Провести анализ подходов к изучению лидерского потенциала личности студента.
3. Изучить развитие лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе колледжа.
4. Провести эмпирическое исследование активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе колледжа.
5. Разработать рекомендации по активизации лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе колледжа.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью дальнейшего использования психологами разработанных рекомендаций, во время развития лидерских качеств студентов в образовательном процессе колледжа, ведь студентам важно раскрывать собственные лидерские качества.
Для решения сформулированных задач использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ для определения понятия лидерства в психологических исследованиях; понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы; моделирование использовалось для построения психологической модели работы со студентами для развития лидерских качеств в образовательном процессе колледжа.
Эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта; эксперимент по оценке лидерских качеств студентов; разработка рекомендаций развития лидерских качеств студентов в образовательном процессе колледжа.
Этапы исследования.
1. Первый этап – накопление и анализ методической, психологической литературы, касающейся выбранной темы исследования. Определение цели исследования, обоснование целей и задач, составление плана работы.
2. Второй этап - определение основных методов исследования, подбор диагностического инструментария.
3. Третий этап - уточнение теоретических положений работы, применение методов на практике.
4. Четвертый этап – анализ и обоснование выводов работы, обработка, теоретическое обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментального обучения, оформление работы.
Структура работы: соответствует логике научного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретическое исследование развития лидерских качеств студентов в системе вузовского образования
1.1 Понятие лидерства в психологических исследованиях
Интерес к такому понятию как лидерство можно объяснить следующим образом: лидерские способности - это основные показатели личности современного индивида. И как результат их развитие в различные периоды онтогенеза, это одна из основных задач практически каждой отрасли психологии. Имеющийся в настоящее время как теоретический, так и практический материал, был собран изначально в зарубежной психологии, а уже спустя определенный период времени и в российской психологии и помог развитию нового научного направления, а именно психологии лидерства. Первое эмпирическое исследование лидерства, независимо от его очевидного значения провели только в начале прошедшего столетия автором работы был Л. Термен [34].
Самое первое определение лидерства - это определение которое было основано на представлении лидера в качестве центра (средоточия) различных совместных процессов. Различные исследования, которые были проведены на базе данного определения, дали возможность для открытия ведущего значения лидера в работе различных групповых объединений. И именно в нем сосредоточены главные показатели того что есть группа, а в ней существует определенная активности по различным направлениям.
Самый большой всплеск интереса к установлению индивидуальных особенностей лидера можно было наблюдать в 20-х годах XX в., в то время наиболее пристальное внимание придавали изучению лидерских способностей, а также черт характера. В данном направлении были представлены определенные исследования, которые посвящались вопросам изучения лидерских способностей. В данной группе можно отметить исследование «великого человека» либо определенного героя, а также теорию лидерских качеств и кроме этого харизматическую лидерскую теорию. Ученые представившие данные исследования делали предположения о том, что лидерство - это итог индивидуальных особенностей характера личности. Теории, которые основаны на такие показатели лидерства до сих пор довольно популярны в психологии в рамках которой изучают варианты развития лидерских способностей индивида при помощи различных средств психологической практики.
Воздействие в качестве главной функции лидерства присуще направлению изучения лидерства, развивавшегося в первой половине XX в. Данное определение лидерства, как определял Р. Стогдилла, самое часто используемое в англоязычных литературных источниках. Применяется оно порой и в российской психологии [1].
Довольно часто применяют понятие лидерства исходя из которого это мастерство добиваться нужного подчинения от некоторых субъектов, а также различных социальных групп. В таких определениях лидерство связывают с процессом едино направленного воздействия субъекта на имеющихся у него последователей. Например, на основании теории Дж. Терри, лидерство - это влияние на определенную группы людей, которое способно побудить их к воплощению в жизнь определенных совместных целей. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик лидерство предопределили в качестве межличностного общения, которое возникает в каждой конкретной ситуации с применением коммуникационных функций и которое нацелено на реализацию определенной цели [34].
Кунц Г., Доннел С.О. пришли к выводам о том, что лидерство, это влияние на коллектив у которого есть совместные цели [12].
Довольно интересным является исследование лидерства с точки зрения имеющихся у него властных возможностей и которое было проведено М. Вебером. Исследуя варианты легитимизации властных полномочий лидером, автор представляет три варианта лидерства а именно: традиционное, а также рационально-легальное и кроме этого харизматическое [17].
Первое описание различных вариантов лидерства представил К. Левин, который предопределил авторитарный, а также демократический и кроме этого пассивный вариант лидерства [34].
Сравнение результата от применения не подтвердило ожидания относительно большой популярности, а также производительности от лидеров которым присущ демократический вариант руководства. По итогам проведенного исследования были получены данные о том, что наибольшая работоспособность и результативность присуща лидерам с авторитарным вариантом руководства. Современная интерпретация вариантов лидерства, обоснованная К. Левиным, была представлена К. Лайкертом [15].
Довольно большой популярностью среди психологов пользуется система вариантов лидерства, представленная Р. Блейком, Дж. Моутом, которую называют «управленческая решетка». Являясь двумерным вариантом по горизонтальной прямой представлена ориентация лидера на исполнение всевозможных заданий, а по вертикальной ориентация относительно различных людей. Данное направление хоть и неявно, но говорит о том, что на самом деле есть наилучший вариант лидерства [34].
Чаще всего лидерство связывают с той властью которая присуща лидеру над конкретным коллективом. Показательным в данном случае служит определение Блонделя в котором лидерство предопределено через ту власть, которая присуща одному либо группе индивидов и которая нацелена на побуждение других к исполнению определенных действий [24].
В это же время научное обоснование появилось у тех теорий, которые объединяли до этого несовместимые персоналистический, а также ситуационный подходы, при помощи которых можно было определять социальный контекст, в рамках которого представлен сам процесс лидерства. Предопределенные в этом варианте модели, состоящие в единстве внешних, а также внутренних показателей, воздействующих на лидера, указывают на те взаимоотношения, которые существуют между лидером и другими людьми. В указанную теорию возможно добавить ситуационные, а также личностно-ситуативные теории, всевозможные гуманистические варианты концепций. На основании данных теорий, лидер как может приспособиться к определенным критическим ситуациям, так начинает осознавать собственные лидерские способности именно во время данных ситуаций. Ученые делают предположения о том, что лидерство трансформируется в результате изменения реального положения вещей и представляют всевозможные факторы при помощи которых можно определить лидерство [34].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Ануфриева Ю.В. Педагогическое управление формированием лидерства в контексте ценностно-ориентированных технологий // Научное мнение. – 2019. - №2-1. – С.54-60.
2.Антонов Т.А. Психология политического лидерства // Трибуна ученого. - 2022. - № 12. - С. 31-33.
3.Абульханова К. А. Лидерство и руководство в развитии школ и организаций отечественной психологии // Познание и переживание. - 2022. - Т. 3. - № 1. - С. 90–109.
4.Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 132 с.
5.Бухарина А.Ю. Использование женской модели управления в персональной и корпоративной практике. Философия хозяйства. – 2018. - № 1(115). – С. 241–254.
6.Велиева С.В. Диагностика психических состояний и отношений в семье // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2018. № 10. С. 38–59.
7.Власов В.С. Термин лидерства в психологии // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 5. С. 162-164.
8.Гуртовенко С.Е., Кашин Д.О. Феномен лидерства в психологии // В сборнике: Избранные доклады 68-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2022. С. 533-534.
9.Гололобова Т.М. Особенности стиля управления компаниями // Вестник управления. – 2021. - № 12. С. 5–9.
10.Иванова Е.А. Роль университетов в системе подготовки предпринимателей // Экономическая среда. – 2020. – № 4(34). – С. 24-30.
11.Инновационные решения финансовых, социальных, технологических проблем цифрового общества: Монография / Г. В. Астратова, Ю. Ф. Аношина, Н. А. Березина [и др.]; Под общей редакцией Н.В. Парушиной. – Орел: Орловский государственный университет экономики и торговли, 2021. – 200 с.
12.Кабакова А.С. Психология лидерства в коллективе и организации // Обмен научными знаниями: актуальные вопросы и перспективные направления развития. сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 216-218.
13.Копылова О.Ю. Психология лидерства // Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.А. Руднева, под научной редакцией Л.Н. Горбуновой. Москва, 2023. С. 312-319.
14.Коваленко С.В., Давыдова А.А. Проблема сущности психологического тренинга в практической психологии // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 80.
15.Лидерство в бизнесе: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.Ю. Савинова, Е.Н. Васильева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 280 с.
16.Левкин В.Е. Психические состояния. М.: Юрайт, 2019. 231 с.
17.Марченко Е. М. Социально-психологические особенности взаимосвязи лидера и малой группы в деятельности клубов исторической реконструкции. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 164 с.
18.Михайлова Ц. А. Необходимость в лидере и лидерских качествах // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы IV Межд. научно-практ. конф. (Улан-Удэ, 2-4 декабря 2019 г.). – Улан-Удэ, 2019. – С. 232-233.
19.Мазилов, В.А. Современная общая психология: ключевые методологические проблемы. В кн.: Методология современной психологии. Вып. 12. М.-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2020. - С. 92–110.
20.Мальцева Т. В., Реуцкая И. Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» и «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 143 c.
21.Никитин Н.А. Гендерный аспект психологии лидерства // Самоуправление. - 2019. - Т. 2. - № 2 (115). - С. 127-128.
22.Психология управления: учеб. пособие / Ю.А. Мальцева, О.Ю. Яценко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 92 с.
23.Психология лидерства: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.А. Ильин. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 311 с.
24.Паштерян Д.И. Проблема лидерства в отечественной психологии // Психологическая наука и новые вызовы современности. сборник научных трудов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2023. С. 232-235.
25.Пахальян В.Э. Проблемы оценки развития профессиональных компетентностей при обучении взрослых // Практики развития: современные вызовы. Красноярск, 2018. С. 196–207.
26.Риппон Д. Гендерный мозг. Современная нейробиология развенчивает миф о женском мозге. М.: Бомбора, 2019. - 173 с.
27.Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-Journal. - 2019. - № 21-5 (45). - С. 36-39.
28.Романова С. А. Проблемы изучения социальных представлений // Вестник педагогики и психологии АлтГУ. – 2018. – № 4. – С. 60-68.
29.Синева Н.Л., Кашина Ю.Н., Принь О.В., Забавина Е.А., Соколов А.А. Психология лидерства // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 3-2. С. 121-126.
30.Семина Д. В. Зарубежные исследования психологии лидерства // Молодой ученый. - 2022. - № 37 (432). - С. 162-164.
31.Субботина Т.Н., Лукашина Е.В. Влияние гендерных особенностей на управление персоналом // Экономика и бизнес: Теория и практика. – 2021. - № 4–2. С. 172–175.
32.Санникова Е.А. Лидерство. Психология лидерства, Лидерская эффективность в управлении // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 24-26.
33.Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. Москва: Проспект, 2020. 512 с.
34.Фадеева Л.А., Старкова М.А. Политическое лидерство в современном мире: учебное пособие. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. 144 с.
35.Цыбульская Л.А., Глушакова А.А., Цыганок Д.С. Психология лидерства // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право. Сборник научных трудов. Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»; ФГАОУ ВО «Северо – Кавказский федеральный университет». Севастополь, 2020. С. 213-216.